Проанализируем особенности рассмотрения регионального компонента в курсе Познания мира в соответствии с государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования) и учебной программы по предмету. Все программы придерживаются следующих функций:
Образовательная - формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарная ориентировка в доступных естественно - научных, обществоведческих и исторических понятиях.
Развивающая - осознание отдельных доступных связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника. Воспитывающая- социализация ребенка, принятие им законов существования в среде обитания, воспитание эмоционального взгляда на мир, формирование в единстве этических и эстетических чувств. В основе построения курса лежит принцип "позитивного педоцентризма", т.е. отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, максимальный учет его психологических особенностей и возможностей, снятие авторитарного и установление демократичного способа взаимодействия между учителем и учеником.
Региональный компонент в начальном образовании представляет собой систему знаний и культурного опыта детей, отражающую особенности культурно-исторического, природно-географического, социально-экономического развития региона и формирующую целостное представление детей о социуме и путях самоопределения в нем. Педагогическое обеспечение регионального компонента – это совокупность социокультурно обусловленных теоретических, организационных и управленческих средств, включающих концепцию, содержание, методику, мониторинг и подготовку учителя, направленных на развитие субъект-субъектных отношений участников образовательного процесса, на формирование творческого познания окружающей среды у учащихся, на воспитание уважения и любви к малой родине.
Региональный компонент в курсе познания мира предполагает использование краеведческого материала, что не только расширяет кругозор ребенка, но и развивает интеллектуальные и творческие способности учащихся с учетом их интересов и склонностей, индивидуальной траектории развития, но и способствует формированию нравственных качеств.
В процессе обучения и воспитания с использованием регионального компонента решаются следующие задачи:
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические выставки детской библиотеки, конкурсы, олимпиады;
· адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
· ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
· формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
В начальных классах на уроках познания мира дети изучают 3 больших раздела: «Я и общество», «Природа моей страны», «В потоке истории». При изучении данных тем можно рассматривать региональный компонент как средство формирования экологических знаний младших школьников.
Раздел «Я и общество» включает в себя следующие подразделы:
· «Я и моя семья»
· «Школа и школьное сообщество»
· «Моя малая Родина»
· «Здоровье и безопасность»
· «Права и ответственность»
· «Праздники».
Раздел имеет познавательное и воспитательное значение, так как показывает нравственное и эстетическое богатство культуры страны.
Основная задача раздела " Я и общество"- воспитание человека, осознающего свое место и место человечества в окружающем мире. Смысл сообщения картины мира - при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.
Место регионального компонента в данном разделе раскрывают темы «Моя малая Родина» и «Праздники». Изучая данные темы, дети узнают об истории формирования родного города, о его достопримечательностях, культурных центрах, главных улицах, известных деятелей культуры и образования, родившихся в Костанайской области.
Особое значение раздела «Я и общество» в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней. Формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе " человек-природа-общество", воспитание правильного отношения к среде обитания и правильного поведения в ней.
Радел «Природа моей страны». Данный раздел при решении задач обучения, воспитания и развития учащихся делает акцент на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сфер учащихся, их творческих способностей. Изучение Познания мира формирует мировоззрение ученика по трем стержневым линиям: окружающий мир многогранен, интересен и все время изменяется - наблюдай и познавай его, интересуйся тем, каким он был, опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни - уважай и изучай его, природа жизненно необходима тебе и ранима - знай об этом и береги ее красоту и гармонию.
Основными темами, изучаемыми в разделе являются:
· «Ориентирование на местности»
· «Погода и климат»
· «Природные условия и их значение»
· «Туризм».
В 1 классе изучая раздел «Природа моей страны», перед детьми ставятся следующие задачи, обуславливающие формирование эколого - географических представлений: приводить простые описания географического положения своего населенного пункта, знать свой адрес, описывать главную улицу, здания и достопримечательности своего населенного пункта, знать правила поведения на дороге, значение дорожных знаков, регулирующих пешеходное движение,знать стороны горизонта и способы их определения, определять влияние погоды на жизнь и деятельность людей.
Во втором классе к знаниям и умениям прибавляются: знание способов ориентирования по астрономическим и местным признакам; выявление положительных и отрицательных характеристик погоды для жизни и хозяйственной деятельности людей; умение определять хозяйственное значение крупных природных объектов (гор, равнин, озер и рек); на основе исследования определять положительные и отрицательные стороны природных условий своей местности (климат, растительный и животный мир, водные объекты).
В третьем и четвертом классах дети знакомятся с понятиями климат, рельеф, туризм; узнают о назначении плана, масштаба, условных знаках.
На современном этапе перед школой стоит задача повышения интереса к духовной культуре народов, исторически проживающих на территории нашего края. Формирование достойных преемников традиций и культуры. Многосторонние знания о родном крае, где человек родился, живет, учится, работает, где веками жили его деды, прадеды; усвоение сведений о природно-географических, экономических, культурологических особенностях способствуют осознанию человеком себя как личности, как достойного гражданина своей республики и страны, способствует расширению исторического кругозора, воспитанию патриотических чувств и гордости за свой край, а в целом воспитанию нравственной целостной личности, без чего сегодня не может существовать и развиваться, ни одно общество, ни один народ.
“... Заставить любить родину, природу нельзя, но помочь полюбить можно”, - сказал Н. Сладков. Использование на уроках регионального компонента призваны как раз решать эту нелёгкую задачу. Знакомство с известными людьми, историческими достопримечательностями способствуют пробуждению интереса к истории земли, края. Бесспорные ценности - это отчий дом, школа, улица, на которой ты живёшь, всё родное и близкое, что тебя окружает.
Богатая история Республики Казахстан - уникальный источник духовного воспитания, и дети должны черпать из этого источника. Помочь увидеть красоту нашей земли, узнать о жизни людей, которые рядом с нами сейчас или жили раньше - вот главная задача и использование на уроках регионального компонента помогут нам в этом. Эффективность такой работы будет достигнута, если в ней будут учтены и реализованы такие принципы как целостность, взаимосвязь с мировой культурой, самобытность, творческая направленность.
Поэтому изучение краеведения в школьной программе не только нужно, но и необходимо. Считаем наиболее актуально реализовывать региональный компонент на уроках познания мира.
Все перечисленные задачи осуществляются в разделе «В потоке истории», который включает в себя темы:
· Древние культуры и цивилизации
· Исторические корни Казахстана
· Важные события в истории Казахстана
· Выдающиеся исторические личности и деятели культуры
· История Казахстана: независимость, государственность и патриотизм
Данный раздел позволяет углубить изучение истории республики, района, интегрирует в себе следующие предметы: история, география, биология, культурология.
В процессе преподавания планируется проводить практические, исследовательские работы, уроки-лекции, уроки-встречи, уроки-диспуты, уроки-выставки, викторины, конкурсы, экскурсии по городу, в парки, музеи. При работе над краеведческим материалом рекомендуется использовать атласы и карты РК, карту Костанайской области.
Использование регионального компонента на уроках способствует:
· обогащению учащихся конкретными знаниями о родном крае;
· формированию активной гражданской позиции, патриотичности, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;
· формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками грамотного использования природных ресурсов.
Прогнозируемые результаты.
Учащиеся будут знать:
· экологическую ситуацию в своем городе;
· исчезающие растения и животные своей местности;
· правила поведения в природе.
Учащиеся будут уметь:
· подбирать литературу по теме под руководством учителя и родителей;
· работать в читальном зале библиотеки;
· работать в семейных архивах совместно с родителями;
· вести наблюдения в природе;
· выполнять правила поведения в природе;
· Учащиеся будут воспитывать в себе:
· бережное отношение к своему городу, к школе, к природе;
· чувство гордости за свой город, за успехи своих земляков.
Современные педагоги считают, что ориентир на развитие осознания уникальной ценности своего региона, как части общечеловеческого достояния, поможет сформировать у школьников ответственное отношение к природе, к окружающей среде в целом и к своим поступкам в общении с ней. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками придает сегодня инновационный характер образованию в области окружающей среды. Одна из стержневых задач эколого - краеведческого образования – знакомство детей с проблемами разумного использования природных ресурсов своего края.