А. Основные вопросы темы
1 Полная информированность экономических субъектов как условие экономического оптимума. Выбор в условиях неопределенности. Понятие асимметричной информации.
2 Рынки с асимметричной информацией. Отрицательный отбор. Реакция рынка на отрицательный отбор. Роль рыночных сигналов в преодолении информационной асимметрии. Виды рыночных сигналов.
3 Моральный риск. Проблема «принципал – агент». Проблема нанимателя и нанятого. Гарантии и поручительства. Моральный риск и рынок страхования.
4 Асимметричная информация как причина государственного микроэкономического регулирования.
Б. Примеры решения задач
Задача 12.1. Руководитель фирмы предложил двум своим работникам пройти курс переподготовки. В случае если претендент проходит пятимесячный курс, то его общий выигрыш в заработной плате составит 9 млн ден. ед., в противном случае только 3 млн ден. ед. Ежемесячные издержки обучения работников следующие: TC 1 = 1 млн ден. ед., TC 2 = 2 млн ден. ед.
Определите, какой из рабочих примет предложение о прохождении курсов переподготовки.
Решение.
Рассчитаем совокупные издержки обучения для каждого из работников:
- первый работник 5 · 1 = 5 млн ден. ед.
- второй работник 5 · 2 = 10 млн ден. ед.
Для принятия решения необходимо сравнить выгоды и затраты:
- первый работник 9 – 3 > 5 – есть смысл пройти курс переподготовки;
- второй работник 9 – 3 < 10 – нет необходимости в переподготовке.
В. Тесты
1 Страхование является прибыльной деятельностью, так как:
а) предотвращает риск;
б) объединяет риск большого числа клиентов;
в) суммарные взносы по страховым полисам превышают убытки клиентов;
г) страховой взнос каждого клиента превышает ожидаемые убытки.
2 Большой размер страховки приводит к тому, что:
а) граждане меняют свое обычное поведение;
б) страхователи несут полный риск;
в) страховщики не несут риск полностью, так как в любом случае стоимость всех последствий никогда не возмещается страховой компанией;
г) будет достигнуто рыночное равновесие, поскольку каждый покупатель заинтересован в большом размере страховки, а страховые компании готовы ее предоставить.
3 Что из перечисленного не может выступать сигналом о качестве товара:
а) репутация фирмы;
б) цена товара;
в) реклама товара;
г) страховка.
4 Продавец сигнализирует о качестве продаваемой продукции:
а) рекламными проспектами;
б) финансированием благотворительных мероприятий;
в) проводя выставки своей продукции;
г) выпуская ее с фирменным знаком.
5 Моральный риск – это:
а) проявление ассиметрии информации;
б) поведение индивида, сознательно увеличивающего вероятность возможного ущерба в надежде на то, что убытки будут полностью покрыты страховой компанией;
в) риск, связанный с действиями одной из сторон, участвующей в сделке;
г) все ответы верны.
6 Диверсификация – это:
а) действия, направленные на снижение риска;
б) процедура определения стоимости портфеля ценных бумаг;
в) процедура расчетов между операторами фондового рынка;
г) верного ответа нет.
7 Охарактеризуйте поведение экономического агента, предрасположенного к риску:
а) это человек, у которого низкая предельная полезность дохода;
б) это человек, для которого важна средняя прибыль;
в) это человек, который при данном ожидаемом доходе предпочтет связанный с риском результат гарантированному результату;
г) это человек, у которого высокая предельная полезность дохода.
8 Неблагоприятный отбор:
а) может иметь место тогда, когда покупатели и продавцы располагают разной информацией;
б) может иметь место тогда, когда есть ассиметричность информации;
в) может вести к неэффективности;
г) помогает тем группам лиц, которые лучше информированы.
9 Тот факт, что высококачественные порошки рекламируются более интенсивно, может служить примером:
а) неблагоприятного отбора;
б) морального ущерба;
в) рыночного сигнализирования;
г) проблемы «принципала – агента».
Г. Задачи
Задача 12.2. На рынке подержанных автомобилей присутствуют автомобили хорошего качества по цене продавца 1000 ден. ед. и автомобили низкого качества по цене продавца 500 ден. ед. Известно, что покупатель готов заплатить за подержанный автомобиль плохого качества 700 ден. ед., а хорошего качества – 1300 ден. ед. Определите долю продавцов автомобилей высокого качества, при которой рынок автомобилей будет существовать.
Задача 12.3. Стоимость дома составляет 500 тыс. руб. В случае пожара его стоимость уменьшается на 300 тыс. руб. Вероятность пожара равна 10 %. Страховая компания предлагает страховку по цене 200 руб. за каждую тысячу возмещаемого ущерба. Стоит ли покупать страховку человеку, не склонному к риску? Является ли данная страховка справедливой игрой?
Задача 12.4. Если автомобиль оборудован противоугонной системой, то вероятность его угона составляет 0,05, в случае отсутствия такой системы вероятность угона составит 0,5. Стоимость противоугонной системы 1000 ден. ед., стоимость автомобиля 20000 ден. ед. Определите, на какую сумму страховой компании выгодно страховать данный автомобиль.
Т е м а 13
Общественные блага
А. Основные вопросы темы
1 Чистые частные и чистые общественные блага. Свойства общественных благ.
2 Особенности спроса на общественные блага. Индивидуальный и общественный (суммарный) спрос на общественные блага.
3 Производство общественных благ через кооперацию товаропроизводителей (частное предложение общественных благ) и проблема «безбилетников».
4 Роль государства в обеспечении предложения общественных благ. Понятие общественного выбора.