Раздел 1. Педагогика и психология высшей школы: теоретико-методологические аспекты
Тема 1. Педагогика и психологии высшей школы как наука
1. Определение предмета педагогики и психологии высшей школы.
2. Основные категории педагогики и психологии высшей школы.
3. Система педагогических наук и связь педагогики с другими науками.
Тот, кто увлекается практикой без теории,
подобен капитану, который вступает на корабль
без руля и компаса – он никогда не уверен, куда плывет.
(Леонардо да Винчи)
Определение предмета педагогики и психологии высшей школы.
Исторически педагогика складывалась как наука о воспитании детей. Это нашло свое выражение и в названии самой науки: слово педагогика происходит от греч. paidos - дитя и ago -веду, то есть «детовождение». В Древней Греции так называли рабов, которые сопровождали детей рабовладельцев в школы, позднее – вольнонаёмных людей, которые занимались наставничеством, воспитанием и обучением детей. Называли их ещё педономами, дидаскалами, мастерами.
Постепенно сфера применения педагогики расширялась, накапливался и обобщался опыт педагогической деятельности. В результате педагогика превратилась в систему педагогических наук, включающую в себя различные отрасли: общую педагогику, дошкольную педагогику, школьную педагогику, профессиональную педагогику, специальную педагогику, сравнительную педагогику, социальную педагогику, военную педагогику и др.
В настоящее время большую актуальность приобрела педагогика высшей школы, призванная разрабатывать педагогические проблемы подготовки студентов к профессиональной деятельности.
Высшее образование можно рассматривать как визитную карточку страны, индикатором и рычагом ее прогресса, а людей с высшим образованием – теми, кто его обеспечивает. ППВШ должна прийти на помощь высшему образованию, учебным заведениям, руководителям, преподавателям, студентам в реализации их миссий, целей и задач.
|
Педагогика и психология высшей школы – это наука о закономерностях воспитания, образования, обучения и развития студентов, разрабатывающая на их основе теорию, методику, технологию организации и управления этим процессом.
Объектом «Педагогики и психологии высшей школы» является педагогический процесс, предполагающий взаимодействие преподавателя и студента, направленное на формирование у будущих специалистов системы фундаментальных специальных знаний, умений и навыков, способов деятельности, а также личностных качеств, являющихся основой профессиональной компетентности педагога.
Предметом педагогики и психологии высшей школы является личность студента, его профессиональная подготовка, личностно-профессиональное и психофизиологическое развитие.
Целью дисциплины «Педагогика и психология высшей школы» является исследование закономерностей воспитания, обучения и развития студентов и разработка на этой основе путей совершенствования процесса подготовки квалифицированного специалиста в условиях в условиях высшего учебного заведения.
Педагогика выполняет следующие функции:
Ø научно-теоретическую (познание сущности педагогических явлений и процессов, раскрытие закономерностей, структуры, механизмов, специфики протекания педагогических процессов);
|
Ø конструктивно-техническую (планирование, методика, организации и реализации, совершенствование педагогического процесса);
Ø прогностическую (развитие педагогической теории, тенденции развития педагогических проблем и явлений, перспективы развития образовательных учреждений разного типа и вида).
Педагогическая наука и практика решает различные вопросы, связанные с воспитанием, обучением и образованием подрастающего поколения (табл. 1).
Табл.1
Вопросы, решаемые наукой педагогикой
Вопрос | Аспект в педагогике | ||||||||
Для чего необходимы воспитание и | Цель воспитания и целеполагания в целостном | ||||||||
обучение, и какие цели и задачи | педагогическом процессе | ||||||||
решают? | |||||||||
Кто и ради кого осуществляет | Субъекты | педагогического процесса | (субъекты | ||||||
воспитание и обучение? | воспитания: | личность, семья, | школа, | общество, | |||||
государство) | |||||||||
Чему учить и какие ценности | Содержание воспитания и обучения (содержанием в | ||||||||
передать | в | целостном | общем виде выступает культура в самом широком | ||||||
педагогическом процессе? | понимании) | ||||||||
Как учить? | Методы, средства, организационные формы | ||||||||
обучения и воспитания и общие принципиальные | |||||||||
подходы к их разработке | |||||||||
Где учить и воспитывать и какими | Система, виды и формы образования | ||||||||
должны | быть | существующие | в | ||||||
стране | педагогические | системы | и | ||||||
образовательные модели? | |||||||||
Кому и как управлять системой | Управление | педагогическими | системами | и | |||||
образования? | образовательными моделями, кадры для этих задач |
|
Задачи курса:
− анализ социально-исторических характеристик системы высшего образования в России и за рубежом;
− анализ содержания форм и методов обучения, развития и воспитания студентов в высшем учебном заведении;
− изучение и моделирование новых технологий обучения и воспитания в высшем учебном заведении;
− анализ методов контроля и оценка успешности студентов на основе системного подхода;
− раскрытие механизмов формирования и развития студентов как будущих специалистов.