Пояснительная записка.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
Ø Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
Ø Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
Ø Развитие коммуникативных умений;
Ø Развитие нравственных и эстетических чувств;
Ø Развитие способностей к творческой деятельности.
Целями изучения русского языка являются:
· Ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
· Формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а так же навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа ориентирована на формирование у младших школьников представления о русском языке как целостной системе. Это предполагает:
1. освоение учащимися первоначальных знаний о звукобуквенном и словарном составе родного языка; его лексико-грамматическом о синтаксическом строе, особенностях словообразования;
2. знакомство учащихся с нормами литературного произношения, с основными принципами и правилами правописания и пунктуации, с особенностями двух форм речи - устной и письменной.
Программа ориентирована также на собственно лингвистическое и речевое развитие младших школьников:
1. осознание детьми двух реальностей — окружающего мира и слова, называющего этот мир во всём его многообразии;
2. поддержание и развитие «чувства языка», свойственного детям;
3. дополнение интуитивного владения языком, осознанным отношением к его фактам и закономерностям;
4. развитие способности моделировать факты языка;
5. овладение ведущими методами лингвистического анализа - действиями изменения ∙и сравнения; развитие фонематического слуха.
Задача речевого развития реализуется системой заданий, направленных на формирование у детей навыков правильно строить устную и письменную речь, уметь аргументировано объяснять решение поставленной проблемы.
Формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться на отдельных уроках по каллиграфии (1 час в неделю) или как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.
Курс русского языка ориентирован на воспитание у младших школьников стойкого желания самостоятельно думать и рассуждать. Он построен с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся начальных классов. Основу курса составляет базовая программа. Вместе с тем курс отличается более высоким теоретическим уровнем, поэтапностью, непрерывностью.
Место курса «Русский язык» в учебном плане.
В 3 классе на уроки русского языка отводится 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели).
Результаты изучения «Русского языка» в 3 классе.
Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
Ø Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократичных ценностных ориентаций;
Ø Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Ø Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
Ø Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
Ø Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Ø Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Ø Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Ø Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Ø Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
Ø Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
Ø Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Ø Использование знаково-символических средств представления информации;
Ø Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
Ø Использование различных способов поиска, сбора, обработки, организации, передачи и интерпретации информации;
Ø Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Ø Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценки события;
Ø Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Ø Готовность конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
Ø Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета;
Ø Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Ø Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета.
Предметные результаты:
Ø Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке, как основе национального самосознания;
Ø Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
Ø Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
Ø Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета;
Ø Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;
Ø Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения поставленных, практических и коммуникативных задач;
Ø Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.