Мичуринск – наукоград РФ
Обоснование выбора темы проекта
Занимаясь на кружке моделированием, мы подумали о том, что все имеющиеся модели и макеты в основном либо самолеты, либо военная техника. Поэтому мы решили создать макет мирной техники известной каждому – макет трактора. При выборе модели мы руководствовались простотой и доступностью в исполнении, что позволило нам использовать приобретенные знания, умения и навыки. После долгих споров мы решили создать макет трактора Т-150К, так как из всех рассмотренных вариантов он наиболее прост в исполнении.
Этот трактор хорошо известен каждому и достаточно прост в исполнении.
Цель: разработать конструкцию и изготовить макет трактора Т-150К.
Задачи:
1. Дать краткий исторический очерк о создании трактора Т-150К.
2. Изложить общие теоретические и практические вопросы, касающиеся создания макета трактора.
3.Развивать и совершенствовать навыки работы по проектированию макетов и моделей.
Историческая справка
Разработка трактора Т-150К в XX веке стала самым настоящим прорывом в тракторостроении. Первый трактор этой модели был выпущен в Харьковском тракторного завода. Для создания этой модели потребовалось большое количество ресурсов, как физических, так и умственных. Ведь над созданием работали очень квалифицированные инженеры, руководителем среди них был Борис Павлович Кашуба. Разрабатываться проект начался с названием «Т-150». В результате, в 1971 году с конвейера сошёл первый трактор Т-150К. Причём завод выпустил совсем небольшую партию — всего 500 штук. Прототипом для создания Т-150К послужил трактор Т-125 оригинальной конструкции.
Трактор Т-125
Машина была разработана инженерами завода, что называется с чистого листа на основании общих требований и технического задания. Предшественник выпускался с 1962 по 1967 год, глубокая модернизация модели привела к появлению Т-150К. Разработать и выпустить такой трактор в продажу было очень непросто. Дело в том, что в 1971 году не существовало ни одного мирового аналога Т-150К, конкурентов ему не было. С другой стороны было не совсем понятно с применением таких тракторов на практике.
После выпуска пробной партии в количестве 500 машин, стало понятно, что такая модель нужна в сельском хозяйстве. Однако она требовала достаточно серьёзных доработок. Следующую партию выпустили в 1972 году в количестве 4000 тракторов, реализовали практически сразу.
В ноябре 1979 года состоялись испытания трактора Т-150К на испытательной станции университета штата Небраска в США. Сравнение результатов испытаний тракторов Т-150К и тракторов-аналогов, проведенных на этой станции по шестибалльной системе, показало, что Т-150К по своему техническому уровню превосходит аналоги.
В итоге, в Советском Союзе тракторы Т-150К стали очень активно применяться в сельском хозяйстве. С каждым годом производство этих машин увеличивалось. Трактор очень хорошо себя проявил при вспашке больших участков земли, так же он показал свою универсальность и надёжность.
С инженерной точки зрения, эта модель так же являлась очень ценной. Т-150К потерпел огромное количество доработок, создание вариаций и т.д. На его базе делали бульдозеры, снегоочистители и многое другое. Существуют модели с гусеницами.
Харьковский завод работал не только на внутренний рынок СССР. Большое количество экземпляров ушло на сбыт в другие страны, в том числе и США. Все поражались техническими характеристиками, возможностью использования трактора Т-150К. модификация оказалась исключительно удачной, трактор выпускается и до сих пор. Машина поставляется во многие страны мира и эксплуатируется в разных климатических условиях. Зачастую техника не получает надлежащего регламентного обслуживания при этом сохраняя работоспособность. Это говорит о значительном запасе прочности и огромном ресурсе механизмов и систем.
Трактор Т-150К оснащался дизельными двигателями СМД-60 и СМД-62. На гусеничных моделях устанавливался двигатель СМД-60, а на колёсных — СМД-62. Двигатели отличаются немногим. Есть только небольшая разница в мощности. На сегодняшний день данный трактор не потерял своей актуальности. В России выпуском Т150К занимается завод ОрТЗ. На Украине существует два завода — ХТЗ и ХТА. До сих пор эта модель остаётся лидером в своём классе на территории бывшего СССР. Тракторы, выпускаемые этими заводами, немного отличаются друг от друга, но база у них одна.
С момента начала производства трактор подвергался несколько раз модернизации. В частности, был заменен двигатель, постоянно совершенствуются системы управления машиной. Большое внимание уделяется улучшению условий труда тракториста. Это позволило трактору в значительной мере сохранить свои позиции в данном сегменте рынка.
Сегодня Т-150К, которые выпускаются на заводе нашей страны — это трактора европейского уровня. Это комфортная машина, которая позволяет продуктивно работать.
Т-150К Модель 2016 года Трактор Т-150К Модель 1979 года
Технические характеристики трактора Т-150К
Модель представляет собой трактор колесный спроектированный и произведенный по сочлененной схеме. В основу положена рама, состоящая из соединенных между собой шарниром передней и задней частей. Такая конструкция обеспечивает машине высокую маневренность. Изменение направления движения трактора осуществляется за счет поворота полурам вокруг поворотной оси на шарнирном соединении. Управление осуществляется с использованием круглого рулевого колеса. Исполнительное устройство – гидропривод, работающий от шестеренчатого масляного насоса. На передней полураме установлены силовой агрегат трансмиссия, кабина водителя с органами управления и контроля. Для придания плавности хода мост установлен на листовых полуэллиптических рессорах, задний мост соединен с несущей конструкцией жестко. Передача крутящего момента осуществляется при помощи карданного вала, установленного открыто. Трактор имеет колесный тип движителя (есть вариант на гусеничном ходу), с полным приводом на обе оси. Диаметр передних и задних дисков одинаковый, они оснащаются шинами низкого давления с развитыми грунтозацепами, что снижает давление на почву. Таким образом обеспечивается высокая проходимость трактора и выполнение работ вне дорог с твердым покрытием.
Модель двигателя | ЯМЗ-236М2 |
Мощность номинальная, кВт (л.с.) | 132(180) |
Максимальный крутящий момент Н.м (кгс/м) | 716(73) |
Номинальная мощность силового агрегата, тс | 3 - 6 |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 130/140 |
Число и расположение цилиндров | 6, V-образное |
Рабочий объем, л. | 11,15 |
Удельный расход топлива при номинальной мощности г/кВт.ч. (г/л.с.ч.) | 232(170) |
Система пуска | Электростартер |
Номинальная частота вращения коленчатого вала дизеля, об/мин | |
Масло в ведущих мостах, л. | |
Масло в гидросистеме навесного устройства, л. | |
Масло в двигателе, л. | |
Масло в коробке передач, л. | |
Масло в рулевом управлении, л. | |
Масло в редукторе ВОМ, л. | |
Охлаждающая жидкость, л. | |
Тип охлаждающей жидкости | Тосол или вода |
Топливо, л. | |
Удельный расход топлива при эксплуатационной мощности двигателя, г/кВт.ч.(г/л.с.ч.) | Не более 248(182) |
Удельный расход топлива при максимальной мощности на ВОМ, г/кВт.ч.(г/л.с.ч.) | 258(190) |
Длина с прицепным устройством, мм | 5735 + 50 |
Высота, мм | 3165 + 40 |
Ширина, мм | 2340 + 30 или 2520 + 30 |
База, мм | |
Колея, мм | 1680 + 40 или 1860 + 40 |
Минимальный радиус поворота, м | 6,5 |
Дорожный просвет, мм | |
Масса трактора, т. | 8,1 – 8,75 |
Коробка передач | Механическая, переключаемая на ходу под нагрузкой в пределах каждого диапазона |
Количество диапазонов/передач заднего хода | 1/4 |
Количество диапазонов/передач переднего хода | 3/12 |
Скорости движения, задний ход, км/ч | 5,1 – 9,14 |
Скорости движения, передний ход, км/ч | 1диапазон:3,36 - 6,03 2диапазон:7,08 – 12,67 3диапазон: 16,27 – 30,08 |
Рабочая тормозная система | Пневматическая барабанного типа |
Стояночный механизм | Ленточный, приводится в действие рычагом |