Линейные сооружения пассажирской службы и организация их работы
Чтобы создать необходимые условия пребывания пассажиров в местах ожидания, посадки-высадки пассажиров из автобусов, строят и оборудуют автовокзалы, автостанции, автопавильоны и служебные автомобильные станции.
1. Типовые проекты предусматривают классификацию АВ и АС:
В зависимости от вместимости:
АВ на 100, 200, 300 и 500 пассажиров;
АС – до 25 и от 50 до 75 пассажиров.
2. В зависимости от пропускной способности, т.е. возможное количество автобусов, прибывающих и отправляющихся в час максимальной нагрузки, на классы:
I. Класс – свыше 20 авт/час
II. Класс – от 11 до 20 авт/час
III. Класс – от 7 до 10 авт/час
IV. Класс – до 6 авт/час.
Территорию автовокзалов и автостанций оборудуют указателями и ограждениями необходимыми для направления движения пассажиров и размещения транспорта. На перроне осуществляется прием и отправление автобусов, посадка-высадка пассажиров и он состоит:
a) Платформ с постами для установки автобусов при посадке-высадке пассажиров;
b) Площадок для маневрирования проездов и отстоя автобусов.
Перроны оснащают системами сигнализации и управления по приему и отправке автобусов. Над перроном отправления обязательно должен быть навес, а тротуар должен располагаться выше проезжей части на 250-300 мм.
Зона перрона, к кромке которой ставится автобус, носит название поста посадки (высадки). Могут быть три возможных положения автобусов относительно перрона:
> Прямолинейное
> Гребенчатое (торцевое, косоугольное)
> Уступом.
Пассажирские здания, предназначенные для обслуживания пассажиров, организации и управления транспортным процессом, могут быть одноэтажными и многоэтажными.
|
Автовокзалы предназначены для обслуживания пассажиров междугородных сообщений, их строят на конечных пунктах автомобильных линий и крупных транспортных узлах. Автовокзалы – это комплекс сооружений, состоящих из пассажирского здания, внутренней территории с перронами посадки-высадки пассажиров, площадки отстоя, уборки и осмотры автобуса, привокзальной площади с подъездами и стоянками городского транспорта, хозяйственная зона.
Основными функциями автовокзалов являются:
> Бытовое обслуживание пассажиров во время нахождения на автовокзале;
> Диспетчерское руководство движением транспортных средств;
> Управление пассажиропотоками на территории автовокзала;
> Коммерческие операции и контроль;
> Операции технического обслуживания;
> Учет и анализ перевозок пассажиров;
> Организация быта и отдыха автобусных бригад;
> Содержание помещений и территорий в чистоте.
Для пассажиров на территории автовокзалов создаются посадочные площадки и залы ожидания, имеются билетные кассы, камеры хранения багажа и ручной клади, гостиницы, буфеты, комнаты матери и ребенка, справочное бюро, телефон-автомат, киоски и другие бытовые помещения.
На каждый автовокзал оформляется паспорт, который содержит:
> Суточное число обслуживаемых пассажиров;
> Количество отправлений автобусов по видам сообщений;
> Число мест в камере хранения;
> Генеральный план и планировку пассажирского здания;
> Схему размещения служб;
> Систему перронов с оповещением.
Системы радио сопровождения автобусов с передачей оперативной информации о времени отправления с остановочных пунктов, наличие свободных и освобождающихся по прибытии мест – улучшает качество обслуживания пассажиров, контроль за движением автобусов.
|
Пассажирские автостанции предназначены для обслуживания пассажиров междугородных и пригородных сообщений на конечных и транзитных остановочных пунктах маршрутов.
К автостанциям относятся линейные сооружения на автобусных маршрутах для приема и отправления автобусов, посадки-высадки пассажиров, а также обслуживания и размещения персонала автомобильного транспорта.
Автостанция состоит из:
► пассажирского здания в блоке с перроном;
► площадки для отстоя автобусов между рейсами;
► служебныых помещений.
В помещениях автостанций имеются: билетные кассы, буфет, камера хранения ручной клади и багажа и т.п.
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫПАССАЖИРСКИХ ТЕРМИНАЛОВ
Обустройство и информационное обеспечение пассажирских терминалов и остановочных пунктов на них должно соответствовать требованиям технических нормативных правовых актов.
Оказание услуг на пассажирском терминале автомобильному перевозчику производится согласно соответствующим договорам между оператором терминала и автомобильным перевозчиком.
На пассажирском терминале оказываются следующие виды услуг: реализация билетов, управление прибытием и отправлением автобусов, контроль экипировки и санитарного состояния автобусов, бытовое обслуживание пассажиров, водителей, кондукторов и другие.
На пассажирском терминале, обеспечивающем пригородные, междугородные или международные автомобильные перевозки пассажиров, должны иметься:
|
► надпись с наименованием пассажирского терминала;
► указатели с номерами на платформах, а при необходимости - с названиями конечных пунктов маршрутов или направлениями;
► схема размещения помещений и служб;
► расписание отправления и прибытия автобусов с указанием номера платформы;
► таблица расстояний и тарифы на проезд;
► перечень категорий граждан, которые имеют право на льготы по оплате проезда на автомобильном транспорте или внеочередное приобретение билетов;
► схемы размещения пассажирских мест в автобусах;
► перечень оказываемых пассажирам услуг;
► информация о номерах телефонов, по которым осуществляется бронирование мест для проезда;
► режим работы пассажирского терминала и билетных касс;
► схема безопасного движения пешеходов;
► телефоны должностных лиц, к которым могут обратиться пассажиры в случае возникновения спорных ситуаций в процессе их обслуживания.
Гражданам, находящимся на пассажирском терминале, через громкоговорящую связь на государственных языках Республики Беларусь или на одном из них сообщается информация:
− о несвоевременном отправлении или прибытии автобусов - непосредственно после получения такой информации с последующим повторением через каждые 15 минут;
− об отмене рейса или замене автобуса на автобус другой марки - за 1,5 часа до времени отправления, установленного расписанием движения, или как только об этом поступила информация, и повторяется через каждые 15 минут;
− о введении дополнительного рейса или об изменении порядка работы билетных касс - непосредственно после получения информации и повторяется через каждые 15 минут.
Книга замечаний и предложений должна находиться у администратора пассажирского терминала, диспетчера или кассира билетной кассы.
Работа билетных касс на пассажирском терминале должна обеспечивать минимальные затраты времени пассажиров на приобретение билетов и начинаться за 30 минут до начала выполнения первого рейса с этого пассажирского терминала, а заканчиваться не ранее времени отправления последнего рейса.
Текущая продажа билетов на рейсы, на которые объявлена посадка, должна производиться в билетных кассах пассажирского терминала в первоочередном порядке.
В местах расположения билетных касс должна размещаться следующая информация:
● наименование билетных касс и номер каждой из них (если их число больше одной);
● расписание отправления и прибытия автобусов по рейсам, на которые осуществляется продажа билетов, и тарифы на проезд;
● перечень категорий граждан, которые имеют право на льготы по оплате проезда на автомобильном транспорте и внеочередное приобретение билетов;
● перечень оказываемых пассажирам услуг;
● информация о номерах телефонов, по которым осуществляется бронирование мест для проезда;
● режим работы билетных касс;
● телефоны должностных лиц, к которым могут обратиться пассажиры в случае возникновения спорных ситуаций в процессе их обслуживания.
Продажа билетов может производиться в билетных кассах или в других удобных для пассажиров местах с применением кассовых суммирующих аппаратов транспорта или специальных компьютерных систем.
В камеру хранения пассажирского терминала не должны приниматься вещи, запрещенные к автомобильной перевозке.
Плата за хранение багажа в камере хранения пассажирского терминала взимается в зависимости от размера багажа и на основании почасового тарифа за каждый полный или неполный час, если иное не установлено оператором пассажирского терминала.
Срок хранения багажа в ячейке автоматической камеры хранения пассажирского терминала может быть не более 3 суток, если иное не установлено оператором пассажирского терминала.
Изъятие багажа из ячейки автоматической камеры хранения пассажирского терминала должно производиться комиссией в составе должностного лица - оператора пассажирского терминала, сотрудника милиции и третьего лица.
Багаж, сданный в камеру хранения пассажирского терминала и не востребованный владельцем в течение 30 дней, подлежит реализации. Его владелец в течение 6 месяцев имеет право получить компенсацию в размере суммы реализации багажа, из которой должны быть вычтены расходы, связанные с хранением и реализацией.
Маршруты междугородных и пригородных автобусных сообщений оснащают автопавильонами с зонами ожидания на 10-12 человек, они имеют: билетную кассу и иногда служебные помещения.