Нацелено на получение новой информации




ПОЗНАНИЕ МИРА

Особенностью человека, отличающей его от всех иных живых существ, является способность мыслить, создавать в своем мозгу идеальные образы окружающего нас мира. Мы познаем этот мир, устанавливаем связи между предметами и явлениями, и через это познание учимся жить, ориентироваться во времени и пространстве. Некоторые ученые даже говорят о любознательности, познавательном инстинкте как о врожденной потребности человека. Познание, знание было тем светом, который вывел наших далеких предков из тьмы дикости к современной цивилизации.

Способность к познанию окружающего мира, самого себя и своего места в мире является уникальным отличием человека.

Выполняя задания по данной дидактической единице предполагает следующее: учащиеся понимают, что познание – это особый вид человеческой деятельности, направленный на получение достоверного знания об изучаемом предмете, и умеют различать (как на теоретическом уровне, так и на конкретном примере) его основные элементы.

Познаниепроцесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение реальности в его сознании, а результатомполучение нового знания об окружающем мире.

ПОЗНАНИЕ - это активное отражение действительности в сознании человека, процесс постижения им фактов, явлений, законов действительности;

Что сближает познание с другими видами деятельности и что отличает его от них?

В качестве объекта возьмем простое природное вещество – уголь и сравним познавательное (познавательная деятельность) и производственно-техническое (трудовая деятельность) отношение к нему.

Линии сравнения Познавательная деятельность Трудовая деятельность
ЦЕЛЬ Узнать строение вещества, его свойства, распространение в природе, соединение с другими веществами Добывать это полезное ископаемое для производственных и бытовых нужд
Средства Научное изучение предмета методами различных наук: химии, геологии, географии и др. Производственная добыча с помощью машин и других технических средств
Результат Знание о предмете, его свойствах Выданные «на-гора» тонны угля

 

Таким образом, цель познавательной деятельностиполучение знания о рассматриваемом предмете: его свойствах, структуре, составе, связях с другими предметами.

Особенности познания выявляются через его сравнение с другими видами деятельности.

 

Процесс познания, как бы он не проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: субъекта и предмета познания.

Процесс познания

Субъект познания – это носитель познавательной активности Объект познания – это все то, на что направлена познавательная деятельность субъекта. Результат познания
- познающий человек, наделенный волей и сознанием, или коллектив; - все общество. - познаваемый предмет (процесс, явление, внутреннее состояние человека); - весь окружающий мир. Знание

Условия познания – это материальные средства, используемые в познании (орудия, природы и т.д.), информация, социальная среда, условия труда и т.д.

 

Проблемы познания – его природу, отношения знания и реальности, истину и ее критерии – изучает специальный раздел философии – теория познания, или гносеология (от греч. знание и учение).

Познаваем ли мир? Способен ли человек в своих представлениях и понятиях составить верную картину действительности?

Большинство философов отвечает на этот вопрос положительно, утверждая, что человек располагает достаточными средствами, позволяющими познавать окружающий его мир. Такая позиция называется гностицизмом, а представители ее – гностиками.

Вместе с тем существуют философы, отрицающие возможность достоверного познания. Такая позиция называется агностицизмом (от греч. – недоступный познанию, непознаваемый). Агностицизм следует определить как учение, отрицающее полностью или частично возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества, познание не дает достоверных сведений и мире.

Элементы агностицизма содержаться в релятивизме, который утверждает, что все в мире относительно. Релятивизм послужил источником скептицизма. Скептицизм (греч. рассматривающий, критикующий) – это философское направление, не отрицая принципиальной возможности познания мира, выдвигающее сомнение (особенно сомнение в надежности истины) в качестве принципа мышления в том, что все знания о мире носят достоверный характер.

Познание представляет собой процесс творческой деятельности человека, направленный на формирование его знания о мире, на основе которого возникают образы, идеи и мотивы дальнейшего поведения. В процессе познания действительность воспроизводится в сознании людей.

Как осуществляется процесс познания? Мы что-то видим, слышим, прикасаемся рукой, чувствуем запах, устанавливаем вкус, ощущаем отдельные свойства предметов и явлений, начинаем связывать их воедино, воспринимая предмет в системе окружающего мира, формируем представление о предмете и подобных ему. Таким образом, прежде всего в процесс познания включаются органы чувств, поэтому первая ступень познавательной деятельности человека называется чувственное познание. Мы улавливает внешние свойства отдельных предметов и явлений, создаем в своем сознании их образ, представляем конкретный предмет в ряду подобных ему. Можно сказать, что органы чувств являются для нас теми воротами, через которые мир вторгается в наше сознание.

Человека всегда волновал вопрос о том, что он может узнать о мире и о себе. И мудрейшие из мудрейших – философы, подобные Сократу, Конфуцию, Лао Цзы, - убежденно говорили о том, что человеку открыта лишь ничтожная часть мироздания, что только невежда может почитать себя всезнайкой. Чем больше познает человек, чем более он приобщается к мудрости, тем больше понимает, какая бездна непознанного его окружает. Но со временем подобное отношение к возможностям человеческого познания стало меняться.

Любопытство – качество, присущее исключительно человеческому роду, - толкало людей на постижение законов природы и своего существа. Эти законы зачастую приходили к людям как озарение, как открытие. Например, знаменитый физик И.Ньютон, как повествует легенда, открыл закон всемирного тяготения в тот момент, когда ему на голову с дерева упало яблоко. Химик Д.И.Менделеев во сне увидел систематизированные в периодическую таблицу химические элементы и сформулировал периодический закон. Этим открытиям предшествовала длительная и кропотливая работа ученых исследователей над изучаемой проблемой, и озарение стало наградой за их самоотверженное служение науке. Особенно бурное развитие научных знаний пришлось на ХХ век. Человек преодолел земное притяжение и вышел в космическое пространство, проник в тайны микромира, открыл излучения и поля, уловить которые способны только самые совершенные приборы. Одно из недавних сенсационных открытий 2000 года – расшифровка генома человека – генетического года, содержащего информацию о человеческой природе.

Кстати, в прошлом человечество уже сталкивалось с подобными проблемами, когда казалось, что мир изучен и ничего нового уже не узнать. И было это не далее как сто лет назад, тогда повсеместно закрывались кафедры теоретической физики. Но эра великих открытий была уже на подходе – Рентген, который открыл излучение, М.Планк, создавший квантовую теорию света и, наконец, А.Эйнштейн, сформулировавший основы теории относительности.

 

 

Познание в отличие от труда:

1.предполагает наличие цели 2.имеет практическое значение

3. направлено на получение знаний о предмете

4.предусматривает соответствие цели и средств

Комментарий. Два варианта ответа в этом задании – первый и последний – содержат признаки любой деятельности, следовательно, не могут служить критерием различия двух указанных в условии видов деятельности. Если говорить о практическом значении, то для трудовой деятельности оно очевидно, не лишены практического приложения и многие результаты познавательной деятельности. А вот направленность на получение нового знания действительно присуща именно познавательной деятельности (это не означает, что приращения знаний не дает деятельность, к примеру, в производственной области, однако там это своего рода побочный продукт магистрального направления по созданию новых материальных ценностей).

В познании, как и любом другом виде деятельности, есть свои объекты (изучаемый предмет) и субъекты (познающие люди), оно имеет определенные цели, собственные способы и средства и приводит к известным результатам.

Средствами познания выступает наблюдение, анализ, эксперимент и другие методы, используемые в различных науках, а также во вненаучном познании (философии, познании средствами искусства, обыденном познании).

Результат этой деятельности, как видим, прямо соотносится с цельюполучение достоверного знания об изучаемом предмета.

Круг объектов познавательной деятельности очень широк. Так, если объектом трудовой деятельности может быть только доступный для нашего непосредственного воздействия предмет, то познавать мы можем, к примеру, удаленные от нас на многие тысячи световых лет звезды.

Цель познания – в достижении истины, в правильном, достоверном знании об окружающей действительности

Познание в отличие от общения:

1.является проявлением человеческой активности

2.способствует развитию личности 3.осуществляется всегда индивидуально

нацелено на получение новой информации

Комментарий. Особенность познавательной деятельности выражается прежде всего в ее направленности на получение нового знания. Что касается первых двух вариантов ответа, то они присущи обоим указанным в условии видам деятельности. Некоторые сомнения может вызвать третья альтернатива. Конечно, образы, понятия, суждения рождаются не в каком-то коллективном органе мысли, а в голове отдельного человека. Однако человек соотносит свои выводы с суждениями других людей, обменивается информацией, при изучении сложных объектов взаимодействует с другими исследователями.

Отличие познавательной деятельности ученого от познавательной деятельности школьника состоит в том, что ученый:

1.использует эксперимент 2.подходит к работе творчески

3.развивает свои интеллектуальные возможности



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: