Определение предмета педагогики и психологии высшей школы.




Раздел 1. Педагогика и психология высшей школы: теоретико-методологические аспекты

Тема 1. Педагогика и психологии высшей школы как наука

1. Определение предмета педагогики и психологии высшей школы.

2. Основные категории педагогики и психологии высшей школы.

3. Система педагогических наук и связь педагогики с другими науками.

 

Тот, кто увлекается практикой без теории,

подобен капитану, который вступает на корабль

без руля и компаса – он никогда не уверен, куда плывет.

(Леонардо да Винчи)

 

Определение предмета педагогики и психологии высшей школы.

Исторически педагогика складывалась как наука о воспитании детей. Это нашло свое выражение и в названии самой науки: слово педагогика происходит от греч. paidos - дитя и ago -веду, то есть «детовождение». В Древней Греции так называли рабов, которые сопровождали детей рабовладельцев в школы, позднее – вольнонаёмных людей, которые занимались наставничеством, воспитанием и обучением детей. Называли их ещё педономами, дидаскалами, мастерами.

Постепенно сфера применения педагогики расширялась, накапливался и обобщался опыт педагогической деятельности. В результате педагогика превратилась в систему педагогических наук, включающую в себя различные отрасли: общую педагогику, дошкольную педагогику, школьную педагогику, профессиональ­ную педагогику, специальную педагогику, сравнительную педа­гогику, социальную педагогику, военную педагогику и др.

В настоящее время большую актуальность приобрела педа­гогика высшей школы, призванная разрабатывать педагогиче­ские проблемы подготовки студентов к профессиональной дея­тельности.

Высшее образование можно рассматривать как визитную карточку страны, индикатором и рычагом ее прогресса, а людей с высшим образованием – теми, кто его обеспечивает. ППВШ должна прийти на помощь высшему образованию, учебным заведениям, руководителям, преподавателям, студентам в реализации их миссий, целей и задач.

Педагогика и психология высшей школы это наука о закономерностях воспитания, образования, обучения и развития студентов, разрабатывающая на их основе теорию, методику, технологию организации и управления этим процессом.

Объектом «Педагогики и психологии высшей школы» является педагогический процесс, предполагающий взаимодействие преподавателя и студента, направленное на формирование у будущих специалистов системы фундаментальных специальных знаний, умений и навыков, способов деятельности, а также личностных качеств, являющихся основой профессиональной компетентности педагога.

Предметом педагогики и психологии высшей школы является личность студента, его профессиональная подготовка, личностно-профессиональное и психофизиологическое развитие.

Целью дисциплины «Педагогика и психология высшей школы» является исследование закономерностей воспитания, обучения и развития студентов и разработка на этой основе путей совершенствования процесса подготовки квалифицированного специалиста в условиях в условиях высшего учебного заведения.

Педагогика выполняет следующие функции:

Ø научно-теоретическую (познание сущности педагогических явлений и процессов, раскрытие закономерностей, структуры, механизмов, специфики протекания педагогических процессов);

Ø конструктивно-техническую (планирование, методика, организации и реализации, совершенствование педагогического процесса);

Ø прогностическую (развитие педагогической теории, тенденции развития педагогических проблем и явлений, перспективы развития образовательных учреждений разного типа и вида).

 

Педагогическая наука и практика решает различные вопросы, связанные с воспитанием, обучением и образованием подрастающего поколения (табл. 1).

Табл.1

Вопросы, решаемые наукой педагогикой

 

  Вопрос       Аспект в педагогике    
Для чего необходимы воспитание и Цель воспитания и целеполагания в целостном
обучение, и какие цели и задачи педагогическом процессе      
решают?                
Кто и ради кого осуществляет Субъекты педагогического процесса (субъекты
воспитание и обучение?     воспитания: личность, семья, школа, общество,
          государство)        
Чему учить и какие ценности Содержание воспитания и обучения (содержанием в
передать в целостном общем виде выступает культура в самом широком
педагогическом процессе?   понимании)        
Как учить?       Методы, средства, организационные формы
          обучения и воспитания и общие принципиальные
          подходы к их разработке      
Где учить и воспитывать и какими Система, виды и формы образования    
должны быть существующие в          
стране педагогические системы и          
образовательные модели?            
Кому и как управлять системой Управление педагогическими системами и
образования?       образовательными моделями, кадры для этих задач  

 

 

Задачи курса:

− анализ социально-исторических характеристик системы высшего образования в России и за рубежом;

− анализ содержания форм и методов обучения, развития и воспитания студентов в высшем учебном заведении;

− изучение и моделирование новых технологий обучения и воспитания в высшем учебном заведении;

− анализ методов контроля и оценка успешности студентов на основе системного подхода;

− раскрытие механизмов формирования и развития студентов как будущих специалистов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: