Дополнительные материалы




Готы, основная часть германских племен, иногда так называли восточных германцев. В 1 в.н.э. упоминаются как племена, жившие в низовьях Вислы. Позже ими было создано легендарное государство на Днепре. С 330 гг. становятся соседями Римской империи на Нижнем Дунае Со 2-й трети 3 в. начались столкновения с римлянами. Императоры Клавдий Второй и Аврелиан нанесли им поражение. Вестготы одержали победу над императором Валентом в битве при Адрианополе (378). Остготы были подданными гуннов. Названия вест- и остготов (благодаря созвучию со странами света) являются искаженными «визиготы» и «аустроготы». С уходом вест- и остготов часть готов осталась на востоке (малые готы на Балканском п-ве и крымские готы, их язык сохранялся еще в 16 в.). Внесли большой вклад в распространение христианства в Германии. На готском языке написаны древнейшие германские литературные памятники (Вульфилой – ум. 383 – переведена Библия). Литературный материал готов использован в германской и северной героической поэзии.

Вестготы, или тервинги, ветвь германского племени готов, отделившаяся от остготов задолго до завоевания Рима Аларихом (24.08.410). В 418 г. В. были поселены на терр. между устьями р. Гаронны и Луары в качестве федератов (военнообязанных союзников, от foedus «союз»). В 475 г. стали независимыми и образовали Тулузское королевство. После этого начинается экспансия вестготов в Испании, где в 507 г. возникает Толедское королевство. В 507 г. Аларих Второй в битве при Пуатье потерпел поражение от короля франков Хлодвига и был вынужден отдать франкам почти все владения В. в Галлии. С 552 до 625 некоторые части Юж. Испании находились под властью Византии, однако Толедскому королевству удалось укрепить свое могущество за счет включения в 585 г. в свой состав гос-ва свевов и официального принятия католицизма в 589 (с тех пор Вселенские соборы зап. Церкви проводились в Толедо). В 7 в. произошел культурный подъем в гос-ве В., выразившийся в деятельности таких энциклопедистов, как Исидор Севильский, а также в развитии архитектуры и законодательства.

Остготы, или грейтунги, готские племена, бывшие подданными гуннов. С концом гуннского владычества проникли в Паннонию. Их царь Теодорих покорил Италию, победил Одоакра, время от времени под его власть попадала Испания. В 552 г. византийцы положили конец державе остготов, но последние осели в Италии.

Исидор Севильский. 570 -04.04. 636. Род. В Картахене (Испания), ученый, латинский писатель из состоятельной семьи, был в 600-601 гг. архиепископом Севильи. Ему принадлежат многочисленные естественнонаучные, исторические и теологические сочинения. Важными документами по истории германских народов являются «Хроника», посвященная вестготам, и история вандалов. Огромную ценность представляют «Этимологии» (или «Начала» – Origines), дающие на основе объяснения значения слов целую энциклопедию тогдашних знаний. Будучи крупным компилятором, явился одним из наиболее значительных посредников между античной культурой и средневековьем.

Теодорих (454-526). Родился в Паннонии, в детстве был заложником в Константинополе, с 471 – король остготов. По приказу императора Зенона воевал против Одоакра. После взятия Равенны и убийства в 493 г. Одоакра основал в Италии относительно независимое от Византии гос-во. Проводил политику сближения остготов с франками, вестготами, бургундами, вандалами и особенно римлянами, для чего поручал военные должности готам, а гражданские передал в руки знатных римлян, например Кассиодора. Однако эта его политика потерпела неудачу, а вследствие борьбы за власть среди многочисленных жертв оказался и Боэций, философ и советник Теодориха, который был обвинен в государственной измене и казнен. Похоронен Теодорих в Равенне, в двухъярусном купольном склепе, хорошо сохранившемся до наших дней.

Теодорих в детстве десять лет провел заложником в Константинополе и на всю жизнь проникся почтением к культуре римлян и греков. Это не мешало ему, став остготским королем, временами угрожать войной византийцам. А иногда он был их союзником и сокрушал врагов империи. Император Зенон боялся Теодориха и наконец нашел способ избавиться от него, предложив ему идти завоевывать Италию. Так на севере Иатлии возникло остготское королевство с центром в г. Равенне. В Италии воцарился мир. Историки писали, что «даже золото и серебро можно было положить на дороге и долго спустя найти его неприкосновенным».

Однако его отношения с местным населением осложнялись тем, что готы исповедовали христианство в форме арианства и не хотели от него отказываться. Римляне считали ариан еретиками и опасались религиозных преследований с их стороны. Готы приняли христианство еще в 4 в., когда большинство византийских императоров поддерживало Ария. Крестителем готов считается епископ Вульфила (311-383), который происходил из племени вестготов. Он создал готскую письменность на основе греческой и перевел Библию на готский язык (Новый Завет сохранился почти полностью, а Ветхий в отрывках). Рукопись Библии использовалась при богослужении. До нас дошел единственный список «Серебряный Кодекс», созданный при дворе Теодориха.

Однако при Теодорихе ариане-готы не пытались силой навязать римлянам своего толкования христианства. Теодорих старался наладить отношения между римлянами и готами, приближал к себе знатных людей, выказывал уважение сенату, выделил деньги на восстановление Рима. Теодорих сохранил многие римские государственные учреждения, все официальные бумаги при нем писались по-латыни. Ему нравились римские законы уже тем, что римский правитель обладал гораздо большей властью, чем вождь племени по готским обычаям.

При всей дальновидности Теодориха политика его в конечном счете успехом не увенчалась. Недоверие между готами и римлянами усиливались, и различие в вере сыграло тут не последнюю роль. Теодориху донесли, что знатные римляне готовят заговор. Его миролюбие мигом исчезло. По его приказу убили римского папу и казнили нескольких знатных римлян.

Боэций, Северин (480-525) римский философ и политический деятель, выходец из аристократического рода Анициев, симпатизировал христианству. Долгие годы являлся приближенным высокопоставленным придворным чиновником остготского короля Теодориха в Равенне. Заподозрен в изменнических сношениях с византийским двором и после продолжительного заключения казнен. Принадлежал к александрийскому направлению в неоплатонизме. К многочисленным сочинениям, написанным им в переходный период от античности к средним векам, принадлежат латинские переводы и комментарии к Аристотелю и Порфирию, трактаты о логике, арифметике, музыке и богословских вопросах. Последним произведением явился написанный в заключении трактат «Утешение философией», вошедший благодаря переводам на многие языки в сокровищницу мировой литературы. В нем Боэций ведет диалог с Философией, поучающей его, что земное счастье изменчиво, что только в добродетели мудрец находит истинное утешение, что страсти должны подчиняться разуму, что всякая неудача ниспосылается Богом на благо человеку. Естествознанию и математике Боэций отводил равноправное положение наряду с теологией. Боэций стал авторитетом в схоластической логике, арифметике, науке о музыке и богословии.

Кассиодор (490-583), римский политический деятель и писатель, выходец из сенатской аристократии. Находясь на службе у Теодориха (консул в 514, руководитель канцелярии), стремился в достижению взаимопонимания между готами и римлянами. С упадком готского могущества ушел ок. 540 г. в отставку и основал на своей родине Виварийский монастырь, где занялся сбором рукописей античных (в том числе языческих) авторов, привлек к их переписыванию монахов и тем самым сыграл огромную роль в сохранении древней литературы. Им написан учебник «Институции» для совершенствования знаний монахов, излагавший основы духовного и светского образования (в том числе 7 искусств). «История готов» полностью до нас не дошла, сохранились лишь выписки, сделанные современником Иорданом. В ней Кассиодор старался воздать должное как римлянам, так и готам, и способствовать примирению обоих народов. Важный исторический источник «12 книг» - сборник государственных указов, распоряжений и служебных документов королевской канцелярии – дает наглядное представление о бытовавшем в то время стиле официальных бумаг. Кроме того, написал хронику от сотворения мира до 519 г., комментарии к псалмам, сочинения богословского содержания, и также труды о правописании и другие.

Иордан, историк 6 в., происходил из знатного готского рода, имел духовный сан и был, очевидно, епископом в Кротоне. Автор сочинения под названием De summa temporum vel origine actibusque gentis Romanorum, а также небольшого, но ценного сочинения, представляющего собой компиляцию различных позднеантичных источников. Ему принадлежит и история готов - De origine actibusque Getarum, или Getica, краткое изложение не сохранившегося до нашего времени обширного труда Кассиодора, была основным источником сведений о готах в средние века. В отличие от Кассиодора, прославлявшего готов, занимал позицию «посредника» между готами и Византией.

По-видимому, священные книги на готском языке были популярны не только среди самих готов. На это указывает материал Алкуиновой рукописи, свидетельствующий об изучении готского перевода Библии в германии 10 в. Можно вместе с тем предполагать, что этот перевод использовался при богослужении не только у готов, но и других германских народностей, принявших христианство в арианском толковании: известно, что в конце 5 в. в Испании, Африке, Тюрингии арианская церковь была господствующей. Использование этизх переводов при богослужении подтверждается и разделением текста рукописей на laiktjons «отрывки, предназначенные для чтения во время богослужения». Несмотря на то, что истоки готской письменности восходят к 4 в., то есть к периоду существования вестготских поселений в Дакии и Мезии, кратковременный расцвет готской письменности и готского письменного языка следует отнести к эпохе остготского королевства в Италии. Существование в это время оживленной работы над текстом готской библии подтверждается многими историческими фактами. Известно, что Иероним, автор перевода латинской библии, обратился специально к готским клирикам Сунье и Фритиле с разъяснениями о принципах перевода священных книг. Послание Иеронима было, по-видимому, ответом на запрос готских клириков. Естественно предположить, что речь шла о принципах перевода на готский язык.

В этой связи большой интерес представляет Предисловие к Бриксианскому Кодексу, представлявшему собой первоначально дву- или трехязычный (гото-латино-греческий) текст. Сохранилась лишь латинская часть, но примерами двуязычного текста служат Гиссенский и Каролинский отрывки. Специально отмечается необходимость включения uulthres – глосс, поясняющих значение отдельных, трудно переводимых слов и оборотов. Подобные комментарии имеются в Каролинском кодексе. Нередко на полях приводятся синонимичные пары или формы.

Предисловие написано явно в полемическом тоне против тех, кто позволяет себе слишком свободно обращаться с библейским текстом. По-видимому, и вокруг готского перевода Библии велись те же споры, что и вокруг латинских версий.

Возможность существования нескольких вариантов готского перевода библии подтверждается тем, что редакция Евангелия от Луки в Алкуиновом Кодексе не соответсвует редакции Серебряного кодекса. Это указывает на оживленную текстологическую работу над готской библией в остготском королевстве. Рукописи 5-7 вв. не сохранили неприкосновенным первоначальный текст, подтверждается наличием влияния латинских версий перевода, в то время как текст Вульфилы должен был быть переведен с греческого.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: