Гипотеза стационарного состояния.




«Сторонники теории вечного существования (стационарного состояния) жизни считают, что Земля никогда не возникала, а существовала вечно, и вместе с ней всегда существовали различные виды живого. Но при этом некоторые виды животных вымерли, некоторые изменились, а некоторые остались прежними. Большая часть аргументов в пользу этой теории основана на исследованиях палеонтологов, выявивших исчезновение некоторых видов животных в процессе эволюции, отсутствие следов переходных звеньев между разными видами живого и все более высокими оценками возраста Земли. Вследствие этого авторы и сторонники этой модели говорят, что жизнь на Земле никогда не возникала, а существовала всегда. В разные геологические эпохи менялись лишь формы жизни. Еще они полагают, что и различные виды животных существовали всегда, что у каждого вида есть лишь две возможности существования: изменение численности или вымирание.

Эту гипотезу называют иногда гипотезой этернизма (от лат. eternus — вечный). Концепция вечной Вселенной, до сих пор характерна для восточных религий, таких как индуизм и буддизм. С точки зрения современных астрономических знаний эта гипотеза не рассматривается как научная.Гипотеза была предложена немецким ученым В. Прейером в 1880 г».

 

Идеи самозарождения

«Данная концепция также зародилась давно, и долгое время была единственной альтернативной креационизму. Идея о самопроизвольном зарождении жизни появилась в результате повседневных наблюдений за тем, как в мусорных кучах, гниющих отбросах постоянно появляются личинки, черви, мухи. Поскольку о существовании микроорганизмов в те далекие времена не было ничего известно, то считалось, что все низшие организмы появляются путём самозарождения. Ученые Средневековья, например, допускали, что рыбы могли зародиться из ила, мыши — из грязи, мухи — из мяса и т.д. Подобных взглядов придерживались многие известные ученые (Аристотель, Парацельс, Коперник, Галилей, Декарт и др.), благодаря авторитету которых концепция самопроизвольного зарождения жизни смогла существовать так долго».

«Однако начиная с XVII в. стали накапливаться данные, противоречащие такому пониманию происхождения жизни. Итальянский врач Франческо Реди (1626–1697) в 1668 г. проделал опыт.

Демонстрация опыта Ф. Реди

Он поместил мертвых змей в разные сосуды, причем одни сосуды накрыл кисеей, а другие оставил открытыми. Налетевшие мухи отложили яйца на мертвых змеях в открытых сосудах, вскоре из яиц вывелись личинки. В накрытых сосудах личинок не оказалось. Таким образомРеди доказал, что белые черви, появляющиеся в мясе змей, — личинки флорентийской мухи, и что если мясо закрыть и предотвратить доступ мух, то оно не «произведет» червей. Опровергнув концепцию самозарождения, Реди высказал мысль о том, что жизнь может возникнуть только из предшествующей жизни».

«В XVIII в. и в первой половине XIX втеория самозарождения жизни снова стала популярна. Теорию защищали немецкий математик и философ Г. Лейбниц (1646—1716), французский натуралист Ж. Бюффон (1707—1788), ирландский натуралист, физик, аббат Дж. Нидхэм (1713—1781). Возможность самозарождения допускал Эразм Дарвин — эволюционист, дед Чарлза Дарвина. Даже Ж. Б. Ламарк в 1809 г. писал о возможности самозарождения грибков и некоторых паразитов.

Они утверждали, что в живых организмах существует особая «жизненная сила». По мнению виталистов (от лат.вита—жизнь), «жизненная сила» присутствует всюду. Достаточно лишь «вдохнуть» ее, и неживое станет живым. Наиболее остро встал вопрос после открытия микроорганизмов. Наблюдения показывали, что в плотно закрытой колбе с мясным бульоном или сенным настоем через некоторое время обнаруживаются микроорганизмы. Дж. Нидхэм кипятил мясо в закрытом сосуде и через некоторое время обнаруживал в бульоне микроорганизмы. Казалось, самозарождение бактерий было доказано. В ту пору не было известно, что некоторые бактерии или их споры выдерживают длительное кипячение.

Появление книги Ч. Дарвина вновь поставило вопрос о том, как возникла жизнь на Земле. Французская академия наук в 1859 г. назначила специальную премию за попытку осветить по-новому вопрос о самопроизвольном зарождении. Эту премию спустя три года (в 1862 г.) получил знаменитый французский ученый Луи Пастер».

Инсценировка «Опыт Л. Пастера»

«Луи Пастер (1822— 1895) провел эксперимент, по простоте соперничавший со знаменитым опытом Реди. Он кипятил в колбе различные питательные среды, в которых могли развиваться микроорганизмы. При длительном кипячении в колбе погибали не только микроорганизмы, но и их споры. Помня о возражении виталистов, что «жизненная сила» не может проникнуть в запаянную колбу, Пастер соединил колбу с наружным воздухом длинной s-образной трубкой. Споры микроорганизмов оседали на внутренней поверхности тонкой изогнутой трубки и не могли проникнуть в питательную среду. Хорошо прокипяченная питательная среда оставалась стерильной, в ней не наблюдалось самозарождения микроорганизмов, хотя доступ воздуха (а с ним и пресловутой «жизненной силы») был обеспечен».

Виталистам был нанесен сокрушительный удар. Было доказано, что принцип «Все живое – из живого» справедлив для всех известных организмов на нашей планете. Однако, все эти исследования породили другую проблему – откуда взялся первый живой организм?».

 

Гипотеза панспермии

Практически одновременно с опытами Пастера немецким ученым Г. Рихтером была высказана гипотеза о занесении живых существ на Землю из космоса, получившая позднее название концепции панспермии. Согласно этой гипотезе жизнь в виде «семян» широко распространена в космосе, откуда зародыши простых организмов могли попасть в земные условия и дать начало эволюции всего живого, породив таким образом все многообразие земной жизни. То есть данная теория допускала возможность возникновения жизни в разное время в разных частях Галактики и перенесения ее на Землю тем или иным способом.

Основную идею концепции панспермии разделяли крупнейшие ученые конца XIX в. У. Томсон (барон Кельвин), Г. Гельмгольц, В.И. Вернадский, С. Аррениус и др. С. Аррениус(1907) считал, что споры жизни могут переноситься под действием светового давления. Довольно большое число сторонников имеет эта концепция и в наши дни. Ф. Крик и Л. Орджел (1973) считали, что жизнь на нашу планету была привнесена при помощи НЛО.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: