Какие трудности возникают у ребенка
В процессе говорения?
Как показывает наш опыт, маленькие дети в процессе говорения зачастую начинают говорить на вдохе или на остаточном выдохе. Встречаются случаи, когда дети набирают воздух перед произнесение каждого слова. Несомненно, это отрицательно влияет на овладение правильным произношением и построением плавного слитного речевого высказывания. Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. | При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух.Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становиться нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без сопровождения логических пауз. Поэтому регулярные дыхательные упражнения для детей полезны не только общеоздоровительное средство, но и как одно из условий формирования правильной, красивой речи. Для хорошего развития речи особенно важно умения ребенка дышать равномерно, плавно, с удлиненным выдохом. |
Учимся правильно дышать. | |
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении. Параметры правильного ротового выдоха: - выдоху предшествует сильный вдох через нос – «набираем полную грудь воздуха»; - выдох происходит плавно, а не толчками; - во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки; -во время выдоха воздух выходит через | рот, нельзя допускать выдоха воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, ка должен выходить воздух); -выдыхать следует пока не закончится воздух; -во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вздохов. При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь ввиду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени. |
|
Игры и
Упражнения для
развития плавного ротового выдоха.