И начинается симфония Бетховена, и тема её: всё небо моё.




ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЭССЕ

Чему учит мой предмет? Чему я хочу научить детей через свой предмет.

ВЕЧНОЕ ЧУДО МУЗЫКИ

ГОЛУБЬ И.А.

МБОУ «СОШ№1» г. АБАКАНА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

 

Я стою и расту – я растение.

Я стою и расту, и хожу – я животное.

Я стою и расту, и хожу, и мыслю – я человек.

Я стою и чувствую: земля под моими ногами, вся земля.

Опираясь на землю, я поднимаюсь: и надо мной небо – всё небо моё.

И начинается симфония Бетховена, и тема её: всё небо моё.

М.Пришвин.

 

Как много нужно продумать, личностно пережить, чтобы силой искусства воспитать у ученика добрый ум и умное сердце, чтобы урок стал синтезом музыки и жизни, осознавался как насущная необходимость.

Нередко даже от родителей можно слышать, что наши дети получают и так слишком много разной информации и впечатлений, а музыка вообще слышна с утра до вечера…А поэтому так ли уж необходимы уроки музыки?

Музыка – всего лишь часть жизни. Но это такая часть, которая совершенствует «я» человека, его микрокосм, а следовательно, и весь внешний мир.

Но бесспорно одно: она станет личным богатством, средством «духовного прорастания», формирования прекрасных идеалов, если будет воздействовать на ум и чувства.

Приведу пример небольшого фрагмента урока в 6 классе, тема которого «Преобразующая сила музыки». Моя дидактическая задача в том, чтобы дети поняли взаимодействие музыки и человека.

Ставлю проблему. Человек всё делает осознанно. Если он создаёт искусство, в частности, музыку, значит, это ему нужно. Зачем? В решении этого вопроса нам приходит на помощь фантастический рассказ Хогалла. Суть его в следующем: Земле грозит опасность – столкновение с разумным внеземным существом в виде Чёрного облака. Погибнет ли человечество? Это зависит от того, возникнет ли понимание между людьми и внеземным разумом. Перед человеком стоит, казалось бы, простая задача: объяснить Чёрному облаку, что будет с Землёй, людьми в результате столкновения. Для решения собрались интеллектуалы всей планеты, они передавали Облаку информацию по теории относительности, квантовой механике, молекулярной биологии. В ответ слышали одно и то же: «Это элементарно. Это общие законы Вселенной». Среди собравшихся землян была женщина, которая в минуту отчаяния села за фортепиано и заиграла. (Исполняю фрагмент «Лакримозы» Моцарта). Далее мы вместе размышляем.

- Как вы думаете, что произошло дальше?

Мои мудрые ученики говорят:

- Музыка наполнена горем, Облаку стало понятно, что будет трагедия.

- Музыка такая красивая, Облаку стало жаль разрушать такую красоту.

У писателя продолжение было таким: мгновенно пришёл ответ от Облака: «Ещё, ещё, ещё. Наконец, я начинаю понимать, что такое человек».

- Почему формулы и теории не смогли это объяснить, а музыка смогла?

Содержанием этого общения явилось знание: человек создаёт музыку, но и музыка воздействует на человека. Она, как прямые лучи солнца, обжигает душу. Об этом написал Б.Окуджава: «А душа, уж это точно, ежели обожжена, справедливей, милосерднее и праведней она».

Главный же результат этого урока в открытии истины жизни: как важно научиться понимать другого человека. Да, прав был киногерой из фильма «Доживём до понедельника», написав в сочинении: «Счастье – это когда тебя понимают». Как просто и как сложно! Помните, у Сент-Экзюпери: «Главного глазами не увидишь. Зорко одно лишь сердце».

Вот так, через «выходы за пределы музыки», через проблематизацию наш урок становится уроком открытия истины, ее осмысления в совместной деятельности.

Люди издавна понимали и ценили волшебную силу музыки, её чудодейственное воздействие. Вспомните: Орфей, Садко! Из далёких веков пришли к нам легендарные имена музыкантов-творцов.

Гораздо позже великий композитор Иоганн Себастьян Бах скажет: «Целью музыки является трогать наши сердца и душу».

Вот мы слышим звуки органа! Да, это величественная музыка Баха! И перед нами раскрывается целая картина мироздания. И наши сердца бьются в унисон со звуковой картиной мира, а сами мы наполняемся смыслом сопричастности ко всему в этой жизни.

Уникальная музыка Моцарта! В ней нет абсолютной радости и абсолютной печали. Она помогает обрести гармонию души. Разве не об этом мечтают люди?

Человека всегда тянет к красоте. Вот такой притягательной силой красоты обладают произведения Фридерика Шопена. Его мелодии говорящие. Говорящие без слов. Восторженные и отчаявшиеся, радостные и горестные. Это обнажённые мелодии чувств композитора-романтика. Мы слушаем Шопена, и невольно вместе с ним наши сердца то сжимаются от боли, то бьются от упоения любви.

Чайковский, Рахманинов, Свиридов. Русские композиторы! Настоящие певцы России! Их музыка для нас близкая и родная! В их произведениях многоликая красота русской природы и многоликая красота русской души! Мы слушаем и чувствуем: мы растем… Растем внутренне, растем духовно.

Открытие истины может готовиться несколько уроков. Например, в 7 классе, знакомясь с оперой А. П. Бородина «Князь Игорь», мы анализируем образы Игоря и Ярославны, находим общее и отличное в их характеристиках в сравнении «Со словом о полку Игореве». Приходим к выводу, что композитор создаёт идеальных героев, которые вобрали в себя лучшие черты русского народа. Князь Игорь - идеальный мужчина. Ярославна - идеальная женщина. Можно ли назвать их супружеский союз идеальным? Да, ведь их взаимоотношения строятся на уважении друг к другу, их мироощущения очень созвучны. Бородин здорово это передал единством мелодического материала. Это и два любящих сердца, и настоящие единомышленники! Кто-то из великих сказал: «Любовь – это когда смотрят не друг на друга, а в одну сторону». Не построишь крепкой счастливой семьи только на одной страсти или выгоде. Вот к какой истине бытия привела нас историческая по содержанию, патриотическая по духу русская опера.

Наверное, надо помнить, что урок, оснащающий ребёнка знаниями, не приближает его к счастью жизни, а урок, возвышающий ребёнка до осмысления истины, способствует движению к счастью. Но…! Истина, которую мы в совместной деятельности открываем на уроке, не может вкладываться в ученика, как в мешок. Очень важно, чтобы она стала для него личностно значимой. У меня для этого есть ряд эффективных приёмов.

Приём «Риторический вопрос». При разучивании песни Б. Гребенщикова «Город золотой» рассказываю легенду о том, что при рождении человека на небе зажигается звезда. Рождение Иисуса Христа ознаменовалось яркой звездой над Вифлеемом. Затем задаю вопрос моим шестиклассникам: «Задумывались ли вы, какая она, ваша звезда? Маленькая или большая, яркая или тусклая?

Приём «Продолжите мысль». В 5 классе после погружения в тему «Обездоленное детство в искусстве» урок заканчивается работой в группах, учащиеся продолжают предложенную учителем фразу: «Счастье – это…».

Приём ролевой ситуации. В 4 классе мы делаем вывод, что былины – это не только своеобразный народный учебник истории, но и свод нравственных ценностей, своего рода духовные заповеди, одна из которых – любовь к родине. Предлагаю детям самим признаться в любви к родине. Им помогает в этом песня Г. Струве «Моя Россия».

Приём «Я выбираю». В 3 классе после содержательного анализа музыкальных портретов Анитры и Сольвейг, героинь спектакля «Пер Гюнт», музыку к которому написал Э.Григ, детям предлагается поразмышлять о том, с кем останется Пер. Красивой кокетке Анитре мои ученики предпочитают скромную и преданную Сольвейг, потому что с ней по жизни идти надёжно. Это их нравственный выбор.

Да, такое «вслушивание» в себя позволяет стать «музыкознанью» и «самосознанью» ступенями одной лестницы. Лестницы в Храм, который мы создаем в своей Душе.

Наш урок – урок музыки. Его эмоциональная окрашенность исходит, прежде всего, от самой музыки, особенно если она звучит вживую.

Вот ещё один фрагмент с урока. Рассказываю шестиклассникам, что на Парижском кладбище Пер-Лашез рядом с нищими и отверженными, гениями, бунтарями покоится тело великого польского композитора Ф.Шопена. Ему суждено было провести почти половину своей недолгой жизни вдали от Польши и найти здесь последний приют. Но душой он остался поляком, и, согласно воле композитора, после смерти его сердце было перевезено на родину. Биение этого сердца слышится в мазурках и полонезах, ноктюрнах и этюдах – в каждой строчке, написанной рукой великого поляка. В ней, в этой музыке, весь Шопен – счастливый, отчаявшийся, тоскующий. Она – дневниковые записи его жизни, вечный свет его мимолётных озарений, музыкальная энциклопедия, запечатлевшая грани и оттенки настроений поэта-романтика фортепиано.

- Вслушайтесь и передайте в стихах внутреннее состояние композитора, выраженное в звуках. Можете воспользоваться поэтическим рядом. (Исполняю фрагмент ноктюрна оп.72 № 2 Ф.Шопена, дети сочиняют сами, или вспоминают, или выбирают из предложенного поэтического ряда строки, созвучные музыкальному образу).

Вот как творчески откликнулись мои чуткие ученики:

v Душа твоя – цветок, растущий в поле, в одиночестве.

v Мне грусть и печаль острой стрелой сердце пронзили.

v В душе моей воспоминание о прошлом, скажи, зачем ушла ты от меня?

v Свеча сгорела и погасла, как та звезда на небосводе.

Это один из моих любимых приёмов работы, я называю его «скажи о музыке художественным словом». Он позволяет решать сразу несколько задач: развивать у детей чувство интонационного родства между разными видами искусства, творчески осваивать музыку, создавать на уроке возвышенную атмосферу (о красоте говорим красиво). Наконец, этот приём позволяет проверить «зоркость сердца» моих учеников, их мышление, осуществить обратную связь в учебном процессе.

Сила звучащих образов, их воздействие на жизнь наших воспитанников – в богатстве содержания и мастерства композитора, воспроизводящего жизнь, окружающий мир и человека по «законам красоты».

И в своих учениках я счастлива возможности наблюдать, как с помощью музыки формируется художественное мышление, развиваются творческие способности личности, рождается гармоничный человек. Как педагог убеждена, что достичь результата можно лишь, если урок искусства будет построен также по законам искусства.

И я стремлюсь к тому, чтобы уже сам кабинет музыки был неповторимым храмом, чтобы войдя в него, ребенок попал в совершенно удивительный и прекрасный мир, настроился на незабываемые встречи с чудом, откровением.

А сам урок тоже воплощение этого чудесного мира. В нем как в произведении искусства есть и завязка, и сложные взаимодействия эмоций, и кульминация, и неожиданности.

Драматургия урока предполагает сочетание искренности в выражении чувств и переживаний с актерским мастерством учителя. Поэтому на занятиях я испытываю творческую радость, когда использую элементы театрализации. И каждый ученик с помощью волшебного мира звуков способен почувствовать себя то участником важнейших мировых событий, то путешественником, то птицей, парящей в синеве небес…

Нередко урок обретает и особую форму, соответствующую теме: концерт, сказка, путешествие, творческий портрет композитора и др. Тогда магия творчества ощущается по-особому.

В жизни наши дети встречают мужественных людей, испытывают очарование и восторг перед красотой природы и человека, постигают сложность и благородство чувств. А музыка, кроме этого, дает возможность воспринять все движения души в высочайшем эстетическом звучании, испытать то, что было недоступно, расширить диапазон возможностей личности, обогатить ее.

Познание прекрасного, переживание радости встречи с ним – это путь к уму и сердцу ребенка, это уверенность, что вечное чудо музыки останется с моими учениками на всю жизнь.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: