Диагностика сформированности толерантности у детей и подростков




Введение

Современный этап развития российского общества характеризуется не только крупномасштабными социально-экономическими изменениями, но и кардинальными изменениями в сфере духовной жизни. Происходящая трансформация часто сопровождается ростом антагонизма, агрессивности и конфликтности, которые проявляются на всех уровнях – начиная с семейного и заканчивая политическим. Характерной чертой социального взаимодействия в настоящее время становится отказ от принципа уважения человеческого достоинства как приоритета общественной коммуникации, превалирование представлений о собственной исключительности. Приходится признать, что проявления различных форм нетерпимости, ксенофобии, экстремизма и этнонофобии - яркая черта современной общественной жизни, в значительной степени блокирующая развитие позитивных социальных тенденций.

Подобная ситуация стимулирует общество на поиск новых отношений, ориентированных на сотрудничество и диалог, поиск таких стратегий мышления и деятельности, которые способствовали бы установлению и достижению согласия на различных уровнях взаимодействия, акцентирует внимание на ценностях, формирующих гуманное сознание членов общества, таких как взаимопонимание, личная ответственность, свобода, абсолютная ценность жизни и т. д. Все это объективно свидетельствует о том, что общество осознаёт необходимость обеспечения толерантного мироустройства. Именно толерантность может и должна стать сегодня действенным регулятором жизни людей, который направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия.

В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровнях. Важность этого феномена в современной жизни столь сильна, что еще в 1995 г. ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности, включающих уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, гармонию в многообразии, направленность на достижение мира и содействие замене культуры войны культурой мира.

Особое внимание необходимо уделять формированию толерантности у детей и подростков, поскольку эти возрастные периоды являются важней­шими в психосоциальном развитии человека. Ребенок активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные со­циальные роли. Его дальнейшая жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире.

Данная проблема требует пристального внимания еще и потому, что у современных детей и подростков отмечается тенденция к проявлению интолерантных побуждений в поведении, в частности в межгрупповых механиз­мах деления на своих и чужих: социальной категоризации, групповой иден­тификации, социальном сравнении, межгрупповой дискриминации, стерео­типизации и атрибуции. У многих детей актуализированы такие черты интолерантности, как агрессивность в отношении инаковости, непринятие инди­видуальности другого, конформизм и закрытость референтных групп и т. д. В силу этого поиск подходов, средств и методов формирования толерантно­сти у детей и подростков выступает сегодня как чрезвычайно актуальная теоретико-практическая задача.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ЦЕЛЬЮ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАЗЛИЧНЫМ ФОРМАМ ЭКСТРЕМИЗМА, ЭТНОФОБИИ И КСЕНОФОБИИ

В последнее время в средствах массовой информации часто появляется информация о новых случаях проявления ксенофобии, экстремизма, эти» фобии в среде несовершеннолетних. Крайним выражением этой тенденции становятся агрессивно насильственные преступления, или «преступлении ненависти», характеризующиеся выраженным враждебным отношением к жертвам - лицам другой национальности, расы и религии. Особенностью подобных действий является то, что чаще всего в их совершении участвуют дети и подростки, это вызывает беспокойство как в общественных кругах, так и в рамках отдельно взятой семьи, где воспитывается ребенок.

«Ксенофобия», «экстремизм», «этнофобия» - понятия, обозначающие разные явления, которые в своем крайнем выражении могут иметь сходные формы. Для более глубокого понимания того, как взаимосвязаны «ксенофобия», «экстремизм» и «этнофобия», необходимо обратиться к определению указанных понятий.

Экстремизм (от фр. extremisme, от лат. extremus - крайний) - приверженность к крайним взглядам и, в особенности, мерам. В широком социокультурном смысле экстремизм может рассматриваться как девиантность - отклонение от моральных и правовых норм, существующих в обществе. Одной из форм подобного поведения детей и подростков являются враждебные действия по отношению к «чужим».

Ксенофобия (от греч. xenos - чужой, посторонний, и phobos - страх) негативная установка, иррациональный страх и ненависть к чужакам. Объектами ксенофобии могут быть как конкретные группы - представители чужой религии (иноверцы), расы, племени или нации (иноплеменники, инородцы), государства (иностранцы) и т.п., так и вообще все «чужие» («обобщенный чужой», по выражению известного российского социолога Ю. Левады). Наиболее распространенная в настоящее время форма ксенофобии - этнофобия.

Этнофобия (от греч. ethnos - племя, народ, и phobos - страх) - это негативное отношение к процессу этнической идентификации, провоцирующее разрушение ценностей этнической культуры.

Таким образом, сходство данных понятий заключается в нетерпимости и агрессивном поведении детей и подростков в отношении «чужих» (представителей другой национальности), обоснованное враждебными этническими установками.

Среди факторов возникновения ксенофобии и экстремизма в детской среде можно условно выделить несколько категорий: социально-экономические, групповые и личностные. Эти факторы могут взаимодействовать и влиять друг на друга.

В группу социально-экономических факторов могут входить, например:

- особенности экономического развития общества;

- стресс в результате социальной модернизации и процессов инте-грации/дезинтеграции между странами или их частями;

- наблюдаемый в мире распад системы ценностей и др.

На социально-экономическом уровне рост экстремистских проявлений среди детей и подростков объясняется следствием трансформационных процессов, происходящих в современном обществе, и связан с разрушением сложившейся ценностной системы, институтов семьи, образования, социальной защищенности населения, а также с явлениями экономического кризиса. Подобные процессы могут вызывать снижение образовательного и культурного потенциала, разрыв преемственности ценностных и нравственных установок различных поколений, снижение показателей гражданственности и патриотизма, криминализацию сознания в условиях социапьно-зкономического кризиса и политической неопределенности.

Среди групповых факторов могут быть выделены следующие:

- установки, предубеждения родителей;

- взгляды, убеждения референтной группы (включая группу сверстников);

-влияние авторитетных лиц в условиях референтной группы и др.

Указанные выше причины действуют наряду с личностными • юрами, среди которых можно назвать:

- представления, установки детей и подростков;

- индивидуально-психологические особенности детей и подростков (повышенная внушаемость, агрессивность, низкие сензитивность и чувство эмпатии, индивидуальные особенности реактивности и протекания психических процессов);

- эмоциональные особенности детей и подростков (состояние пси хического напряжения, переживание утраты, горя и т. п.).

Перечисленные факторы представляют общую целостную систему внутренне взаимосвязанных единиц.

При рассмотрении системы факторов, влияющих на формирование ксенофобии и экстремизма, большой интерес представляют работы немецкого исследователя Клауса Валя. По его мнению, социально- экономический подход, объясняющий детскую ксенофобию и экстремизм, очень узок и не раскрывает истинных причин подобного поведения. Склонность к насилию среди детей и подростков, с точки зрения К. Валя, возникает под влиянием не только внешних факторов, но и внутренних характеристик - политических и моральных принципов и типических особенностей индивида. По мнению К. Валя, если подчеркиваются только социальные причины ксенофобии и экстремизма, то многое упускается, тогда как ключевую информацию дает детальный анализ биографии детей, совершающих ксенофобские и насильственные действия. Особое внимание следует обращать на их эмоциональное развитие. Результаты исследования детей и подростков, склонных к экстремизму и ксенофобии, проведенные К. Валя, показали, что их родители мало уделяли им внимания и почти никогда не обсуждали с ними никаких проблем и не говорили о чувствах. Среди детей и подростков с ксенофобскими и экстремистскими тенденциями относительно высок процент тех, кто либо воспитывался без отца, либо имел такого отца, от которою мог ожидать только побои. В то же время в целом образ родителей, в большей степени матери, был позитивным. Исследование также подтвердило наличие гендерных различий: как мальчикам, так и девочкам могут быть свойственны ксенофобские установки, однако насильственные действия чаще совершают мальчики. Кроме того, в результате исследования была обнаружена особая значимость для детей и подростков с ксенофобскими настроениями групп сверстников, которые выступают для этих детей в качестве важного фактора социализации. Большое число правонарушений на почве ксенофобии было совершено именно такими группами (Маланцева О. Д., Дозорцева Е. Г. Ксенофобия и молодежный экстремизм: истоки и взаимосвязи // электронный журнал «Психологическая наука и образование», № 2, 2012. - Режим доступа: www.psyedu.ru- Загл. с экрана).

В результате исследования К. Валь и его коллеги выяснили, что ксенофобия и чувства вражды в отношении иностранцев проявляются не только в отношении «чужих» этнических групп, некоторые дети и подростки испытывают подобные чувства и по отношению к незнакомым сверстникам, что свидетельствует о высоком уровне интолерантности (от лат. into-lerantia - непереносимость, нетерпимость) у них.

Все вышесказанное свидетельствуют о необходимости формирования толерантного сознания у детей и подростков, что будет способствовать снижению количества проявлений ксенофобии и экстремизма в детской и подростковой среде.

Этимология термина «толерантность» (от лат. tolerantia) восходит к латинскому глаголу tolero - «нести, держать», а также «переносить, сохранять, кормить, оставаться». Исходное значение tolero - «нести, держать» в руках какую-нибудь вещь. Следовательно, все то, что человек держит в руках или несет по жизни, требует от него усилий и умения «выносить», страдать, терпеть. Все это - его «выносливость» по отношению к неблагоприятному внешнему воздействию, терпеливость.

В разных языках в зависимости от исторического опыта народов общее содержание понятия толерантности имеет различные смысловые оттенки:

в английском языке толерантность - «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь»;

- во французском - «уважение свободы другого, его образа мысли, Поведения, политических и религиозных взглядов»;

в китайском - быть толерантным значит «позволять, допускать, рронвлять великодушие в отношении других»;

в арабском толерантность - это «прощение, снисхождение, | кость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, положенность к другим»;

- в персидском - «терпение, терпимость, выносливость» (Асмолов А. Г., Солдатова Г. У., Шайгерова, Л. А. О смыслах понятия «толерантность»)

Декларация принципов толерантности, подписанная в 1995 г. в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО, конкретизировала современное понятие толерантности: «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности» (Декларация принципов толерантности (утверждена резолюцией 5.61 Генеральной imilfl ренции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года) // Век толерантности: научно-публицистический несемикН 2001.-Вып. 1-2.-С.1.) Это подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, сексуальной ориентации, возрасту, инвалидности языку, религии, политическим или иным мнениям; это активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Это отказ от насилия и принуждения, догматизма и абсолютизации истины; это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма, демократии и правопорядка. Проявление толерантности не означает, при этом, потворства или терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям: «Каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право ы другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим» (Толерантность - дорога к миру: методико-библиогр. сб. / Муиицип. учреждение к\ ii.rjfll «Централиз. библ. система» г. Архангельска; [сост.: И. В. Перевозникова, О. В. Кузнецова! \|"»4 гельск, 2010. - С. 6.).

Таким образом, толерантность не означает отказа от собственных взглядов. Она свидетельствует об открытости участников диалога, об их «взаимопроницаемости». Ощущение собственной неполноценности - обязательное условие совершенствования личности. Оно возможно только при сопоставлении себя с другими, предварительно отказавшись от привилегии первого лица.

Одним из первых обобщенную характеристику толерантной личности дал американский психолог Г. Оллпорт. Он выделил следующие параметры

- ориентация на себя (толерантный человек больше ориентирован на личностную независимость, меньше - на принадлежность внешним институтам и авторитетам);

- потребность в определенности (признает многообразие, готов выслушать любую точку зрения и чувствует меньший дискомфорт в состоянии неопределенности);

- меньшая приверженность к порядку (толерантный человек менее ориентирован на социальный порядок, менее педантичен);

- способность к эмпатии (склонность давать более адекватные суждения о людях);

предпочтение свободы, демократии (для него не имеет значения иерархия в обществе);

- знание самого себя (толерантный человек хорошо осведомлен о своих достоинствах и недостатках и не склонен во всех бедах обвинять окружающих);

- ответственность (развито чувство ответственности, не перекладывает ответственности на других);

- защищенность (ощущение собственной безопасности и убежденность, что с угрозой можно справиться)».

Толерантность выполняет следующие функции:

- предотвращает межгрупповые и внутригрупповые конфликты, что способствует формированию и поддержанию стабильности группы;

- создает имидж стабильной и сплоченной группы, что обеспечивает более продуктивное взаимодействие с государственными структурами, < социальными группами и организациями.

Формирование толерантности - это лишь начало, первая ступень в более длительном процессе развития культуры мира. Толерантность - это минимальное требование к общественным отношениям не допускать насилия и принуждения. В условиях толерантного общества может быть осуществлено полное раскрытие действительных возможностей человека и общества, включая эволюцию культуры мира и развития дружественных сообществ, которые ее принимают.

В России проблема толерантности еще мало изучена, ее появление связано с ее огромной ролью в формировании продуктивного, целостного общества. Первые работы в этой области появились в начале этого века. Их проводил Московский Государственный Университет. В частности был создан научно-публицистический вестник «Век толерантности». В дальнейшем эту проблему стали разрабатывать и другие ученые пашей страны. Так, отечественный психолог С. Д. Щеколдина опубликовала книгу под названием «Тренинг толерантности», в которой обобщила имеющийся материал по данной проблеме, а также представила тренинг, направленный на формирование толерантного поведения для широкого возрастного спектра. Многие психологические службы по всей стране предлагают свой тренинг толерантности в качестве одного из возможных формирующих тренингов.

Значимость формирования толерантности подтверждена и на государственном уровне. В недавнем времени была создана Федеральная программа Правительства РФ «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе».

Важнейшая цель формирования толерантности у детей и подростков состоит в утверждении ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой человеческой личности, а также приобретении социально значимых норм и правил поведения. Они созданы в ходе исторического развития человека и способствуют его гармоничному и равномерному прогрессу. Во всем мире существует определенная система ценностей, закрепленная в большинстве стран на законодательном уровне. В нее включены такие нормы, как презумпция прав человека, терпимость к недостаткам и ошибкам других людей, ценность согласия и ненасильственного разрешения конфликтов, следование нормам права, сострадание, сопереживание, сочувствование, ценность человеческой жизни и отсутствия физических страданий.

Другим фактором формирования толерантной личности, в том число у детей и подростков, считают стремление человека к самосознанию, расширение его кругозора, формирование мировоззренческой позиции. Эти качества укрепляют представления ребенка о самом себе, делают их более позитивными и адекватными. Сюда же можно отнести и формирование более высокого уровня самооценки. Как отмечает С. Д. Щеколдина: «В развитии понимания личностью окружающей действительности объектом глубокого понимания становится человек, его внутренний мир. Это вызывает интерес к себе и собственной жизни, качествам своей личности, потребности сравнивать себя с другими. Толерантность личности способствует формированию реального представления о себе и окружающих» (Формирование в образовательном учреждении толерантного отношения: методические рекомендации для руководителей и специалистов образовательных учреждений. - Новокуйбышевск: Изд-во центра повышения квалификации, 2006. - С. 97).

Дети и подростки с высоким уровнем толерантности обладают характерным комплексом поведения, характеризующимся пониженной агрессивностью. Они менее конфликтны. У них преобладает тенденция к продуктивному ведению и разрешению конфликтов. Одновременно они приобретают положительное отношение к жизни, что увеличивает их стрессоустойчивость и общий жизненный тонус.

Признаком толерантной личности также можно считать умение выходить из конфликтных ситуаций путем переговоров. Считается, что обладание большим спектром способов разрешения конфликтов приводит к наиболее продуктивному толерантному взаимодействию.

Обобщив все вышесказанное, можно выделить основные черты толерантной личности, такие как:

- расположенность к другим людям;

- снисходительность;

- терпение;

- чувство юмора;

- чуткость;

- доверие;

- альтруизм;

- терпимость к различиям;

- умение владеть собой;

- доброжелательность;

- умение не осуждать других;

- гуманизм;

- умение слушать собеседника;

- любознательность;

- способность к сопереживанию.

Эти личностные особенности начинают развиваться с того самого момента, как ребенок начинает взаимодействовать с другими людьми, то есть включается в систему социальных контактов. Вследствие этого развитие ребенка происходит через усвоение моральных эталонов предлагаемых обществом. Особенно велика роль таких эталонов, по мнению отечественного психолога Л. И. Божович, когда у ребенка еще в раннем возрасте закладываются первые глубинные представления о наиболее общих моральных и правовых понятиях о добре и зле, хорошем и плохом, правильном и неправильном, а приблизительно в возрасте 6-10 лет идет активное формирование этнического самосознания. Это становится тем фундаментом, на котором строится все здание личности человека - его отношение к себе, к миру в целом и толерантное отношение к другим людям. Изменить или перестроить эти глубинные моральные представления в более поздних возрастах очень сложно. Поэтому начинать формировать толерантность у детей необходимо с раннего возраста, когда у детей происходит расширение и углубление социальных контактов. Для этого необходимо активное обучение, направленное на развитие коммуникативных умений, навыков сотрудничества и конструктивного преодоления конфликтов. Необходимой предпосылкой для продуктивного обучения является личностное и эмоциональное развитие детей. Развитие рефлексии, самоуважения, эмпатии, терпимости по отношению к другим людям, активной жизненной позиции и других качеств толерантной личности необходимо для усвоения адекватных моделей поведении и эффективного функционирования в обществе.

Таким образом, особенности формирования толерантности у детей и подростков заключаются в совершенствовании содержания, организации толерантного воспитания, изучении природы толерантности, способов толерантного взаимодействия. Так как толерантная личность способна конструктивно разрешать конфликты, а не избегать их, готова жить и взаимодействовать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, поэтому детей и подростков необходимо учить самостоятельно и добротворчески мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом. Естественно, толерантные качества у детей и подростков не возникают на пустом месте, ниоткуда, и не являются - как любое социальное качество - врожденными. Следовательно, и активная нравственная позиция, и установки толерантного поведения формируются, стимулируются и корректируются сначала окружающими взрослыми, а затем самим человеком.

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

2.1. Цели, задачи и принципы работы по формированию толерантного поведения у детей и подростков

Цель Формирования толерантности у детей и подростков - воспи­тание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктив­ному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их нацио­нальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззре­ния, стилей мышления и поведения.

I Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:

Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понима­ния других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:

- формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

- формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

- развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

- развитие способности к толерантному общению, к конструктивно­му взаимодействию с представителями социума независимо от их принад­лежности и мировоззрения;

- формирование умения определять границы толерантности.

II Создание толерантной среды в обществе:

- профилактика ксенофобии, этнофобии, экстремизма и агрессии в обществе;

- гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей.

Подходы к формированию толерантного поведения у детей и подростков:

Личностно ориентированный:

- признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение;

- признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими; опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, «Я-концепцию» партнера;

- индивидуальный подход.

Деятельностный:

- опора на активность, сознательность и самостоятельность;

- ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого ребенка;

- обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов;

- построение воспитания через специально организуемую деятель­ность и общение детей.

Работа по формированию толерантного поведения у детей и подростков строится на следующих принципах (табл. 1).

Таблица 1.

Принципы формирования толерантности у детей и подростков

 

Название принципа Сущность принципа Правнла
Принцип целенаправленности Формирование толерантно­сти требует четкого осозна­ния целесообразности психолого-педагогичсских воз­действий. четкого определе­ния цели специалистом. Од­нако формирование данного качества, основой которого является активная социаль­ная позиция и психологиче­ская готовность, что воз­можно только при наличии мотивации и осознании ре­бенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознание значимости для общества (социальная цель). Единство целей специалиста и ребенка является одним из факторов успешности формирования толерантности. При этом специалист должен реализо­вывать персонифицирован­ную цель (развитие кон­кретного ребенка). Отсюда необходимость соблюдения следующего принципа - учета индивидуальных и по­ловозрастных особенностей ребенка - развитие интереса к про­блеме толерантности; - развитие мотивации к самосовершенствованию и формированию у себя то­лерантности; - четкое определение ко­нечного результата психолого-педагогических воз­действий; - постановка целей (даль­ней, конкретной и рабочей), исходя из интересов, по­требностей, особенностей детей; - ориентация специали­стом при постановке цели и задач воспитания толерант­ности на критерии и пока­затели развития данного качества
Учет индивидуальных и половозрастных осо­бенностей   Формирование любого нрав­ственного качества (толе­рантности в том числе) во многом зависит от индиви­дуальных особенностей ре­бенка: - уже имеющихся мораль­ных устоев поведения: - этических установок; - развитости интеллектуаль­ной и эмоционально-волевой сфер; - уровня развития психиче­ ских процессов; - характерологических черт; - личного опыта взаимоот­ ношений; - наличия и развития при­родных и духовных способ­ностей и т. д. При формировании толе­рантности следует учиты­вать так же гендерные осо­бенности и, прежде всего, различия в чертах личности и социальном поведении.К таким различиям относят: - формы проявления агрес­сивности (мальчики физиче­ски агрессивнее девочек, которые чаще проявляют агрессию в иной форме, пыта­ясь испортить отношения других детей со сверстника­ми); - степень эмоциональной чувствительности; - подверженность влиянию других людей и убеждению себя другими (девочки этому более под­вержены). При этом необходимо пом­нить и о возрастной динами­ке развития нравственных качеств и опираться на нее при формировании толе­рантности. В дошкольный период: за­кладывать толерантность как одну из основ личности ребенка, демонстрировать и объяснять значение пози­тивного общения, сотрудни­чества, подчеркивать значе­ние других детей и людей, не похожих на самого ре­бенка, толерантных меж­личностных отношений (т. о. происходит заложение то­лерантных установок). В младшем школьном воз­расте: продолжение разви­тия морального мировоззре­ния, трансформирование то­лерантности в один из нрав­ственных законов внутри личности. В подростковый период: проявляется негативизм и критицизм по отношению к окружающим, эгоцентризм, конфликтность, отрицание воспитательных воздействий и морали, поэтому следует помочь подростку понять и принять свой внутренний мир, развить толерантность как средство предотвраще­ния противопостав-ленности социальному миру. В юношеский период: ду­ховность и моральный облик сформированы, человек стремится делать добро. В связи с этим возникает по­требность к толерантному взаимодействию с социу­мом, но юноша нерасчетлив, поэтому важно опираться на альтруистические потребно­сти и потребность в самовы­ражении, самоутверждении и в то же время напоминать о границах толерантности - тщательное изучение особенностей личности ре­бенка; - организация психолого­педагогических действий на опережение (предупре­ждение и толерантного поведения, чтобы оно не закрепилось в сознании); - определять методы, приемы и формы формиро­вания толерантности в соответствии с индивидуальными и половозрастными осо­бенностями, сочетая их с самовоспитанием; - минимизировать прояв­ление агрессии (физиче­ской, вербальной, внешней. внутренней), снимать на­пряжение в группе детей, обучать способам саморегуляции, поддерживать эмоциональную чувствительность, развивать эмпатию и обучать способам адекватного эмоционального реагиро вания (эмоциональная ста бильность), развивать воле­вую сферу, актуализиро­вать желание общаться с людьми и воспитывать ми­ролюбие, позитивное от­ношение к людям, показы­вая границы толерантно­сти; - включать идеи толерант­ности в игру, продуктивные виды деятельности, в чте­ние и реальную жизнь  
Принцип культуросо- образности В процессе воспитания то­лерантности необходимо учитывать культурную и эт­ническую среду воспитания ребенка. Данный принцип отражается в интеграции воспитания в культуру на­рода, семьи, мира. Воспита­ние толерантного поведения непосредственно связано с формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивиду­альности - опираться на положи­тельный опыт - взаимодей­ствия ребенка с миром; - учитывать культурный уровень микросреды ре­бенка (класс, семья, дру­зья); - отдавать приоритет на­циональной культуре и этнопедагогике; - использовать потенциал культуры мира
Принципы связи вос­питания толерантности с жизнью Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ес результаты или последствия интолерантности в мире. При этом необходимо ори­ентироваться не только на ситуации в обществе вооб­ще, но и на жизненные си­туации, связанные с толерантным (интолерантным) взаимодействием в общении ребенка с близкими, друзья­ми, педагогами и др. Прин­цип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опы­та, отсутствие расхождения слова с делом - подготовка воспитанни­ков к реальным взаимоотношениям с окружающим миром; - демонстрация последствий толерантности и интолерантности; - поиск способов решения сотрудничество и диалога. - возложение ответствен­ности за свое поведение (толерантные или интолерантные действия)
Принцип уважитель­ного отношения к личности Независимо от позиции ре­бенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При формирова­нии толерантности этот принцип приобретает двой­ную значимость. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и мне­ние ребенка, но при необхо­димости корректируя их, взрослые показывают ему пример толерантного отно­шения к человеку с иным взглядом на мир - организация общения с позиции педагогического такта, доброжелательно­сти, ориентируясь на гу­манное отношение в лю­бых обстоятельствах
Принцип опоры на положительное в ре­бенке Формируя данное нравст­венное качество, взрослые должны поддерживать раз­витие, видеть в ребенке саморазвивающуюся лич­ность. готовую к изменени­ям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания толе­рантности у детей и подро­стков становится актуализа­ция положительных черт, позитивною социального опыта, развитых (пусть даже в небольшой степени) кон­структивных умений взаи­модействия с людьми - выявлять, поддерживать и развивать у детей и подростков установки на толерантность; - создание ситуации успеха
Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности Воспитание толерантности во многом обусловлено влиянием социальной среды. Чем менее толерантна среда окружения ребенка, тем сложнее процесс её форми­рования. Поэтому необхо­димо изучить социальную среду и переносить в нее идеи толерантности, подби­рая для этого соответст­вующие формы, методы и приемы работы. С данным принципом тесно связан следующий принцип воспи­тания толерантности - изучение возможностей, особенностей и потенциала микросреды; - опираться на возможно­сти и уровень социальной среды; - интеграция микросреды в воспитательный процесс по формированию толе­рантности
Принцип завуалиро- ванности педагогических воздействий и опоры на активность ребенка Специфика нравственного воспитания состоит в том, что действия взрослых по формированию основ поведения детьми и подростками воспринимаются как морализаторство и поэтому они часто сопротивляются воздействиям. Для того, чтобы избежать подобной ситуации, следует опираться на косвенные методы и приемы работы. Однако толерантность не может быть усвоена под чисто внешним влиянием, она базируется на персональной автономии и является принципом жизни самого человека - использование в деятельности таких методов, как совет, просьба, заражение, анализ воспитывающих ситуаций, поручений и др.; недопущение в общении нот морализаторства и назидания
Принцип единства знания и поведения Данный принцип требует построения воспитательного процесса по формированию толерантности на двух взаимосвязанных уровнях: - информационном (предоставляющем знания о толерантности, ее составляющих, ее проявлениях, о многомерности человеческого бытия, формирование установки на толерантности); на поведенческом (вооружение умениями и навыками толерантного взаимодействия), составляющих единое целое. Основным критерием сформированности толерантности должно стать умение конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и группами, имеющими определенные отличия - соблюдение взаимосвязи уровней формирования толерантности; - перевод толерантности и i области знания в область действия
Принцип создания толерантной среды Формирование толерантно­сти возможно только в усло­виях толерантной воспита­тельной среды - опора на позитивный опыт толерантного взаи­модействия; - создание атмосферы не­насилия и безопасного взаимодействия в воспита­тельной среде, в детском коллективе, в отношениях детей и специалистов; - использование демокра­тического стиля в общении с детьми; - организация диалога и сотрудничества в коллек­тиве; - организация психолого­педагогической поддержки и психологической защи­щенности в детском кол­лективе
Принцип диалогично­сти и сотрудничества Диалогизация воспитатель­ного пространства и опора на сотрудничество как ве­дущий тип взаимодействия являются обязательными для соблюдения принципа­ми формирования толерант­ности. При этом диалог и сотрудничество должны быть приоритетами взаимо­действия в структуре: ребе­нок-ребенок, ребенок- взрослый, ребенок-взрослый-среда, ребенок- взрослый-культура - актуализация, стимули­рование потребности детей к с


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: