МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫЗДОРОВЯ УКРАИНЫ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени А.А.БОГОМОЛЬЦА
«Утверждено»
на методическом совещании
кафедры патологической физиологии
Заведующий кафедрой
профессор Ю.В.Быць
“___”__________2007 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ
ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
Учебная дисциплина | «ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ» |
Модуль № 1 | Общая патология |
Смысловой модуль №1 | Общая нозология – общее учение о болезни, этиологии и патогенезе. Патологическое действие факторов внешней среды. Роль внутренних факторов в патологии. |
Тема занятия 9 | Практические навыки по теме «Общая нозология. Патологическое действие факторов внешней среды. Роль внутренних факторов в патологии» |
Курс | 3-й |
Факультет | Медицинский |
Киев – 2007
1. Конкретные цели:
1. Осуществлять анализ:
· основных понятий общей нозологии (здоровье, болезнь, патологический процесс, типический патологический процесс, патологическая реакция, патологическое состояние, этиология, патогенез);
· основных понятий этиологии (причинные факторы, факторы риска, условия возникновения и развития болезни);
· механизмов патогенного действия физических, химических и биологических факторов внешней среды;
· причинно-следственных связей (выделять изменения местные и общие, патологические и приспособительно-компенсаторные, специфические и неспецифические; определять ведущее звено в патогенезе проявлений/следствий действия факторов внешней среды (механической травмы, перегревания, охлаждения, ожоги, отморожения, лучевая болезнь, болезни декомпрессии и компрессии);
|
· причин, механизмов развития, типичных проявлений и принципов диагностики наследственных болезней и нарушений внутриутробного развития;
· типичных нарушений деятельности иммунной системы;
· механизмов иммунного повреждения клеток/тканей/органов (по Кумбсу и Джеллу).
2. Умения и практические навыки:
· Решение ситуационных задач с определением причинных факторов, факторов риска, главного звена патогенеза, медиаторов, клинических проявлений, принципов предоставления медицинской помощи при состояниях иммунной недостаточности, аллергии, при аутоимунних заболеваниях и псевдоаллергических реакциях.
· Схематическое изображение механизмов иммунного повреждения (по Кумбсу и Джеллу).
· Исследование стадий фагоцитоза в мазках перитонеального экссудата.
Ø
Задание для самостоятельной работы во время подготовки к занятию.
2.1. Перечень основных терминов, параметров, характеристик, которые должен усвоить студент при подготовке к занятию:
Термин | Определение |
2.2. Теоретические вопросы к занятию:
1. Предмет и задачи патофизиология, связь с другими науками, значение для клиники. Патофизиология как учебная дисциплина.
2. Методы патофизиологии. Эксперимент, его значение для решения фундаментальных проблем медицины. Виды эксперимента. Основные этапы проведения экспериментальных исследований. Современные методы и методики моделирования патологических процессов.
3. История развития патофизиологии в Украине (Н.А. Хржонщевский, В.В. Подвысоцкий, А.А. Богомолец, О.В. Репрев, Д.Е. Альперн).
4. Основные понятия нозологии: здоровье, болезнь, патологическое состояние, патологический процесс, типический патологический процесс, патологическая реакция.
|
5. Основные направления учения о болезни (гуморальный, солидарный, целлюлярний), развитие этих направлений на современном этапе.
6. Философские, медико-биологические и социальные аспекты учения о болезни. Принципы классификации болезней.
7. Универсальные периоды в развитии болезни. Варианты завершения болезней. Понятие о терминальных состояниях: агония, клиническая смерть, биологическая смерть. Принципы реанимации.
8. Определение понятия “этиология”. Основные направления учения об этиологии: монокаузализм, кондиционализм, конституционализм, психосоматическая концепция. Проблема причинности в патологии, современное состояние ее решения.
9. Классификация этиологических факторов, понятие о факторах риска. „Болезни цивилизации”.
10. Принципы этиотропной, патогенетической и симптоматической терапии.
11. Определение понятия “патогенез”. Патологические (разрушительные) и приспособительно - компенсаторные (защитные) явления в патогенезе (на примерах острой лучевой болезни, воспаления, кровопотери).
12. Причинно-следственные связи, роль circulus vitiosus в патогенезе; понятие о главных и побочных звеньях патогенеза. Специфические и неспецифические механизмы развития болезней.
13. Закономерности развития механической травмы. Травматический шок. Синдром длительного раздавливания.
14. Общее и местное действие термических факторов на организм. Патологические и приспособительно-компенсаторные изменения в патогенезе гипо- и гипертермии.
|
15. Механизмы патогенного действия ионизирующего излучения на организм. Радиочувствительность тканей. Общая характеристика форм лучевого поражения.
16. Местное и общее действие на организм ионизирующего излучения. Острая лучевая болезнь, ее формы. Патогенез костно-мозговой формы острой лучевой болезни. Отдаленные последствия действия ионизирующего облучения.
17. Патогенное влияние избыточной и недостаточной инсоляции ультрафиолетовыми лучами. Фотосенсибилизация.
18. Действие на организм высокого и низкого атмосферного давления. Патогенез синдромов компрессии и декомпрессии. Взрывная декомпрессия.
19. Химические патогенные факторы как проблема экологии и медицины. Токсичность, канцерогенность, тератогенность химических соединений. Екзоинтоксикации. Патофизиологические аспекты курения, алкоголизма и наркомании.
20. Инфекционный процесс, общие закономерности развития. Механизмы защиты организма от инфекции.
21. Наследственные и врожденные болезни. Мутации как причина возникновения наследственных болезней (виды, причины, следствия мутаций). Мутагенные влияния. Нарушение репарации ДНК и элиминации мутантних клеток как факторы риска накопления мутаций и возникновения заболеваний.
22. Характеристика моногенных болезней за типом наследования. Молекулярные и биохимические основы патогенеза моногенных болезней с классическим типом наследования: дефекты ферментов, рецепторов, транспортных, структурных белков и белков, которые регулируют клеточное деление.
23. Патогенез моногенных болезней с неклассическим наследованием. Полигенные (мультифакториальные) болезни.
24. Хромосомные болезни, их этиология, патогенез. Общая характеристика синдромов Дауна, Клайнфельтера, Шерешевского - Тернера. Роль хромосомных абераций в этиологии и патогенезе опухолей.
25. Принципы диагностики наследственных болезней. Цитологические методы. Методы диагностики ДНК. Принципы профилактики и лечения наследственных болезней.
26. Аномалии конституции как фактор риска возникновения и развития болезней. Классификации конституциональных типов за Гиппократом, Сиго, Кречмером, Шелдоном, І.П. Павловим, О.О. Богомольцем, М.В.Чорноруцьким.
27. Старение. Структурные, функциональные и биохимические проявления старения. Прогерия. Современные теории старения.
28. Понятие о пренатальной патологии. Гамето-, бласто-, ембрио- и фетопатии. Тератогенные факторы. Критические периоды в пренатальном онтогенезе. Внутриутробные дистрофии, инфекция, гипоксия. Болезни и вредные привычки матери как причинные или факторы риска патологии плода.
29. Роль реактивности в патологии. Реактивность и резистентность: определения, виды, механизмы. Зависимость реактивности от возраста, пола, наследственности, состояния нервной и эндокринной систем.
30. Роль физиологиеской системы соединительной ткани в резистентности организма к действию патогенных агентов (А.А. Богомолец). Биологические барьеры, их классификация.
31. Нарушение фагоцитоза: причины, механизмы, следствия.
32. Общая характеристика нарушений деятельности иммунной системы: ненормальный иммунный ответ на экзоантигены и потеря толерантности к аутоантигенам. Механизмы толерантности иммунной системы к аутоантигенам. Причины и следствия ее отмены.
33. Виды иммунной недостаточности. Этиология, патогенез первичных и вторичных имунодефицитов. Типичные проявления иммунной недостаточности.
34. Этиология, патогенез СПИДа. Патофизиологическая характеристика периодов ВИЧ-инфекции. Типичные клинические проявления. Принципы профилактики и терапии ВИЧ-инфекции.
35. Классификация иммунных реакций по механизмам повреждения клеток или их дисфункции (по Кумбсу и Джеллу).
36. Определение понятия “аллергия”, принципы классификации аллергических реакций. Мультифакториальная природа аллергических заболеваний. Классификация и характеристика аллергенов.
37. Аллергические реакции 1 типа (анафилактические), по Кумбсу и Джеллу. Этиология, патогенез, клинические проявления местных и системной анафилактических реакций. Медиаторы анафилаксии. “Псевдоанафилактические” реакции.
38. Аллергические реакции 2 типа (цитотоксические, опосредствованные антителами), по Кумбсу и Джеллу. Этиология, патогенез, клинические проявления.
39. Аллергические реакции 3 типа (опосредствованные иммунными комплексами), по Кумбсу и Джеллу. Этиология, патогенез, клинические проявления местных и системных реакций. Сывороточная болезнь.
40. Аллергические реакции 4 типа (опосредствованные клетками), по Кумбсу и Джеллу. Этиология, патогенез, клинические проявления.
41. Аллергические реакции 5 типа (клеточные дисфункции, опосредствованные антителами). Этиология, патогенез, клинические проявления.
42. Аутоимунные реакции/болезни: общая характеристика, принципы классификации, современные представления об этиологии и патогенезе.
43. Основы трансплантации органов и тканей. Причины и механизмы отторжения трансплантата, средства предупреждения. Реакции “трансплантат против хозяина”.
2.3. Практические работы (задания), которые выполняются на занятии:
1. Проанализировать гемограмму больного острой лучевой болезнью:
сравнить с нормой представленные в таблице данные количества эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов, отдельных форм лейкоцитов в лейкоцитарной формуле и содержание гемоглобина.
Рассчитать абсолютное содержание разных видов лейкоцитов (см. «Посібник до практичних занять з патологічної фізіології», за ред.Ю.В.Биця и Л.Я.Данилової, К., 2001, с.226).