Ефремов, Я. В.
Е92 Микроэкономика: практикум для студентов экономических специальностей / Я. В. Ефремов, Е. Н. Ефремова; М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. – Гомель: БелГУТ, 2013. – 77 с.
ISBN 978-985-554-144-9
Рассматриваются важнейшие понятия и категории микроэкономики, всестороннее усвоение которых позволит сформировать современное экономическое мышление и повысить эффективность закрепления управленческих знаний студентов. Практикум содержит примеры решения задач, тестовые задания, аналитические упражнения и задачи по темам основных разделов микроэкономики.
Предназначен для студентов экономических специальностей.
УДК 330.101.542 (075.8)
ББК 65.012.2
ISBN 978-985-554-144-9 | © Ефремов Я. В. Ефремова Е. Н., 2013 | |
© Оформление. УО «БелГУТ», 2013 |
ВВЕДЕНИЕ
Микроэкономика является базисом экономического образования студентов. В рамках данной дисциплины изучаются взаимосвязи между рыночными субъектами хозяйствования, модели поведения потребителей и взаимодействия фирм на рынке, особенности функционирования рынков факторов производства, рассматриваются такие понятия, как внешние эффекты, общественные блага и асимметричность информации.
Современная микроэкономика базируется на экономико-математическом моделировании и статистическом анализе. В свою очередь, математические модели в микроэкономике основываются на вербальных моделях, описывающих основные принципы взаимоотношений элементов экономической системы, а исходным материалом для вербального моделирования выступают экономические законы.
Задачами практикума являются:
- оказание методической помощи при подготовке к практическим занятиям по дисциплине «Микроэкономика»;
- проверка студентами своих знаний основных терминов и категорий экономической науки;
- применение теоретических знаний при выполнении расчетных и аналитических заданий.
Выполнение студентами всей совокупности заданий позволит приобрести необходимые навыки для глубокого познания существующих микроэкономических взаимосвязей и оценки конкурентоспособности отраслей национальной экономики Республики Беларусь.
Содержание практикума соответствует типовой программе «Микроэкономика».
Т е м а 1
ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ
А. Основные вопросы темы
1 Предмет микроэкономики.
2 Концепция экономического рационализма. Роль цен в размещении ресурсов.
3 Применение и границы микроэкономической теории. Микроэкономическая теория и практика.
4 Методы микроэкономического анализа.
Б. Тесты
1 Микроэкономика – это:
а) часть экономической теории, изучающая экономические взаимоотношения между людьми и определяющая общие закономерности их хозяйственной деятельности;
б) наука о принятии решений, изучающая поведение агрегированных экономических субъектов;
в) наука о функционировании национального комплекса страны;
г) часть экономической теории, изучающая экономические отношения между национальными хозяйствующими комплексами в мировой экономике на микроуровне.
2 Какой из перечисленных тезисов относится к концепции экономического рационализма:
а) на поведение потребителя оказывают влияние внешние факторы (зависть, подражание);
б) потребитель не обладает полной информацией о рынке;
в) потребитель стремится наилучшим образом удовлетворить свои потребности;
г) производитель при принятии решения о производстве товаров руководствуется исключительно потребностями покупателя.
3 Предельный анализ означает, что:
а) теория должна получить частичное или косвенное подтверждение на практике;
б) исследование должно выполняться в строгой последовательности;
в) экономические явления анализируются в постоянно изменяющемся виде;
г) в научном исследовании используются модели, максимально приближенные к реальной действительности.
4 К категории микроэкономики не относится:
а) домашние хозяйства;
б) потребитель;
в) фирма;
г) фискальная политика;
д) рынок.
5 Представителем Австрийской школы маржинализма является:
а) Дж. Б. Кларк;
б) А. Маршалл;
в) А. Пигу;
г) Э. Бём-Баверк;
д) Л. Вальрас.
6 Если цена на товар сократилась на 10 %, а объём спроса возрос на 20 %, то коэффициент эластичности спроса по цене будет равен:
а) 10 %;
б) –10 %;
в) 0,5;
г) –0,5;
д) –2.
7 Если цена на товар А возросла, а объём спроса на товар Б сократился, товары А и Б являются:
а) взаимодополняемыми;
б) взаимозаменяемыми;
в) независимыми;
г) товар А – предмет роскоши, товар Б – продукт низшего качества;
в) товарами первой необходимости.
8 При увеличении налога на производителя товара рыночное равновесие изменится следующим образом:
а) равновесная цена увеличится, объём увеличится;
б) равновесная цена увеличится, объём сократится;
в) равновесная цена сократится, объём увеличится;
г) равновесная цена сократится, объём сократится;
д) рыночное равновесие не изменится.
9 Прибыль – это:
а) превышение величины издержек над доходам;
б) разница между полезностью и потребностью;
в) сумма объёма спроса и предложения;
г) рентабельность, выраженная в процентах;
д) нет верного ответа.
10 Предельные издержки рассчитываются по формуле:
а) ;
б) ;
в) TR = РQ;
г) Pr = TR – TC;
д) .
11 Распределение налогового бремени между потребителем и продавцом в теории спроса и предложения зависит:
а) от полезности товара, реализуемого на рынке;
б) эластичности спроса и предложения;
в) параметров рыночного равновесия;
г) того, кто является плательщиком налога.
12 Общий продукт достигает своего максимального значения, когда предельный:
а) больше 0;
б) меньше 0;
в) равен 0;
г) динамика общего продукта не зависит от значения предельного продукта.
13 Наклон изокосты зависит:
а) от соотношения объёма использования труда и капитала;
б) величины издержек на приобретение факторов производства;
в) прибыли фирмы;
г) соотношения цен на используемые факторы производства;
д) дохода фирмы;
е) величины предельной нормы технологического замещения.
В. Задачи на повторение
Задача 1.1. Функция спроса на хлеб характеризуется уравнением:
,
где Qd – величина спроса;
I – доход;
P 1 – цена хлеба;
P 2 – цена макарон.
Определите:
а) функцию спроса на хлеб при доходе 10 тыс. ден. ед. в месяц и цене макарон 250 ден. ед. за 1 кг;
б) цену, при которой спрос на хлеб будет равен нулю;
Постройте кривую спроса на хлеб.
Задача 1.2. Индивидуальное предложение фирмы описывается уравнением: . На рынке действуют пять фирм. Определите уравнение общего рыночного предложения.
Задача 1.3. На основании данных таблицы 1.1 определите равновесную цену и равновесный объём выпуска, постройте соответствующий график.
Т а б л и ц а 1.1 – Величина спроса и предложения товара на рынке
Цена (P), ден. ед. | |||||
Объём спроса (Qd), шт. | |||||
Объём предложения (Qs), шт. |
Задача 1.4. На рисунке 1.1 представлена модель конкурентного рынка: Выполните следующие задания:
а) определите уравнение спроса и предложения;
б) определите выигрыш покупателей и продавцов, величину общественной выгоды;
в) предположим, что на данный товар введён налог в размере 3 ден. ед. на единицу товара, уплачиваемый продавцом. Изобразите графически последствия введения налога;
г) определите равновесные цены и равновесный объем, сложившийся на рынке после введения налога;
д) подсчитайте общую сумму получаемого государством налога;
е) определите выигрыш покупателя и продавца после введения налога. Сравните с выигрышем до введения налога;
ж) определите чистые потери общества от введения налога.
Рисунок 1.1 – Модель конкурентного рынка
Задача 1.5. Спрос и предложение на отечественном рынке сахара задаются линейными уравнениями. В 2000 г. равновесная цена была равна 2000 ден. ед. за 1 кг, а равновесное количество – 10000 кг в день. В точке равновесия коэффициент ценовой эластичности спроса был равен , а коэффициент ценовой эластичности предложения . Кроме того, известно, что в связи с появлением на рынке большого количества импортного сахара из Польши спрос на сахар белорусского производства сократился на 40 %.
Считая, что предложение отечественного сахара осталось на прежнем уровне, определите равновесный объём и цену в новых условиях.
Т е м а 2
ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ
А. Основные вопросы темы
1 Проблема оценки потребителем общей полезности потребляемых благ: кардинализм (количественный подход) и ординализм (порядковый подход).
2 Аксиомы ординалистского подхода. Функция полезности и кривые безразличия потребителя. Свойства кривых безразличия. Предельная норма замещения
3 Бюджетная линия потребителя, ее свойства. Функция бюджетной линии.
4 Равновесия потребителя в ординализме.
5 Изменение цены товара и сдвиги бюджетной линии. Кривая «цена – потребление» для различных видов благ.
6 Изменение дохода потребителя и сдвиги бюджетной линии. Кривая «доход – потребление» для различных видов благ. Кривые Энгеля.
7 Эффект дохода и эффект замещения и их влияние на величину спроса различных видов благ при изменении цены.