Мероприятия по предупреждению возможного ущерба от парникового эффекта




По мнению экспертов, стратегия борьбы с усилением парникового эффекта должна заключаться в принятии следующих мер:

- сокращение использования ископаемых источников энергии: угля, нефти и газа;

- более эффективное использование энергии;

- широкое внедрение энергосберегающих технологий;

- широкое применение альтернативной энергетики (использование возобновляемых источников энергии);

- развитие новых экологически чистых и низкоуглеродных технологий, в частности – применение хладагентов и вспенивателей с низким (нулевым) потенциалом глобального потепления;

- борьба с лесными пожарами, восстановление лесов – природных поглотителей углекислого газа из атмосферы.

- однако даже полномасштабная реализация всех этих мер по предотвращению усиления парникового эффекта вряд ли сможет полностью компенсировать вред, наносимый природе в результате антропогенного воздействия, поэтому речь в любом случае может идти лишь о минимизации последствий. Вот почему перечисленные действия необходимо предпринимать комплексно и на глобальном уровне.

Перед лицом глобальной опасности изменения климата в 1992 г. на конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро странами-членами ООН была подписана рамочная Конвенция об изменении климата (Россия ратифицировала ее 4 ноября 1994 г.). Главным обязательством стран по Конвенции является разработка и осуществление национальной системы реальных экономических мероприятий в двух направлениях:

- ограничение и уменьшение антропогенной эмиссии парниковых газов, прежде всего диоксида углерода;

- выявление отраслей и сфер национальной экономики, деятельность которых особенно неблагоприятна для климата, разработка и реализация национальной системы мероприятий по предотвращению отрицательных последствий, связанных с климатическими изменениями, адаптация отраслей хозяйства к климатическим изменениям.

Конечная цель Конвенции заключается в том, чтобы добиться стабилизации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему.

50 государств ратифицировали Конвенцию. По состоянию на декабрь 2015 года в РКИК ООН насчитывается 197 участников.

В декабре 1997 г. в рамках Конвенции ООН по изменению в Киото, Япония климата был принят Киотский документ, по которому все развитые страны и страны с переходной экономикой, к коим относится Россия, приняли обязательство по сокращению выбросов в атмосферу газов, создающих парниковый эффект, – углекислый газ, метан, азотные соединения.

Киотский протокол имеет два периода обязательств, первый из которых длился с 2008 по 2012 год. В 2012 году в Протокол была внесена поправка, которая включает в себя второй протокол на период 2013–2020 годов. В настоящее время к Протоколу присоединились 192 стороны.

Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об охране атмосферного воздуха», статья 16 «Требования охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности». П. 8:

«Запрещаются проектирование, размещение и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя атмосферы, ухудшению здоровья людей, уничтожению генетического фонда растений и генетического фонда животных, наступлению необратимых последствий для людей и окружающей среды».

По указ президента РФ от 30.09.2013 № 752 «О сокращении выбросов парниковых газов» следует обеспечить к 2020 году сокращение объема выбросов парниковых газов до уровня не более 75 процентов объема указанных выбросов в 1990 году, является создание развитой национальной системы учета (мониторинга, отчетности и проверки) объемов антропогенных выбросов парниковых газов, позволяющей исполнительным органам государственной власти, инвесторам, другим заинтересованным лицам получать актуальные и достоверные сведения об объемах выбросов парниковых газов организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельности на территории Российской Федерации.Анализ и обобщение этих данных позволят также определить долгосрочные цели по ограничению и сокращению объемов выбросов парниковых газов в Российской Федерации на перспективу, стратегию перехода к устойчивому низкоуглеродному развитию с учетом имеющегося потенциала, технических и экономических возможностей, а также приемлемые формы международного сотрудничества в этой сфере.

Национальное сообщение – основной документ, представляемый согласно обязательствам по национальной отчетности Российской Федерации, как страны, входящей в приложение I Рамочной Конвенции ООН об изменении климата и в Приложение B Киотского протокола. Национальные сообщения разрабатываются и представляются каждые четыре года. Они содержат данные и материалы по всем видам деятельности, ведущейся в стране в соответствии с Конвенцией и Протоколом. Содержание национальных сообщений регламентируется специальными решениями Конференций Сторон Конвенции и Совещаний Сторон Киотского протокола. Первое национальное сообщение было выпущено в 1995 г., последнее, седьмое – в 2017 г. Очередное, восьмое национальное сообщение, должно быть представлено в секретариат Конвенции к 1 января 2022 г.

Парижское соглашение по климату принято 12 декабря 2015 года по итогам 21-й конференции Рамочной конвенции об изменении климата (РКИК; 1992) в Париже. Официальное название документа - Парижское соглашение согласно Рамочной конвенции об изменении климата. Его поддержали все 197 участников РКИК (193 страны-члена ООН, а также Палестина, Ниуэ, Острова Кука и ЕС). Оно должно заменить ограничивающий выбросы парниковых газов Киотский протокол, действие которого заканчивается в 2020 году.

Заявленная цель Парижского соглашения - не допустить превышения глобальной среднегодовой температуры на планете к 2100 году более чем на 2°С от доиндустриального уровня и сделать все возможное для удержания потепления в пределах 1,5°С (в настоящее время средняя температура на 0,75°С выше, чем среднегодовые показатели в 1850-1900 годов).

Его участники берут на себя обязательства:

- принять национальные планы по снижению выбросов, технологическому перевооружению и адаптации к климатическим изменениям (в терминологии Парижского соглашения - предварительные национально-определяемые вклады) и пересматривать их в сторону повышения каждые пять лет;

- планомерно снижать выбросы CO2 в атмосферу; для этого к 2020 году необходимо разработать национальные стратегии перехода на безуглеродную экономику (промышленность не должна сжигать ископаемое топливо и, соответственно, выбрасывать в атмосферу парниковые газы, главным образом, диоксид углерода);

- наладить международный обмен "зелеными" технологиями в сфере энергоэффективности, промышленности, строительства, сельского хозяйства и т. д.

Соглашение подписано Российской Федерацией 22 апреля 2016 года. Постановлением правительства от 21 сентября 2019 года Соглашение было «принято», но не ратифицировано Думой.

1 апреля нынешнего года на официальном веб-сайте Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН) было объявлено о переносе Климатических переговоров 2020 года (COP-26 - Конференция сторон, англ. - Conference Of the Parties ) в связи с глобальной пандемией коронавируса. COP-26 должен был состояться с 9 по 19 ноября 2020 года в шотландском городе Глазго.

Данная конференция является площадкой для ежегодного проведения глобальных климатических переговоров. А сами переговоры имели важное значение для международного сообщества. Дело в том, что со следующего года начинается реализация национальных вкладов стран-участниц Парижского соглашения. Однако не все правила были утверждены в прошлом году в Мадриде.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1 Национальное сообщение Российской Федерации № 7, представленное в соответствии со статьями 4 и 12 Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата и статьей 7 Киотского протокола.

2 Приложение «А» к Киотскому протоколу к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (подписан в Киото (Япония) в декабре 1997 года. Ратифицирован Федеральным законом РФ от 4 ноября 2004 года N 128-ФЗ.

3 Об утверждении национального плана мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года: распоряжение правительства РФ от 25 декабря 2019 года N 3183-р.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: