Молодежное добровольчество как стратегия развития лидерства и пространство для социализации молодежи




Итоговый проект по предмету «Идеология лидерства»

«Лидерские качества добровольца Подмосковья. Изучаем траекторию успеха»

 

Выполнила:

студентка педагогического факультета

очной формы обучения

напр. подготовки Педагогическое образование

профили «Начальное образование»,

«Иностранный язык» (английский)

группа НачА-51

Григорьева Татьяна Александровна

Научный руководитель:

Стикина Юлия Викторовна

 

Коломна, 2018

Молодежное добровольчество как стратегия развития лидерства и пространство для социализации молодежи

«Развитие добровольчества:

§ создает возможности для каждого молодого человека быть лидером посредством добровольного служения обществу

§ создает возможности приобретать новые знания и навыки, полноценно развивать свой персональный творческий потенциал и уверенность в себе»

Из Всеобщей декларации добровольчества:

Одной из важнейших задач Государственной молодёжной политики в целях формирования необходимых социальных условий инновационного развития страны, реализуемых на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодёжными организациями, является формирование целостной системы поддержки обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодёжи.

Во всех международных документах, касающихся добровольчества, отмечается особая роль молодёжного добровольчества в реализации молодёжной политики и содействии образованию. Системное развитие молодёжного добровольчества - это эффективный способ вовлечения молодёжи в социальную практику через создание для детей и молодёжи условий свободного доступа к добровольческой социальной деятельности.

Молодёжное добровольчество способствует получению и развитию новых знаний и навыков, формированию лидерских качеств, воспитанию молодёжи интеллигентными, честными, высокообразованными и социально ответственными личностями.

Системная поддержка молодёжного добровольчества является способом:

§ личностного, лидерского и карьерного роста молодёжи;

§ патриотического, трудового и духовно-нравственного воспитания молодёжи;

§ приобретения новых знаний и навыков;

§ совершенствования профессиональных компетенций;

§ формирования здорового образа жизни.

Концепция добровольчества, как стратегии развития лидерства исходит из того, что добровольчество и лидерство находятся в тесной взаимосвязи (корреляции). Это означает, что реализация задач развития добровольчества решает задачу развития лидерства в молодёжной среде.

Как правило, приобретение лидерского опыта молодого человека начинается с участия в добровольческих акциях, затем -освоения опыта участия в организации мероприятий и акций, который постепенно может трансформироваться в деятельность по разработке и руководству добровольческими проектами, координацию добровольческих усилий. Во многом формирование лидерских качеств молодёжи в силу целого ряда их личностных качеств и мотивационных установок происходит именно благодаря тому, что молодые люди становятся волонтёрами. В ходе волонтёрской деятельности они расширяют круг и среду общения, осваивают опыт руководства добровольческими проектами, работой общественных организаций с базовыми компонентами программ развития добровольчества.

Добровольческая деятельность как пространство социализации и развития профессиональных компетентностей молодых людей как будущих специалистов. В процессе волонтёрской деятельности молодые люди осваивают:

§ новые социальные роли;

§ способы социального и профессионального поведения;

§ социальные и профессиональные виды деятельности.

Активная добровольческая деятельность развивает у молодёжи необходимые жизненные навыки и профессиональный опыт, умение заинтересовать и организовать других волонтёров, научиться взаимодействовать с другими людьми и организациями, находить поддержку партнёров и спонсоров, государственных и коммерческих структур и т.п. В процессе добровольческой деятельности молодые люди расширяют своё видение, развивают свой интеллектуальный уровень, реализуют возможность воплощения своих творческих планов и лидерского потенциала.

Особая роль в формировании лидерских качеств принадлежит социальному проектированию, а именно через получение навыков как получение навыков разработки своего добровольческого проекта, объединение усилий с единомышленниками для совместной разработки и реализации проекта, что способствует повышению социальных компетенций и развитию навыков и умений добровольца.

Повышение лидерских компетенций добровольца:

§ умение найти контакт с разными типами людей;

§ профессиональный опыт;

§ диалог со сверстниками и между поколениями

§ способность применять на практике собственные знания, таланты и умения

§ повышение гражданской и правовой грамотности

§ ориентация в окружающем мире. Развитие навыков и умений:

§ командная работа;

§ планирование;

§ проектирование;

§ принятие решений;

§ лидерское видение;

§ креативность;

§ структурирование и оптимизация.

Проведённые среди молодых российских добровольцев исследования подтверждают, что важными мотивами молодёжи для участия в добровольческой деятельности являются: желание быть социально полезными людьми, способствовать позитивным изменениям в обществе, реализовать через добровольческое действие свою собственную инициативу, найти единомышленников, получить новые знания и навыки, интересно провести досуг, найти друзей. По мнению участников многих добровольческих мероприятий, молодёжное добровольчество является важным способом формирования здорового образа жизни и укрепления духовно-нравственного потенциала российской молодёжи.

Факторы влияния системного развития добровольчества на формирование лидерских качеств молодёжи.

Создание условий и возможностей для добровольческой деятельности молодёжи:

§ открывает каждому молодому человеку дорогу для развития лидерских качеств и реализации своего лидерского потенциала;

§ способствует решению задач развития личности молодого человека как руководителя/организатора (проекта, группы, организации);

§ создаёт возможности для участия молодёжи в интересной для них работе, приобретения в ходе её осуществления полезного опыта, который поможет молодым людям выстроить свою будущую карьеру и достойную продуктивную жизнь;

§ создаёт условия и возможности для каждого молодого человека проявить свои лучшие качества и способности, появляется возможность оценить себя и результаты своей работы;

§ способствует профессиональному становлению молодёжи, формированию гражданской социальной ответственности.

§ позволяет реализовать возможности молодого человека сделать добровольчество органичной частью жизни (стилем жизни) на всех уровнях обучения или досуга.

В целом, системное развитие молодёжного добровольчества способствует созданию таких местных сообществ, которые становятся местом, где теория, полученная молодыми людьми в образовательном учреждении, получает свой практический выход в реальной жизни.

Некоторые выводы, обосновывающие влияние добровольчества на формирование лидерских качеств молодёжи:

1. Учитывая, что волонтёром может стать любой молодой человек или подросток, вкладывая по доброй воле своё время, энергию или таланты в улучшение окружающей жизни, решение проблем общества, становится очевидным, что создание условий и возможностей для добровольческой деятельности открывает ему дорогу для развития лидерских качеств и реализации своего лидерского потенциала.

2. Системное развитие молодёжного добровольчества в образовательных учреждениях и в социуме решает задачу развития личности молодого человека как руководителя/организатора (проекта, группы, организации).

3. Программы поддержки и стимулирования молодёжного добровольчества создают возможности предоставления для молодёжи интересной работы, приобретения в ходе её осуществления полезного опыта, который поможет молодым людям выстроить свою будущую карьеру и достойную продуктивную жизнь.

4. В сообществах работа с детьми, подростками, молодёжью выстраивается таким образом, что она включает добровольческую деятельность как органичную часть жизни молодого человека на всех уровнях обучения или досуга. В этом случае данные сообщества становятся местом, где теория, полученная в образовательном учреждении, получает свой практический выход в реальной жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: