Соотношение необходимости и случайности. Виды необходимости и случайности. Необходимость и закон. Необходимость и свобода.




НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ — философские категории, отражающие различные типы связей предметов и явлений друг с другом. Необходимость — это внутренняя, существенная связь, вытекающая из коренных особенностей явления; то, что при наличии определенных условий обязательно должно произойти. Случайность же имеет внешний по отношению к данному явлению характер. Она обусловлена побочными факторами, не связанными с сущностью этого явления. Это то, что в данных условиях может произойти, а может и не произойти, может совершиться так, а может и по-другому. Если бы в мире существовала одна случайность, то он носил бы хаотический, неупорядоченный характер, вследствие чего было бы невозможно предвидеть ход событий. И наоборот, если бы все предметы и явления развивались лишь необходимым образом, то развитие приобрело бы мистический, предопределенный заранее характер (Фатализм).Каждое явление формируется под влиянием не только существенных, необходимых, но и случайных, несущественных причин. Поэтому Н. и с. не существуют друг без друга; они представляют собой нераздельное диалектическое единство. Одно и то же явление, случайное в одном отношении, выступает как необходимое в другом. Буря, поломавшая деревья в лесу,—случайная причина их гибели, но она является в то же время и необходимым следствием определенных метеорологических условий. Необходимость не существует в «чистом виде», она проявляется через случайность. В свою очередь случайность выступает как форма проявления необходимости и ее дополнение; она придает явлению определенное своеобразие;, специфику, неповторимые черты. Животные, принадлежащие к определенному виду, имеют общие (видовые) признаки, возникшие в процессе длительного исторического развития и передающиеся по наследству. Но эти необходимые признаки существуют всегда в индивидуальной форме, т. к, животные различаются между собой по окраске, формам, размеру и т. д. Нек-рые из этих вначале случайных для данного вида признаков в ходе развития закрепляются, передаются по наследству и становятся необходимыми, а те из необходимых признаков, к-рые оказываются нецелесообразными в иной обстановке, исчезают, появляясь в последующих поколениях лишь в виде рудимента, т. е. случайного признака. Так случайность превращается в необходимость и, наоборот, необходимость переходит в случайность. Все новые факты, подтверждающие глубокую взаимосвязь Н. и е., дает современная наука. Физика, напр., изучает объекты (элементарные частицы, атомы, молекулы), положение к-рых в каждый данный момент можно определить лишь с нек-рой долей вероятности. И в то же время здесь нет чистой случайности. В хаотическом движении, напр., молекул в сосуде с жидкостью проявляется необходимость, закономерность. Ей подчиняются не отдельные молекулы, а их совокупность, к-рая ведет себя строго определенным образом. Понимание диалектики Н. и с. очень важно для познавательной и практической деятельности людей. Задача науки состоит в открытии необходимых связей между явлениями. Поскольку же случайность представляет собой форму проявления необходимости, познание должно идти по пути выделения необходимого, существенного из случайного, несущественного. Это дает возможность предвидеть дальнейший ход того или иного природного либо социального процесса и направлять его в желательную для интересов общества сторону.

25 Диалектическое учение о причинности. Понятие о юридически значимой причинной связи. Индетерминизм. Возможность и действительность. ПРИЧИННОСТЬ

(каузальность; от лат. causa — причина) — определенное внутреннее отношение между явлениями, такая их связь, при которой всякий раз за одним следует другое. Причина — это явление, вызывающее к жизни др. явление; результат действия причины — следствие.
Причина всегда предшествует во времени следствию. Основываясь на этом очевидном свойстве П., человек всегда ищет причину интересующего его явления только среди тех явлений, которые предшествовали ему, и не обращает внимания на все, что случилось позднее.
Далее, причинная связь необходима: всякий раз, когда есть причина, неизбежно наступает и следствие. Вода при нормальном атмосферном давлении нагревается до 100°С, закипает и превращается в пар. Можно миллион раз нагревать воду до кипения, и она всегда будет переходить в пар. И если бы при миллион первом нагревании этого вдруг не произошло, мы должны были бы сказать, что между нагреванием воды и превращением ее в пар нет причинной связи.
Названных характеристик П., однако, недостаточно для отличения ее от связей др. типов.
Наступлению каждого явления предшествует бесконечное множество др. явлений. Но только одно из них может быть его причиной. Постоянное следование одного явления за др. не говорит еще, что предшествующее — причина последующего. Ночь всегда предшествует утру, а за утром неизменно наступает день. Но ночь — не причина утра, а утро — не причина дня. Как предостерегает лат. изречение: «После этого не значит вследствие этого».
Следствие обязательно наступает в случае реализации причины. Но причина, сверх того, порождает и обусловливает следствие. В этом — еще одна особенность причинной связи, отграничивающая ее от всех иных случаев постоянного следования одного явления за др. Без этой особенности причинную связь невозможно характеризовать однозначно. Без нее нельзя, в частности, отличить причину от повода, т.е. события, которое непосредственно предшествует др. событию, делает возможным его появление, но не порождает и не определяет его.
Допустим, что на нитке подвешен камень. Нитка разрезается, камень падает. Что является причиной падения? Ясно, что разрезание нитки — только повод, а причина — земное притяжение. Если бы камень лежал на поверхности или находился в состоянии невесомости, он, лишенный подвески, не упал бы.
Для причинной связи также характерно, что с изменением интенсивности, или силы действия, причины соответствующим образом меняется и интенсивность следствия.
П., наконец, всеобща. Нет и не может быть беспричинных явлений. Все в мире возникает только в результате действия определенных причин. Это — закон П., требующий естественного объяснения всех явлений природы и общества.
Эти особенности П. обусловливают специфическую ее черту: наличие причинной связи нельзя установить на основе только наблюдения.
Чтобы определить, какое из двух деревьев выше, мы сравниваем их и приходим к соответствующему заключению. Решая вопрос, является ли один человек братом др., мы изучаем их прошлое и пытаемся определить, имели ли они общих родителей. И в первом, и во втором случае нет необходимости рассматривать какие-то др. деревья и др. людей. Иначе обстоит дело с причинными связями. Предположим, мы видим, что камень летит к окну, ударяется об оконное стекло, и стекло раскалывается. Мы говорим, что удар камня был причиной разрушения стекла. Мы видели, как камень ударил в стекло, а стекло, как мы хорошо знаем, всегда раскалывается от сильного удара. Увидев летящий в окно камень, мы можем заранее предсказать, что произойдет. Но представим, что перед окном была прозрачная пластмассовая поверхность, и в тот момент, когда камень ударился о пластмассу, кто-то в доме, чтобы обмануть нас, незаметно разбил окно. В обычных ситуациях мы исключаем такой обман и уверенно говорим, что видели своими глазами причину разрушения стекла.
Этот упрощенный пример говорит о том, что о причинной связи нельзя судить только на основе наблюдения, относящегося к одному случаю. Необходимо сопоставление нескольких сходных случаев, а также знание того, что обычно происходит в соответствующих ситуациях.
Причину можно установить только на основе рассуждения. В логике разработаны определенные методы проведения таких рассуждений, получившие название принципов, или канонов, индукции. Первая формулировка этих принципов была дана еще в нач. 17 в. Ф. Бэконом. Систематически они были исследованы в 19 в. Дж.С. Миллем. Отсюда их наименование — «каноны (принципы) Бэкона — Милля».
Все принципы индукции опираются на рассмотренные выше свойства причинной связи. Каждое явление имеет причину, именно поэтому поиски ее не лишены смысла.
Возникновение проблематики П. обязано человеческой способности задавать вопрос «почему?». Под причиной изначально понималось то, что способно породить нечто иное как следствие, а указание на причину давало объяснение следствию. Издавна представления о П. связывались с понятиями силы, власти, принуждения, необходимости, понимаемыми то в обыденно-профанном, то в возвышенно-сакральном смысле. Магия выступила исторически первой проблематизацией П.; для первобытного человека вопрос о причинах событий возникает лишь в экстраординарной ситуации, отклонение которой от обычного течения событий должно найти оправдание. Дж. Фрэзер объясняет магию переносом психологической ассоциации на причинную связь реальных драматических событий. Этот «кошмар причинности» (Х.Л. Борхес) находит разрешение в магической космологии, указывающей на тайные силы как источник аномальной ситуации. В мифологии и эпосе вопрос о причинах событий возникает преимущественно в трагических ситуациях (Эдип, Иов), и ответом служит указание на их сакральную обусловленность (роком, судьбой, Боже-
ственной волей). Для Платона область причин совпадает в сущности со сферой идей, порождающих чувственные вещи. Аристотелевская теория четырех причин (материальной, формальной, действующей и целевой) задавала в целом антич. и средневековую парадигму, нововременная механистическая картина мира оставила из этого набора лишь действующую причину.
Новый этап проблематизации П. связан с концепцией Д. Юма. Она и сегодня, по убеждению представителей аналитической философии, является основой для обсуждения этой проблемы. Юм пытался показать, что каузальность как необходимое отношение объективного порождения причиной следствия не обнаруживается в опыте, в котором не наблюдаются такие феномены, как «сила», «принуждение» или «необходимость». Человеческому представлению о П. соответствует в природе лишь регулярная последовательность сходных событий. Восходящая к Юму аналитическая «теория регулярности» утверждает, что одно событие Я является причиной события С тогда и только тогда, если а) события П и С имеют место; б) событие П имеет место раньше события С; в) всегда, когда имеет место Я-подобное событие, за ним следует С-подобное событие. Согласно Юму, наше представление о П. основано на опыте, но выходит за его пределы, поскольку всякое суждение об отдельной ситуации П. имеет общий характер, будучи основано на индукции, не являющейся формой необходимо-истинного вывода. Хотя понятие П. не может быть обосновано онтологически и логически, оно допускает психологическое оправдание того, почему определенные каузальные суждения рассматриваются как истинные: ожидание привычных последовательностей событий есть свойство человеческого ума, переносимое на природу. По Юму, общие принципы описания причинных событий не могут быть обоснованы именно в силу несовершенства индукции. Таковы причины универсальности (всякое явление имеет свою причину) и единообразия (одинаковые причины постоянно продуцируют одинаковые следствия) П. До сих пор нет единого мнения о приемлемости этих принципов.
Современная проблематика П. определяется следующими вопросами. Как следует анализировать понятие «П.»? Какова логическая форма причинных суждений? Каковы носители причинных связей — события или состояния? Чем отличаются актуально действующие причины от потенциальных причин, симптомов, условий и предпосылок? Как различить причинные и случайные регулярности? Каков онтологический статус причинных связей и каковы основания для выбора между их реалистической и антиреалистической интерпретацией? Что имеет более фундаментальный характер: каузальная связь или каузальные законы? Можно ли редуцировать каузальные связи и законы к индетерминистским ситуациям? Имеет ли П. направление? Как относятся между собой П. и время, П. и детерминизм, П. и объяснение?
Анализ П. в рамках теории деятельности обращается к антропологическим истокам представлений о П. Она определяется через термины «производить» и «препятствовать» (Г.Х. фон Вригт) и выступает как перенесение этих действий на неживую природу с помощью контрфактических высказываний.
Вероятностный анализ П. не связывает ее с детерминизмом; причина рассматривается как то, что делает следствие некоторым образом более вероятным. Для уточнения данной идеи вводятся понятия «позитивной статистической релевантности» (П. Суппес), «каузального процесса» (Г. Саймон) и используются контрфактические суждения о вероятности.
Новейшее развитие науки оживило дискуссии по проблеме П., в частности, в связи с вопросом об индетерминистской интерпретации квантовой механики, релятивистскими теориями пространства-времени и неравновесной термодинамикой.

Индетерминизм

Сторонники индетерминизма либо не признают всеобщий и объективный характер взаимосвязи явлений , либо – в крайнем форме- вообще отвергают детерминизм как таковой( а значит и причинность). Они считают что имеются состояния и события для которых причина не существует или не может быть указана. Индетерминизм считает в частности что принцип причинности неприменим к объяснению человеческой деятельности, рассуждает “о свободе воли” электрона о том что процессы микромира управляются телеологическими силами.

Понятие возможности и действительности. Для выявления сущности объектов действительности необходимо в равной степени как исследовать их настоящее состояние, так и изучать генезис, становление и возникновение развивающихся явлений. Постигнув же сущность, человечество может приоткрыть завесу будущего, предвидеть его, ибо общей чертой непрерывных процессов изменения и развития является обусловленность настоящего прошлым, будущего – настоящим. Диалектика взаимосвязи прошлого, настоящего и того, что появится в будущем при соответствующих условиях, отражается в категориях "действительность" и "возможность".Само понятие действительность в философской литературе употребляется в двух смыслах. В широком смысле, когда под действительностью понимается весь реальный мир, который включает в себя и свои тенденции, т.е. способности, возможности к непрерывному изменению и развитию. В узком, когда под действительностью понимается не всякое, а только сформировавшееся, развившееся бытие. Это конкретное бытие отдельного объекта в определенное время и в определенных условиях; действительность отдельного конкретного материального объекта – это его актуальное бытие. Действительность – это творческий итог действия всех реальных сил мира: это природа и всемирная история, человек и его разум, материальная и духовная культура, это окружающий нас мир во всем его красочном многообразии. Действительность – это то, что уже возникло, осуществилось, что живет и действует. Действительность противопоставляется возможности или соотносится с нею, т.е. с тем, что существует лишь в качестве зародыша чего-то иного. Можно сказать, что действительность есть реализованная возможность. Классический пример: желудь – это дуб в возможности. Понятие действительного употребляется и в значении полноты проявления какого-либо качества. Например, про того, кто живет полной, богатой творческой жизнью, говорят: "Это настоящая, действительная жизнь, а не прозябание!" С этим, по Гегелю, согласуется чувство языка образованных людей, которые, например, не решатся признать действительным поэтом или действительным государственным человеком таких людей, которые не умеют создать ничего ра­зумного и дельного. Рассматривая действительность в узком смысле слова, мы соотносим ее с парной ей категорией возможности. Возможность так же объективна, как и действительность. Кто-то сказал, что возможность – это своего рода "надежды" бытия. Каждая система, будь то система материальная, природная или социальная, сначала существует в потенции, в зародыше, в стремлении. С этой точки зрения любой процесс развития содержит в себе предпосылки новой действительности. Это тенденции возникновения того, что уже имеется в действительности, но еще не является наличным бытием. Возможность – это будущее в настоящем, это то, чего не существует в данной качественной определенности, но что может возникнуть и существовать, стать действительностью при определенных условиях. Поскольку любой процесс изменения и развития связан с превращением возможного в действительное, порождением этой новой действительностью новых возможностей и так далее, взаимосвязь возможного с действительным представляет собой общий закон изменения и развития в сфере объективного мира и познания

...





Читайте также:
Перечень актов освидетельствования скрытых работ и ответственных конструкций по видам работ: При освидетельствовании подготовительных работ оформляются следующие акты...
Основные понятия туризма: Это специалист в отрасли туризма, который занимается...
Романтизм как литературное направление: В России романтизм, как литературное направление, впервые появился ...
Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.012 с.