Новациями неомарксистов Франкфуртской школы стали два главных положения.




Неомарксизм

Неадекватность ряда ключевых положений и внутренняя про­тиворечивость марксизма стимулировали попытки его модерниза­ции. Одной из наиболее известных модификаций марксизма в XX в. был так называемый неомарксизм, организационно оформившийся в 1930-х гг. на базе Франкфуртской школы социальных исследований.

Франкфуртская школа являлась центром притяжения привер­женцев марксизма, критически относившихся к капитализму, но в то же время считавших, что идеологи ортодоксально левых партий выхолостили и вульгаризировали диалектический подход к его ана­лизу. Основными методологическими принципами школы были

Ø приверженность марксистской диалектике, гуманизму и освобожде­нию человека от всех форм эксплуатации;

Ø акцентирование значимо­сти человеческого начала в социальных отношениях.

Ведущие представители неомарксизма Теодор Адорно (1903-1969) и Герберт Маркузе (1898-1979), спасаясь от гитлеровского режима, перебрались в США и поэтому считаются «немецко-амери­канскими» философами. Они отвергали марксистские положения о классовой борьбе как способе установления диктатуры пролетариа­та и ленинскую идею «первенства политики над экономикой » и дру­гими сферами общественной жизни. У К. Маркса и его предше­ственников наследовалось только одно - критическое отношение к буржуазному обществу, которое было перенесено на «поздний капи­тализм».

Новациями неомарксистов Франкфуртской школы стали два главных положения.

Первое, движущей силой революции является не пролетариат, который обуржуазился и интегрировался в капита­лизм, а «аутсайдеры» - люмпены, безработные, преследуемые наци­ональные и сексуальные меньшинства, радикальные слои студенче­ства и гуманитарной интеллигенции, нищее население «бедных» стран, противостоящее «богатым» странам.

Второе положение: сла­бое звено буржуазного общества - не власть и государство, а систе­ма духовных ценностей - культурных, моральных, религиозных и определяемых ими семейно-брачных отношений. Единственное, что сближало старых и новых марксистов, это понимание морали: все, что способствует революции - нравственно, что препятствует ей - аморально.

Уже в Соединенных Штатах представители Франкфуртской школы создали так называемую «критическую теорию», в которой подвергли уничтожающей критике главные элементы западной культуры - христианство, власть, семью, традиции, патриотизм, консерватизм, сексуальные ограничения и прочее. Объектом наибо­лее радикального отрицания явилась традиционная семья во главе с мужчиной-отцом. В ней усматривалось не просто неравенство по­лов, а политическое неравенство. Такая семья оценивалась как «ав­торитарная », представляющая собой «авторитарное государство в миниатюре», где «семейный империализм воспроизводит нацио­нальный империализм». Т. Адорно даже объявил патриархальную семью «колыбелью фашизма».

Альтернативу западной культуре неомарксисты видели в «сексу­альной революции». Г. Маркузе в книге «Эрос и цивилизация» объявил «принцип получения удовольствия» главным принципом жизни. Эта идея была с энтузиазмом встречена в студенческих кам­пусах Европы. Г. Маркузе стал «культовой фигурой» молодежи. Во время студенческих выступлений в Париже в 1968 г. развевались знамена с надписью «Маркс, Мао, Маркузе ». Хотя впоследствии Г. Маркузе отказался от наиболее нигилистических положений сво­ей концепции, они оставили заметный след в общественном созна­нии Запада.

Вариантом неомарксизма были и идеи Антонио Грамши (1891-1937), одного из основателей Итальянской компартии. В ряде работ, особенно в основном труде «Тюремные тетради», написанном в зак­лючении с 1929 по 1935 гг.. он развивал политико-философский ас­пект марксизма, расширяя рамки первоисточника и частично реви­зуя его. Новаторской была мысль о том,что движущей силой истории является не развитие производительных сил, как утверждал К. Маркс, а конкуренция гегемонии и культурных моделей, причем не обязательно связанных с экономикой.

Одна из главных тем политической философии А. Грамши - тео­рия гегемонии, которая использовалась для обоснования стратегии перехода к социализму. Смысл этой теории состоял в достижении рабочим классом экономического, политического и идейно-нрав­ственного господства в обществе путем создания «исторического блока» с другими угнетаемыми классами и слоями, внедрения в массовое сознание новой культуры, ориентированной на социалис­тические ценности.

Важную роль в завоевании рабочим классом господствующих позиций в обществе А. Грамши отводил интеллигенции рабочего класса, по его выражению, «органической интеллигенции». Она должна не просто творить культуру, но и посредством культуры объединять нацию вокруг доминирующего класса, формировать коллективную волю нации. Ее миссию А. Грамши видел и в том, чтобы привлечь в «исторический блок» «традиционную интелли­генцию», доставшуюся от прошлой эпохи.

Согласно теории гегемонии, интеллектуальным лидером нации («коллективным интеллигентом») должна стать марксистская пар­тия как выразитель коренных интересов рабочего класса. Именно эта партия, согласно А. Грамши, обладает монополией на истину и подобна божеству (или церкви), которой следует подчиняться.

 

Наиболее известные представители этого направления И. Валлерстайн, А. Франк, С. Амин разрабатываютпроблематику эконо­мического неравенства и зависимости в современном мире, соци­альной дифференциации населения, прежде всего по оси «богатый Север - бедный Юг ». Расслоение мирового сообщества на три час­ти - процветающий центр («ядро»), архаичную периферию и полу­периферию, по их мнению, служит главной причиной нестабильно­сти в международных отношениях и источником потенциальных конфликтов. Преодоление этой системы неравенства зависит преж­де всего от готовности и способности народов периферии консоли­дировать свои усилия для борьбы против монополий центра за социальную справедливость и перераспределение богатства. Основ­ные идеи неомарксизма изложены в работе Иммануила Валлерстайна «Анализ мировых систем и ситуация в современном мире », опубликованной в 2001 г. в России

Версиями неомарксизма являются «теория зависимости » (Р. Пребиш) и теория «структурного неравенства» (И. Галтунг). Согласно первой из них благополучие экономически развитых стран основано на эксплуатации ресурсов отсталых и неэквивалент­ном обмене между богатыми и бедными государствами. Теория «структурного неравенства » усматривает причины межнациональ­ных конфликтов в неравноценном положении одних и тех же госу­дарств в различных типах международных структур (экономиче­ской, политической, военной и т. п.).

В целом неомарксизм отражал поиск марксистскими и марксист­ски ориентированными мыслителями «третьего пути », свободного как от буржуазности, отчуждения и манипуляций массовым созна­нием, так и от тоталитаризма с присущими ему засильем бюрокра­тии и государственной идеологии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: