Критика мира идей Платона




Аристотель отрицал существование платоновского мира идей и выдвинул против него возражения:

1) Даже если мир идей существовал бы, то он бесполезен для познания мира вещей:

а) вечные идеи не объясняют рождения и смерти вещей,

б) неподвижные идей не объясняют движения вещей,

в) единые идеи не объясняют множественности вещей

г) неизменные идеи не объясняют изменения вещей и т.д.

2) Чтобы объяснять чувственный мир, идея должны быть частью вещи, а не обладать собственным существованием.

3) Идеи не могу быть одновременно субстанцией и несубстанцией (отношение общих и частных идей):

а) частные идеи голова, ноги, руки и т.д. не являются субстанцией по отношению к общей идее человек.

б) Некоторые идеи могут не иметь предметного выражения: идеи цвета, числа, движения и т.д.

Таким образом, нет отдельного мира идей, есть только космос, а идеи являются частью вещей, с ними рождаются и погибают.

Архе, 4 причины возникновения вещей

По, Аристотелю, архе – 4 стихии: огонь, вода, земля, воздух, они вечны, он отрицает, что стихии могут возникнуть из чисел: нет эмпирического доказательства, который бы подтвердил утверждение Пифагора и Платона, что стихии возникают из чисел: пифагорейские построения для Аристотеля – это простая игра с числами, не имеющая никакого значения для истинного объяснения мира.

Существует 4 причины возникновения вещей:

1) Материальная (из чего?) – материал, из которого вещь возникает; «медь для статуи»;

2) Формальная (что это?) – это сущность вещи; форма Аристотеля по смыслу совпадает с понятием идеи у Платона

3) Причина движения – «откуда берёт первое своё начало изменение»; «то, что делает, есть причина того, что делается»

4) Целевая – «то, ради чего, - например, цель гуляния – здоровье».

Основные причины: формальная и материальная, остальные причины сводятся к ним.

Космология

Вечный космос имеет форму шара с конечным радиусом, за границами которого пребывает Бог. Небо и звёзды созданы из эфира, поэтому они неизменны; светила и планеты из «земных» стихий, поэтому изменяются.

Первопричина и перводвигатель мира Бог – Nous (Ум), который наделил разумом космос и привёл его в порядок: шаровидная Земля - в центре мира, далее сферы Луны, Солнце, Венера, Меркурий, Марс, Юпитер, Сатурн, последняя сфера - сфера звёзд.

В космологии Аристотель опирался на Евдокса из Книда, который попытался объяснить неравномерность движения планет через теорию эпициклов, и учение которого Аристотель изменил: приписал сферам физическое существование.

Учение о государстве

В отличие от Платона, Аристотель не пытается создать совершенную форму государства, а анализирует и выбирает его из существующих форм государства.

Человек по своей природе – существо государственное, потому существовать может только в государстве, живущий вне государства либо выше человека в нравственном отношении (Бог), либо недоразвит (животное).

Государство, по Аристотелю, происходит из семьи в результате её укрупнения: семья, несколько семей, селение, несколько селений, государство (У Платона государство происходит из разделения труда).

Государства делятся на справедливые (государство служит на благо своих граждан) и несправедливые (граждане служат на благо своих правителей), всего есть 6 форм государств.

Справедливые Несправедливые
Монархия (правит один) Тирания (правит один)
Аристократия (правит меньшинство) Олигархия (правит меньшинство)
Полития (правит большинство) Демократия (правит большинство)

В состав государства входят отдельные лица, семьи, селения.

Гражданином государства может быть мужчина, достигший совершеннолетия, дети, женщины и рабы гражданами быть не могут: дети ещё не разумны, женщины зависимы, значит, не имеют самостоятельного мнения, рабы зависимы, способны лишь выполнять приказы хозяина, но сами мыслить не могут.

Также гражданами не являются ремесленники, землепашцы, торговцы, подёнщики, так как их деятельность не направлена на служение добродетели.

Аристотель критикует модель Платона:

1. За отмену частной собственности: «собственность должна быть общей только в относительном смысле, в абсолютном же она должна быть частной».

2. За отмену семьи

3. модель Платона не предполагает счастья его граждан. Аристотель противопоставляет общественному Благу Платона свою теорию разумного эгоизма: разумный человек «должен любить самого себя, и таким образом он и сам останется в выгоде, осуществляя прекрасное, и другим принесёт пользу».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: