II. Вхождение человека в организацию. Обучение при вхождении в организацию.




Тема 6 «Социализация личности в организации»

План

I. Сущность процесса социализации. Организационная социализация.

II. Вхождение человека в организацию. Обучение при вхождении в организацию.

III. Девиантное поведение в организации.

 

I. Сущность процесса социализации. Организационная социализация.

Социализация личности – это адаптация личности к окружающей среде, усвоение ею тех принципов и норм поведения, которые существуют, изменение индивидуальных установок в случае их несоответствия организационным.

Социализация это двусторонний процесс: с одной стороны – это усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны – это процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Социализация включает в себя различные этапы, стадии. Выделяют три стадии социализации (Г. Андреева) – дотрудовая, трудовая и послетрудовая (социологический подход).

Дотрудовая стадия охватывает детский, подростковый и юношеский возраст.

На раннем этапе социализации велика роль родителей, семьи, оказывающих первичное, наиболее эмоциональное, непосредственное, сильное, продолжительное, непрерывное социальное воздействие на ребенка. На социализацию влияют дошкольные воспитательные учреждения, школа, различные детские коллективы, друзья. Именно здесь ребенок получает первые представления о гражданской жизни, учится соблюдению формальных требований дисциплины и порядка, учится взаимодействовать и общаться со своими сверстниками, со старшими по статусу - учителями. Особенно важен и труден для социализации юношеский период (переходный), когда человеку приходится постоянно делать ответственный выбор (в самом широком смысле слова): профессии, партнера по браку, системы ценностей и т.д. Это период наиболее интенсивного принятия жизненно важных решений. В юношеском возрасте все большую роль в социализации играют вторичные социальные группы: различные организации и учреждения, вузы, средства массовой информации, которые расширяют объем знаний о мире, обеспечивают высокопрофессиональную и широкую гуманитарную мировоззренческую подготовку юношей и девушек.

Трудовая стадия связана со зрелостью личности, реализацией и углублением ею социального опыта.

В период трудовой деятельности особую актуальность в деле социализации личности приобретает трудовой коллектив. На этапе зрелой личности социализация не завершается, а носит вторичный характер и часто называется ресоциализацией. Особенностями ресоциализации является то, что она опирается на накопленный жизненный опыт, профессиональные знания, сложившиеся мировоззренческие, нравственные основы и потому оказывает менее интенсивное и глубокое воздействие на личность. Ресоциализация происходит постоянно на протяжении всей жизни личности и представляет собой процесс усвоения взрослыми новых идей, ценностей, норм, идеалов, статусов, ролей, навыков.

Специфика последтрудовой стадии социализации заключается в реализации потенциала людей пенсионного возраста.

На этапе старости интенсивность социализации еще больше уменьшается и принимает больше форму адаптации личности к новым условиям.

 

 

Организационная социализация.

Организационная социализация – это процесс, в рамках которого личность усваивает ценности, раскрывает способности, формирует требуемое поведение и социально-культурный кругозор, важные для приобретения веса в организации и участия в ней в качестве полноправного ее члена.

Основные составляющие организационной социализации:

• изменение установок, ценностей и форм поведения личности;

• непрерывность процесса социализации в течение некоторого периода времени;

• приспособление к новым должностным обязанностям, рабочим группам и работе внутри организации;

• взаимное влияние новых сотрудников и их руководителей.

 

II. Вхождение человека в организацию. Обучение при вхождении в организацию.

Вхождение человека в организацию – это особый, сложный и важный процесс социализации, от успешности которого зависит дальнейшее развитие как члена организации, так и самой организации.

Процессу вхождения человека в организацию всегда сопутствует решение нескольких проблем. Во-первых, это проблема адаптации человека к новому окружению, решение которой не всегда проходит успешно, так как требуется правильное взаимодействие обеих сторон: человека и организационного окружения. Во-вторых, это проблема коррекции или изменения поведения человека, без которых во многих случаях невозможно войти в организацию. В-третьих, это проблема изменений и модификаций в организации, которые происходят даже тогда, когда организация уже имеет вакансию, свободное место для человека и сама принимает человека на это место в соответствии с ее потребностями и критериями отбора. От решения данных проблем зависит не только то, сможет ли человек войти в организацию, но и то, как человек будет работать в организации, как будет строиться его взаимодействие с организационным окружением, а следовательно то, насколько успешно будет развиваться организация.

Необходимым условием успешного вхождения в организацию является изучение основных сторон жизнедеятельности организации, ценностных, поведенческих и нормативных характеристик. К ним относятся:

миссия и основные цели организации;

допустимые и предпочтительные средства, которые могут быть использованы для достижения целей организации;

имидж и отличительный образ, который имеет и создает организация;

принципы, правила и нормы, обеспечивающие отличительные особенности и существование организации как единого организма;

обязанности, которые должен будет взять на себя человек, вступив в определенную роль в организации;

поведенческие стандарты, которым должен будет следовать человек, выполняя заданную работу.

При вхождении человека в организацию важным является процесс обучения нового сотрудника. Это одно из мероприятий успешной адаптации. Новому сотруднику необходимо осознавать значимость этого обучения, он должен понимать, что обучение на этапе вхождения поможет преодолеть те трудности, которые могут возникнуть будущем между ним и организационным окружением. Необходимые знания и информацию человек может получить наблюдая за поведением других людей, при беседах с коллегами и руководством и путём получения инструктажа со стороны соответствующих лиц.

 

 





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!