ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОДЕКС УКРАИНЫ




 

Раздел I ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Предмет регулирования

1. Настоящий Кодекс определяет основные принципы хозяйствования в Украине и регулирует хозяйственные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления хозяйственной деятельности между субъектами хозяйствования, а также между этими субъектами и другими участниками отношений в сфере хозяйствования.

 

Статья 3. Хозяйственная деятельность и хозяйственные отношения

1. Под хозяйственной деятельностью в настоящем Кодексе понимается деятельность субъектов хозяйствования в сфере общественного производства, направленная на изготовление и реализацию продукции, выполнение работ либо оказание услуг стоимостного характера, имеющих ценовую определенность.

2. Хозяйственная деятельность, осуществляемая для достижения экономических и социальных результатов и с целью получения прибыли, является предпринимательством, а субъекты предпринимательства - предпринимателями. Хозяйственная деятельность может осуществляться и без цели получения прибыли (некоммерческая хозяйственная деятельность).

 

Статья 5. Конституционные основы правопорядка в сфере хозяйствования

1. Правовой хозяйственный порядок в Украине формируется на основе оптимального сочетания рыночного саморегулирования экономических отношений субъектов хозяйствования и государственного регулирования макроэкономических процессов, исходя из конституционного требования ответственности государства перед человеком за свою деятельность и определения Украины как суверенного и независимого, демократического, социального, правового государства.

 

Статья 6. Общие принципы хозяйствования

1. Общими принципами хозяйствования в Украине являются:

обеспечение экономического многообразия и равная защита государством всех субъектов хозяйствования;

свобода предпринимательской деятельности в пределах, определенных законом;

свободное движение капиталов, товаров и услуг на территории Украины;

ограничение государственного регулирования экономических процессов в связи с необходимостью обеспечения социальной направленности экономики, добросовестной конкуренции в предпринимательстве, экологической защиты населения, защиты прав потребителей и безопасности общества и государства;

защита национального товаропроизводителя;

запрещение незаконного вмешательства органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в хозяйственные отношения.

 

 

Глава 2

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫУЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА И

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

 

Статья 12. Средства государственного регулирования хозяйственной деятельности

1. Государство для реализации экономической политики, выполнения целевых экономических и других программ и программ экономического и социального развития применяет разнообразные средства и механизмы регулирования хозяйственной деятельности.

2. Основными средствами регулирующего воздействия государства на деятельность субъектов хозяйствования являются:

государственный заказ, государственное задание;

лицензирование, патентование и квотирование;

сертификация и стандартизация;

применение нормативов и лимитов;

регулирование цен и тарифов;

предоставление инвестиционных, налоговых и других льгот;

предоставление дотаций, компенсаций, целевых инноваций и субсидий.

4. Ограничения по осуществлению предпринимательской деятельности, а также перечень видов деятельности, в которых запрещается предпринимательство, устанавливаются Конституцией Украины и законом.

 

Статья 14. Лицензирование, патентование и квотирование в

хозяйственной деятельности

1. Лицензирование, патентование определенных видов хозяйственной деятельности и квотирование являются средствами государственного регулирования в сфере хозяйствования, направленными на обеспечение единой государственной политики в этой сфере и защиту экономических и социальных интересов государства, общества и отдельных потребителей.

2. Правовые основы лицензирования, патентования определенных видов хозяйственной деятельности и квотирования определяются исходя из конституционного права каждого на осуществление предпринимательской деятельности, не запрещенной законом, а также принципов хозяйствования, установленных в статье 6 настоящего Кодекса.

3. Лицензия - документ государственного образца, удостоверяющий право субъекта хозяйствования-лицензиата на проведение указанного в нем вида хозяйственной деятельности в течение определенного срока при условии выполнения лицензионных условий. Отношения, связанные с лицензированием определенных видов хозяйственной деятельности, регулируются законом.

4. В сферах, связанных с торговлей за денежные средства (наличные, чеки, а равно с использованием других форм расчетов и платежных карточек на территории Украины), обменом наличных валютных ценностей (в том числе операции с наличными платежными средствами, выраженными в иностранной валюте, и с платежными карточками), в сфере игорного бизнеса и бытовых услуг, других сферах, определенных законом, может осуществляться патентование предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования.

 

 

Торговый патент - это государственное свидетельство, удостоверяющее право субъекта хозяйствования заниматься определенными видами предпринимательской деятельности в течение установленного срока. Специальный торговый патент - это государственное свидетельство, удостоверяющее право субъекта хозяйствования на особый порядок налогообложения в соответствии с законом. Порядок патентования определенных видов предпринимательской деятельности устанавливается законом.

 

 

Глава 4

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

(ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО)

 

Статья 42. Предпринимательство как вид хозяйственной деятельности

1. Предпринимательство - это самостоятельная, инициативная, систематическая, на собственный риск хозяйственная деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования (предпринимателями) с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли.

 

Статья 43. Свобода предпринимательской деятельности

1. Предприниматели имеют право без ограничений самостоятельно осуществлять любую предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом.

2. Особенности осуществления отдельных видов предпринимательства устанавливаются законодательными актами.

3. Перечень видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию, а также перечень видов деятельности, предпринимательство в которых запрещается, устанавливаются исключительно законом.

4. Осуществление предпринимательской деятельности запрещается органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Предпринимательская деятельность должностных и служебных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления ограничивается законом в случаях, предусмотренных частью второй статьи 64 Конституции Украины.

 

Статья 44. Принципы предпринимательской деятельности

1. Предпринимательство осуществляется на основе:

свободного выбора предпринимателем видов предпринимательской деятельности;

самостоятельного формирования предпринимателем программы деятельности, выбора поставщиков и потребителей производимой продукции, привлечения материально-технических, финансовых и других видов ресурсов, использование которых не ограничено законом, установления цен на продукцию и услуги в соответствии с законом;

свободного найма предпринимателем работников;

коммерческого расчета и собственного коммерческого риска;

свободного распоряжения прибылью, остающейся у предпринимателя после уплаты налогов, сборов и других платежей, предусмотренных законом;

самостоятельного осуществления предпринимателем внешнеэкономической деятельности, использования предпринимателем принадлежащей ему доли валютной выручки по своему усмотрению.

 

Статья 45. Организационные формы предпринимательства

1. Предпринимательство в Украине осуществляется в любых организационных формах, предусмотренных законом, по выбору предпринимателя.

2. Порядок создания, государственной регистрации, деятельности, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательства отдельных организационных форм определяется настоящим Кодексом и другими законами.

3. В отношении граждан и юридических лиц, для которых предпринимательская деятельность не является основной, положения настоящего Кодекса распространяются на ту часть их деятельности, которая по своему характеру является предпринимательской.

 

Статья 46. Право найма работников и социальные гарантии по использованию их труда

1. Предприниматели имеют право заключать с гражданами договоры об использовании их труда. При заключении трудового договора (контракта, соглашения) предприниматель обязан обеспечить надлежащие и безопасные условия труда, оплату труда не ниже определенной законом и ее своевременное получение работниками, а также другие социальные гарантии, включая социальное и медицинское страхование и социальное обеспечение в соответствии с законодательством Украины.

 

Статья 47. Общие гарантии прав предпринимателей

1. Государство гарантирует всем предпринимателям, независимо от избранных ими организационных форм предпринимательской деятельности, равные права и равные возможности для привлечения и использования материально-технических, финансовых, трудовых, информационных, природных и других ресурсов.

2. Обеспечение предпринимателя материально-техническими и другими ресурсами, которые централизованно распределяются государством, осуществляется с целью выполнения предпринимателем поставок, работ либо услуг для государственных нужд.

3. Государство гарантирует неприкосновенность имущества и обеспечивает защиту имущественных прав предпринимателя. Изъятие государством или органами местного самоуправления у предпринимателя основных и оборотных фондов, другого имущества допускается в соответствии со статьей 41 Конституции Украины на основаниях и в порядке, предусмотренных законом.

4. Убытки, причиненные предпринимателю вследствие нарушения гражданами либо юридическими лицами, органами государственной власти либо органами местного самоуправления его имущественных прав, возмещаются предпринимателю в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами.

5. Предприниматель или гражданин, работающий у предпринимателя по найму, в предусмотренных законом случаях может быть привлечен к выполнению в рабочее время государственных или общественных обязанностей, с возмещением предпринимателю соответствующих убытков органом, который принимает такое решение. Споры о возмещении убытков разрешаются судом.

 

Статья 48. Государственная поддержка предпринимательства

1. С целью создания благоприятных организационных и экономических условий для развития предпринимательства органы власти на условиях и в порядке, предусмотренных законом:

предоставляют предпринимателям земельные участки, передают государственное имущество, необходимое для осуществления предпринимательской деятельности;

содействуют предпринимателям в организации материально-технического обеспечения и информационного обслуживания их деятельности, подготовке кадров;

осуществляют первоначальное обустройство неосвоенных территорий объектами производственной и социальной инфраструктуры с продажей или передачей их предпринимателям в определенном законом порядке;

стимулируют модернизацию технологии, инновационную деятельность, освоение предпринимателями новых видов продукции и услуг;

оказывают предпринимателям другие виды помощи.

2. Государство содействует развитию малого предпринимательства, создает необходимые условия для этого.

 

Статья 49. Ответственность субъектов предпринимательства

1. Предприниматели обязаны не причинять вред окружающей природной среде, не нарушать права и законные интересы граждан и их объединений, других субъектов хозяйствования, учреждений, организаций, права местного самоуправления и государства.

2. За причиненные вред и убытки предприниматель несет имущественную и другую установленную законом ответственность.

 

Статья 51. Прекращение предпринимательской деятельности

1. Предпринимательская деятельность прекращается:

по собственной инициативе предпринимателя;

при истечении срока действия лицензии;

при прекращении существования предпринимателя;

на основании решения суда в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими законами.

2. Порядок прекращения деятельности предпринимателя устанавливается законом в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

 

Раздел II

СУБЪЕКТЫХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

 

Глава 6

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 55. Понятие субъекта хозяйствования

1. Субъектами хозяйствования признаются участники хозяйственных отношений, которые осуществляют хозяйственную деятельность, реализуя хозяйственную компетенцию (совокупность хозяйственных прав и обязанностей), имеют обособленное имущество и несут ответственность по своим обязательствам в пределах этого имущества, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

2. Субъектами хозяйствования являются:

1) хозяйственные организации - юридические лица, созданные в соответствии с Гражданским кодексом Украины (435-15), государственные, коммунальные и иные предприятия, созданные в соответствии с настоящим Кодексом, а также другие юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в установленном законом порядке;

2) граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в соответствии с законом в качестве предпринимателей;

3. Субъекты хозяйствования реализуют свою хозяйственную компетенцию на основе права собственности, права хозяйственного ведения, права оперативного управления в соответствии с определением этой компетенции в настоящем Кодексе и других законах.

4. Субъекты хозяйствования - хозяйственные организации, действующие на основе права собственности, права хозяйственного ведения либо оперативного управления, имеющие статус юридического лица, который определяется гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

5. Субъекты хозяйствования, указанные в пункте первом части второй настоящей статьи, имеют право открывать свои филиалы, представительства, другие обособленные подразделения без создания юридического лица.

 

Статья 56. Образование субъекта хозяйствования

1. Субъект хозяйствования может быть образован по решению собственника (собственников) имущества или уполномоченного им (ими) органа, а в случаях, специально предусмотренных законодательством, также по решению других органов, организаций и граждан путем учреждения нового, реорганизации (слияния, присоединения, выделения, деления, преобразования) действующего (действующих) субъекта хозяйствования с соблюдением требований законодательства.

2. Субъекты хозяйствования могут образовываться путем принудительного деления (выделения) действующего субъекта хозяйствования по распоряжению антимонопольных органов в соответствии с антимонопольно-конкурентным законодательством Украины.

 

Статья 57. Учредительные документы

1. Учредительными документами субъекта хозяйствования являются решение о его образовании или учредительный договор, а в случаях, предусмотренных законом, устав (положение) субъекта хозяйствования.

2. В учредительных документах должны быть указаны наименование субъекта хозяйствования, цель и предмет хозяйственной деятельности, состав и компетенция его органов управления, порядок принятия ими решений, порядок формирования имущества, распределения прибылей и убытков, условия его реорганизации и ликвидации, если иное не предусмотрено законом.

3. В учредительном договоре учредители обязуются образовать субъект хозяйствования, определяют порядок совместной деятельности по его образованию, условия передачи ему своего имущества, порядок распределения прибылей и убытков, управления деятельностью субъекта хозяйствования и участия в нем учредителей, порядок выбытия и вхождения новых учредителей, другие условия деятельности субъекта хозяйствования, предусмотренные законом, а также порядок его реорганизации и ликвидации в соответствии с законом.

4. Устав субъекта хозяйствования должен содержать сведения о его наименовании, цели и предмете деятельности, размере и порядке образования уставного и других фондов, порядке распределения прибылей и убытков, об органах управления и контроля, их компетенции, об условиях реорганизации и ликвидации субъекта хозяйствования, а также другие сведения, связанные с особенностями организационной формы субъекта хозяйствования, предусмотренные законодательством. Устав

может содержать и иные сведения, не противоречащие законодательству.

Положением определяется хозяйственная компетенция органов государственной власти, органов местного самоуправления либо других субъектов в случаях, определенных законом.

5. Устав (положение) утверждается собственником имущества (учредителем) субъекта хозяйствования либо его представителями, органами или другими субъектами в соответствии с законом.

 

Статья 58. Государственная регистрация субъекта хозяйствования

1. Субъект хозяйствования подлежит государственной регистрации как юридическое лицо или физическое лицо-предприниматель в порядке, определенном законом.

2. Открытие субъектом хозяйствования филиалов (отделений), представительств без создания юридического лица не требует их государственной регистрации.

Сведения об обособленных подразделениях субъектов хозяйствования приобщаются к его регистрационному делу и включаются в Единый государственный реестр в порядке, определенном законом.

 

Статья 59. Прекращение деятельности субъекта хозяйствования

1. Прекращение деятельности субъекта хозяйствования осуществляется путем его реорганизации (слияния, присоединения, деления, преобразования) или ликвидации - по решению собственника (собственников) либо уполномоченных им органов, по решению других лиц - учредителей субъекта хозяйствования либо их правопреемников, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - по решению суда.

2. При слиянии субъектов хозяйствования все имущественные права и обязанности каждого из них переходят к субъекту хозяйствования, образованному в результате слияния.

3. При присоединении одного или нескольких субъектов хозяйствования к другому субъекту хозяйствования к этому последнему переходят все имущественные права и обязанности присоединенных субъектов хозяйствования.

4. При делении субъекта хозяйствования все его имущественные права и обязанности переходят по разделительному акту (балансу) в соответствующих долях к каждому из новых субъектов хозяйствования, образованных в результате этого деления. При выделении одного или нескольких новых субъектов хозяйствования к каждому из них переходят по разделительному акту (балансу) в соответствующих долях имущественные права и обязанности реорганизованного субъекта.

5. При преобразовании одного субъекта хозяйствования в другой к вновь образованному субъекту хозяйствования переходят все имущественные права и обязанности предыдущего субъекта хозяйствования.

6. Субъект хозяйствования ликвидируется:

по инициативе лиц, указанных в части первой настоящей статьи;

в связи с истечением срока, на который он создавался, либо при достижении цели, для которой он был создан;

при признании его в установленном порядке банкротом, кроме случаев, предусмотренных законом;

при отмене его государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

7. Отмена государственной регистрации лишает субъект хозяйствования статуса юридического лица и является основанием для изъятия его из государственного реестра. Субъект хозяйствования считается ликвидированным со дня внесения в государственный реестр записи о прекращении его деятельности. Такая запись вносится после утверждения ликвидационного баланса в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

8. Объявление о реорганизации либо ликвидации хозяйственной организации или прекращении деятельности индивидуального предпринимателя подлежит опубликованию регистрирующим органом в специальном приложении к газете "Урядовий кур’єр" и/или официальном печатном издании органа государственной власти или органа местного самоуправления по местонахождению субъекта хозяйствования в течение десяти дней со дня прекращения деятельности субъекта хозяйствования.

 

Статья 60. Общий порядок ликвидации субъекта хозяйствования

1. Ликвидация субъекта хозяйствования осуществляется ликвидационной комиссией, которая образуется собственником (собственниками) имущества субъекта хозяйствования либо его (их) представителями (органами), или другим органом, определенным законом, если иной порядок ее образования не предусмотрен настоящим Кодексом.

Ликвидация субъекта хозяйствования может быть также возложена на орган управления субъекта, который ликвидируется.

2. Орган (лицо), принявший решение о ликвидации субъекта хозяйствования, устанавливает порядок и определяет сроки проведения ликвидации, а также срок для заявления претензий кредиторами, который не может быть менее двух месяцев со дня объявления о ликвидации.

3. Ликвидационная комиссия или другой орган, который проводит ликвидацию субъекта хозяйствования, помещает в печатных органах в соответствии с законом сообщение о его ликвидации и о порядке и сроках заявления кредиторами претензий, а явных (известных) кредиторов уведомляет персонально в письменной форме в установленные настоящим Кодексом либо специальным законом сроки.

4. Одновременно ликвидационная комиссия принимает необходимые меры к взысканию дебиторской задолженности ликвидируемого субъекта хозяйствования и выявлению требований кредиторов, с письменным уведомлением каждого из них о ликвидации субъекта хозяйствования.

5. Ликвидационная комиссия оценивает имеющееся имущество ликвидируемого субъекта хозяйствования и рассчитывается с кредиторами, составляет ликвидационный баланс и подает его собственнику или органу, назначившему ликвидационную комиссию. Достоверность и полнота ликвидационного баланса должны быть проверены в установленном законодательством порядке.

 

Глава 7

ПРЕДПРИЯТИЕ

 

Статья 62. Предприятие как организационная форма хозяйствования

1. Предприятие - самостоятельный субъект хозяйствования, созданный компетентным органом государственной власти или органом местного самоуправления, или другими субъектами для удовлетворения общественных и личных потребностей путем систематического осуществления производственной, научно-исследовательской, торговой, иной хозяйственной деятельности в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими законами.

2. Предприятия могут создаваться как для осуществления предпринимательства, так и для некоммерческой хозяйственной деятельности.

3. Предприятие, если законом не установлено иное, действует на основе устава.

4. Предприятие является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием и идентификационным кодом.

5. Предприятие не имеет в своем составе других юридических лиц.

 

Статья 63. Виды и организационные формы предприятий

1. В зависимости от форм собственности, предусмотренных законом, в Украине могут действовать предприятия следующих видов:

частное предприятие, действующее на основе частной собственности граждан или субъекта хозяйствования (юридического лица);

предприятие, действующее на основе коллективной собственности (предприятие коллективной собственности);

коммунальное предприятие, действующее на основе коммунальной собственности территориальной громады;

государственное предприятие, действующее на основе государственной собственности;

предприятие, основанное на смешанной форме собственности (на базе объединения имущества разных форм собственности).

В Украине могут действовать также другие виды предприятий, предусмотренные законом.

2. В случае если в уставном фонде предприятия иностранная инвестиция составляет не менее десяти процентов, оно признается предприятием с иностранными инвестициями. Предприятие, в уставном фонде которого иностранная инвестиция составляет сто процентов, считается иностранным предприятием.

3. В зависимости от способа образования (учреждения) и формирования уставного фонда в Украине действуют предприятия унитарные и корпоративные.

4. Унитарное предприятие создается одним учредителем, который выделяет необходимое для того имущество, формирует в соответствии с законом уставный фонд, не разделенный на доли (паи), утверждает устав, распределяет доходы, непосредственно или через назначаемого им руководителя руководит предприятием и формирует его трудовой коллектив на основе трудового найма, решает вопросы реорганизации и ликвидации предприятия. Унитарными являются предприятия государственные, коммунальные, предприятия, основанные на собственности объединения граждан, религиозной организации или на частной собственности учредителя.

5. Корпоративное предприятие образуется, как правило, двумя или более учредителями по их совместному решению (договору), действует на основе объединения имущества и/или предпринимательской либо трудовой деятельности учредителей (участников), их совместного управления делами, на основе корпоративных прав, в том числе через создаваемые ими органы, участия учредителей (участников) в распределении доходов и рисков предприятия. Корпоративными являются кооперативные предприятия, предприятия, создаваемые в форме хозяйственного общества, а также другие предприятия, в том числе основанные на частной собственности двух или более лиц.

6. Особенности правового статуса унитарных и корпоративных предприятий устанавливаются настоящим Кодексом, другими законодательными актами.

7. Предприятия в зависимости от количества работающих и объема валового дохода от реализации продукции за год могут быть отнесены к малым предприятиям, средним или крупным предприятиям.

Малыми (независимо от формы собственности) признаются предприятия, у которых среднеучетная численность работающих за отчетный (финансовый) год не превышает пятьдесят человек, а объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за этот период не превышает семьдесят миллионов гривень.

Крупными предприятиями признаются предприятия, у которых среднеучетная численность работающих за отчетный (финансовый) год превышает двести пятьдесят человек, а объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за год превышает сумму сто миллионов гривень.

Все другие предприятия признаются средними.

8. В случаях существования зависимости от другого предприятия, предусмотренных статьей 126 настоящего Кодекса, предприятие признается дочерним.

9. Для предприятий определенного вида и организационных форм законами могут устанавливаться особенности хозяйствования.

 

Статья 64. Организационная структура предприятия

1. Предприятие может состоять из производственных структурных подразделений (производств, цехов, отделений, участков, бригад, бюро, лабораторий и т. п.), а также функциональных структурных подразделений аппарата управления (управлений, отделов, бюро, служб и т. п.).

2. Функции, права и обязанности структурных подразделений предприятия определяются положениями о них, которые утверждаются в порядке, определенном уставом предприятия или другими учредительными документами.

3. Предприятие самостоятельно определяет свою организационную структуру, устанавливает численность работников и штатное расписание.

4. Предприятие имеет право создавать филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, согласуя вопросы о размещении таких подразделений предприятия с соответствующими органами местного самоуправления в установленном законодательством порядке. Такие обособленные подразделения не имеют статуса юридического лица и действуют на основе положения о них, утвержденного предприятием. Предприятия могут открывать счета в учреждениях банков через свои обособленные подразделения в соответствии с законом.

5. Деятельность расположенных на территории Украины обособленных подразделений предприятий, находящихся за ее пределами, регулируется настоящим Кодексом и другими законами.

 

Статья 65. Управление предприятием

1. Управление предприятием осуществляется в соответствии с его учредительными документами на основе сочетания прав собственника по хозяйственному использованию своего имущества и участия в управлении трудовым коллективом.

2. Собственник осуществляет свои права по управлению предприятием непосредственно или через уполномоченные им органы в соответствии с уставом предприятия либо другими учредительными документами.

3. Для руководства хозяйственной деятельностью предприятия собственник (собственники) или уполномоченный им орган назначает (избирает) руководителя предприятия.

4. При найме руководителя предприятия с ним заключается договор (контракт), в котором определяются срок найма, права, обязанности и ответственность руководителя, условия его материального обеспечения, условия освобождения его от должности, другие условия найма по согласованию сторон.

5. Руководитель предприятия без доверенности действует от имени предприятия, представляет его интересы в органах государственной власти и органах местного самоуправления, других организациях, в отношениях с юридическими лицами и гражданами, формирует администрацию предприятия и решает вопросы деятельности предприятия в пределах и порядке, определенных учредительными документами.

6. Руководитель предприятия может быть освобожден от должности досрочно по основаниям, предусмотренным договором (контрактом) в соответствии с законом.

7. На всех предприятиях, использующих наемный труд, между собственником или уполномоченным им органом и трудовым коллективом или уполномоченным им органом должен заключаться коллективный договор, которым регулируются производственные, трудовые и социальные отношения трудового коллектива с администрацией предприятия. Требования к содержанию и порядок заключения коллективных договоров определяются законодательством о коллективных договорах.

8. Трудовой коллектив предприятия составляют все граждане, которые своим трудом принимают участие в его деятельности на основе трудового договора (контракта, соглашения) или других форм, регулирующих трудовые отношения работника с предприятием. Полномочия трудового коллектива по его участию в управлении предприятием устанавливаются уставом или другими учредительными документами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, законодательства об отдельных видах предприятий, закона о трудовых коллективах.

9. Решения по социально-экономическим вопросам, касающимся деятельности предприятия, вырабатываются и принимаются его органами управления при участии трудового коллектива и уполномоченных им органов.

10. Особенности управления предприятиями отдельных видов (организационных форм предприятий) устанавливаются настоящим Кодексом и законами о таких предприятиях.

 

Статья 66. Имущество предприятия

1. Имущество предприятия составляют производственные и непроизводственные фонды, а также другие ценности, стоимость которых отображается в самостоятельном балансе предприятия.

2. Источниками формирования имущества предприятия являются:

денежные и материальные взносы учредителей;

доходы, полученные от реализации продукции, услуг, других видов хозяйственной деятельности;

доходы от ценных бумаг;

кредиты банков и других кредиторов;

капитальные вложения и дотации из бюджетов;

имущество, приобретенное у других субъектов хозяйствования, организаций и граждан в установленном законодательством порядке;

другие источники, не запрещенные законодательством Украины.

3. Целостный имущественный комплекс предприятия признается недвижимостью и может быть объектом купли-продажи и других сделок, на условиях и в порядке, определенных настоящим Кодексом и законами, принятыми в соответствии с ним.

4. Реализация имущественных прав предприятия осуществляется в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законодательными актами Украины.

5. Владение и пользование природными ресурсами предприятие осуществляет в установленном законодательством порядке за плату, а в случаях, предусмотренных законом, на льготных условиях.

6. Предприятие выпускает, реализует и приобретает ценные бумаги в соответствии с законодательством Украины.

7. Государство гарантирует защиту имущественных прав предприятия.

Изъятие государством у предприятия имущества, которое им используется, осуществляется лишь в случаях и порядке, предусмотренных законом.

 

Статья 67. Хозяйственные отношения предприятия с другими

предприятиями, организациями, гражданами

1. Отношения предприятия с другими предприятиями, организациями, гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности осуществляются на основе договоров.

2. Предприятия свободны в выборе предмета договора, определении обязательств, др. условий хоз. взаимоотношений, не противоречащих законодательству Украины.

3. Предприятие имеет право реализовывать самостоятельно всю продукцию, которая не вошла в государственный заказ или государственное задание, на территории Украины и за ее пределами, если иное не предусмотрено законом.

 

Статья 69. Социальная деятельность предприятия

1. Вопросы об улучшении условий труда, жизни и здоровья, гарантии обязательного медицинского страхования работников предприятия и их семей решаются трудовым коллективом при участии собственника или уполномоченного им органа в соответствии с законодательством, учредительными документами предприятия, коллективным договором.

2. Предприятие обеспечивает подготовку квалифицированных рабочих и специалистов, их экономическое и профессиональное обучение как в собственных учебных заведениях, так и в других учебных заведениях по соответствующим соглашениям. Предприятие предоставляет льготы в соответствии с законом своим работникам, которые обучаются без отрыва от производства.

8. Предприятие с правом найма рабочей силы обеспечивает определенное в соответствии с законом количество рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних, инвалидов, других категорий граждан, нуждающихся в социальной защите. Ответственность предприятия за невыполнение данного требования устанавливается законом.

 

Глава 8

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И КОММУНАЛЬНЫЕ УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Статья 73. Понятие государственного унитарного предприятия

1. Государственное унитарное предприятие образуется компетентным орг<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: