Информационный аспект политических конфликтов. Медиатизация и медиадискурс.
Любой конфликт между людьми в первую очередь информационный. Информация необходима людям для принятия любых решений. Она не только позволяет совершать оптимальные действия в конфликте, но и управляет самой целенаправленной деятельностью, смыслом существования и гибели систем. Информация – необходимый ресурс деятельности человека, отделяющий его от остального мира. Выделить его как специфический «ресурс» нападения и защиты пытались давно, но только сравнительно недавно начали появляться теории, которые могут быть положены в основу методологии (технологий?) ведения информационных войн.
Информационная политика и безопасность современных государств
Социосистемы развиваются с изменением роли их отдельных компонентов. Религия, например, имела один статус в прошлом и другой — сегодня, хотя для мусульманских стран этот статус сохраняется на достаточно высоком уровне. Идеология значима в тоталитарных государствах, а в современных демократиях ее статус в чистом виде, несомненно, упал. Информация в наше время набирает вес, входя в число приоритетных параметров, влияющих на другие параметры социосистемы. И это должно быть именно так, поскольку мы живем в рамках технологического уклада информационного порядка. Вырабатывая информацию, современные государства порождают валовой национальный продукт.
Возрастание роли информационного компонента в современном обществе объясняется не только чисто экономическими причинами, но и:
- техническими: сегодня техническая поддержка информационного компонента сделала из него достаточно мощную силу, когда один человек может нанести вред целому государству, что, кстати, привело к возникновению феномена современного терроризма,
|
- социальными: никогда не было такого уровня зависимости власти от населения, поскольку демократия опирается на сменяемость власти,
- организационными: структура современного общества настолько взаимозависима, что воздействие на один компонент сразу отражается на других.
В прошлом можно найти ситуации, когда гиперболизации роли информационного компонента могла приводить к сокрушительным результатам. Практически все революции — и французская, и русская — базируются на интенсивной работе информационных механизмов, которые внезапно начинают порождать потоки информации, направленные на разрушение имеющейся иерархической структуры данного общества. Определенным сегментам общества доказывают, что общество имеет несправедливое устройство, а их статус в этом обществе недооценен. Во французской революции этим сегментом была только что возникшая буржуазия, которая не была «учтена» в имеющейся иерархии, в русской революции — это крестьяне, ставшие солдатами, потерявшими свою старую социальную идентификацию.
И перестройка, и бархатные революции, а потом и цветные, были выстроены их «конструкторами» так, чтобы раскачать старую иерархию. Они конструировались определенным образом, чтобы заблокировать противодействие старой власти. Кстати, все это прообразы (прототипы) информационных войн, которые стали привычным компонентом социального развития сегодня.
Еще раньше, в 50-е годы, такие механизмы гиперболизации информационного компонента конструировались западными спецслужбами сознательно, чтобы не допустить перехода, например, азиатских стран к советскому пути развития. В этой модели интенсивного перехода к капитализму, которая вводилась вместо социалистической, информационный компонент начинал функционировать как бы независимо от политического и экономического. И постепенно под его влиянием трансформировались и политический компонент, и экономический. Старые иерархии (политические и экономические) не выживали в новой информационной среде.
|
Информационная война (англ. Information war) — термин, имеющий два значения:
1) Воздействие на гражданское население и/или военнослужащих другого государства путём распространения определённой информации. Термин «информационно-психологическая война» был заимствован в русский язык из словаря военных кругов США. Перевод этого термина («information and psychological warfare») с английского языка может звучать и как «информационное противоборство», и как «информационная, психологическая война», в зависимости от контекста конкретного официального документа или научной публикации.
В этом смысле также используется термин психологическая война — психологическое воздействие на гражданское население и (или) военнослужащих другого государства с целью достижения политических или чисто военных целей.
2) Целенаправленные действия, предпринятые для достижения информационного превосходства путём нанесения ущерба информации, информационным процессам и информационным системам противника при одновременной защите собственной информации, информационных процессов и информационных систем
|
Черты информационной войны:
· В информационной войне не задействуются психоактивные вещества, прямой шантаж и запугивание (это характерно для терроризма), подкуп, физическое воздействие и т. п. Хотя указанные воздействия могут применяться параллельно с информационной войной, они не являются обязательным элементом.
· Объектом является как массовое сознание, так и индивидуальное. Индивидуального воздействия «удостаиваются» лица, от решения которых зависит принятие решений по интересующим противоборствующую сторону вопросам (президент, премьер-министр, глава МИД, дип представители, главы воинских формирований и т. п.). Можно сказать, что методы информационной войны воздействуют на массовое сознание аналогично тому, как методы психотерапии воздействуют на сознание индивидуальное.
· Информационное воздействие может осуществляться как на фоне информационного шума, так и в условиях информационного вакуума.
· Навязывание чуждых целей — это то, что делает информационную войну войной и отличает её от обычной рекламы.
· Средствами ведения информационной войны являются любые средства передачи информации — от СМИ до почты и сплетен.
· Информационное воздействие содержит искажение фактов или навязывает подвергающимся ему эмоциональное восприятие, выгодное воздействующей стороне.
Как правило, методами информационной войны является выброс дезинформации, или представление информации в выгодном для себя ключе. Данные методы позволяют изменять оценку происходящего населением территории противника, развивать пораженческое настроение, и, в перспективе, обеспечить переход на сторону ведущего информационное воздействие. В качестве примера можно привести «прелестные письма», в которых Степан Разин призывал всех ищущих воли на свою сторону, выдавая себя за восстановителя справедливости, борца с предавшей царя местной властью. С появлением средств массовой информации и общим повышением уровня грамотности в XX веке ведение информационной войны стало более эффективным. Ярким примером изменения общественного сознания является деятельность Йозефа Геббельса, рейхсминистра народного просвещения и пропаганды.
Современные технологии ведения информационной войны значительно продвинулись со времен Второй мировой войны в направлении научного обеспечения информационных операций, которые по мнению некоторых исследователей перестают быть ограниченными во времени специальными мероприятиями и становятся постоянной формой воздействия на массовое сознание с целью продвижения государственных или корпоративных интересов (Кара-Мурза, 2007).
Информационная война перестала быть похожа на пропагандистскую компанию, где ценности "противника" явно представлены, хотя и может включать в себя пропагандистский аспект в качестве своего не всегда обязательного элемента. Необходимо выделить два уровня ведения информационной войны:
1)тактический - информационное воздействие ограничено во времени или обеспечивает информационное сопровождение конкретной военной операции. Как, например, происходило во время конфликта в Южной Осетии 2008 года, когда Россия столкнулась с мощным информационным противодействием Запада.
Интересен опыт проведения НАТО ливийской операции, когда для достижения военных целей были задействованы ключевые информаторы уровня бывшего госсекретаря США Х.Клинтон, заявлявшей со слов лидеров ливийской оппозиции, что войска М.Каддафи получили тонны виагры для изнасилования ливийских женщин (Chossudovsky, 2011). Основной целевой группой данного сообщения выступала внутренняя аудитория США, где сильны феминистские настроения, которые использовались для привлечения данной аудитории в группу поддержки ливийской операции.
2)стратегический - информационное воздействие ведется на постоянной основе с целью экспансии своих ценностей, политических и экономических интересов, своего видения мира. Косвенным свидетельством того, какую важность развитые страны придают разработке методов ведения информационной войны на стратегическом уровне может служить заявление министра обороны Великобритании Ника Харви о создании на базе штаб-квартиры правительственной связи (ЦПС) объединенного центра ведения наступательных информационных операций (The Guardian,31 мая 2012), а также создание в США объединенного командования по управлению информационными операц.иями По заявлению командующего в конце декабря 2012 года, данное управление полностью боеготово. Российский министр обороны С.Шойгу также заявил, что Россия приступила к созданию отдельного управления по информационной безопасности.
Для проведения информационной операции требуется наличие как минимум двух условий: 1)контроль над информационными потоками противника как формальными: СМИ, социальные сети, почта, образовательные структуры и т.д., так и неформальными, распространяемыми посредством слухов, мнений и.т.д. Важную роль здесь играет использование "лидеров мнений", оказывающих влияние на формирование общего мнения в рамках своей референтной группы. Одним из основных показателей контроля над информационными потоками может служить синхронность действия различных информационных каналов. Примером контроля над информационными потоками может служить резкое прекращение США информационной операции против России во время конфликта с Грузией в сентябре 2008 года, когда поток сообщений на эту тему синхронно прекратился почти в один день.
2)глубокие знания ментальности, целей, ценностных ориентаций и психологических установок целевой группы.
- холодная война
Примером информационной войны считается Холодная война 1946—1991 годов (точнее, её идеологический аспект). Часть исследователей считает, что распад СССР был обусловлен не только амбициями республиканских элит и экономическими причинами, но и применением странами Запада информационных методов, которые способствовали началу внутриполитических процессов (возможно, что и вызвали их), закончившихся перестройкой и распадом СССР[5].
КГБ СССР осуществлял так называемые «активные мероприятия» по воздействию на зарубежное общественное мнение, а также на действия отдельных лиц, государственных и общественных организаций.
В начале 80х годов термин «информационная война» стал часто появляться в военных пособиях, а в 1991 средства информационной войны были применены в операции «Буря в пустыне». Затем термин вошел в директиву министра обороны США DODD 3600 от 21 декабря 1992 года. Начиная с 1992 года, средства информационной войны активно применяются во всех войнах, которые ведет США.
Странное соотношение, или употребление понятий. Утверждается, что: «средства информационной войны активно применяются во всех войнах, которые ведет США», или «создание в США объединенного командования по управлению информационными операциями» - т.е. не идет речь о войне информационной, а ….»
Существуют различные классификации способов воздействия СМИ на человека. Зинорова Н. выделяет следующие методы воздействия:
«Наиболее часто используемым способом манипуляции сознания зрителя является искажение информации.
Прямое искажение информации. Современные политики и телевизионные деятели уже давно не используют ложь. Они стараются дозировать правдивую информацию. Не огласив несколько фактов и сделав несколько небольших отклонений, можно получить совершенно другую картину события. Одним из успехов подобного вида воздействия зависит от изоляции индивида от других источников информации, но данный принцип противоречит демократическим нормам, поэтому СМИ стараются подавать информацию разными способами. С точки зрения манипуляции сознанием, идеальным способом является создание оппозиционных изданий, которые ведут аккуратную, но постоянную имитацию борьбы с существующим режимом. Еще одним способом искажения информации является применение метода «демократии шума». Информация о событии сообщается, но сообщение перекрывается обилием абсолютно ненужных сообщений.
Сенсационность. Концентрируя внимание человека на каких-то фактах (создавая сенсации), можно не выдавать в эфир информацию о каких-то значимых событиях. Подготовка сенсации – довольно дорогостоящая акция. Прямые включения, репортажи с места событий, интервью с участниками и экспертами стоят не дешево, но именно таким образом удается полностью исказить информацию о событии, хотя зритель очарован происходящим на экране и постоянно хочет получить новый объем информации.
Узнавание образа. Телевидение становится все больше коммерческим, и узнавание личности является одним из рычагов манипулирования сознанием. Известные деятели шоу-бизнеса могут участвовать не только в рекламе товаров, но и принимать участия в политических акциях, что может также повлиять на зрителей.
Манипуляционная семантика. Этот метод является еще одним способом искажения информации, которая подается виде обрывков фраз и видеофрагментов. Кроме того, журналисты и политики могут изменять смысл сказанных слов или применять термины, которые непонятны зрителю. Таким образом, на основе реальных фактов создается искаженная картина реальности.
Упрощение. Каждое сообщение, которое передается по телевидению, имеет строгие ограничения, например, журналист должен произносить определенное количество слов, нельзя использовать слишком заумные слова, а воображаемый человек, к которому строится обращение с экрана, должен иметь уровень интеллекты на 10 пунктов ниже среднестатистического.
Утверждение и повторение. Упрощение позволяет высказать мысль в яркой и запоминающейся форме. Повторенная несколько раз, мысль лучше «схватывается» населением, что позволяет внушать зрителям необходимую информацию.
Дробление и срочность. Еще одним средством упрощения информации является ее дробление на мелкие части, из которых зритель не в состоянии воссоздать полную картину произошедшего. Срочность поданной информации приводит к тому, что человек просто не успевает собрать всю «картинку» информационной мозаики, что также позволяет внушать зрителю необходимые мысли».
Подобные методы могут быть использованы скорее в том случае, если СМИ подконтрольно стороне, начавшей информационную войну.
Однако существуют методы влияния на «свободные» средства массовой информации [21]. Среди основных методов по непосредственному использованию СМИ в информационных войнах находятся война компроматов, утечки информации, дезинформация. Использование этих методов связано с разведывательной деятельностью в информационной войне. В классическом понимании разведки мы имеем сбор информации, оценку ее достоверности и объединение отдельных фактов в аналитическую картину. Информация поступает как от иностранцев, делающих это случайно или специально, так и от технических средств информации (спутниковая фотосъемка, прослушивание и т.д.). В условиях быстрого развития международных открытых сетей типа Интернет и присоединения к ним большинства стран кардинально меняется идеология ведения разведки, в которой основной акцент теперь делается на использовании новейших информационных технологий для добывания конфиденциальной информации.
Разведка включает в себя полный набор коммуникативных процессов: работа с фактами: собирание, оценка достоверности, аналитическая работа, сопоставление факта с системой. Работа с носителями фактов: вербовка, допрос. Распространение фактов: пропаганда, политические акции, поддержка необходимых СМИ.
Организация утечек информации. В западных СМИ широко распространена практика использования журналистов в целях разведки. В крупных изданиях это работой постоянно занимается один из журналистов, причем и его коллеги и широкая публика зачастую знают о его сотрудничестве со спецслужбами. Его деятельность в большинстве случае ни для кого не является тайной. Эти журналисты занимаются литературным оформлением информации спецслужб, которую те не хотят легализовать сами. Иначе говоря, происходит организация утечек информации в целях спецслужб. Речь идет не о единичных «сливах» и не об обслуживании интересов отдельных людей в спецслужбах. Это целенаправленное и многолетнее проведение активных мероприятий в интересах национальной безопасности государства.
Кампании по дезинформации. Определенные объемы работы в рамках информационных войн осуществляются в сфере порождения отвлекающей информации. Она может быть отвлекающая от действия – это пример заблуждения Сталина в отношении начала военных действий, заблуждения Гитлера о месте высадки войск союзников. Это типичная ситуация, когда наличествует ряд противоречащих друг другу указаний. В подобной ситуации и возможно принятие неправильных решений.
Мифологизация. Другая категория методов связана с мифологизацией, которая сопутствует любому конфликту. В большинстве случаев она связана с широким применением метафор, проведением выгодных ассоциаций. В рамках этого метода во время конфликта происходит героизация своей стороны и демонизация стороны противника. Героизация обеспечивается за счет демонстрации отсутствия своих убитых и раненых, помощи гражданским лицам, героических действий своих солдат. Демонизация обеспечивается за счет создания негативного имиджа лидера противника (наркоман, коррупционер, сумасшедший), наличия убитых и раненых, демонстрации зверств по отношению к мирному населению, разлада и дезертирства в чужой армии.
Слухи. В США, Великобритании, Швеции при организациях ответственных за национальную безопасность, функционируют специальные структуры, ответственные за работу со слухами. В этих государствах понимают значимость этого канала коммуникации и осознают необходимость держать его под контролем, а также искусственно воздействовать на общественное мнение, создавая нужные слухи внутри своей организации. Снятие защиты имеет место, когда человек из-за нехватки реальной информации впитывает любые варианты, готов поверить любому слуху. Лишив человека официальной информации, мы выталкиваем его на поиск слухов. Наличие такого канала говорит о том, что население все еще не получает достаточного объема нужной ему информации через СМИ. Слухи – очень мощное оружие, но должны быть хорошо подготовлены и находиться под контролем. Три характеристики слухов подчеркиваются особенно: источник должен быть привлекателен для аудитории и должен пользоваться ее доверием, содержание слуха должно содержать доверие, получатель слуха становится его передатчиком, распространяя сообщение дальше. Слухи должны быть краткими и простыми, поскольку подлежат устной передаче. Определить правильный фактаж для слуха, зная имеющиеся стереотипы, этноцентризм и предубеждения. Слух питается такими эмоциями как страх, ненависть и надежда. Не менее важной его составляющей могут стать суеверия людей.
Кроме этих широко распространенных методов существует ряд более специфических, систематизированных М. Григорьевым, к которым прибегают журналисты и организаторы кампаний в информационных войнах [22].
Утвердительные заявления. Распространение различных утверждений, которые представлены в виде факта, при этом подразумевается, что эти заявления самоочевидны и не требуют доказательств.
Победившая сторона. Эксплуатируется желание людей быть на стороне победителя. Аудитория убеждается действовать так, чтобы оказаться на выигравшей стороне, быть как все.
Использование ценностных слов (относящихся к основным ценностям общества). Использование эмоционально интенсивных слов, которые тесно связаны с основными ценностями и являются убедительными без дополнительной информации. Апелляция к чувствам свободы, любви к стране, дому, желанию мира. (Вообще для описания действий нашей стороны используется один набор слов – позитивный, для описания действий противника – негативный).
Неопределенные выражения. Использование ценностных слов, но неопределенных выражений с не уточненным положительным смыслом. Аудитории предоставляется возможность искать собственные интерпретации. Например, лозунг – «Мы добьемся правды».
Опережающее использование затруднительного вопроса или проблемы. Использование вопроса или проблемы затруднительной для другой стороны, с одновременной подготовкой пропагандистского мероприятия, чтобы спровоцировать другую строну на невыгодные для нее действия.
Перенос положительного образа. Проекция позитивных качеств человека (авторитет, престиж) или какого-либо предмета или объекта или моральных ценностей на другого человека или группу. Использование авторитетов, групп влияния. Использование авторитетных известных целевой аудитории людей и групп. Это могут быть политические деятели, деятели культуры, актеры, руководители предприятий и т.д. Доверие к представителю группы влияния, его известность, личные достоинства. Например, во время второй мировой войны в СССР была создана организация «Свободная Германия», состоявшая из немцев, захваченных в плен, среди которых было много высокопоставленных и авторитетных офицеров. Эта организация использовалась для ведения психологических операций и пропаганды против немецких вооруженных сил.
Идентификация человека с целевой аудиторией. В психологических операциях для завоевания доверия населения территории противника используются особенности местного языка (характерные идиоматические выражения, шутки, произношений грамматика), социальные и культурные особенности данной территории, солдаты показываются в виде простых людей, а образ политических лидеров очеловечивается.
Наименьшее зло. Суть метода состоит в мягком признании того, что определенное лицо или курс является неприятным, но любой альтернативный приведет к результатам намного худшим.
Использование пугающих тем и сообщений. Один из самых эффективных способов воздействия. Страх обеспечивает сплочение членов группы и стимулирование тех или иных ее поступков. Компоненты:
1. угроза (жизни, имуществу, благосостоянию, статусу, безопасности);
2. возможность избежать угрозы – четкие и простые инструкции как избежать угрозы или уменьшить ее ущерб.
3. уверенность аудитории. Целевая аудитория должна быть уверена в том, что эти действия будут эффективны, и она в состоянии их выполнить
Игнорирование. Метод основан на предположении, что негативная тема, остающаяся на слуху, приносит больший ущерб, по сравнению с темой, появившейся на короткий промежуток времени. Наиболее эффективен в случае незначительности темы, небольших ресурсов другой стороны для ее раскручивания, а также в случае высокой достоверности негативной информации.
Уменьшение значимости темы. Перенос акцентов на менее негативные элементы темы, кратком затрагивании и неупоминании темы. Используется совместно с методом отвлекающая пропаганда.
Превентивная пропаганда и опережение. Метод состоит в превентивном использовании пропагандистской темы, которая может быть использована другой стороной, с измененными и смягченными компонентами или элементами для уменьшения доверия к теме.
Общественное неодобрение. Создание иллюзии неодобрения тех или иных действий со стороны общественного мнения. Заставить целевую аудиторию отказаться от выполнения тех или иных действий, а также стимулировать у нее создание негативного образа. Осуществляется с подбором различных групп влияния, «представителей различных слоев населения», различны социологических опросов.
Неопределенные выражения и намеки, несущие негативную окраску. Аудитории предлагается возможность самой находить собственные интерпретации. Используется против отдельных людей, групп, идей и эксплуатирует общественные стереотипы и латентные подозрения. «Ну, вы понимаете, как обычно живут такие чиновники как Н».
Ограничительные меры. Ограничение доступа аудитории к информации другой стороны. Они никогда не бывают полностью эффективными. В избирательных кампаниях это выражается в работе по сбору и уничтожению наглядной агитации противника, нарушению циклов ее производства и распространения.
Имитационная дезинформация. Внесение изменений в пропаганду другой стороны, которые придают ей другое направление, снижают доверие к ней, создают негативный образ. В психологических операциях состоит в подмене листовок, распоряжений, приказов противника, на специально подготовленные. Которые создают дезорганизацию, снижают доверие к властям стороны противника.
Перенос неодобрения и негативного образа. Метод состоит в неодобрении целевой аудиторией персон, действий или идей через демонстрацию тех групп, которые одобряют данные идеи или действия, поддерживают эти персоны, но относятся к числу имеющих низкое доверие. Тех, кого боятся, ненавидят или презирают. Состоит в проекции негативных качеств человека, предмета или моральных ценностей на другого человека или идею, чтобы дискредитировать его.
«Наклеивание ярлыков». Эксплуатация предрассудков и стереотипов населения через наклеивание ярлыка на объект. Например, во время психологических операций против полевого командира Ахмад Шаха Масуда, вооруженные силы демократической республики Афганистан пытались связать с ним таки понятия, как предатель и убийца мусульман, диверсант, слуга и раб американцев и китайцев.
Псевдологические выводы. Логические выводы делаются на основе специально ограниченного массива информации. Часто используется при проведении социологических опросов. Замена источника сообщения. Для уменьшения доверия к тому или иному факту приводится источник, не заслуживающий доверия. Для того чтобы избежать предположений в ангажированности и таким образом, увеличении доверия к сообщению, производится дистанцирование и приводится какой-либо независимый источник. В качестве распространенного варианта выступает публикация сообщения в зарубежных странах с последующей републикацией со ссылкой на зарубежный источник. Традиционные средства массовой информации несут ответственность за распространяемые ими сведения. Слухи же, передающиеся через Интернет – анонимны. Но затем газеты и телевидение получают возможность ссылаться на Интернет. То есть происходит так называемое «отмывание» черной информации. Формирование окружения. Метод состоит в специальном формировании информационного окружения вокруг того или иного факта для снижения, или напротив, его пропагандистского эффекта. Например, если факт, действительно имевший место, подается в окружении ложной информации, это приводит к снижению к нему доверия. Одной из вариаций этого метода является создание непрерывного потока сообщений, которые не позволяют сосредоточиться на каком-либо единичном факте, что снижает пропагандистский эффект.
- информационные операции
Информационная операция — комплекс согласованных и взаимосвязанных мероприятий по манипулированию информацией, осуществляемых по общему плану с целью достижения и удержан превосходства через воздействия на информационные процессы в системах противника.
Под информационной операцией также понимается использование сложной совокупности согласованных, скоординированных и взаимоувязанных по целям, задачам, месту и времени, объектам и процедурам видов, форм, способов и приемов информационного воздействия (и иных форм силового воздействия на объект атаки, применение которых взаимоувязано с общим замыслом операции реализуемых в виде совокупности разовых акций информационной агрессии.
В октябре 1998 г. Министерство обороны США ввело в действие «Объединенную доктрину информационных операций» (Joint Pub 3-13 «Information Operations», DOD US, December 1998). В ней определение термина «информационная операция» было сформулировано следующим образом: «информационная операция — это действия, предпринимаемые с целью затруднить сбор, обработку, передачу и хранение информации информационными системами противника при защите собственной информации и информационных систем».
В руководящих документах НАТО, принятых в 1999 г., информационная операция определяется как «действия, предпринимаемые с целью оказания влияния на принятие решений в поддержку собственных политических и военных целей путем воздействия на информацию, информационные процессы и системы управления противника, при одновременной защите собственной информации и информационных систем».
Главными разновидностями информационных операций в зависимости от объекта атаки (человеческое сообщество или машинная система) являются информационно-психологические операции и кибератаки, которые составляют основу информационной войны в целом.
Психологическая операция (информационно-психологическая операция, англ. — Psychological Operations, PSYOP) — разновидность информационных операций. Психологические операции (ПсО) — главный элемент содержания психологической войны.
Их проведение предполагает использование на практике сложной совокупности согласованных, скоординированных и взаимосвязанных по целям, задачам, месту и времени, объектам и процедурам видов, форм, способов и приемов психологического воздействия. Психологические операции состоят из политических, военных, экономических, дипломатических и собственно информационно-психологических мероприятий, направленных на конкретные группы людей (на противника) с целью внедрения в их среду чуждых идеологических и социальных установок, формирования ложных стереотипов поведения, трансформации в нужном направлении их настроений, чувств, воли. В психологических и информационных операциях речь идет об определенной структуре навязывания картины (модели) мира, которая призвана обеспечить желаемые типы поведения.
Главная цель информационно-пропагандистских акций в процессе проведения психологических операций — это дестабилизация общественной жизни, разложение изнутри, подготавливающее почву для успешного осуществления политических, экономических и военных действий. Ввиду того, что объектом информационно-психологического воздействия являются люди, главная задача информационно-пропагандистских акций в процессе проведения ПсО заключается в том, чтобы повлиять на духовную сферу — общественное мнение и настроение, ценностные ориентации, взгляды, социально-психологический климат, посеять страх и неуверенность перед будущим, вызвать недоверие к деятельности органов власти и государственного управления, создать атмосферу недовольства, тревоги, содействовать возникновению оппозиционных групп и стимуляции антиправительственной деятельности и т. п.
В частности, в соответствии с уставами и наставлениями вооруженных сил США под психологической операцией понимаются мероприятия по воздействию на определенные группы людей и отдельные лица с помощью СМИ, различного рода печатной, аудио- или видеопродукции, а также путем личного общения, чтобы вызвать у них такое настроение или поведение, которые способствовали бы достижению политических и военных целей. Главными объектами воздействия считаются лидеры политических и общественных организаций, религиозных общин, наиболее влиятельные представители деловых кругов, военной элиты и творческой интеллигенции. Мероприятия могут также охватывать личный состав вооруженных сил, рабочих, крестьян, техническую интеллигенцию и государственных служащих.
Общее в современном понимании психологического содержания, психологических механизмов, собственно психологической сущности ПсО, психологической войны, пропаганды — использование специфических средств и способов для оказания воздействия с целью манипулирования группами людей и отдельными лицами в интересах других личностей и групп людей, т. е. это процесс организации и осуществления специфического воздействия на людей для манипулирования ими.
Понятие «психологические операции», по взглядам американских военных специалистов, имеет широкое и узкое толкование.
В широком смысле под психологическая операция понимается спланированное использование средств, форм и методов распространения информации для оказания определенного воздействия на установки и поведение человека. Такие операции состоят из политических, военных и идеологических мероприятий, цель которых — изменение поведенческих и эмоциональных установок определенных групп людей и отдельных лиц по тем или иным вопросам в желательном направлении. Они проводятся в русле государственной политики, а их военная сторона координируется с деятельностью соответствующих правительственных учреждений. В более узком плане психологические операции применяются вооруженными силами для деморализации и дезориентации противника.
В этом случае они рассматриваются как специфическое оружие, с помощью которого повышается эффективность боевых действий. Кроме того, ПсО способствуют консолидации, информационному обеспечению и укреплению морального духа населения и личного состава вооруженных сил союзных и дружественных государств. Проведение психологических операций может предшествовать началу ведения боевых действий с применением обычных сил и средств и в современном постиндустриальном обществе выступать по сути самостоятельной формой боевых действий.
Психологические операции могут проводиться в интересах высших эшелонов государственного и военного управления. Основными видами ПсО, предусмотренными в США для военного времени, являются контрпропаганда, деморализация личного состава противника и враждебно настроенного местного населения, склонение военнослужащих противника к сдаче в плен, дезинформация, поощрение деятельности на территории противника диссидентов, формирование у местного населения дружеского отношения к американским войскам.
Психологические операции проводятся как в сфере межгосударственной борьбы, включая вооруженные конфликты, так и в сфере политической борьбы и экономической конкуренции, в том числе внутри государства. При этом могут использоваться сходные (идентичные) формы, средства и методы информационно-психологического воздействия и опыт проведения ПсО в других сферах.
Психологическая операция, как правило, содержит три этапа, где каждый последующий шаг опирается на предыдущий:
1. Разрушение противодействия, разрушение старой модели (картины) мира, что позволяет освободить нишу для проведения следующего этапа.
2. Введение новой информации в отношении старых моделей, зачастую противоположной старой.
3. Введение информации о новых объектах.
Подобная схема позволяет перейти от введения информации к введению нового типа поведения, опирающегося на новую информацию, что оказывается возможным из-за произведенного изменения в модели мира у потребителя этой информации.
Американские требования к планированию Психологической операции включают следующие элементы:
1. Анализ ситуации.
2. Концепцию операции.