для студентов специальности «Управление персоналом»




Вопросы к экзамену по дисциплине «Психофизиология профессиональной деятельности»

для студентов специальности «Управление персоналом»

 

  1. Психофизиология профессиональной деятельности как наука: предмет изучения, основные теоретические и практические задачи.
  2. Психофизиология профессиональной деятельности, её взаимосвязь с другими науками о человеке и труде.
  3. Психофизиология профессиональной деятельности как наука: характеристика основных объяснительных принципов и методов исследования (психологических, физиологических).
  4. Системный подход в психофизиологии профессиональной деятельности: понятие функциональной системы, основные признаки организации, приспособительные механизмы поведения.
  5. Интегративный подход в психофизиологии профессиональной деятельности: основные положения теории интегральной индивидуальности, характеристика уровней организма, индивида и личности.
  6. Общий план строения нервной системы человека: виды клеток, понятие центральной и периферической нервной системы, строение и функции головного и спинного мозга.
  7. Строение головного мозга: основные отделы и их функции.
  8. Функциональное деление нервной системы: соматическая и вегетативная нервная система, характеристика основных эффектов симпатической и парасимпатической систем.
  9. Основные функциональные блоки мозга (теория динамической локализации функций А.Р.Лурии): характеристика структур, функциональное значение.
  10. Система регуляции функций: понятие физиологической регуляции, виды регуляции (по отклонению/рассогласованию, по возмущению), понятие саморегуляции.
  11. Механизмы регуляции физиологических процессов: понятие нервной, гуморальной и нервно-гуморальной регуляции, основные железы внутренней секреции, гормоны и их физиологический эффект.
  12. Рефлекс как основа физиологической регуляции: понятие, биологическое значение, виды рефлексов. Рефлекторная дуга как анатомическая база рефлекса: строение соматической и вегетативной рефлекторной дуги.
  13. Характеристика низшей и высшей нервной деятельности по И.П. Павлову: безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы, их биологическое значение, условия образования условных рефлексов; динамический стереотип как физиологическая основа автоматизации движений.
  14. Морфологическое строение нервной системы: нейроны и нейроглия, свойства нейронов (возбудимость, проводимость, лабильность), их виды и функции, характеристика процессов нейрогенеза.
  15. Основные физиологические процессы – возбуждение и торможение: понятие возбуждения, механизм проведения, характеристика потенциала покоя и потенциала действия; понятие торможения, его виды и функции.
  16. Механизм проведения возбуждения в синапсах ЦНС: виды синапсов, этапы электрохимической передачи импульсов, роль медиаторов и их виды.
  17. Понятие и общие свойства сенсорных систем: обнаружение и различение сигналов, их передача, преобразование и кодирование, детектирование и опознание признаков сенсорного образа.
  18. Зрительная и слуховая сенсорные системы: строение, основные характеристики, роль в профессиональной деятельности.
  19. Обонятельная, вкусовая, соматосенсорная, висцеральная сенсорная системы: строение, основные характеристики.
  20. Психофизиология мотивации и потребностей: понятие мотивации и потребностей, виды потребностей; психофизиологические механизмы мотивации.
  21. Мотивация в профессиональной деятельности: закономерности организации мотивационного поведения.
  22. Психофизиология эмоций: понятие эмоций, аспекты их изучения, феноменология; центральные (мозговые) механизмы эмоций и их биохимическая специфика.
  23. Теории происхождения эмоций: эволюционная теория происхождения эмоций Ч.Дарвина, адаптационная теория эмоций Р. Плучека, потребностно-информационная теория эмоций П.В. Симонова.
  24. Характеристика процесса профессионального научения: основные формы научения, виды умений и навыков, этапы формирования навыка.
  25. Сенсорно-перцептивная сфера профессиональной деятельности: основные характеристики и механизмы восприятия и внимания.
  26. Психофизиология внимания: понятие ориентировочной реакции, нейрофизиологические механизмы внимания (нейронный, структурно-функциональный и системный уровни), психофизиологические методы диагностики внимания.
  27. Логическая сфера профессиональной деятельности: характеристика механизмов запоминания, сохранения, забывания и воспроизведения информации; характеристика факторов, определяющих эффективность памяти в профессиональной деятельности.
  28. Психофизиология памяти: характеристика основных видов, этапы формирования энграмм, системы регуляции памяти (неспецифический и модально-специфический уровень).
  29. Психофизиология памяти: физиологические теории и биохимические исследования.
  30. Психофизиология мыслительной деятельности: моделирующий и дифференциально-диагностические подходы к изучению мышления, электрофизиологические корреляты мышления (импульсная активность нейронов, ритмы ЭЭГ).
  31. Логическая сфера профессиональной деятельности: характеристика этапов функционирования практического мышления (возникновение проблемной ситуации, формулирование мыслительной задачи, решение задачи и его реализация).
  32. Психофизиология речи: уровни внутренней речи, периферические системы обеспечения речи, мозговые центры речи.
  33. Интеллект как регулятор профессиональной деятельности: понятие, уровни, типы интеллектуальной активности, роль физиологических факторов в обеспечении интеллекта.
  34. Индивидуально-типологические свойства (сила НС, уравновешенность и подвижность нервных процессов, ригидность/пластичность, активность/пассивность, экстра-/интроверсия), их роль в профессиональной деятельности.
  35. Функциональная асимметрия головного мозга, её роль в формировании индивидуального стиля деятельности.
  36. Психофизиологический анализ профессиональной деятельности: понятие и общие характеристики деятельности, структурно-морфологический подход к анализу деятельности.
  37. Психофизиологический анализ профессиональной деятельности: понятие и общие характеристики деятельности, функционально-динамический подход к анализу деятельности.
  38. Характеристика основных видов и типов профессиональной деятельности.
  39. Субъект-объектная и субъект-субъектная деятельности: основные особенности и структурно-психологические характеристики на примере операторской и управленческой деятельности.
  40. Физиологические основы трудовых процессов: особенности вегетативных процессов при физической и интеллектуальной работе.
  41. Физиологические основы трудовых процессов: формы труда по видам нагрузок, критерии оценки мышечной и нервной нагрузок.
  42. Профессиографический подход к изучению профессиональной деятельности: понятие профессиограммы, подходы к разработке, характеристика основных элементов – трудограммы и психограммы.
  43. Профессиональная пригодность: основные компоненты, проявления, предпосылки формирования.
  44. Этапы профессионального развития личности (по Д.Сьюперу, В.А.Бодрову), их связь с общим возрастным развитием.
  45. Характеристика основных уровней профессионализма (по А.К.Марковой): допрофессионализм, профессионализм, суперпрофессионализм, псевдопрофессионализм, постпрофессионализм.
  46. Общие психологические закономерности становления профессионала.
  47. Профессиональный отбор: понятие, основные этапы, особенности профессионального отбора на предприятиях ж/д транспорта.
  48. Профессиональная ориентация: цели, задачи, характеристика основных форм (профессиональное просвещение, профессиональная консультация).
  49. Профессиональная адаптация: понятие, основные направления (профессиональная, психофизиологическая, социально-психологическая, организационная).
  50. Функциональные состояния: понятие, основные подходы к определению (комплексный, эргономический, психофизиологический, нейрохимический).
  51. Функциональные состояния человека: характеристика бодрствования, роль мозговых структур в его формировании и регуляции.
  52. Функциональные состояния человека: состояние сна, характеристика и периодичность стадий сна, нейронные структуры, ответственные за их развитие.
  53. Функциональные состояния: основные виды, подходы к диагностике (физиологический, психологический).
  54. Функциональные состояния в профессиональной деятельности: понятие работоспособности, её компоненты, динамика работоспособности.
  55. Функциональные состояния в профессиональной деятельности: характеристика проявлений утомления и усталости, методы преодоления.
  56. Функциональные состояния в профессиональной деятельности: причины, проявления и методы диагностики монотонии.
  57. Условия труда (санитарно-гигиенические, физиологические, психологические, эстетические) и их влияние на работоспособность персонала. Методы повышения работоспособности.
  58. Динамика профессионализма в особых и экстремальных условиях труда в предметной физической среде: неопределенная ситуация, усложненные, измененные, экстремальные условия, ситуация готовности к экстренному действию, ситуация риска.
  59. Динамика профессионализма в особых и экстремальных условиях труда в социальной среде: вхождение в новую профессиональную среду, нововведения и конфликты, потеря работы, внутренние кризисы.
  60. Психофизиология стресса: понятие, виды, условия возникновения, этапы развития, последствия, методы преодоления стресса.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: