Уважаемые депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия.




 

В соответствии с частью 1 статьи 68 Конституции Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Часть 2, указанной статьи предусматривает возможность у республик устанавливать свои государственные языки, которые используются на равнее с русским. Кроме этого часть 3 статьи 68 Конституции Российской Федерации гарантирует всем народам Российской Федерации, право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. С целью реализации данной конституционной нормы, статья 11 Конституции Республики Карелия наделяет русский язык статусом государственного языка в Республике Карелия и предусматривает возможность установления других государственных языков на основании прямого волеизъявления населения Республики Карелия, выраженного путем референдума. Общественные отношения, возникающие при назначении и проведении республиканского референдума, урегулированы законом Республики Карелия «О референдуме Республики Карелия». В соответствии с указанным законом, инициатива проведения референдума принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме Республики Карелия, а так же избирательным объединениям, иными общественным объединениям, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом. Подготовка к проведению референдума включает в себя множество административных процедур требующих от инициаторов референдума не только больших временных затрат, но и финансовых. Соблюсти все требования, предусмотренные законом, практически не возможно. Кроме этого организация проведения республиканского референдума потребует большого финансирования из бюджета республики. Таким образом, возможность установления второго государственного языка в Республике Карелия реализована формально.

В этой связи представляет интерес правовой статус языков коренных народов проживающих в других республиках Российской Федерации:

Карачаево-Черкесская Республика – государственными языками являются: абазинский, карачаевский, ногайский, черкесский и русский языки, причем Абазины составляют 7,8 % населения республики, Ногайцы - 3,3 %.

Кабардино-Балкарская Республика – государственными языками являются: кабардинский, балкарский и русский языки, однако Балкарцы составляют 12,7 % населения республики.

Республика Дагестан – государственными языками являются: русский язык и все языки народов Дагестана. На территории Дагестана в качестве носителей самостоятельных языков проживают 28 народов. В республике функционирует 14 литературных и 18 бесписьменных языков. Обучение в республике ведется на 13 языках: русском, аварском, даргинском, лезгинском, кумыкском, лакском, табасаранском, агульском, рутульском, цахурском, ногайском, азербайджанском и чеченском языках, причем Рутульцы составляют 0,9 % населения республики, Агулы – 0,9 %, Ногайцы -1,4 %,, Лакцы -5,4 %.

Все выше перечисленные примеры являются примерами реализации конституционных принципов и гарантий, направленных на сохранение языков народов Российской Федерации.

В настоящее время, Республика Карелия единственная республика в Российской Федерации, где язык коренного народа не имеют статуса государственного языка. Карельский язык является родным для большого числа жителей Республики Карелия. Отсутствие у карельского языка статуса государственного нарушает конституционное право граждан на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития, а так же принцип равноправия народов Российской Федерации.

Выходом из сложившейся ситуации представляется необходимость внесения изменений в статью 11 Конституции Республики Карелия, в части установления в Республике Карелия только одного государственного языка. Полагаем что изменение содержания статьи 11 Конституции Республики Карелия, возможно в порядке, предусмотренном главой 7 Конституции Республики Карелия.

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" в Российской Федерации алфавиты государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик в составе Российской Федерации строятся на графической основе кириллицы; иные графические основы алфавитов государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик могут устанавливаться федеральными законами. Таким образом, федеральный законодатель установил возможность наделения статусом государственного языка, языка имеющего иную графическую основу, отличную от кириллической. Сохранение в графической основе карельского языка именно латиницы обусловлено не только особенностями фонетики языка, но и историческими факторами, национальными и культурными традициями, имеет научное обоснование и отвечает общественным ожиданиям, что несомненно будет способствовать укреплению доверия граждан к Конституции Российской Федерации, положительным образом отразится и гармонизирует межнациональные отношения.

Государственные языки республик - один из элементов конституционного статуса этих субъектов Российской Федерации, который определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики (статья 66, часть 1, Конституции Российской Федерации) и вместе с тем обусловлен федеративным устройством Российской Федерации, основанном на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации (статья 5, часть 3, Конституции Российской Федерации).

Кроме этого, в соответствии с ратифицированным Российской Федерацией в 1992 году "Договором между Российской Федерацией и Финляндской Республикой об основах отношений", стороны договорились поддерживать сохранение самобытности финнов и родственных финнам народов и национальностей в России, охранять языки, культуру и памятники истории друг друга.

Придание карельскому языку статуса государственного языка, полностью соответствует конституционным принципам, закрепленным в Конституции Российской Федерации, а так же принципам справедливости и основным общечеловеческим ценностям.

На основании выше изложенного подписавшие это Обращение общественные организации просят:

1. Инициировать принятие федерального закона о возможности использования графической основы латиницы, при наделении Карельского языка статусом государственного языка на территории Республики Карелия.

2. Внести изменения в статью 11 Конституции Республики Карелия, предоставив Карельскому языку (ливвиковскому, людиковскому и собственно карельскому диалектам) статус государственного языка в Республике Карелия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: