РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ ВНУТРЕННИМИ ГРАНЯМИ КОЛЕС.
Измерение расстояния между внутренними гранями колес
Правильное положение колес на оси имеет существенное значение для обеспечения безопасности движения и плавности хода вагонов поездов. Невыполнение требований к колесным парам при выпуске вагонов из текущего отцепочного ремонта может привести к сходу вагонов.
Контроль расстояния между внутренними гранями колес производится при подкатке колес на участках текущего отцепочного ремонта, специализированных путях ремонта вагонов (а также при выпуске вагона из планового ремонта) с выкаткой тележки и освобождением колесных пар от нагрузки.
Разность расстояний между внутренними гранями колес — нарушение указанного расстояния происходит из-за несоблюдения допусков между внутренними гранями колес при сборке колесной пары или из-за изогнутости оси.
По результатам измерений определяется разность расстояний между внутренними гранями ободьев колес, и сравниваются с допустимой (не более 2 мм). Если разность расстояний между внутренними гранями ободьев колес превышает допустимые значения, колесная пара подлежит обточке по внутренним граням.
Штанген РВП состоит (см. рис 26) из штанги 1 с определенным участком шкалы, подвижной 2 и неподвижной 3 ножек с измерительными поверхностями.
Рис. 26 Штанген РВП
Для измерения расстояния между внутренними гранями колес (измерение производится у выкаченной колесной пары) методом непосредственной оценки, перед проведением измерений на штангене необходимо ослабить стопорный винт, закрепляющий подвижную ножку, и поместить штанген РВП между внутренними гранями ободьев колес, посаженных на ось (см. рис 27).
|
Измерительные поверхности подвижной и неподвижной ножек штангена ориентируют по направлению радиусов колеса. При измерении расстояния между внутренними гранями колес неподвижная ножка штангена плотно прижимается к внутренней грани обода одного колеса, а подвижная ножка подводится к другому колесу, прижимается к его внутренней грани и стопорным винтом закрепляется на штанге. По делениям шкалы на штанге определяется расстояние между внутренними гранями цельнокатаных колес.
Полученные при измерении значения должны находиться в допускаемых пределах от 1437 мм до 1443 мм (без смены элементов).
Рис. 27. Измерение при помощи Штангена РВП (Штихмаса) расстояния между внутренними гранями ободьев колес.
Рис. 28 Определение диаметрально противоположных точек
Измерение производится в четырех точках, расположенных в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, проходящих через ось пары.
РАЗНОСТЬ ДИАМЕТРОВ КОЛЕС КОЛЕСНОЙ ПАРЫ
Н арушение появляется при неравномерном по профилю круговом износе поверхности катания из-за ненормальной работы колесной пары в рельсовой колее. Указанное отклонение определяется разностью диаметров колес одной колесной пары.
Разрешается подкатывать под вагоны колесные пары с разностью диаметров колес одной колесной пары не более 1 мм (без обточки по кругу катания).
Разность диаметров колес одной колесной пары в эксплуатации допускается не более 5 мм.
Запрещается при отцепочном ремонте с выкаткой тележки подкатывать колесные пары в тележки с разницей диаметров по кругу катания:
|
у одной двухосной грузовой тележки - более 20 мм;
у двух двухосных грузовых тележек более 40 мм;
у одной четырехосной грузовой тележки - более 20 мм, при этом колесные пары с меньшими диаметрами колес должны быть обращены внутрь тележки;
у двух четырехосных грузовых тележек - более 40 мм.
у двух тележек четырехосного пассажирского вагона - более 20 мм, а в одной тележке - более 10 мм.
Измерение диаметра колеса скобой ДК. Порядок проведения измерения диаметра колес.
Скоба ДК состоит из скобы, на которой укреплены подвижная 2 и неподвижная 1 бабки с наконечниками 4 и 5. На подвижной бабке имеется окно с нониусом и стопорный винт 7. На трубе 6, по которой перемещается подвижная бабка, нанесена шкала с делениями и цифрами. Скоба ДК имеет опорные поверхности 3 подвижной и неподвижной бабок.
Измерение диаметра колеса по кругу катания производится у выкаченной колесной пары скобой ДК не менее трех раз для каждого колеса (в разных диаметральных сечениях).
За действительное значение диаметра колеса принимается среднее арифметическое трех измерений.
Разность диаметров колес по кругу катания определяется как разность полученных средних значений диаметров колес.
Перед проведением измерений необходимо ослабить стопорный винт 7, закрепляющий подвижную бабку 2 и прижать скобу опорными поверхностями бабок 3 к внутренней грани обода колеса. Наконечник 4 неподвижной бабки 2 подводится до соприкосновения с поверхностью катания колеса, и наконечник 5 подвижной бабки 1 перемещается по трубе скобы 6 до приведения в соприкосновении с поверхностью катания колеса.
|
Для получения правильного значения диаметра колеса подвижный наконечник необходимо поворачивать вокруг точки соприкосновения сферической поверхности наконечника неподвижной бабки с поверхностью катания колеса. При этом линия измерения должна быть перпендикулярна к образующим, и проходить через центр колеса.
В положении максимального диаметра колеса подвижная бабка фиксируется на трубе 6 стопорным винтом и производится считывание показаний по основной шкале (нанесенной на трубе скобы) и нониусу.
Принцип действия при считывании показаний на скобе аналогичен принципу действия штанги инструмента. Отсчет по нониусу - 0,1 мм. Цена деления основной шкалы - 1 мм.
При совпадении нулевого штриха нониуса с любой отметкой (оцифрованной или не оцифрованной) основной шкалы скобы результат показаний будет выражен целыми цифрами без десятичных значений. При несовпадении нулевого штриха нониуса и отметок основной шкалы скобы -результат измерений определяется, как сумма целого числа, считываемого по основной шкале скобы и десятичного значения, определяемого по шкале нониуса.
Целое число определяется по количеству полных делений на основной шкале скобы до нулевого штриха нониуса.
Отсчет по нониусу сводится к определению совпадения одного из штрихов нониуса с любым штрихом основной шкалы.
Десятичное значение определяется как произведение величины отсчета по нониусу (0,1) мм, на количество делений нониуса до совпадающего штриха.
Заключение:
Измерительный контроль элементов колесных пар вагонов проводится осмотрщиками вагонов по результатам визуального контроля вагонов поезда с ходу, осмотра во время стоянки при техническом обслуживании, по показаниям средств технического диагностирования вагонов поезда на ходу, с целью оценки соответствия параметров выявленных дефектов установленным нормам. Все измерения должны производиться исправными и поверенными шаблонами, для этой цели они должны своевременно изыматься из эксплуатации и направляться для поверки в специальных лабораториях. Срок пользования поверенными шаблонами для измерения колесных пар установлен не более 6 месяцев.
К проведению визуального и измерительного контроля колесных пар допускаются осмотрщики вагонов, прошедшие медицинский осмотр, вводный, первичный и повторные инструктажи, стажировку и проверку знаний в установленном порядке.
При проведении осмотра колесных пар вагонов осмотрщики обязаны выполнять требования действующих технологических процессов работы пунктов технического обслуживания, должностных инструкций, указаний ОАО «РЖД» и других нормативных документов. При техническом обслуживании осмотрщики вагонов должны использовать известные на сети дорог передовые методы осмотра узлов и деталей вагонов, а также рекомендации опытных осмотрщиков вагонов ПТО.
Работники ПТО, участков ТОР, МВРП, МППВ, производящие обыкновенное освидетельствование колесных пар должны сдать установленные испытания ежегодно и иметь удостоверение установленной формы на право производства обыкновенного освидетельствования колесных пар.