Роль семьи в развитии моральных качеств подростка




Роль взрослых в развитии моральных качеств подростка весьма велика, и формирование его принципов и жизненных установок в большой степени зависит от обстановки в семье. Выше уже указывалось, что подросток болезненно реагирует на критику в свой адрес и просто из чувства противоречия может пойти наперекор словам родителя, а также – что он вполне может пойти на компромисс, если с ним будут считаться.

Проведенный в форме анкетирования эксперимент даст возможность опровергнуть или подтвердить эти утверждения. Анкета взята из книги Максимовой С.М., и Медведевой И.Н. «Родительские собрания».[8]

Итак, Елене 16 лет. Отвечая на вопросы, она могла выбрать из предложенных ей утверждений только одно, и вот что она ответила:

1. Что бы ты хотел получить от семьи, в которой живёшь?

в) покой и защищённость.

2. Одинок ли ты в своей семье?

а) да.

3. Хочешь ли ты, чтобы твоя будущая семья была похожа на твою сегодняшнюю семью?

а) да.

4. Как ты думаешь, что больше всего заботит твоих родителей в семейной жизни?

г) настроение детей и причины его изменения.

5. Какая из приведённых ниже жизненных установок является для тебя наиболее значимой?

г) реализовать свои интеллектуальные возможности.

6. Есть ли у тебя секреты от твоей семьи?

а) да.

7. Что для тебя вечер дома?

б) возможность быть самим собой.

8. Знаком ли ты с моральными и материальными проблемами, которые существуют в вашей семье?

а) да.

Судя по ответам Елены можно предположить, что в семье к ней относятся доброжелательно, а потому ей комфортно проводить время дома. Однако наличие секретов от родителей, пусть и неудивительное в таком возрасте, и ощущение своего одиночества в семейном кругу притом, что родителям важно эмоциональное состояние своего ребенка, дают возможность заметить, что не все так просто. Елена замыкается в себе, потому что взрослые могут не понять ее стремлений и увлечений или же отнестись к ним нетерпимо и предвзято, она боится осуждения с их стороны, а потому предпочитает молчать.

Для сравнения можно взять анкету Анастасии (15 лет). Вот что ответила она:

1. Что бы ты хотел получить от семьи, в которой живёшь?

в) покой и защищённость.

2. Одинок ли ты в своей семье?

а) да.

3. Хочешь ли ты, чтобы твоя будущая семья была похожа на твою сегодняшнюю семью?

б) нет.

4. Как ты думаешь, что больше всего заботит твоих родителей в семейной жизни?

а) здоровье детей.

5. Какая из приведённых ниже жизненных установок является для тебя наиболее значимой?

а) быть материально обеспеченным.

6. Есть ли у тебя секреты от твоей семьи?

а) да.

7. Что для тебя вечер дома?

б) возможность быть самим собой.

8. Знаком ли ты с моральными и материальными проблемами, которые существуют в вашей семье?

а) да.

Анастасия кажется настроенной не в пример мрачнее Елены, она уже не думает, что хочет, чтобы ее будущая семья была похожа на настоящую, не говоря уже о том, что она также имеет секреты от своих родных и ощущает себя одинокой в обществе своих родителей. В ее случае заметен дефицит внимания – взрослым важно ее здоровье, но ее неудачи на каком-либо поприще и причины этих неудач родителей, как видно, мало заботят их. Вероятно, на почве этого Анастасия уже задумывается о том, какой будет ее семья и считает своей главной жизненной установкой материальную обеспеченность.

Эти две девочки – обе из благополучных семей, однако их семьи на основании данных, полученных из анкет, можно определить в две разные группы. Семья Елены относится, по всей видимости, ко второй группе из пяти, выделенных в зависимости от внутрисемейной обстановке, и отношения у Елены с родителями доброжелательные, но недостаточно доверительные. А вот семья Анастасии относится к третьей группе.

На основании всего этого можно заключить, что приведенное выше утверждение о том, что подросток болезненно реагирует на критику в свой адрес, а также – что он вполне может пойти на компромисс, если с ним будут считаться, действительности не противоречит. Просто в случае с Еленой родители, возможно, не знают, как найти к ней подход, а в случае с Анастасией – родители даже не пытаются, потому что ее морально-нравственное развитие мало интересует их.

А. Пономаренко говорит об этом так: «Мама воспринимает себя как машину, обеспечивающую определенные функции: покормить, постирать, проверить уроки. А поговорить? Узнать, что ребенок чувствует, чем живет. Может, его кто-то несправедливо обидел в школе? Помочь разрулить ситуацию?

Если этого не делать, то ребенок будет жить с чувством незащищенности. И, вырастая, начнет защищаться сам – как умеет. И вот тут мало не покажется никому, ибо способы защиты у него самые примитивные: агрессия или избегание». [5]

Так как же оптимизировать отношения с подростком? Как уже говорилось ранее, важны взаимоотношения в семье.


Взаимоотношения в семье

Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Для ребенка семья – это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития.[3] Как же сделать эту среду благоприятной, и что думают о взаимоотношениях со своими родителями сами дети?

Евгении 15 лет, она заполнила анкету С. Павловой о взаимоотношениях в семье[9], и таковы ее ответы:

1. Вы считаете взаимоотношения в Вашей семье:

З) не очень хорошими.

2. Считаете ли Вы свою семью дружным семейным коллективом?

2) не совсем.

3. Какие семейные традиции способствуют укреплению Вашей семьи?

Совместные поездки за город, просмотр кино.

4. Как часто Ваша семья собирается вместе?

1) ежедневно.

5. Что делает Ваша семья, собравшись вместе?

б) делимся впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах.

6. Бывают ли в Вашей семье ссоры, конфликты?

2) часто.

7. Чем обусловлены ссоры, конфликты?

2) нарушением этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение и др.).

8. Каковы способы разрешения нравственных конфликтов в вашей семье?

3) прекращение конфликтов на некоторое время.

9. Бываете ли свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?

3) иногда.

10) Как реагируете на семейные конфликты?

5) отношусь безразлично.

Какие ошибки здесь допускают родители в общении с Евгенией? Частые конфликты из-за неуважения к личности друг друга и отсутствие попыток погашения этих конфликтов. Скандал прекращается лишь «на некоторое время», чтобы снова набрать обороты, стоит только сказать какое-то неосторожное слово. Кроме того, Евгения становится свидетельницей/участницей семейных конфликтов так часто, что уже относится у ним безразлично. Какой прием, согласно А. Пономаренко, она здесь применяет? Психологическое избегание. Евгения отрешается от происходящего и не обращает на ссору внимания. Правильно ли это? Отнюдь.

В противовес анкете Евгении можно представить анкету 16-летней Александры.

1. Вы считаете взаимоотношения в Вашей семье:

2) хорошими.

2. Считаете ли Вы свою семью дружным семейным коллективом?

2) не совсем.

3. Какие семейные традиции способствуют укреплению Вашей семьи?

Отмечание праздников всей семьей, вероятно.

4. Как часто Ваша семья собирается вместе?

1) ежедневно.

5. Что делает Ваша семья, собравшись вместе?

1) решаете сообща жизненные проблемы;

2) занимаетесь семейным бытовым трудом;

3) работаете на приусадебном участке;

4) вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;

5) обсуждаете вопросы учебы детей;

6) делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах.

6. Бывают ли в Вашей семье ссоры, конфликты?

1) да.

7. Чем обусловлены ссоры, конфликты?

1) непониманием членами семьи друг друга;

3) отказом участвовать в семейных делах, заботах.

8. Каковы способы разрешения нравственных конфликтов в вашей семье?

2) обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения.

9. Бываете ли свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?

3) иногда.

10. Как реагируете на семейные конфликты?

1) переживаю;

6) становлюсь озлобленным, неуправляемым;

7) пытаюсь найти поддержку в других людях.

Из ответов Александры можно уяснить, что, как и в любой семье, она не всегда понимает родителей, а родители не понимают ее, однако они стараются искать решения, а не приостанавливают конфликты, оставляя их на некоторое время, но не решая, чтобы забыть о ссоре. Как следствие, Александра неравнодушна к скандалам в своей семье, она переживает, мечется, стремится найти утешение у других людей. Но семья Александры отличается от семьи Евгении тем, что здесь конфликты стараются решать сообща, с учетом того, кого и что не устраивает. И если Александра считает отношения между собой и своими родными хорошими, можно предположить, что она охотно идет на контакт, если это требуется для решения семейной проблемы. Члены семьи Александры готовы пойти на компромисс.

Таким образом, можно вывести следующие варианты оптимизации отношений между детьми и родителями, препятствующие порождению конфликтов или погашающие эти конфликты:

– необходимо выплеснуть эмоции, в т. ч. и агрессию не на живых людях, а на чем-то другом;

– попытаться гасить в себе недовольство и раздражение;

– сбалансировать систему обязанностей и прав;

– ввести некоторые простые правила, которые должны соблюдаться. Например, не входить друг к другу в комнату без стука или в отсутствие хозяина, не трогать личные вещи и т.д.;

– необходимо оставлять за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т. д.;

– искренне объяснять, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминать старых грехов, а говорить о сегодняшнем положении. Не давить, не наказывать физически, не унижать;

– создать так называемый семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи;

– не требовать друг от друга только правильных поступков, помнить, что все совершают ошибки;

– стать терпимее к недостаткам друг друга;

– не вступать в бесконечные споры и не допускать молчаливой войны;

– напоминать ребенку в том, что вы всегда будете его любить, что гордитесь теми качествами в нем, каких не достает в вас самих.

Нужно стремиться к такому типу семьи, как партнерство. Именно такой способ организации связей старшего и младшего поколений представляется оптимальным, а не опека, диктатура или сосуществование. Это позволит сгладить конфликтные ситуации и улучшить психологическую атмосферу в семье.[3]


Заключение

В семье случаются разногласия, и это естественно. Ведь для совместной жизни объединяются мужчина и женщина с индивидуальными психическими различиями, неодинаковым жизненным опытом, разными взглядами на мир, интересами; позже в орбиту семейных отношений включены взрослые и дети – представители трёх поколений. И по самым различным вопросам, начиная с того, где провести выходной или отпуск, и кончая тем, в какой вуз поступать сыну или дочери, могут быть противоречивые мнения.[3]

Данная курсовая работа была направлена на исследование особенностей взаимоотношений между родителями и детьми-подростками, и таковы результаты психологического эксперимента:

– опрошенные подростки показали разное отношение к своим семьям, и каждый из них определенным образом реагирует на ситуации, возникающие между ним и родителями;

– ситуация в семье каждого опрошенного подростка показывает, какие ошибки допускают родители в общении со своими детьми;

– на основании данных из анкет можно выделить основные правила (пути, варианты), которым стоит следовать в общении с подростком, чтобы избежать конфликтов и недопониманий, а также – предотвращать возникшие проблемы.

По итогам всего исследования можно выделить такие основные реакции у подростков в конфликтной ситуации:

– агрессия;

– избегание;

– попытка предотвращения.

Стоит отметить, что реакция подростка в целом зависит от внутрисемейной обстановки, и попытку предотвратить конфликт ребенок делает только в том случае, если видит в этом какой-то смысл, то есть если конфликты случаются редко или хотя бы недостаточно часто для того, чтобы он стал злиться или вовсе перестал на них реагировать.

Помимо реакций также можно выделить основные действия, благодаря которым отношения с подростком можно стабилизировать. Это:

– введение правил, которые должны соблюдаться (не входить друг к другу в комнату без стука, не трогать личные вещи и т.д.);

– оставление за подростком право выбора друзей, одежды, музыки, увлечений и т. д.;

– объяснение подростку своих чувств в тех или иных ситуациях и указание на их причины;

– уважительное отношение к подростку: не давить, не наказывать физически, не унижать;

– создание семейного совета, на котором решались бы многие проблемы всех домочадцев;

– отсутствие завышенных требований: нет людей, которые совершают только правильные поступки, у всех свои недостатки;

– отсутствие длительных споров и молчаливых войн;

– периодические напоминания ребенку в том, что вы всегда будете его любить, что гордитесь теми качествами в нем, каких не достает в вас самих.

Исходя из всего вышеозначенного, можно сделать вывод, что рабочая гипотеза исследования не противоречит действительности, а только подтверждает слова большинства психологов, занимающихся проблемой взаимоотношений между подростками и родителями. А это означает, что своей цели исследование достигло.


 

Список литературы

1. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов выс­ших учебных заведений. – «Сфера», 2001.

2. Медицинская энциклопедия (эл. версия: https://www.med74.ru/infoitem3815.html).

3. Инина-Понуровская Е. Ю. Конфликтные отношения между родителями и детьми // Актуальные вопросы современной психологии: материалы Междунар. науч. конф. — «Челябинск: Два комсомольца», 2011.

4. Байярд Роберт Т., Байярд Джин. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. – «Академический проект», 2015.

5. Пономаренко А. Как наладить отношения с подростком. 100 практических советов. – «АСТ», 2014.

6. Обухова Л. Ф. Возрастная (детская) психология. – «Педагогическое общество России», 2004.

7. Губкина Т. К. Подросток и взрослый: пути взаимопонимания (эл. версия: https://pro-psixology.ru/prakticheskaya-psixologiya-nauchno-metodicheskij/1101-podrostok-i-vzroslyj-puti-vzaimoponimaniya.html)

8. Максимова С.М., Медведева И.Н. Родительские собрания. 11 класс (эл. версия: https://books.google.ru/books?id=meYHAQAAQBAJ&pg)

9. Павлова С. Анкеты (сайт: https://svetlanapavlova.ru/-my_works_page_30)


 

Приложения

Приложение 1.

1. Что бы ты хотел получить от семьи, в которой живёшь?

а) хорошую организацию быта;

б) радость общения

в) покой и защищённость.

2. Одинок ли ты в своей семье?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

3. Хочешь ли ты, чтобы твоя будущая семья была похожа на твою сегодняшнюю семью?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

4. Как ты думаешь, что больше всего заботит твоих родителей в семейной жизни?

а) здоровье детей;

б) хорошая учёба детей;

в) трудовое участие детей в жизни семьи;

г) настроение детей и причины его изменения.

5. Какая из приведённых ниже жизненных установок является для тебя наиболее значимой?

а) быть материально обеспеченным,

б) встретить любовь,

в) иметь много друзей,

г) реализовать свои интеллектуальные возможности.

6. Есть ли у тебя секреты от твоей семьи?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

7. Что для тебя вечер дома?

а) радость общения,

б) возможность быть самим собой,

в) мучение и пытка.

8. Знаком ли ты с моральными и материальными проблемами, которые существуют в вашей семье?

а) да;

б) нет.[8]

 

Приложение 2.

1. Вы считаете взаимоотношения в Вашей семье:

1) очень хорошими

2) хорошими

З) не очень хорошими;

4) плохими;

5) не очень плохими.

2. Считаете ли Вы свою семью дружным семейным коллективом?

1) да;

2) не совсем;

3) нет.

3. Какие семейные традиции способствуют укреплению Вашей семьи?

(перечислите эти традиции)

4. Как часто Ваша семья собирается вместе?

1) ежедневно;

2) по выходным дням;

3) редко.

5. Что делает Ваша семья, собравшись вместе?

1) решаете сообща жизненные проблемы;

2) занимаетесь семейным бытовым трудом;

3) работаете на приусадебном участке;

4) вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;

5) обсуждаете вопросы учебы детей;

б) делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;

7) каждый занимается своим делом;

8) допишите

6. Бывают ли в Вашей семье ссоры, конфликты?

1) да;

2) часто;

З) иногда;

4) редко;

5) не бывают.

7. Чем обусловлены ссоры, конфликты?

1) непониманием членами семьи друг друга;

2) нарушением этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение и др.);

3) отказом участвовать в семейных делах, заботах;

4) разногласиями в вопросах воспитания детей;

5) злоупотреблением алкоголем;

6) другими обстоятельствами (укажите).

8. Каковы способы разрешения нравственных конфликтов в вашей семье?

1) примирение;

2) обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения;

3) прекращение конфликтов на некоторое время;

4) обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);

5) конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер.

9. Бываете ли Вы свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?

1) да;

2) нет;

3) иногда.

10) Как Вы реагируете на семейные конфликты?

1) переживаю;

2) становлюсь на сторону одного из родителей; пытаюсь помирить их;

3) ухожу из дома;

4) замыкаюсь в себе;

5) отношусь безразлично;

6) становлюсь озлобленным, неуправляемым;

7) пытаюсь найти поддержку в других людях. [9]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: