А. Основные вопросы темы
1 Основные черты монополистической конкуренции.
2 Равновесие фирмы – монополистического конкурента в краткосрочном периоде.
3 Равновесие фирмы – монополистического конкурента в долгосрочном периоде. Безубыточность фирм.
4 Монополистическая конкуренция и эффективность. Избыточные производственные мощности.
5 Ценовая и неценовая конкуренция. Роль рекламы в монополистической конкуренции.
Б. Примеры решения задач
Задача 5.1. Функция средних долгосрочных издержек фирмы – монополистического конкурента AC = 2 Q + 10. Спрос на продукцию фирмы описывается уравнением P = 90 – 2 Q. Определите цену, объём выпуска и прибыль фирмы. Находится ли фирма в состоянии долгосрочного или краткосрочного равновесия.
Решение. Фирма – монополистический конкурент максимизирует прибыль при условии MR = MC, следовательно:
Фирма максимизирует прибыль при объёме выпуска Q = 10 шт., цена реализации P = 70 ден. ед., прибыль π = 400 ден. ед.
В долгосрочном периоде фирма – монополистический конкурент безубыточна, то есть AC = P.
Фирма находится в состоянии краткосрочного равновесия, так как при равенстве MR = MC условие долгосрочного равновесия AC = P не выполняется.
Задача 5.2. Средние издержки фирмы – монополистического конкурента представлены уравнением: . Остаточный рыночный спрос на продукцию фирмы: . После проведения рекламной кампании, общие издержки которой составили TC рекл = 0,5 Q 2 + 6 Q, остаточный спрос увеличился и составил . Определите объём выпуска, цену реализации и прибыль фирмы до и после проведения рекламной кампании, сделайте вывод об её эффективности.
Решение. До проведения рекламной кампании фирма максимизирует прибыль при условии MR = MC, следовательно:
|
Объём выпуска Q = 4 шт., Р = 24 ден. ед., π = 56 ден. ед.
После проведения рекламной кампании общие издержки увеличились на величину TC рекл:
Остаточный спрос поле проведения рекламной кампании составил:
Прибыль фирмы в результате проведения рекламной кампании возросла на ∆π = 144 – 56 = 88 ден. ед.
Вывод: проведение рекламной кампании было успешным, так как доходы превысили затраты на её проведение.
В. Тесты
1 Отличительной чертой монополистической конкуренции является:
а) отсутствие барьеров для входа в отрасль;
б) наличие одной фирмы, производящей продукцию, не имеющую заменителей;
в) возможность дифференциации продукции;
г) наличие стратегического взаимодействия различных фирм в отрасли.
2 Реклама – это способ:
а) ценовой конкуренции;
б) неценовой конкуренции;
в) силовой борьбы за лидерство на рынке;
г) нет верного ответа.
3 Монополистическая конкуренция имеет следующее отличие от совершенной конкуренции:
а) вход в отрасль заблокирован в условиях монополистической конкуренции;
б) на рынке реализуется дифференцированный, а не стандартизированный товар;
в) взаимозависимость фирм в монополистической конкуренции;
г) использование ресурсов более эффективно, чем при совершенной конкуренции.
4 Для потребителей положительной стороной монополистической конкуренции является:
а) взаимозависимость фирм на рынке;
б) эффективное распределение ресурсов;
в) ожесточённые ценовые войны, сокращающие цену выпускаемой продукции;
г) дифференциация продуктов, которая способствует более полному удовлетворению потребностей;
|
д) отсутствие неценовой конкуренции в отрасли.
5 Расположите в порядке убывания эластичности спроса по цене кривые индивидуального спроса фирмы в зависимости от характера рыночной конкуренции:
а) совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, чистая монополия;
б) чистая монополия, совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция;
в) монополистическая конкуренция, совершенная конкуренция, чистая монополия;
г) эластичность спроса одинакова для всех рыночных структур.
6 В условиях монополистической конкуренции в краткосрочном периоде фирма будет максимизировать прибыль при условии:
а) ;
б) ;
в) , ;
г) , ;
д) , .
7 В условиях монополистической конкуренции в долгосрочном периоде:
а) ;
б) ;
в) ;
г) ;
д) .
8 Возникновение избыточных производственных мощностей у фирмы в условиях монополистической конкуренции объясняется:
а) отрицательным наклоном кривой спроса, поэтому выпуск, обеспечивающий безубыточность фирмы в долгосрочном периоде, меньше чем объём производства, обеспечивающий минимальные средние издержки;
б) наличием неценовой конкуренции, что приводит к снижению спроса на продукцию фирмы;
в) собственным желанием фирмы, ожидающей увеличение спроса на свою продукцию;
г) ошибочным планированием.
9 Какой из нижеперечисленных рынков в большей степени соответствует условиям монополистической конкуренции:
а) рынок нефти сорта «Brent »;
б) рынок сотовой связи Республики Беларусь;
в) рынок мужских костюмов;
|
г) жилищно-коммунальное хозяйство Центрального района г. Гомеля.
10 Увеличение гарантийного срока обслуживания как средство неценовой дифференциации на рынке монополистической конкуренции приведёт:
а) к снижению средних издержек, что будет способствовать увеличению прибыли фирмы;
б) увеличению общих издержек и сокращению прибыли фирмы;
в) изменению положения кривой индивидуального спроса фирмы в сторону увеличения вследствие перераспределения потребительских предпочтений в пользу её продукции;
г) увеличению избыточных производственных мощностей.
Г. Задачи
Задача 5.3. Известна функция спроса на продукцию фирмы – монополистического конкурента:
Q 1 = 5 – P 1 + 2 P 2,
где Р 1 – цена на продукцию рассматриваемой фирмы;
Р 2 – цена на продукцию фирмы конкурента.
Функция общих издержек фирмы: ТС = 20 + 4 Q. Определите цены Р 1, Р 2, если в состоянии отраслевого равновесия 1-я фирма выпускает Q 1 = 5 ед. товара.
Задача 5.4. На рисунке 5.1 изображены линии издержек, предельного дохода фирмы – монополистического конкурента, а также спрос на её продукцию.
Рисунок 5.1 – Кривые издержек и дохода монополистического конкурента
Аргументированно дайте ответы на следующие вопросы:
1) при каком объёме выпуска фирма максимизирует прибыль в краткосрочном периоде;
2) площадь какой фигуры равна валовой прибыли фирмы в краткосрочном периоде;
3) охарактеризуйте точку d, что она означает;
4) каково будет положение фирмы, если она будет реализовывать Q 1 продукции по цене P 2;
5) что отражает площадь прямоугольника P 1 cQ 10;
6) на каком участке спроса (эластичном или неэластичном) лежит точка d;
7) достигает ли фирма минимального уровня средних общих издержек при объёме выпуска Q 1;
8) какая точка характеризует состояние долгосрочного равновесия в условиях монополистической конкуренции;
9) изменится ли ответ на пункт «а», если исследуемая фирма – чистая монополия.
Задача 5.5. В таблице 5.1 представлены данные об издержках фирмы – монополистического конкурента. Функция рыночного спроса на продукт фирмы представлена уравнением .
Т а б л и ц а 5.1 – Данные об издержках фирмы – монополистического конкурента
Q | |||||||||
TC |
Выполните следующие задания:
а) постройте кривые МС, МR, ATC и D;
б) определите, при каком объёме фирма будет максимизировать свою прибыль, какую цену установит на свою продукцию;
в) рассчитайте объём прибыли монополиста.
После проведения фирмой рекламной кампании спрос изменился и составил Qd = 10 – 0,125 P, общие издержки возросли на 50 ден. ед. при каждом уровне выпуска. Как изменится выпуск, цена и объём прибыли фирмы. Сделайте вывод об эффективности рекламной кампании. Отразите изменение положения монополистического конкурента графически.
Т е м а 6
ОЛИГоПОЛИЯ
А. Основные вопросы темы
1 Основные признаки олигополии. Стратегическое взаимодействие фирм в условиях олигополии.
2 Типология моделей олигополии.
3 Проблема устойчивости цен в условиях олигополии. Модель с ломаной кривой спроса.
4 Использование теории игр при моделировании стратегического взаимодействия фирм в условиях олигополии.
5 Олигополия и эффективность.
6 Рыночная власть, ее источники. Показатели монопольной власти. Проблема монополизма в Республики Беларусь.