ОСНОВЫАРХИТЕКТУРНОЙ ГРАФИКИ
Задачи и виды архитектурной графики
Архитектурная графика включает комплекс графических средств, при помощи которых архитектурный объект изображается на плоскости.
Такое изображение является необходимой и неотъемлемой частью творческого процесса архитектурного проектирования, начиная от изображения на бумаге первоначальных замыслов и кончая детальной разработкой чертежей, по которым этот замысел осуществляется в натуре. Архитектурная графика используется для изображения существующих или существовавших произведений архитектуры, представлявших историческую и художественную ценность.
Таким образом, основными задачами архитектурной графики являются:
· изображение архитектурных объектов таким образом, чтобы, создавалось наиболее полное представление об их внешнем к внутреннем (интерьере) архитектурном облике, объемно-пространственной композиции, материалах, конструкциях, об окружающей среде;
· возможность осуществления постройки в натуре по чертежам;
Проектирование ведется по стадиям, каждая из которых имеет свои задачи. Из этого следует, что каждой стадии проектирования соответствуют и свои графические приемы выполнения чертежей.
Архитектурная графика опирается на начертательную геометрию — науку о методах изображения пространственных предметов на плоскости. В этой связи архитектурная графика разделяется на три вида изображений:
· изображения в ортогональных проекциях,
· в перспективе,
· в аксонометрии.
Все три вида изображения по технике выполнения могут быть линейными и светотеневыми. Линейные изображения более условны, светотеневые создают иллюзию объемности, приближая этим изображение к его восприятию в натуре.
|
Как дополнение к графическому изображению в процессе проектирования иногда выполняют макеты, дающие наглядное объемное изображение проектируемых зданий или их комплексов.
Архитектурные чертежи в ортогональных проекциях
Архитектурные ортогональные чертежи выполняются в виде планов, разрезов, фасадов и деталей.
Планами называются горизонтальные сечения сооружения или его вид сверху, проектируемые на горизонтальнуюплоскость проекции.
Разрезами называются вертикальные сечения сооружения (профильные и фронтальные), проектируемые на соответствующие вертикальные плоскости проекции.
Фасадами называются изображения наружного вида сооружения, проектируемые на вертикальные плоскости проекции.
Детали представляют собой фрагменты (части) планов, разрезов и фасадов.
Развертками стен называются изображения внутреннего вида помещений здания, проектируемые на вертикальные плоскости проекций.
Ортогональные проекции дают условное изображение сооружения (без перспективного сокращения), что создает условия для изображения на чертеже в уменьшенном масштабе действительных размеров всех частей coopужения.
Масштаб архитектурных чертежей устанавливается в зависимости от размеров изображаемого сооружения и назначения чертежа.
Для выполнения чертежей планов, разрезов и фасадов в практике проектирования приняты масштабы 1:50; 1:100; 1:200; 1:400. Для чертежей архитектурных и конструктивных деталей приняты масштабы 1:5; 1:10; 1:20; для мелких деталей и шаблонов —1:1; 1:2.
|
Для полной характеристики здания в архитектурной части проекта должны быть выполнены поэтажные планы (планы этажей с одинаковым расположением помещений выполняются один раз в виде плана типового этажа), план подвала и план крыши. К архитектурным планам относятся также проекции подвесных потолков, рисунки потолков, рисунки полов.
Основное значение имеют чертежи поэтажных планов, которые раскрывают функциональную и композиционную связь помещений и конструктивную систему сооружения (расположение и размеры несущих опор, пролеты и т. д.).
Для исполнения поэтажных планов горизонтальное сечение делается по оконным проемам, что дает возможность изобразить расположение и размеры окон и дверей.
Графическое выполнение планов и насыщениеих деталями зависит от назначения чертежа.
Hа стадии проектного задания не требуется детальной конструктивной разработки. Здесь основной задачей является выявление функциональной и композиционной стороны проекта.
В связи с этим для большей наглядности все сечения, как правило, заливаются густым тоном, а видимые части вычерчиваются контуром, На таких планах показывают расстановку мебели, расположение мест (для зрительных залов), расстановку оборудования и т. д. Планы оснащают только основными размерами — осевыми размерами, толщиной и привязками стен, проставляют площади помещений.
На стадии рабочих чертежей на планы наносит все конструктивные иархитектурные детали, оборудование, показывают направление открывания дверей. Поэтому здесь, применяют более крупные масштабы, а сечения, как правило, не заливают, а только обводят более толстой контурной линией.
|
На планах рабочих чертежей проставляют все, даже самые мелкие, наружные и внутренние размеры, площади помещений,отметки уровней полов (если в пределах одного плана имеется перепад уровней), проставляют и номеруют все разбивочные оси.
Разрезы в совокупности с планами должны раскрыть композиционную взаимосвязь помещений, решение их внутреннего пространства, конструктивное решение всего здания и его отдельных элементов.
Для создания полного представления о проекте делают несколько разрезов, которые можно разделить на основные и вспомогательные. Основные или главные разрезы представляют вертикальные сечения через все здание. Как правило, делают таких разрезов два: поперечный и продольный.
Вспомогательные или дополнительные разрезы проводят через те части сооружения, которые не попали в основной разрез.
Па характеру изображения разрезы подразделяют на архитектурные и конструктивные. В некоторых случаях те и другие совмещают в одном чертеже. Задачей архитектурного разреза является раскрытие функциональной и композиционной связи внутренних помещений — интерьеров. Задача конструктивного разреза — подробное изображение конструкций фундаментов, стен, перекрытий, покрытия ит. д.
Таким образом, графика выполнения разреза и насыщение его теми или иными деталями находится в прямой зависимости от назначения чертежа.
На стадии проектного задания большое значение имеют архитектурные разрезы, выявляющие композиционные стороны внутренней архитектуры. Эти разрезы выполняются без детального показа конструкций, которые, как правило, изображаются лишь внешними ихочертаниями. Это дает возможность заливать тоном попавшие в разрез стены и перекрытия, что создаст более наглядное представление о внутреннем пространстве. В некоторых случаях пользуются обратным приемом, оставляя попавшие в сечение конструкции белыми показывая в цвете или отмывке интерьеры.
В тех случаях, когда какое либо помещение сооружения имеет особенно важное значение (например, архитектура зрительных, выставочных, торговых и подобных залов), кроме основных разрезов, делают в крупном масштабе разрезы по этим помещениям с подробной разработкой их интерьеров.
В рабочих проектах разрезы выполняют с подробным изображением всех конструктивных деталей. На них указывают разбивочные оси,все наружные и внутренние размеры и отметки. При этом размеры и отметки, относящиеся к наружным элементам, размещают с внешней стороны чертежа (сбоку, снизу, сверху), а, относящиеся к внутренним элементам — внутри чертежа.
Графика выполнения таких разрезов линейная с обводкой сечений более толстой контурной линией.
На стадии проектного задания чертежи фасадов должны давать наиболее полное представление о внешнем облике изображаемого сооружения, о его композиционном и масштабном строе, о связи с архитектурной средой и окружающей природой.
Поэтому на этой стадии чертежи фасадов выполняют в отмывке или цвете, чтобы максимально выявить объем сооружения и фактуру материала его наружной отделки. На чертеже фасадов часто изображают окружение, в котором будет находится здание. При этом размеры на фасадах не ставят, их можно определить, зная масштаб чертежа.
В рабочих чертежах фасады выполняют в линейной графике с указанием разбивочных осей, всех наружных размеров и отметок.
На стадии проектного задания выполняются только основные фасады, на стадии рабочего проекта – все.