Апреля — Всемирный день защиты лабораторных животных




26 апреля — День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофахСтоит в особом ряду памятных дат. Установлен Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации 22 апреля 1993 г. № 4827-1. Отмечается в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, которую можно считать самой крупной катастрофой современности, общенациональным бедствием, затронувшим судьбы миллионов людей, проживающих на огромных территориях.

6 августа — Всемирный день борьбы за запрещение ядерного оружия

В августе 1945 года Соединенные Штаты провели атомную бомбардировку японских городов Хиросимы и Нагасаки. Взрывы в этих городах унесли жизни более 200 тысяч японцев. Через десять лет, 6 августа 1955 года, в Хиросиме состоялась первая международная конференция за запрещение атомного и водородного оружия.

28 августа — День БайкалаПраздник День Байкала учрежден в 1999 году по инициативе общественной организации Байкальская экологическая волна и с тех пор отмечается ежегодно в четвертое воскресенье августа. Байкал имеет непреходящую ценность не только для россиян, но и для всего человечества, поскольку это, действительно, самое древнее озеро на планете, самое глубокое (1637м) и одно из самых больших, оно содержит 22% мировых запасов чистейшей пресной воды, более 3500 видов растений и животных, населяющих его.

22 сентября — Всемирный день без автомобилей

Впервые этот день отмечался в 1998 году во Франции (по данным большинства информационных источников), когда в ряде городов было прекращено автомобильное движение. В следующие годы эту традицию поддержали другие европейские страны и города, а в последние годы – и некоторые неевропейские страны (например, Канада, США).

День без автомобилей празднуется по решению органов местной власти. Как правило, в этот день запрещается передвижение на автомобилях, а жители используют альтернативные способы передвижения. Иногда акция, кампания продолжается больше одного дня. Цель такого мероприятия – обратить внимание на проблемы загрязнения атмосферного воздуха транспортными средствами, понизить уровень концентрации выхлопных газов в городском воздухе, уменьшить шумовую нагрузку, содействовать развитию альтернативных видов передвижения.

4 октября – Всемирный день защиты животныхИсторическим поводом для этого знаменательного праздника служит дата, уходящая своими корнями в отдаленное прошлое — День святого Франциска, Известного, в том числе, и в качестве покровителя всех животных. Он путешествовал по свету и помогал всем страждущим и гонимым, особенно животным. День его смерти – 4 октября 1226 г.– сегодня отмечают как День защиты животных о всем мире. Премия имени святого Франциска присуждается за выдающиеся заслуги в области защиты природы. Решение о праздновании Всемирного дня защиты животных было принято в 1931 году во Флоренции на Международном конгрессе сторонников движения в защиту природы. В нашей стране широко этот день отмечается с 2000 года. Однако известно, что Россия стала одной из первых европейских стран, в которой обратили внимание на проблему защиты животных. Уже в 1865 году в нашей стране появилось Российское общество покровительства животным, которое курировали супруги российских императоров.

21 ноября — Всемирный день отказа от курения21 ноября объявлен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) Всемирным днем отказа от курения. По данным статистики Минздрава известно, что в России курят около 70% мужчин и больше 14% женщин. По данным ВОЗ известно более 25 заболеваний, которые развиваются, либо их течение ухудшается под влиянием курения (сердечнососудистые, легочные и онкологические заболевания). Ежегодно табак убивает свыше 4 миллионов человек в мире и по прогнозам ВОЗ к 2008 году число его жертв увеличится вдвое. Потеря продолжительности жизни, связанная с курением, составляет у мужчин-курильщиков 6-7 лет, а у женщин -5-7 лет.

3 декабря — Международный день борьбы с пестицидамиИменно в этот день в 1984 году на пестицидном заводе в Бхопале (Индия) произошла экологическая катастрофа. Чтобы привлечь внимание к решению проблем, которые возникают в результате производства и использования опасных химикатов, Латиноамериканская сеть активистов против пестицидов объявила 3 декабря Днем борьбы с пестицидным загрязнением, который в скором времени стал международным. Ведь практически ни в одной стране, выпускавшей вредные химические вещества, проблема так и не решена.

Пестициды — химические или биологические препараты, применяемые для борьбы с вредителями, сорными растениями, а также для регулирования роста растений и др. целей. Пестициды — яды всех классов опасности и единственный загрязнитель, который сознательно вносится человеком в окружающую среду. При бесконтрольном использовании токсикантов могут поражаться не только вредители животных и растений, но и множество полезных представителей флоры и фауны. Подсчитано, что 98% пестицидов не достигают объектов подавления, а попадают в воздух и траву, создают впочве безжизненную среду.

22 марта — Всемирный день водыВпервые он был объявлен в 1994 г. по предложению Международной ассоциации водопользователей. С тех пор в этот день проводятся массовые акции, пропагандистские кампании по защите водных объектов, экскурсии, конференции, семинары, форумы и выставки. В нашей стране работой по подготовке и проведению Дня воды руководит служба водного хозяйства при Министерстве природных ресурсов. Вода — одна из важнейших составляющих жизни на Земле. Пресная вода занимает особое место среди природных богатств Земли: она незаменима. Уже сегодня запасы пресной воды катастрофически истощаются. По данным экспертов ООН, примерно одна шестая часть населения земли не имеет доступа к чистой питьевой воде, а одна треть — к воде для бытовых нужд.

По данным Всемирной метеорологической организации, к 2020 году с нехваткой питьевой воды может столкнуться все население планеты. И хотя земля потенциально располагает достаточным количеством водных запасов, распределены они крайне неравномерно. Одной из причин вооруженных конфликтов в 21 веке может стать борьба за водные ресурсы.

Экологические факторы

Экологи́ческие фа́кторы — свойства среды обитания, оказывающие какое-либо воздействие на организм. Экологические факторы отличаются значительной изменчивостью во времени и пространстве. Например, температура сильно варьирует на поверхности суши, но почти постоянна на дне океана или в глубине пещер.

Один и тот же фактор среды имеет разное значение в жизни совместно обитающих организмов.

Классификации экологических факторов

По характеру воздействияПрямо действующие — непосредственно влияющие на организм, главным образом на обмен веществ

Косвенно действующие — влияющие опосредованно, через изменение прямо действующих факторов (рельеф, экспозиция, высота над уровнем моря и др.)

По происхождениюАбиотические— факторы неживой природы:климатические: годовая сумма температур, среднегодовая температура, влажность, давление воздуха

эдафические (эдафогенные): механический состав почвы, воздухопроницаемость почвы, кислотность почвы, химический состав почвы

орографические: рельеф, высота над уровнем моря, крутизна и экспозиция склона

химические: газовый состав воздуха, солевой состав воды, концентрация, кислотность

физические: шум, магнитные поля, теплопроводность и теплоёмкость, радиоактивность, интенсивность солнечного излучения

Биотические — связанные с деятельностью живых организмов:фитогенные — влияние растениймикогенные — влияние грибов

зоогенные — влияние животныхмикробиогенные — влияние микроорганизмов

Антропогенные (антропические):физические: использование атомной энергии, перемещение в поездах и самолётах, влияние шума и вибрации химические: использование минеральных удобрений и ядохимикатов, загрязнение оболочек Земли отходами промышленности и транспорта

биологические: продукты питания; организмы, для которых человек может быть средой обитания или источником питания

социальные — связанные с отношениями людей и жизнью в обществе

По расходованиюРесурсы — элементы среды, которые организм потребляет, уменьшая их запас в среде (вода, CO2, O2, свет)

Условия — не расходуемые организмом элементы среды (температура, движение воздуха, кислотность почвы)

По направленностиВекторизованные — направленно изменяющиеся факторы: заболачивание, засоление почвы

Многолетние-циклические — с чередованием многолетних периодов усиления и ослабления фактора, например изменение климата в связи с 11-летним солнечным циклом

Осцилляторные (импульсные, флуктуационные) — колебания в обе стороны от некоего среднего значения (суточные колебания температуры воздуха, изменение среднемесячной суммы осадков в течение года)

Экология человека.

Впервые термин экология человека появился в1921 г. в работе американских исследователей Р. Е. Парка и Э. B. Берджеса, которые использовали его в социологических исследованиях.Экология человека — это наука, изучающая закономерности взаимодействия человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с динамичной, постоянно усложняющейся средой обитания, проблемы сохранения и укрепления здоровья.

Не утратило актуальности и краткое, но емкое определение экологии человека, данное в первой половине века.

Экология человека — это наука, изучающая закономерности взаимодействия человека с человеком и с окружающей его средой, то есть, иначе говоря, — условия жизни человека и их влияние на человеческий организм.

Исследование биосферы, ее временных и пространственных составляющих, влияние на нее антропогенных факторов не может изучаться в отрыве от человека, человеческих популяций, человечества в целом.

Экология человека изучает антропосистемы различного уровня — от глобального до локального и микролокального. Вся планета Земля с ее воздушной оболочкой и ближним космосом может быть единым объектом изучения экологии человека. Глобальную антропоэкосистему можно рассматривать как антропоэкосферу, представляющую собой многомерное пространство, которое охватывает всю поверхность Земли и состоит из биосферы (в трактовке В. И. Вернадского), с включенными в нее всеми населяющими планету людьми (человеческим обществом), которые, используя природные ресурсы планеты с помощью технических средств, находятся с ней в сложных противоречивых отношениях. Антропоэкосфера состоит из антропоэкосистем более низкого уровня, вплоть до элементарной, в качестве которой может выступать ограниченное пространство с находящейся в его пределах небольшой группой людей. Но наиболее частым объектом антропоэкологических исследований бывают территориальные комплексы различного масштаба.

В рамках экологии человека выделяются такие разделы, как экология города (урбоэкология), техническая экология, экологическая этика, психологическая экология, этноэкология, палеоэкология, медицинская экология и т. п.

Экологию человека рассматривают как аналог аутэкологии в пределах экологии животных (воздействие на организм и его реакции) и с позиций взаимодействия антропосистемы со средой жизни. Многоаспектно понимание социальной экологии. С точки зрения Н. Ф. Реймерса, разделение этих дисциплин проще всего произвести по дуалистическим качествам самого человека. Когда речь идет об индивиде, репродуктивной группе – это экология человека; когда рассматривается социальный ряд – личность, семья и т. д. — это социальная экология; объединение научных отраслей, изучающих связь личности, семьи и других социальных групп с природой и социальной средой – это есть синэкология человека.

Для объединения экологии человека и социальной экологии может служить термин «социально-экономическая экология человека», или «антропоэкология». Глобальная экология человека исследует взаимосвязь «природа — человеческое общество» в планетарном масштабе. К социальной экологии тесно примыкает экология культуры. Она исследует влияние на человека культурной среды обитания, в которую включают материально-духовную среду жизни (от культурных ландшафтов и архитектуры до литературы). В последнее время возникло понятие «экология духа», включающее среду морали, воззрений, духовности человека. Здесь смыкается цикл естественно-научных и гуманитарных знаний на философском уровне. Экологию человека на всех стадиях исторического развития интересует следующее:

численность отдельных общностей людей и всего человечества;возрастная и половая структура общностей;уровень здоровья людей, который может быть выражен через среднюю продолжительность жизни, наиболее характерные болезни и распространенные причины смерти;специфика питания людей каждой эпохи, калорийность пищи, способы ее приготовления;тип трудовой деятельности, механизмы и орудия труда, источники энергии, используемые в хозяйстве и быту;система расселения;культурные и гигиенические навыки.

Анализ указанных выше характеристик позволяет получить знание некоторых важных величин, которые в количественной форме отражают взаимодействие человека со средой его обитания.

4. Законы экологии.Это основные, их намного больше:◊ Закон больших чисел◊ Принцип Ле Шателье - Брауна◊ Закон всеобщей связи◊ Закон цепных реакций◊ Закон оптимальности◊ Правило максимального "давления жизни"◊ Законы экодинамики◊ Законы экологии Б. КоммонераЗакон больших чисел: совокупное действие большого числа случайных факторов приводит, при некоторых общих условиях, к результату, почти не зависящему от случая, т.е. имеющему системный характер. Случайное, стохастическое поведение большого числа молекул в некотором объеме газа обусловливает вполне определенные значения температуры и давления. Мириады бактерий в почве, воде, в телах растений и животных создают особую, относительно стабильную микробиологическую среду, необходимую для нормального существования всего живого. Сочетание большого числа случайных актов спроса и предложения формирует относительно постоянный товарооборот и ценообразование свободного рынка.

Принцип Ле Шателье - Брауна - при внешнем воздействии, выводящем систему из состояния устойчивого равновесия, это равновесие смещается в направлении, при котором эффект внешнего воздействия уменьшается. Разработанный первоначально для условий химического равновесия, этот принцип стал применяться для описания поведения самых различных самоподдерживающихся систем. На биологическом уровне он реализуется в виде способности экологических систем к авторегуляции. В биосфере механизм осуществления этого принципа основывается на функционировании всей совокупности живых организмов и служит главным регулятором общеземных процессов.

Закон всеобщей связи вещей и явлений в природе и в обществе. Он связан с законом физико-химического единства живого вещества, законом развития системы за счет окружающей ее среды и законом постоянства количества живого вещества, сформулированных В.И. Вернадским: любая система может развиваться только за счет использования материально-энергетических и информационных возможностей окружающей ее среды; изолированное саморазвитие невозможно. Значительное увеличение числа каких-либо организмов за относительно короткий промежуток времени может происходить только за счет уменьшения числа других организмов. Это правило распространяется и на число видов организмов. В мире живых существ тотальность связей проявляется особенно ярко, потому что при материальном единстве жизни живые системы характеризуются наиболее разнообразными, разветвленными и интенсивными взаимопереходами вещества, энергии и информации. Они образуют экологические сети взаимосвязей. Богатство связей относится не только к локальным экосистемам. Глобальные круговороты веществ, ветры, океанские течения, реки, трансконтинентальные и трансокеанические миграции птиц и рыб, переносы семян и спор, деятельность человека и влияние антропогенных факторов - все это в той или иной степени связывает пространственно удаленные природные комплексы и придает биосфере признаки единой коммуникативной системы.

Закон цепных реакций. Любое частное изменение в системе неизбежно приводит к развитию цепных реакций, идущих в сторону нейтрализации произведенного изменения или формирования новых взаимосвязей и новой системной иерархии. Поскольку взаимодействие между компонентами системы при их изменении, как правило, существенно нелинейно, то слабое изменение одного из параметров системы может вызвать сильные отклонения других параметров или привести к изменению всей системы в целом.

Закон оптимальности. Любая система функционирует с наибольшей эффективностью в некоторых характерных для нее пространственно-временных пределах.

Правило максимального "давления жизни". Вместе с этим в живой природе действует правило максимального "давления жизни": организмы размножаются с интенсивностью, обеспечивающей максимально возможное их число. Однако давление жизни ограничено емкостью среды, межвидовыми взаимоотношениями, взаимоприспособленностью различных групп организмов. Эту закономерность иногда обозначают как закон сопротивления среды жизни, или закон ограниченного роста Ч. Дарвина. Дарвину принадлежит также экологическая аксиома адаптированности: каждый биологический вид адаптирован к строго определенной, специфичной для него совокупности условий существования, которая позднее получила название экологической ниши. Очевидна связь этого положения с законом оптимальности.

Законы экодинамики. Помимо константности количества живого вещества в живой природе наблюдается постоянное сохранение вещественной, энергетической и информационной структуры, хотя она и несколько изменяется в ходе эволюции. Эти свойства Ю. Голдсмит (1981) обозначил как законы экодинамики. Первый из них - закон сохранения структуры биосферы, второй - закон стремления к климаксу, т.е. к достижению экологической зрелости и равновесности экосистем.

Законы экологии Б Коммонера. Существуют и другие, более частные системные обобщения в экологии. Во многих руководствах часто цитируют аксиомы-поговорки известного американского ученого Б. Коммонера (1974), названные автором "законами экологии": "все связано со всем", "все должно куда-то деваться", "природа знает лучше", "ничто не дается даром.

Хотя они больше относятся к основам природопользования, в них находят отражение некоторые важные постулаты экологии.

Экологизация знаний

Современная экология изучает взаимоотношения человека и биосферы, техносферы с окружающей её природной средой и другие проблемы. А сам процесс проникновения проблем и идей экологии в другие области знаний получил название экологизации. Экология тесно связана с педагогикой. Экологизация образования - тенденция конца ХХ - начала ХХI вв. Получил известность острый доклад заслуженного работника высшей школы России Зои Тепикиной (Яковлевой)"Непрерывное экологическое образование", сделанный ею в Санкт-Петербурге в 2000 г. В нём, в частности, говорится: "За последнее десятилетие образовательные программы всех уровней претерпели значительные изменения. Этот процесс продолжается по сей день. Наряду с предметами гуманитарного цикла, которые справедливо оказались под пристальным вниманием педагогов-реформаторов, подвергаются переработке учебные программы дисциплин естественного цикла как в средней школе, так и в высшем звене. Появление нетрадиционных предметов вполне оправдано временем, причем ряд дисциплин вводится стихийно, для их изучения нет ни соответствующих учебников, ни достаточно чётко разработанной программы. К таким предметам можно отнести и крайне нужную в наше время экологию. Но спешно изданные программы и масса появившихся за последние годы учебных пособий не соответствуют повышению качества преподавания этого предмета.

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Экологию рассматривают как науку и учебную дисциплину, которая призвана изучать взаимоотношения организмов и среды во всем их разнообразии. При этом под средой понимается не только мир неживой природы, а и воздействие одних организмов или их сообществ на другие организмы и сообщества.

По этой причине экологию иногда связывают только с учением о среде обитания (доме) или окружающей среде

...





Читайте также:
Группы красителей для волос: В индустрии красоты колористами все красители для волос принято разделять на четыре группы...
Основные этапы развития астрономии. Гипотеза Лапласа: С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно...
Что входит в перечень работ по подготовке дома к зиме: При подготовке дома к зиме проводят следующие мероприятия...
Методы исследования в анатомии и физиологии: Гиппократ около 460- около 370гг. до н.э. ученый изучал...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.026 с.