Проблема содержания специального образования




Мудрость не в том, чтобы много знать.

Всего знать мы никак не можем. Мудрость

в том, чтобы знать, какие знания самые нужные,

какие менее и какие еще менее нужны.

Л. Н. Толстой

Осмысление проблемы содержания образования в целом на­чалось с дискуссии о формальном и материальном образовании и конце XIX века и шло сквозь призму процесса обучения и под­готовки кадров. Проблема эта носит государственный характер н отличается динамичностью, что обусловлено социальным за­казом общества. Разноуровневый подход к отбору содержания образования включает не только объемно-количественные пока­затели, но и качественные характеристики:

• формирование научного мировоззрения, ознакомление с научной картиной мира (мировоззренческий аспект);

• ознакомление с методами и формами научного познания (методологический аспект);

• изучение фундаментальных и прикладных научных тео­рий (теоретический аспект);

• раскрытие роли науки как производительной силы, фор­мирование политехнического кругозора, профориентация (практический аспект).

Понятие «содержание специального образования» может быть сформулировано как специально отобранная и педагогически обработанная система знаний, умений и навыков в соответствии с познавательными возможностями учащихся, практическим и коррекционно-развивающим значением, завершенностью обра­зования на определенном уровне. Обучение и воспитание учащихся с особенностями психофи­зического развития органично взаимосвязаны и взаимодополня­емы в образовательном процессе, протекающем в специальных условиях, которые включают в себя:

• наличие специальных программ (общеобразовательных и коррекционно-развивающих);

• учет особенностей каждого ребенка, индивидуальный пе­дагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, применении спе­циальных методов и средств (в том числе и технических) образования, компенсации и коррекции;

• адекватную среду жизнедеятельности;

• проведение коррекционно-педагогического процесса спе­циальными педагогами (тифлопедагогами, сурдопедагога­ми, олигофренопедагогами, логопедами) и психологическое сопровождение образовательного процесса специальными психологами;

• предоставление медицинских, психологических и соци­альных услуг.

В зависимости от степени ограничения возможностей и, в пер­вую очередь, от сохранности интеллектуальных способностей, а также от качества и своевременности создания специальных об­разовательных условий, лица с особенностями психофизическо­го развития могут осваивать разные уровни образования. Так, часть неслышащих, слабослышащих, позднооглохших, незря­чих, слабовидящих, с нарушением опорно-двигательного аппа­рата, расстройством эмоционально-волевой сферы, с тяжелыми нарушениями речи способна не только к освоению общего сред­него образования, но и к получению среднего профессионально­го и высшего образования.

Условия осуществления права и равных возможностей обра­зования определяются государственным образовательным стандартом в виде нормативов, определяемых с учетом физических и психических особенностей учащихся.

Образовательные стандарты специального образования определяют обязательный минимум содержания образования, опти­мальный объем учебной нагрузки, сроки обучения в соответст­вии с типом учреждения образования применительно к разным категориям лиц с особенностями психофизического развития, со­держат требования к уровню подготовки выпускников с учетом социальной адаптированности и к документам об образовании(Закон Республики Беларусь «Об образовании лиц с особеннос­тями психофизического развития (специальном образовании), статья 8).

В качестве государственной нормы образованности в стандар­тах, которые введены с целью сохранения единого образователь­ного пространства, представлена система основных параметров. Она отражает, с одной стороны, представления современного об­щества о необходимом уровне образования данной категории лиц, а с другой - учитывает возможности реальной личности в достижении этого уровня.

Образовательные стандарты специального образования ориен­тированы на растущего человека с ограниченными возможнос­тями на протяжении всего периода его становления и социали­зации, т.е. с первых месяцев жизни до зрелого возраста.

Проблема стандартизации специального образования для нас является новой, и в соответствии со сложившимися в советской дефектологии традициями наиболее разработанной к настояще­му времени является та ее часть, которая относится к школьной ступени, где с 1934 года существует предметная система обуче­ния.

Государственным стандартом общего образования детей с ог­раниченными возможностями здоровья, или специальным обра­зовательным стандартом, называются нормативы, определяемые с учетом физических и психических особенностей и ограничений развития обучающихся.

Стандарт образования введен с целью сохранения единого об­разовательного пространства. Он раскрывает ступени обучения, их продолжительность, допустимую учебную нагрузку на каж­дой ступени, дает представление о содержании и структуре об­разования как целого, в котором присутствуют государственный, региональный и школьный компоненты.

Стандарт специального образования применительно к каждой категории лиц с особыми потребностями отражает требования к общеобразовательной подготовке, коррекционно-развивающей работе, а также к трудовой и начальной профессиональной под­готовке.

При разработке этих критериев учитываются как общие не­достатки развития для всех детей с ограниченными возможнос­тями, так и особенности, характерные только для определенной категории.

Специальное образование – процесс обучения и воспитания учащихся с ОПФР, включающий специальные условия для получения соответствующего образования, оказание коррекционной помощи, социальную адаптацию и интеграцию указанных лиц в общество.

Содержание специального образования – педагогически адаптированный социальный опыт (в составе системы знаний, умений, навыков, способов деятельности, опыта творческой деятельности иэмоционально-ценностных отношений), использование и переработка которого ориентированы на формирование ценностей национальной и общечеловеческой культуры, коррекцию имеющихся физических и (или) психических нарушений, обеспечение самоопределения и самореализации учащихся с ОПФР, повышение качества жизни и адаптацию их в обществе.

Учебный план специального образования – нормативный технический документ, устанавливающий перечень обязательных для изучения учебных предметов по классам, количество учебных часов на их изучение, количество учебных часов на проведение коррекционных и факультативных занятий, общее количество учебных часов, финансируемых из республиканского или местных бюджетов.

Оптимальный объем учебной нагрузки – обязательное количество учебных часов, отводимых на изучение учебных предметов, проведение коррекционных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий; общее количество учебных часов, финансируемых из местного бюджета в каждом классе в учебную неделю.

Коррекционные занятия – форма организации образовательного процесса во внеурочное время,которая обеспечиваетисправление или ослабление имеющихся у учащихся физических и (или) психических нарушений.

 

Содержание образования отражается в учебных планах и программах, учебниках и пособиях. Существует несколько подхо­дов к его конструированию и структурированию, которые опре­деляют способы составления программы и создания учебника.

Линейный способ — отдельные части учебного материала представлены последовательно и непрерывно как звенья единой целостной темы, которые в совокупности раскрывают раздел, а все разделы — учебный курс.

Концентрический способ — один и тот же вопрос рассматри­вается несколько раз, при повторе содержание расширяется, обо­гащается новой информацией и усваивается на более высоком уровне.

Спиралеобразный — многократное возвращение к проработ­ке одних и тех же тем и дополнение новых, т. е. ставится пробле­ма, к решению которой учащиеся и педагог постоянно возвраща­ются, расширяя и обогащая круг связанных с ней знаний и спо­собов деятельности из разных сфер человеческой деятельности.

Модульный способ — все содержание каждой учебной темы как целостной единицы содержания образования перераспределяется по следующим блокам: ориентационный, методологический (или мировоззренческий), содержательно-описательный, операционально-деятельностный, контрольно-проверочный.

Учебный план — это сертификат учебного заведения, определяющий:

• продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул;

• полный перечень изучаемых предметов;

• распределение предметов по годам обучения;

• количество часов по предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе;

• количество часов в неделю на изучение конкретного предмета.

Количество часов на изучение предмета зависит от его общеобразовательного и развивающего значения, времени, необходимого для формирования знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения курса.

Учебный план разрабатывается с учетом закономерностей учебно-воспитательного процесса, санитарно-гигиенических иорганизационных требований, сложившихся традиций. Внем находят отражение принятый обществом воспитательный идеал, намеченные цели, актуальная концепция формирования содержания. современные учебные планы специальных учреждений обра­зования и учреждений образования общего типа, создавших ус­ловия для получения образования лицами с особенностями пси­хофизического развития, определяют порядок организации об­разовательного процесса в специальных общеобразовательных школах (школах-интернатах), специальных классах, классах ин­тегрированного обучения.

С учетом конкретных условий деятельности образовательно­го учреждения определяется протяженность учебной недели для учащихся I-IV и V-X классов.

Структура учебного плана состо­ит из государственного, коррекционного и школьного компонен­тов.

По решению педагогического (методического) совета школы количество часов, которые отведены на отдельные предметы кор­рекционного компонента, может перераспределяться между со­бой в данных пределах. Занятия проводятся по отдельному рас­писанию. В зависимости от года обучения и типа образования они включают развитие познавательной деятельности, игру, ритми­ку и танец, логопедические занятия, коррекцию физического развития и др.

Часы школьного компонента предназначены для проведения стимулирующих и поддерживающих занятий, занятий по инте­ресам, факультативных занятий, спортивных секций, общест­венно полезной работы; для обучения по смежной профессии. Стимулирующие и поддерживающие занятия организуются ад­министрацией школы в пределах выделенных часов при любой наполняемости групп (не меньше 1 часа в неделю на каждом году обучения), могут проводиться и с отдельными учащимися. Школьный компонент не является обязательным для всех. При проведении занятий необходимо учитывать максимально допус­тимую учебную нагрузку на одного ученика.

Индивидуальный учебный план составляется на основе базо­вого плана с учетом конкретных условий.

Учебная программа представляет собой государственный документ, утверждаемый Министерством образования, в котором устанавливается содержание и объем знаний, умений и навыков по отдельным предметам и определяется последовательность их изучения по годам обучения. К учебным планам и программам специального образования относятся:

• программы ранней комплексной помощи;

• программы коррекционных занятий;

• учебные планы и программы для школьного звена обра­зования;

• индивидуальные учебные планы и программы для абилитационного образования.

Программы составляются на основе образовательных стандар­тов по каждому из изучаемых предметов отдельно. В них кон­кретизируется содержание учебного плана в виде перечня основ­ных вопросов, объединенных в определенные системы темами и разделами программы.

Учебная литература (учебники и учебные пособия) должна создаваться как инструмент процесса обучения и обладать опре­деленными качествами и характеристиками, призванными по­мочь учащимся более полно усвоить содержание образования. Общие функции учебника:

• образовательная, реализуемая через усвоение учащими­ся фактологических сведений и знаний про методологичес­кие принципы, которые используются в учебно-познава­тельной деятельности;

• воспитательная, заключающаяся в формировании миро­воззрения;

• коррекционно-развивающая, выражающаяся в стимуля­ции развития познавательной деятельности.

Основные требования к текстовой части учебника сводятся к следующим:

1. Соответствие программе.

2. Структурная простота построения текста.

3. Объяснительный характер, материал в виде размышлений, а не описаний.

4. Широкое использование сравнительного метода.

5. Наличие в заключительных главах, параграфах итоговых материалов и кратких выводов.

6. Дидактически дозированный объем учебного материала, ею пошаговое поступательное развертывание.

7. Содержание материала учебника должно отвечать принципам научности, доступности, наглядности. Примерно 80 % его объема занимает стандартная модель (общечеловеческое знание), 20 % — национальный аспект.

8. Важно выдерживать внешний графический рисунок текста, использование различных шрифтов для выделения особо значимой учебной информации (выделение заголовков и подзаголовков, количество абзацных отступов, размеры абзацев, длина входящих в него фраз и пунктуация). Все это создает ритмический каркас текста. Внутренняя образная наглядность обычно служит одним из факторов, организующих и, в определенной мере, упо­рядочивающих мысли обучаемого при восприятии им новой на­учной информации.

Выдающийся французский математик Блез Паскаль (1623— 1662) называл искусством убеждать проведение «методичных и совершенных доказательств», которое состоит в понимании и соблюдении условий или правил для определений, аксиом и до­казательств.

Среди восьми его правил пять, по нашему мнению, являются ценными рекомендациями при составлении учебников и учебных пособий для учащихся.

Правила, необходимые для определений:

• не признавать неясные или двусмысленные термины;

• в определениях использовать только известные или объ­ясненные термины.

Правила, необходимые для аксиом:

• признавать аксиомами только сами по себе очевидные по­ложения.

Правила, необходимые для доказательств:

• доказывать все, хоть и немного неясные положения, пользуясь аксиомами или ранее доказанными положения­ми;

• избегать двусмысленности терминов, ставя на место оп­ределяемого термина нужное определение.

С 1996 года Научно-методический центр учебной книги и средств обучения вместе с издательствами «Народная асвета» и «Полымя» впервые начал в Республике Беларусь создавать учеб­ную литературу для всех категорий детей с особенностями пси­хического и физического развития на белорусском и русском языках. Содержание и художественное ее оформление обеспечи­вает коммуникативную компетенцию, личностно-ориентированный подход и содействует интеграции такого ребенка в общест­во.

Проблема обеспечения отечественной учебной литературой учреждений образования для детей с особенностями психофизи­ческого развития постоянно находится в центре внимания науч­но-педагогической общественности республики.

На повестке дня стоит разработка и внедрение учебно-мето­дических комплексов, в состав которых, помимо программы и учебника, входят методические рекомендации для учителя и учащихся, рабочие тетради, комплект наглядных материалов, компьютерная поддержка и т.п.

Определение понятия «содержание образования» может зави­сеть от того, что принимать за источник содержания. Это либо:

• реальный мир (окружающая действительность, живая и неживая природа), либо

• внутренний мир ребенка, его потребности и способности, требующие развития в организованном процессе обучения.

Рассмотренный выше материал в основном отражает первый подход. Однако в НИИ коррекционной педагогики РАО предло­жено новое содержание специального обучения, смыслообразующим центром которого выступает социально-эмоциональное развитие ребенка, развитие его самосознания. Исходя из основ­ной идеи, предлагается превратить в объекты познавательной деятельности учащихся такие сложные явления, как отношение к событиям жизни, настроения, эмоциональное отношение к людям, чувства, мотивы и последствия своих и чужих поступ­ков, взаимосвязь между внутренним миром человека и его судь­бой, т. е. целенаправленно, последовательно и гораздо раньше, чем в традиционной педагогике, сделать предметом анализа ре­бенка не только бытийную сторону жизни, но и внутренний мир человека.

Отправной точкой предложенной личностно ориентированной технологии обучения является ведение «Дневника событий жиз­ни ребенка».

Работа с дневником убеждает в необходимости дополнять содержание специального образования программами, которые по­могали бы ребенку делать то, что ему труднее всего — налажи­вать взаимодействие с окружающим миром людей, учиться по­нимать себя и других.

Такой подход к построению содержания обучения опирается на философскую антропологию (Макс Шеллер), согласно кото­рой сущностью человека является его способность строить само­го себя, а также имеет тесную связь с философией и педагогикой экзистенциализма, в основе которых лежит понятие «существо­вание» в субъективном смысле — «Чем я являюсь сам для себя?». Экзистенциалисты видят задачи воспитания в том, чтобы побуж­дать ребенка быть самим собой, помогать его самовыражению.

Один из самых ярких представителей философии экзистенци­ализма известный французский писатель Жан Поль Сартр 1905—1980) оценивал влияние внешних факторов на ребенка как крайне незначительное и наиболее эффективным считал са­мовоспитание: «Человек создает себя сам. Он не сотворен изна­чально, он творит себя, выбирая мораль; а давление обстоя­тельств таково, что он не может не выбрать какой-нибудь опре­деленной морали».

Проблему содержания образования можно рассматривать не только в рамках концепции предметной деятельности, но также с позиций концепции освобождения от деятельности (П. Г. Щедровицкий), суть которой состоит в следующем: человек обреме­нен быстро устаревающими и нефункциональными знаниями, умениями и навыками, чем больше он знает и умеет, тем он сла­бее по отношению к постоянно меняющемуся миру. Наиболее гибким, мобильным и сильным является тот, кто умеет превра­щать пространство своего интеллекта в «чистый лист бумаги».

Таким образом, проблема содержания специального образо­вания заключается в решении следующих задач:

1. Приблизить его к требованиям современного общества с учетом изменяющихся социально-экономических условий (зна­ния для будущего, а не для прошлого, морально устаревшие).

2. Обеспечить учащихся знаниями, выполняющими развива­ющую функцию, способствующими не предметной подготовке, а становлению социального опыта и коррекции личности на ос­нове индивидуальных и возрастных особенностей детей на всех этапах обучения.

3. Ввести интегрированные предметы, направленные на более комплексное решение коррекционных задач.

4. Разработать содержание новых специальных курсов, наце­ленных на усвоение практических знаний о себе как о человеке и личности в системе «Я — общество».

5. Оптимизировать содержание трудового обучения.

Вопросы и задания

1. Какие существуют подходы к разработке содержания образования?

2. В каких документах опредмечивается содержание образования?

3. Чем отличается базовый учебный план от типового?

4. По нескольким учебным планам различных типов специальных об­щеобразовательных школ проследите содержание коррекционного компонента.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: