СОЦИАЛИЗАЦИЯ В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ




В любой науке существует ряд таких понятий, которые имеют до­статочно широкое общепринятое значение. Зачастую они использу­ются по самым разным содержательным поводам и, возможно, имен­но в силу этой востребованности постоянно критикуются за много­значность и расплывчатость. К таким понятиям явно можно отнести термин «социализация». С одной стороны, вопрос о процессе вхожде­ния человека в социум, об организации, формировании его отноше­ний с окружающей социальной средой всегда стоит в центре внима­ния почти всех гуманитарных дисциплин. С другой стороны, сам про­цесс так сложен, что по-разному может трактоваться не только в разных науках, но и в рамках одной науки — психологии.

В основе наших рассуждений о сути социализации лежит позиция Г. М. Андреевой: «Социализация — это двусторонний процесс, вклю­чающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных свя­зей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индиви­дом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» [Андреева, 1996. С. 276].

М. Мид в своей работе «Культура и мир детства» рассматривает три варианта трансляции опыта в обществе [Мид, 1988]:

Постфигуративная культура: новое поколение перенимает опыт у предыдущего, главными образцами поведения для детей выступают взрослые.

Главной характеристикой подобного социального устройства яв­ляются крайне высокая стабильность существования и простота орга­низации жизни. Это приводит к отсутствию необходимости самоопре­деления личности, так как существует высокая степень предрешенно-сти большинства способов поведения, связанная с постоянством неизменностью условий жизни на протяжении многих поколений. Для такой культуры характерны большие семьи, которые включают в себя одновременно три поколения родственников.


Кофигуративная: социальный опыт передается по горизонтали,
т.е. и дети, и взрослые в качестве основного источника образцов пове­
дения используют сверстников.

Жизнь более динамична, подвижна, разнообразна. Это приводит к множественности образцов поведения и их изменчивости. Для этого типа культуры характерны интенсивные миграционные процессы, развитые средства массовой информации, относительно частые соци­альные и природные катаклизмы, приводящие к осложнению переда­чи опыта от взрослых к подрастающему поколению.

* Префигуративная: носителями новых образцов поведения явля­
ются представители нового поколения, иными словами, взрослые
учатся у детей. М. Мид пишет: «Теперь же мы вступаем в тот период,
новый для истории, когда молодежь с ее префигуративным схватыва­
нием еще неизвестного будущего наделяется новыми правами» [Мид,
1988. С. 322].

Определяя еще несколько десятилетий назад современную ситуа­цию как переход к префигуративной культуре, М. Мид задала вектор анализа процесса социализации на период конца XX — начала XXI в. В целом можно охарактеризовать современную социальную ситуацию следующим образом: удлинение периода детства, увеличение разрыва между поколениями, ускорение динамики институтов социализации.

Удлинение детства связано в первую очередь с общим усложнени­ем жизни. Изменение предметной среды очевидно. Так, в XX столе­тии, наполненном принципиально новыми научно-техническими изо­бретениями, окружающий нас мир стал совсем иным и продолжает меняться каждые 5—10 лет. Однако трансформация касается не только предметного окружения, не менее важным и сложным кажется про­цесс социальных изменений. Меняются формы социального взаимо­действия. Они становятся значительно более сложными, опосредо­ванными и разнообразными. Таким образом, можно сказать, что мир, в который входят сегодня новые поколения, стал во многом более неопределенным и многозначным.

Эти перемены определяют не только необходимость более дли­тельного периода детства, но и выступают причиной увеличивающе­гося разрыва между поколениями. Скорость изменений жизни обесце­нивает большую часть социального опыта человека чрезвычайно быс­тро. Меняется ценностная структура этого опыта. Информация сама по себе перестает иметь решающее значение. Большую ценность начи­нают приобретать способы ее получения, готовность к изменениям, учет ситуаций высокой степени неопределенности. Детальный анализ особенностей информационной среды дается в главе 12 данной кни­ги, а также в отдельной главе монографии «Социальная психология



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: