Cредства логоритмики на занятиях по технике речи




В системе развития личности ребенка особое место занимает развитие речи и психомоторных функций. Работа над речевой культурой, над словом – одно из значительных звеньев эстетического воспитания детей, помогающее формированию личности разносторонней, глубокой, тонкой.

Дополнительная общеразвивающая программа по курсу «Техника речи» реализуется в вокально-хореографической студии «Бусинки» МБОУ ДО «Центр детского творчества» Центрального района города Кемерово.

Занятия по технике речи для дошкольников в вокальной студии просто необходимы. Несмотря на то, что теория образования звуков речи является лишь частью лингвистики, она особенно важна для вокалистов. Для того чтобы выступить на сцене и спеть, ребенку необходимо владеть техническими, речевыми и голосовыми навыками, правильно и четко проговаривать все звуки. На занятия в студию приходят дети в возрасте от 3 до 7 лет, а это как раз тот самый возраст, когда происходит процесс становления речи и формирование произношения звуков.

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи, у многих недостаточно развита мелкая и общая моторика, нарушена координация движений, чувство ритма, ослаблена память: дети не только имеют недостатки произношения звуков, но и быстро устают при выполнении речевых упражнений, танцевальных движений, плохо запоминают последовательность движений, их элементы и т.д. Поэтому использование на занятиях средств логопедической ритмики (логоритмики), направленных на коррекцию и моторной, и речевой функции становится особенно актуальной в наше время.

Логоритмические упражнения способствуют не только исправлению дефектов речи, но и развивают двигательные навыки, дыхание, слуховую и зрительную память, чувство темпа и ритма, учат ритмично двигаться и выполнять артикуляционные и мимические движения.

Развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Большую роль в слове, движении, музыке играет ритм, и не зря понятие ритма вошло в название логопедической ритмики.

Целью логоритмики является преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции движений в сочетании со словом и музыкой.

Несмотря на то, что логопедическая ритмика - это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития средствами движения, музыки и речи, она может широко использоваться в работе с обычными детьми.

Логоритмические упражнения укрепляют у детей костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, моторные функции, воспитывают правильную осанку, походку, грацию движений, развивают ловкость, силу, выносливость, координацию движений. В конечном итоге благотворно влияют на коррекцию речи.

В специальной литературе выделяются две группы средств логоримики, которые используются на занятиях:

1. Музыкально - двигательные средства.

2. Двигательно - речевые средства.

Музыкально-двигательные средства логопедической ритмики:

1) Ходьба - автоматизированный моторный акт, при котором четко координируются движения рук и ног. Она используется на каждом занятии на протяжении всего курса как вводное упражнение. От занятия к занятию дети осваивают все более сложные виды ходьбы. Сначала дети осваивают ходьбу и маршировку по кругу в одиночку, парами и группами, ходьбу с обхождением препятствий. Затем вводятся более сложные упражнения: встречная ходьба, ходьба и маршировка с заданным направлением, с изменением темпа, с перестроением.

2) Упражнения на регуляцию мышечного тонуса.

Регуляция мышечного тонуса - это способность напрягать или расслаблять мышцы. Такие упражнения используются на протяжении всего курса занятий сразу после ходьбы и маршировки.

3) Упражнения на развитие дыхания. Такие упражнения способствуют выработке диафрагмального дыхания, достаточно продолжительного, сильного и постепенного выдоха.

4) Упражнения на развитие мелкой моторики. Эти упражнения, развивая движения пальцев рук, их взаимодействие, координацию, способствуют развитию артикуляционной моторики. Упражнения проводятся на музыкальном материале, позже под речевое сопровождение, движение пальцев соответствует тексту.

5) Упражнения на развитие чувства темпа.

Темп - это скорость музыкального исполнения. Сначала темп усваивается на простых движениях: хлопки, удары в бубен, взмахи руками. Затем включаются движения ногами, ходьба и бег. Прежде всего, отрабатываются два темпа движений - медленный и быстрый, затем вводятся понятия «ускорение» и «замедление» темпа.

6) Упражнения с элементами танцев. Способствуют развитию общей моторики, координации движений, чувства темпа и ритма.

Двигательно - речевые средства логопедической ритмики:

1) Упражнения на развитие фонационного дыхания.

Упражнения способствуют выработке правильного фонационного дыхания, продолжительного, сильного и постепенного выдоха. На выдохе произносятся сначала слоги, затем слова и предложения. На заключительных этапах дыхание сочетается с проговариванием стихотворений.

2) Упражнения на развитие голоса. Эти упражнения способствуют развитию силы, диапазона, выразительности голоса. Работа над голосом начинается с произношения на выдохе гласных и согласных звуков. Сила голоса развивается путем произнесения гласных более громко или более тихо. Выразительности голоса можно добиться, развивая интонационную сторону коротких речевых фраз.

3) Упражнения на развитие артикуляции и дикции.Эти упражнения способствуют выработке четкого произнесения звуков, развитию артикуляционной моторики. Начинают с произнесения гласных звуков без голоса, затем подключают голос. Вслед за гласными проговариваются согласные и слоги без голоса и с голосом. Затем вводятся движения рук.

4) Упражнения на развитие координации движений и речи. Речевой материал для таких упражнений необходимо подбирать, исходя цели - нормализация темпа и ритма речи; развитие словаря и грамматического строя речи; автоматизация звукопроизношения. Ритм стихотворной строки (она не должна быть длинной) следует согласовывать с движениями рук, ног и туловища.

5) Упражнения на развитие речевого внимания. Эти упражнения приучают детей вслушиваться в инструкцию, понимать ее и действовать в соответствии с ней. Слово в этом случае становится сигналом и руководством к действию.

6) Упражнения на развитие мелкой моторики. Эти упражнения развивают движения пальцев рук, их взаимодействие, координацию и способствуют развитию артикуляционной моторики. Упражнения проводятся на определенном речевом материале.

7) Упражнения с предметами. Они направлены на развитие статической и динамической координации движений, развитие координации движений и речи, развитие точности и пластики движений.

Основной принцип применения на занятиях всех перечисленных средств – это тесная связь движения с музыкой и включение тщательно подобранного речевого материала. Если музыка с ее огромным эмоциональным влиянием, богатыми средствами выразительности дает возможность разнообразить движения и характер упражнений, то слово дает возможность создавать целый ряд упражнений, выполняемых не в музыкальном ритме, а в стихотворной форме, что позволяет при этом сохранять ритмичность в движениях.

Особый интерес в нашей работе представляют логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. Такие упражнения на занятии можно использовать в разных видах, в том числе в качестве физкультминутки.

Именно логоритмические упражнения без музыкального сопровождения, которые сочетают в себе движения и речь, используются чаще всего на занятиях по технике речи с дошкольниками. Это могут быть речевые упражнения с одновременным выполнением действия или раздельное выполнение речевых упражнений и действий.

Пир подборе материала для занятия необходимо учитывать возраст, речевые и двигательные возможности детей каждой группы. Не все речевые упражнения можно выполнять, двигаясь и одновременно произнося стихи. Это может вызвать расстройство дыхания. Поэтому, при интенсивных движениях, можно разделять детей на две группы: одна произносит текст, другая выполняет движения, затем они меняются ролями.

Разучивание движений происходит вместе с речью (текст произносят дети вместе с педагогом) сначала в медленном темпе, по частям. Затем темп выполнения увеличивается. На занятиях используются карандаши, кубики, ленты, мячи. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

К стихотворному материалу предъявляется ряд требований. Он должен иметь:

- определенный динамический характер, чтобы можно было соотнести движения руками, ногами и туловищем с ритмом речи;

- среднюю длину строки, так как для длинной строки сложно подобрать соответствующее движение;

- насыщенность глагольной лексикой, чтобы проиллюстрировать движение;

- сюжетную линию и действующее лицо, чтобы исключить механические движения и воспитывать у детей понимание логической связи между текстом и движением.

В начале курса (с детьми первого года обучения) обращается много внимания на активизацию внимания и памяти, развитие двигательных умений и навыков, голоса, речевого дыхания, мимической и артикуляционной моторики, в занятия включаются упражнения на развитие чувства ритма, нормализацию мышечного тонуса.

Примеры логоритмических упражнений без музыкального сопровождения, используемых на занятиях с малышами:

1) Шаг марша - выполняется со словами:

Ать - два, левой - правой,

Вдоль заборов и оград,

Ать - два, левой - правой,

Марширует наш отряд.

2) Топающий шаг, поддерживая левой ладошкой локоть правой руки, все пальцы правой руки, кроме указательного, сжаты в кулак, подставлены под подбородок, указательный палец при­жат к щечке:

Вот выходят в хоровод

Важные матрешки.

Им играет Васька-кот

На губной гармошке.

3) Прыжки, ноги в стороны — ноги вместе, подняв руки вверх:

Я поднимаюсь изнутри,

Тяну я руки вверх,

И прыгаю я — раз, два, три —

Быстрее, выше всех!

Упражнения на релаксацию:

1) «Лошадки». Дети стоят на одной ноге, другая, согнутая в колене, касается носком пола, руки перед грудью (напряжение). Смена положения: уронить руки, встать на другую ногу (расслабление).

2) «Лесник сажает деревья». Дерево растет (дети тянут руки вверх — напряжение), ураган сломал дерево (расслабление).

3) «Цветы и солнышко». Цветы растут, тянутся к солнышку (напряжение), под палящим солнцем цветы увяли (расслабление).

4) «Лесорубы». Лесорубы рубят топором сучья (напряжение), положили топор (расслабление). Катят бревна, поднимают их на машину (напряжение), устали (потряхивание расслабленными руками).

С детьми второго года обучения на этой основе строится речевая работа: увеличивается количество упражнений на координацию слова и движения, разучиваются чистоговорки, потешки, сопровождаемые движениями. Дети с удовольствием выполняют такие упражнения:

1) «По листочкам я шагаю»

Педагог раскладывает на полу (в ряд или полукругом) бумажные силуэты листьев. Дети по очереди шагают по ним в такт стихотворению (делают четыре шага на строчку), проговаривая:

По листочкам я шагаю,

И листочки я считаю:

Один, два, три, четыре,

Пять, шесть, семь, восемь,

Листья уронила осень.

2) «Мы с картинками играем»

Дети повторяют вслед за педагога текст, одновременно хлопая в ладоши и топая ногами на каждый слог:

Мы с картинками играем,

По слогам их называем,

Мы руками хлопаем,

А ногами топаем:

Сли-ва, пер-сик, а-пель-син,

Гру-ша, ки-ви, ман-да-рин,

Яб-ло-ко, а-на-нас,

Все кру-гом ус-лы-шат нас.

3) «Считалка»

Дети вслед за педагогом повторяют считалку, притоптывая ногой и отстукивая карандашом:

Скачет, скачет воробей:

Прыг-скок, прыг-скок,

Не боится он детей:

Прыг-скок, прыг-скок.

4) «Части тела» (речевая подвижная игра)

Педагог читает сти­хотворение, одновременно показывая на себе называемые ча­сти тела. Затем дети повторяют вслед за взрослым каждую строчку и тоже показывают части тела, потом запоминают слова наизусть:

Называем мы слова:

Лоб, затылок, голова,

Шея, плечи, пальцы, ногти,

Кулаки, ладошки, локти,

Нос, живот, колени, пятки,

Губы, бедра и лопатки...

Части тела изучаем,

Части тела называем.

На этом этапе работы проверяется уровень усвоенных музыкально-двигательных и речевых умений у всей группы и у каждого ребенка, определяются виды упражнений, которые детьми освоены полностью, и те, которые вызывают затруднения.

С детьми постарше в занятия включаются речевые игры с музыкальным сопровождением, творческие задания, которые продемонстрируют двигательные и речевые возможности детей.

Таким образом, использование средств логопедической ритмики на занятиях по технике речи с дошкольниками способствует развитию и двигательных навыков, и речи ребенка, что очень актуально в наши дни, когда у многих детей имеются недостатки произношения и нарушения мелкой и общей моторики.

При постоянном применении на занятиях специальных упражнений логоритмика может стать одним из средств оздоровления детей, так как оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: