ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ




Ефремов, Я. В.

Е92 Микроэкономика: практикум для студентов экономических специальностей / Я. В. Ефремов, Е. Н. Ефремова; М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. – Гомель: БелГУТ, 2013. – 77 с.

ISBN 978-985-554-144-9

 

 

Рассматриваются важнейшие понятия и категории микроэкономики, всестороннее усвоение которых позволит сформировать современное экономическое мышление и повысить эффективность закрепления управленческих знаний студентов. Практикум содержит примеры решения задач, тестовые задания, аналитические упражнения и задачи по темам основных разделов микроэкономики.

Предназначен для студентов экономических специальностей.

 

УДК 330.101.542 (075.8)

ББК 65.012.2

 

ISBN 978-985-554-144-9   © Ефремов Я. В. Ефремова Е. Н., 2013
    © Оформление. УО «БелГУТ», 2013

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Микроэкономика является базисом экономического образования студентов. В рамках данной дисциплины изучаются взаимосвязи между рыночными субъектами хозяйствования, модели поведения потребителей и взаимодействия фирм на рынке, особенности функционирования рынков факторов производства, рассматриваются такие понятия, как внешние эффекты, общественные блага и асимметричность информации.

Современная микроэкономика базируется на экономико-математическом моделировании и статистическом анализе. В свою очередь, математические модели в микроэкономике основываются на вербальных моделях, описывающих основные принципы взаимоотношений элементов экономической системы, а исходным материалом для вербального моделирования выступают экономические законы.

Задачами практикума являются:

- оказание методической помощи при подготовке к практическим занятиям по дисциплине «Микроэкономика»;

- проверка студентами своих знаний основных терминов и категорий экономической науки;

- применение теоретических знаний при выполнении расчетных и аналитических заданий.

Выполнение студентами всей совокупности заданий позволит приобрести необходимые навыки для глубокого познания существующих микроэкономических взаимосвязей и оценки конкурентоспособности отраслей национальной экономики Республики Беларусь.

Содержание практикума соответствует типовой программе «Микроэкономика».

 


Т е м а 1

ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ

А. Основные вопросы темы

1 Предмет микроэкономики.

2 Концепция экономического рационализма. Роль цен в размещении ресурсов.

3 Применение и границы микроэкономической теории. Микроэкономическая теория и практика.

4 Методы микроэкономического анализа.

Б. Тесты

1 Микроэкономика – это:

а) часть экономической теории, изучающая экономические взаимоотношения между людьми и определяющая общие закономерности их хозяйственной деятельности;

б) наука о принятии решений, изучающая поведение агрегированных экономических субъектов;

в) наука о функционировании национального комплекса страны;

г) часть экономической теории, изучающая экономические отношения между национальными хозяйствующими комплексами в мировой экономике на микроуровне.

 

2 Какой из перечисленных тезисов относится к концепции экономического рационализма:

а) на поведение потребителя оказывают влияние внешние факторы (зависть, подражание);

б) потребитель не обладает полной информацией о рынке;

в) потребитель стремится наилучшим образом удовлетворить свои потребности;

г) производитель при принятии решения о производстве товаров руководствуется исключительно потребностями покупателя.

 

3 Предельный анализ означает, что:

а) теория должна получить частичное или косвенное подтверждение на практике;

б) исследование должно выполняться в строгой последовательности;

в) экономические явления анализируются в постоянно изменяющемся виде;

г) в научном исследовании используются модели, максимально приближенные к реальной действительности.

 

4 К категории микроэкономики не относится:

а) домашние хозяйства;

б) потребитель;

в) фирма;

г) фискальная политика;

д) рынок.

 

5 Представителем Австрийской школы маржинализма является:

а) Дж. Б. Кларк;

б) А. Маршалл;

в) А. Пигу;

г) Э. Бём-Баверк;

д) Л. Вальрас.

 

6 Если цена на товар сократилась на 10 %, а объём спроса возрос на 20 %, то коэффициент эластичности спроса по цене будет равен:

а) 10 %;

б) –10 %;

в) 0,5;

г) –0,5;

д) –2.

 

7 Если цена на товар А возросла, а объём спроса на товар Б сократился, товары А и Б являются:

а) взаимодополняемыми;

б) взаимозаменяемыми;

в) независимыми;

г) товар А – предмет роскоши, товар Б – продукт низшего качества;

в) товарами первой необходимости.

 

8 При увеличении налога на производителя товара рыночное равновесие изменится следующим образом:

а) равновесная цена увеличится, объём увеличится;

б) равновесная цена увеличится, объём сократится;

в) равновесная цена сократится, объём увеличится;

г) равновесная цена сократится, объём сократится;

д) рыночное равновесие не изменится.

9 Прибыль – это:

а) превышение величины издержек над доходам;

б) разница между полезностью и потребностью;

в) сумма объёма спроса и предложения;

г) рентабельность, выраженная в процентах;

д) нет верного ответа.

 

10 Предельные издержки рассчитываются по формуле:

а) ;

б) ;

в) TR = РQ;

г) Pr = TR – TC;

д) .

 

11 Распределение налогового бремени между потребителем и продавцом в теории спроса и предложения зависит:

а) от полезности товара, реализуемого на рынке;

б) эластичности спроса и предложения;

в) параметров рыночного равновесия;

г) того, кто является плательщиком налога.

 

12 Общий продукт достигает своего максимального значения, когда предельный:

а) больше 0;

б) меньше 0;

в) равен 0;

г) динамика общего продукта не зависит от значения предельного продукта.

 

13 Наклон изокосты зависит:

а) от соотношения объёма использования труда и капитала;

б) величины издержек на приобретение факторов производства;

в) прибыли фирмы;

г) соотношения цен на используемые факторы производства;

д) дохода фирмы;

е) величины предельной нормы технологического замещения.


В. Задачи на повторение

Задача 1.1. Функция спроса на хлеб характеризуется уравнением:

,

где Qd – величина спроса;

I – доход;

P 1 – цена хлеба;

P 2 – цена макарон.

Определите:

а) функцию спроса на хлеб при доходе 10 тыс. ден. ед. в месяц и цене макарон 250 ден. ед. за 1 кг;

б) цену, при которой спрос на хлеб будет равен нулю;

Постройте кривую спроса на хлеб.

 

Задача 1.2. Индивидуальное предложение фирмы описывается уравнением: . На рынке действуют пять фирм. Определите уравнение общего рыночного предложения.

 

Задача 1.3. На основании данных таблицы 1.1 определите равновесную цену и равновесный объём выпуска, постройте соответствующий график.

Т а б л и ц а 1.1 – Величина спроса и предложения товара на рынке

Цена (P), ден. ед.          
Объём спроса (Qd), шт.          
Объём предложения (Qs), шт.          

 

Задача 1.4. На рисунке 1.1 представлена модель конкурентного рынка: Выполните следующие задания:

а) определите уравнение спроса и предложения;

б) определите выигрыш покупателей и продавцов, величину общественной выгоды;

в) предположим, что на данный товар введён налог в размере 3 ден. ед. на единицу товара, уплачиваемый продавцом. Изобразите графически последствия введения налога;

г) определите равновесные цены и равновесный объем, сложившийся на рынке после введения налога;

д) подсчитайте общую сумму получаемого государством налога;

е) определите выигрыш покупателя и продавца после введения налога. Сравните с выигрышем до введения налога;

ж) определите чистые потери общества от введения налога.

Рисунок 1.1 – Модель конкурентного рынка

 

Задача 1.5. Спрос и предложение на отечественном рынке сахара задаются линейными уравнениями. В 2000 г. равновесная цена была равна 2000 ден. ед. за 1 кг, а равновесное количество – 10000 кг в день. В точке равновесия коэффициент ценовой эластичности спроса был равен , а коэффициент ценовой эластичности предложения . Кроме того, известно, что в связи с появлением на рынке большого количества импортного сахара из Польши спрос на сахар белорусского производства сократился на 40 %.

Считая, что предложение отечественного сахара осталось на прежнем уровне, определите равновесный объём и цену в новых условиях.

Т е м а 2

ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ

А. Основные вопросы темы

1 Проблема оценки потребителем общей полезности потребляемых благ: кардинализм (количественный подход) и ординализм (порядковый подход).

2 Аксиомы ординалистского подхода. Функция полезности и кривые безразличия потребителя. Свойства кривых безразличия. Предельная норма замещения

3 Бюджетная линия потребителя, ее свойства. Функция бюджетной линии.

4 Равновесия потребителя в ординализме.

5 Изменение цены товара и сдвиги бюджетной линии. Кривая «цена – потребление» для различных видов благ.

6 Изменение дохода потребителя и сдвиги бюджетной линии. Кривая «доход – потребление» для различных видов благ. Кривые Энгеля.

7 Эффект дохода и эффект замещения и их влияние на величину спроса различных видов благ при изменении цены.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: