Информация, неопределенность и риск в экономике




А. Основные вопросы темы

1 Полная информированность экономических субъектов как условие экономического оптимума. Выбор в условиях неопределенности. Понятие асимметричной информации.

2 Рынки с асимметричной информацией. Отрицательный отбор. Реакция рынка на отрицательный отбор. Роль рыночных сигналов в преодолении информационной асимметрии. Виды рыночных сигналов.

3 Моральный риск. Проблема «принципал – агент». Проблема нанимателя и нанятого. Гарантии и поручительства. Моральный риск и рынок страхования.

4 Асимметричная информация как причина государственного микроэкономического регулирования.

Б. Примеры решения задач

Задача 12.1. Руководитель фирмы предложил двум своим работникам пройти курс переподготовки. В случае если претендент проходит пятимесячный курс, то его общий выигрыш в заработной плате составит 9 млн ден. ед., в противном случае только 3 млн ден. ед. Ежемесячные издержки обучения работников следующие: TC 1 = 1 млн ден. ед., TC 2 = 2 млн ден. ед.

Определите, какой из рабочих примет предложение о прохождении курсов переподготовки.

Решение.

Рассчитаем совокупные издержки обучения для каждого из работников:

- первый работник 5 · 1 = 5 млн ден. ед.

- второй работник 5 · 2 = 10 млн ден. ед.

Для принятия решения необходимо сравнить выгоды и затраты:

- первый работник 9 – 3 > 5 – есть смысл пройти курс переподготовки;

- второй работник 9 – 3 < 10 – нет необходимости в переподготовке.

В. Тесты

1 Страхование является прибыльной деятельностью, так как:

а) предотвращает риск;

б) объединяет риск большого числа клиентов;

в) суммарные взносы по страховым полисам превышают убытки клиентов;

г) страховой взнос каждого клиента превышает ожидаемые убытки.

 

2 Большой размер страховки приводит к тому, что:

а) граждане меняют свое обычное поведение;

б) страхователи несут полный риск;

в) страховщики не несут риск полностью, так как в любом случае стоимость всех последствий никогда не возмещается страховой компанией;

г) будет достигнуто рыночное равновесие, поскольку каждый покупатель заинтересован в большом размере страховки, а страховые компании готовы ее предоставить.

 

3 Что из перечисленного не может выступать сигналом о качестве товара:

а) репутация фирмы;

б) цена товара;

в) реклама товара;

г) страховка.

 

4 Продавец сигнализирует о качестве продаваемой продукции:

а) рекламными проспектами;

б) финансированием благотворительных мероприятий;

в) проводя выставки своей продукции;

г) выпуская ее с фирменным знаком.

 

5 Моральный риск – это:

а) проявление ассиметрии информации;

б) поведение индивида, сознательно увеличивающего вероятность возможного ущерба в надежде на то, что убытки будут полностью покрыты страховой компанией;

в) риск, связанный с действиями одной из сторон, участвующей в сделке;

г) все ответы верны.

 

6 Диверсификация – это:

а) действия, направленные на снижение риска;

б) процедура определения стоимости портфеля ценных бумаг;

в) процедура расчетов между операторами фондового рынка;

г) верного ответа нет.

 

7 Охарактеризуйте поведение экономического агента, предрасположенного к риску:

а) это человек, у которого низкая предельная полезность дохода;

б) это человек, для которого важна средняя прибыль;

в) это человек, который при данном ожидаемом доходе предпочтет связанный с риском результат гарантированному результату;

г) это человек, у которого высокая предельная полезность дохода.

 

8 Неблагоприятный отбор:

а) может иметь место тогда, когда покупатели и продавцы располагают разной информацией;

б) может иметь место тогда, когда есть ассиметричность информации;

в) может вести к неэффективности;

г) помогает тем группам лиц, которые лучше информированы.

 

9 Тот факт, что высококачественные порошки рекламируются более интенсивно, может служить примером:

а) неблагоприятного отбора;

б) морального ущерба;

в) рыночного сигнализирования;

г) проблемы «принципала – агента».

Г. Задачи

Задача 12.2. На рынке подержанных автомобилей присутствуют автомобили хорошего качества по цене продавца 1000 ден. ед. и автомобили низкого качества по цене продавца 500 ден. ед. Известно, что покупатель готов заплатить за подержанный автомобиль плохого качества 700 ден. ед., а хорошего качества – 1300 ден. ед. Определите долю продавцов автомобилей высокого качества, при которой рынок автомобилей будет существовать.

 

Задача 12.3. Стоимость дома составляет 500 тыс. руб. В случае пожара его стоимость уменьшается на 300 тыс. руб. Вероятность пожара равна 10 %. Страховая компания предлагает страховку по цене 200 руб. за каждую тысячу возмещаемого ущерба. Стоит ли покупать страховку человеку, не склонному к риску? Является ли данная страховка справедливой игрой?

 

Задача 12.4. Если автомобиль оборудован противоугонной системой, то вероятность его угона составляет 0,05, в случае отсутствия такой системы вероятность угона составит 0,5. Стоимость противоугонной системы 1000 ден. ед., стоимость автомобиля 20000 ден. ед. Определите, на какую сумму страховой компании выгодно страховать данный автомобиль.


Т е м а 13

Общественные блага

А. Основные вопросы темы

1 Чистые частные и чистые общественные блага. Свойства общественных благ.

2 Особенности спроса на общественные блага. Индивидуальный и общественный (суммарный) спрос на общественные блага.

3 Производство общественных благ через кооперацию товаропроизводителей (частное предложение общественных благ) и проблема «безбилетников».

4 Роль государства в обеспечении предложения общественных благ. Понятие общественного выбора.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: