Задание 1
Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Современные автомобили очень часто оснащаются эффективным средством защиты водителя и пассажиров от травм в случае аварии – подушками безопасности.
2) В некоторых современных автомобилях раскрытие подушек безопасности при непристёгнутых ремнях блокируется, так как в этом случае срабатывание подушек само по себе может стать причиной травмы водителя или пассажира.
3) Подушки безопасности, часто используемые в современных автомобилях, срабатывают с огромной скоростью и силой, и это может стать причиной травм водителя или пассажира.
4) В некоторых моделях автомобилей срабатывание подушек безопасности при непристёгнутых ремнях блокируется, поскольку эти подушки, раскрываясь с огромной силой, могут травмировать непристёгнутого водителя или пассажира.
5) В некоторых моделях современных автомобилей невозможно завести мотор, если предварительно не пристегнуть ремень безопасности.
(1)В некоторых моделях современных автомобилей раскрытие подушек безопасности при непристёгнутых ремнях автоматически блокируется. (2) Дело в том, что срабатывание подушек, происходящее с огромной скоростью, сродни сильному удару. (3)<…> тело непристёгнутого человека в момент аварии не будет зафиксировано ремнём и сместится в сторону, подушка не только окажется плохим помощником, но и сама может стать причиной серьёзной травмы.
Пояснение.
1) Ответ под номером 1 содержит неполную информацию: ничего не сказано о том, что подушка безопасности сама может стать причиной травмы.
|
2) Ответ под номером 2 содержит главную информацию.
3) Ответ под номером 3 содержит неполную информацию: не сказано, что раскрытие подушек безопасности при непристёгнутых ремнях в современных автомобилях блокируется.
4) Ответ под номером 4 содержит полную информацию.
5) Ответ под номером 5 противоречит содержанию текста.
Ответ: 24|42.
Задание 2
Самостоятельно подберите простой подчинительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении?
Пояснение.
Приведём верное написание.
<ЕСЛИ> тело непристёгнутого человека в момент аварии не будет зафиксировано ремнём и сместится в сторону, подушка не только окажется плохим помощником, но и сама может стать причиной серьёзной травмы.
Могут использоваться и другие синонимичные союзы.
Ответ: если.
Задание 3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СТОРОНА. Определите, в каком значении это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
СТОРОНА, ж.
1) Направление, а также пространство или местность, расположенные в каком-н. направлении от чего-н. Обе стороны.
2) Местность, страна (разг.). Дальняя с.
3) Человек, группа лиц, противопоставленных другим (офиц.). Прения сторон на суде. Выслушать обе стороны. Обязательства сторон. Высокие договаривающиеся стороны.
4) перен. Положение вне главных событий развития чего-н. Остаться в стороне.
5) Одна из поверхностей, один из боков чего-н. Лицевая, оборотная с. монеты.
|
Пояснение.
В третьем предложении текста слово «сторона» употреблено в значении №1:
1) Направление, а также пространство или местность, расположенные в каком-н. направлении от чего-н. Обе стороны
Ответ: 1
Задание 4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
плодонОсить
сверлИт
прИнятый
ждалА
углубИть
Пояснение.
Ошибка допущена в слове «плодонОсить». Верно ставить ударение на ИТЬ.
Ответ: плодоносить.
Задание 5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
В мире не счесть мастеров-виртуозов, АРТИСТИЧНО владеющих рисунком, живописью, композицией и создающих великолепные полотна.
Каждый вечер после спектакля у АРТИСТИЧЕСКОГО подъезда толпятся группы поклонниц в ожидании своего кумира.
В БЕДСТВЕННОМ положении находились жители селений, отрезанные наводнением от внешнего мира.
Игрушка — одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ взгляды лидера партии были хорошо известны.
Пояснение.
Ошибка допущена в предложении Игрушка — одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ — основанный на принципах демократии. По контексту подразумевается ДЕМОКРАТИЧНЫЙ.
Ответ: демократичное.
Задание 6
|
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
На собрание товарищества собственников квартир собралось тридцать человек жителей ближайших многоэтажек.
Пояснение.
Приведём верное написание.
На собрание товарищества собственников квартир собралось тридцать жителей ближайших многоэтажек.
В предложении лишним является слово «человек», т. к. слово «житель» включает в себя значение слова «человек».
Ответ: человек.
Задание 7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
СМОТРЕВ вперёд
лучшие ПАРИКМАХЕРЫ
о ТРЁХСТАХ участниках
около двух КИЛОГРАММОВ
все ВОЗРАСТЫ
Пояснение.
Неверно: смотрев вперёд. Это деепричастие, поэтому нужно подобрать либо верный суффикс, либо добавить приставку, а не менять его на глагол.
Корректно: смотря вперёд или посмотрев
Ответ: смотря|посмотрев.
Задание 8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ | |
А) ошибка в построении предложения с однородными членами. Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым В) неправильное построение предложения с косвенной речью. Г) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм Д) ошибка в употреблении имени числительного | 1) По длине—три тысячи шестьсот восемьдесят километров—Волга занимает первое место среди рек Европы. 2) Вопреки первоначальным планам, экспедиция затянулась на целых двадцать двое суток. 3) Сад отцветал, осыпАлся, но зато продолжал буйно густеть и темнеть. 4) Все, кто безрезультатно выступал раньше против назначения Ермолова, теперь вновь поднял голову. 5) Елизавета, воспитанная в строгих правилах, очень любила и восхищалась своей матерью. 6) Только поздней осенью, когда опадёт с деревьев пожелтевший и покрасневший лист, прижмут первые осенние заморозки, ягоды рябины становятся сладкими. 7) Когда римский император Веспасиан не успевал сделать за день ни одного доброго дела, он говорил с горечью, что «Друзья, я потерял день». 8) Взошло солнце, позолотило перила веранды и открывает вокруг необыкновенную чистоту и свежесть. 9) Затем я встретил бабушку, и она сказала мне, что скоро у меня будет новый отец. |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Пояснение.
А) ошибка в построении предложения с однородными членами в предложении 5 вызвана тем, что к двум сказуемым «любила» и «восхищалась» относится одно дополнение «матерью». Если восхищаться матерью можно, то любить матерью нельзя никак.
Приведём верное написание:
Елизавета, воспитанная в строгих правилах, очень любила свою мать и восхищалась ею.
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым в предложении 4. Подлежащее ВСЕ требует сказуемого во множественном числе.
Приведём верное написание:
Все, кто безрезультатно выступал раньше против назначения Ермолова, теперь вновь поднял И голову.
В) неправильное построение предложения с косвенной речью —в предложении 7.
Нельзя при косвенной речи оставлять местоимения 1 и 2 лица. Их нужно менять на 3 лицо.
Приведём верное написание:
Когда римский император Веспасиан не успевал сделать за день ни одного доброго дела, он говорил с горечью, обращаясь к друзьям, что он потерял день.
Г) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 8 вызвана тем, что из трёх сказуемых одно стоит в настоящем времени и имеет несовершенный вид, а два—в прошедшем, совершенного вида. Сказуемые должны соотноситься с друг другом по времени и виду.
Приведём верное написание:
Взошло солнце, позолотило перила веранды и открыЛО вокруг необыкновенную чистоту и свежесть.
Д) ошибка в употреблении имени числительного 2 вызвана тем, что нельзя сказать ни «двадцать два сутки», ни «двадцать две сутки», и остаётся, как «жест отчаяния», — «двадцать двое суток», но это не соответствует литературной норме. В нормативной речи эту грамматическую несочетаемость числительных 22, 23, 24
и т.п. с существительными, не имеющими формы единственного числа, мы преодолеваем или заменой таких существительных:
поход продолжался 22 дня, или изменением конструкции:
поход продолжался в течение двадцати двух суток.
Приведём верное (примерное) написание:
Вопреки первоначальным планам, экспедиция затянулась на целых двадцать два дня.
Ответ: 54782
Задание 9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) раздираемый (противоречиями), улетучиться, кредит
2) олицетворение, преобразовать, выросли
3) сетевой (шнур), умалять (значение), пятнистый
4) соберёт, абитуриент, поседеть (от горя)
5) отряхнуть, навевать (воспоминания), приласкать (щенка)
Пояснение.
Приведём верное написание.
1) раздираемый (противоречиями) — ЧГ, улетучиться — ПГ (полёт), кредит — НГ
2) олицетворение — ПГ (лИца) и ЧГ (творение), преобразовать — НГ и ПГ (образ), выросли — ЧГ
3) сетевой (шнур) — ПГ (сЕть), умалять (значение) — ПГ (мАло), пятнистый — ПГ (пЯтна)
4) соберёт — ЧГ, абитуриент — НГ, поседеть (от горя) — ПГ (сЕд)
5) отряхнуть — ПГ (стрЯхивает), навевать (воспоминания) — ПГ (вЕять), приласкать (щенка) — ПГ (лАска)
Ответ: 35.
Задание 10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) вз..браться (наверх), от..мстить, (помнить о делах) пр..отцов
2) ра..пределить, пере..дать (экзамен), ра..крошить
3) пр..кратить, пр..образовать, пр..возмочь
4) дез..нфекция, об..грать, без..мянный
5) ад..ютант, сверх..яркий, об..езд
Пояснение.
Приведём верное написание.
1) взобраться (наверх) − неизменяемая приставка, отомстить − неизменяемая приставка, (помнить о делах) праотцов − приставка пра- в значении «отдаленная степень родства по прямой линии»
2) распределить − приставка оканчивается на С-, потому что корень начинается с глухого согласного, пересдать (экзамен) − приставка С- неизменяемая, раскрошить − приставка оканчивается на С-, потому что корень начинается с глухого согласного
3) прекратить, преобразовать, превозмочь − приставка пре- в значении приставки пере-
4) дезинфекция, обыграть, безымянный − после русскоязычных приставок на согласный начальная гласная корня И меняется на Ы; после приставки дез- − не меняется.
5) адъютант − в корне иноязычного слова пишется Ъ − надо запомнить; сверхъяркий, объезд − после приставок на согласный перед йотированной гласной пишется Ъ
Ответ: 235.
Задание 11
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) свидань..це, больш..нство
2) (худенькое) плеч..ко, форел..вый (салат)
3) нищ..нский, облиц..вать (фасад плиткой)
4) коленч..тый, нов..зна
5) снеж..к, печ..ный (картофель)
Пояснение.
Приведём верное написание:
1) свиданьице − существительные среднего рода имеют суффикс -ИЦ-, если ударение предшествует суффиксу, большинство − -ИНСТВ- в словах большинство́, меньшинство́, старшинство́ (с ударением на окончании)
2) (худенькое) плечико − при склонении Е выпадает, а И нет, форелевый (салат) − без ударения суффикс -ев-
3) нищенский − суффикс -инск- пишется в прилагательных, образованных от основ, заканчивающихся на -ин, -и(ы), а(я), в остальных случаях пишется суффикс -енск- (нищенский), облицевать (фасад плиткой) − форме 1 лица (Я) настоящего или будущего времени глагол оканчивается на -УЮ: облицую, поэтому суффикс -ева-
4) коленчатый, новизна
5) снежок − под ударением в суффиксах существительных пишем О после шипящего, печёный (картофель) − в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных -ЁНН- и -ЁН-
Ответ: 13.
Задание 12
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) трепещ..щий (листок), (врачи) леч..т
2) закашля..шься, ненавид..мый
3) (газон) выгор..т (на солнце), устро..вший (встречу)
4) понаде..вшийся (на удачу), беспоко..щийся
5) муч..щий (меня вопрос), (участки) гранич..т (с лесом)
Пояснение.
Приведём верное написание:
1) трепещущий (листок) − от глагола 1 спряжения, (врачи) лечат − 2 спряжение
2) закашляешься − 1 спряжение, ненавидимый − верно образованные и правильно написанные причастия имеют в суффиксе ту же букву, что и глаголы в 1 лице множественного числа
3) (газон) выгорит (на солнце) − 2 спряжение, устроивший (встречу) − из основы инфинитива переходит гласная И (эта буква—та же самая, что и перед Л в глаголах прошедшего времени: устроил)
4) понадеявшийся (на удачу) − из основы инфинитива переходит гласная я (эта буква—та же самая, что и перед Л в глаголах прошедшего времени: понадеялся), беспокоящийся − от глагола 2 спряжения
5) мучащий (меня вопрос) − от глагола 2 спряжения, (участки) граничат (с лесом) − 2 спряжение
Ответ: 345.
Задание 13
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Коту Тимофею (не)меньше десяти лет.
Воздух, ещё (не)ставший знойным, приятно освежает.
(Не)сули журавля в небе, дай синицу в руки.
У Насти были (не)правильные, но приятные черты лица.
Николай провалился в тяжкий, (не)облегчающий душу сон.
Пояснение.
Приведем верное написание:
Коту Тимофею не меньше десяти лет.
Воздух, ещё не ставший знойным, приятно освежает.
Не сули журавля в небе, дай синицу в руки.
У Насти были неправильные, но приятные черты лица.
Николай провалился в тяжкий, не облегчающий душу сон.
Ответ: НЕПРАВИЛЬНЫЕ.
Задание 14
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)ПОСЛЕДСТВИИ выяснилось ТАК(ЖЕ), что Иван собирался переехать к матери в деревню.
Я собирался вернуться поздно, (ПО)ЭТОМУ решил оставить жене записку с просьбой не беспокоиться и ложиться спать без меня, хотя знал, что она (ВСЁ)РАВНО будет ждать моего возвращения.
Я (С)РАЗБЕГУ влетел в кабинет отца и торопливо стал рассказывать ему, что имел (В)ВИДУ Коля, когда говорил о школе.
КАК(БЫ) там ни было, библиотекарю отчего-то стало НЕ(ПО)СЕБЕ.
Егорка пошёл (В)ГЛУБЬ тёмного чулана, ЧТО(БЫ) отыскать ящик.
Пояснение.
Приведём верное написание, раскроем скобки.
ВПОСЛЕДСТВИИ выяснилось ТАКЖЕ, что Иван собирался переехать к матери в деревню. − Наречие ВПОСЛЕДСТВИИ пишется слитно. Союз ТАКЖЕ пишется слитно (можно заменить на союз И: и впоследствии выяснилось)
Я собирался вернуться поздно, ПОЭТОМУ решил оставить жене записку с просьбой не беспокоиться и ложиться спать без меня, хотя знал, что она ВСЁ РАВНО будет ждать моего возвращения. — Наречие ПОЭТОМУ пишется слитно. Сочетание местоимения ВСЁ с наречием РАВНО пишется раздельно.
Я С РАЗБЕГУ влетел в кабинет отца и торопливо стал рассказывать ему, что имел В ВИДУ Коля, когда говорил о школе. — Существительное с предлогом пишется раздельно.
КАК БЫтам ни было, библиотекарю отчего-то стало НЕ ПО СЕБЕ. − Местоименное наречие КАК с частицей БЫи местоимение СЕБЕ с частицей НЕ и предлогом ПО пишутся раздельно.
Егорка пошёл В ГЛУБЬ тёмного чулана, ЧТОБЫотыскать ящик. − Если в предложении есть зависимое слово, значит, существительное «глубь» с предлогом «в-» пишется раздельно. Союз ЧТОБЫпишется слитно (БЫнельзя убрать или переставить в другое место предложения)
Ответ: впоследствии также|также впоследствии.
Задание 15
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.