Ознакомление
Дошкольников
С окружающим
И социальной
Действительностью
Старшая и подготовительная группы
ББК 74.100.5
А 45
ПРЕДИСЛОВИЕ
18 В\т 5-901789-01-6
© Алешина Н.В. 200? © Алешина Н.В. 2<>(М
© ООО «Олнче 1рн1..и......... ЛШЗ
© ООО «Ц| Л» ЛИП
В старшем дошкольном возрасте расширяется круг представлений детей об окружающем их мире: о деятельности людей, о предметах и явлениях. Кругозор детей расширяется от представлений и элементарных понятий, с которыми они сталкиваются в ближайшем окружении (младший дошкольный возраст) до понятий общественного характера, событий общественной жизни страны.
В то же время идет расширение представлений об одном и том же предмете, знакомом детям ранее. Дети узнают не только его назначение, но и процесс изготовления, свойства материала, из которого он сделан, учатся практически применять свои знания. Вниманию читателей предлагается система работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим и социальной действительностью. Это продолжение той работы, которая началась в младшей и средней группах.
Содержание данного пособия составляют те же темы, что и в пособии для детей средней группы: семья, детский сад, родной город, родная страна, труд взрослых, предметный мир. Материал усложняется с учетом дидактических целей и возраста детей. Следует учитывать, что все перечисленные темы изучаются не изолированно друг от друга, а во взаимосвязи. Например, беседуя с детьми о том, кем работают их родители, воспитатель закрепляет знания о названиях различных профессий; рассказывая детям о защитниках Отечества, одновременно знакомит их с достопримечательностями родного города, связанными с их именами, и т.п.
|
Основные задачи данного пособия:,
— сообщая детям знания, воспитывать в них такие нравствен
ные качества, как любовь к близким людям, стремление забо
титься он них;
— воспитывать чувство привязанности к своему родному го
роду, восхищение его красотой; вызвать в детях чувство гордо
сти за свою страну, интерес к ее истории и стремление сделать
свою Родину богаче и краше;
I
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Знакомство старших дошкольников с окружающим и социальной действительностью является одной из важных и сложных задач воспитательно-образовательной работы с детьми — воспитатели должны ориентироваться на будущее, когда сегодняшний малыш станет взрослым. Решение этой задачи должно осуществляться не только на занятиях, но и в повседневном общений с детьми.
Воспитателю следует использовать различные средства и методы ознакомления дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Прежде всего это наблюдение. В пособии предлагаются экскурсии, целевые посещения и прогулки.
В старшем дошкольном возрасте у детей повышается потребность в общении не только со сверстниками, но и со взрослыми: им хочется поделиться своими впечатлениями об увиденном или услышанном. Поэтому в пособии много бесед с детьми, во время которых воспитатель не только закрепляет знания, но и формирует у детей положительно-эмоциональное отношение к тому, о чем он беседует с ними. Старшим дошкольникам такие беседы помогают овладеть не только диалогом, но и монологом, так как взрослый просит ребенка рассказать об увиденном, о каком-нибудь событии, о своих родных и т.д.
|
В старшем дошкольном возрасте основным видом деятельности по-прежнему остается игра. Большое значение приобретают дидактические игры и упражнения, которые помогают не только закрепить полученные ранее знания, но и учат детей общаться друг с другом, выполнять роль ведущего, развивают логическое мышление детей.
В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется трудовой деятельности. В этом возрасте дети многое уже умеют делать и следует обратить их внимание на труд для других — в семье для близких, в детском саду для малышей: сделать новогодние игрушки, подклеить книги, убрать снег на участке и т.д.
ют и т.д. А девочки могут вести себя как хозяйки в группе: следить за порядком, помочь мальчикам красиво застелить постели и др.
Детский сад
Старших дошкольников продолжают знакомить с детским садом. Особое внимание уделяется обучению детей умению ориентироваться в помещениях детского сада. Воспитатель дает детям поручения сходить в методический кабинет, на кухню, предлагая на словах объяснить, как туда дойти.
Следует обратить внимание на знакомство старших дошкольников с сотрудниками детского сада. В этом возрасте желательно познакомить с обязанностями тех сотрудников, работу которых дети не могут непосредственно наблюдать, например кладовщика, кастелянши. Ведь эти люди так же заботятся о детях в детском саду, как и другие сотрудники. Следует постоянно возвращаться к разговору о труде сотрудников детского сада, предлагая детям сходить на кухню, в прачечную и поблагодарить сотрудников за их заботу о детях.
|
Продолжаются целевые прогулки по территории детского сада, дети привлекаются к труду по благоустройству участка. Кроме того, желательно совершить целевую прогулку к другому детскому саду: это вызывает интерес детей.
2. Родной город
В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется и усложняется работа по знакомству с родным городом. Проводится много целевых прогулок по близлежащим улицам. Это необходимо не только для того, чтобы закрепить знания детей о названиях улиц, но и чтобы научить их ориентироваться в том микрорайоне, в котором они живут, познакомить с правилами поведения на улицах города, с некоторыми дорожными знаками: ведь многие дети осенью пойдут в школу и такие знания им пригодятся.
Детей знакомят с округом, в котором они живут. Каждый округ (район) имеет свое название. Воспитатель знакомит детей с этим названием, объясняет его происхождение, рассказывает о главных улицах, предприятиях, достопримечательностях округа.
Усложняется работа по знакомству детей с историей родного города. Знакомя детей с достопримечательностями города, желательно связать эту работу с историей России, чтобы дети понимали — история родного города неразрывно связана с историей их страны.
Экскурсии, наблюдения во время прогулок, рассказы воспитателей помогают воспитывать в детях уважение к людям труда, интерес к трудовой деятельности взрослых, бережное отношение к результатам труда.
5. Предметный мир
В старшем дошкольном возрасте продолжается работа по знакомству детей с предметами, которые их окружают. Она представлена в пособии по следующим направлениям:
— знакомство детей с материалами, из которых сделаны пред
меты, с их названиями, свойствами и качествами; с тем, как че
ловек использует эти свойства и качества при изготовлении раз
личных предметов;
— закрепление знаний об обобщающих понятиях, знакомство
детей с группировкой и классификацией предметов;
— новым по сравнению со средней группой является зна
комство детей с историей возникновения того или иного предме
та. Эти знания необходимы детям для того, чтобы понять, что все
предметы, окружающие ребенка, возникли не сами по себе. Их
придумал человек много-много лет назад, когда появилась по
требность в этих предметах. В изготовление того или иного пред
мета вложен труд многих людей. Если человек постарался и сде
лал свою работу хорошо, предмет получился хорошим и людям
удобно и приятно им пользоваться.
Это вызывает у детей чувство уважения к тем, кто сделал предметы, формирует бережное отношение ко всему, что окружает детей. Детям предлагается пофангазировать, какими будут знакомые им предметы в будущем.
Итак, работа со старшими дошкольниками по данному пособию поможет сформировать у них целостное представление об окружающем мире и социальной действительности.
Пособие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Материал, который предназначен только для детей подготовительной группы, обозначен знаком — и. Помимо этого в подготовительной группе воспитатель может использовать весь материал, предложенный в пособии.
В старшей группе можно исключить наиболее сложный материал:
— в теме «Семья» — знакомство детей с родословным дре
вом;
— в теме «Детский сад» — знакомство с такими професси
ями, как кастелянша и кладовщик;
Содержание работы
по ознакомлению с окружающим
и социальной действительностью
СЕНТЯБРЬ
ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ
Семья
Содержание бесед воспитателя с детьми в начале учебного года зависит от того, будет ли это группа нового набора или воспитатель встретится с теми детьми, с которыми он работал в прошлом году.
Если это будут знакомые воспитателю дети, то воспитатель может спросить их, с кем из членов семьи они отдыхали, где отдыхали другие члены семьи, вспоминает, сколько в семье человек.
Если это будут дети нового набора, то содержание беседы может быть таким же, как и в средней группе, но с небольшим усложнением:
— С кем ты живешь? (С мамой, папой.)
— Кто еще с тобой живет? Есть ли у тебя бабушка, дедушка?
— Как зовут твою маму, твоего папу, твою бабушку, твоего
дедушку?
— Есть ли у тебя брат, сестра? Они старше тебя или младше?
Ты знаешь, сколько им лет?
— У тебя большая семья, давай посчитаем, сколько в твоей
семье человек: мама, папа, бабушка, Дедушка (может быть еще
одна бабушка и еще один дедушка), ты сам, твой брат (сестра).
— Кто ты в семье? (Сын, дочь.)
— А еще кто? (Внук, внучка.)
— А если у тебя есть сестренка или братишка, кто ты еще?
(Брат или сестра.)
— Сколько в твоей семье мам? (Две или три — твоя мама,
мамина мама, папина мама.)
4. Родная страна
Воспитатель беседует с детьми о том, где они отдыхали летом, уточняет — в городе, деревне или селе. Просит рассказать детей, как они добирались — поездом, самолетом или автобусом; что было рядом — лес, море, горы. Напоминает детям, что наша страна очень большая и красивая, предлагает вспомнить, как она называется (Россия).
5. Труд взрослых
Воспитатель напоминает детям о том, что в детском саду работает много взрослых. Сотрудники детского сада стараются сделать так, чтобы детям было хорошо. Предлагает назвать тех сотрудников, с работой которых дети знакомились в прошлом году. Если дети забыли, воспитатель напоминает им, задавая вопросы:
— Кто следит за порядком в группе, моет посуду, помогает
детям одеваться? (Помощник воспитателя.)
— Кто готовит детям? (Повара). Кто помнит, как их зовут?
(Если дети забыли, воспитатель им напоминает.)
— Кто стирает полотенца, постельное белье? (Работники пра
чечной). Как их зовут? И т.д.
Предметный мир
Воспитатель рассматривает с детьми предметы в группе, просит их назвать (мебель, игрушки, посуда и т.д.).
Обращает внимание детей на то, что предметы сделаны из разных материалов, просит назвать эти материалы (дерево, металл, бумага, ткань и другие материалы, с которыми дети знакомы).
Спрашивает, почему люди для изготовления предметов используют разные материалы? (Потому что они знают их свойства. Например, одежду нельзя сделать из бумаги, мебель — из глины и т.д.).
Напоминает, что для изготовления всех предметов люди затратили много сил, они старались сделать предметы так, чтобы людям было удобно, чтобы предметы были красивыми, и поэтому ко всему нужно относиться очень бережно.
ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ
7. Семья
Воспитатель беседует с детьми об обязанностях членов семьи. Что делает по дому мама? Папа? Бабушка? И т.д. А что делаете вы? Воспитатель уточняет, что дети делают для всех членов
семьи, а не только для себя. Например, помогают накрывать на стол, мыть посуду, поливать комнатные растении и др.
8. Детский сад
Целевая прогулка по территории детского сада. Воспитатель обращает внимание детей на те изменения, которые произошли на территории. Например, сделали новые песочницы, заасфаль-тировали дорожки. На многих участках посадили кусты, деревья. Подчеркивает, что о детях позаботились взрослые и, чтобы на территории детского сада всегда было так красиво, необходимо ко всему относиться бережно.
9. Родной город
Занятие 1 «История возникновения родного города»
Цель. Закрепить знания детей о родном городе, полученные в средней группе: название города, основные достопримечательности. Познакомить с историей возникновения города, его названия, древними постройками, именем основателя. Воспитывать интерес к истории родного города и страны.
Наглядный материал. Иллюстрации с видами родного города, древних его построек. Например, в Москве — это Кремль (деревянный Кремль, Кремль из белого камня — желательно репродукции картин А.М. Васнецова, современный Кремль), Красная площадь; иллюстрации с портретами древних русских князей — основателей родного города, с изображениями кремля в древних русских городах — Новгороде, Пскове, Владимире и др.
Ход занятия. — Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о городе, в котором живем. Кто знает, как называется наш город?
— Что вы можете мне рассказать о своем родном городе?
Какой наш город? Давайте посмотрим, какой наш город краси
вый. {Воспитатель выставляет на стенд иллюстрации с вида
ми родного города.)
— Вы узнаете это место? Кто там был? {Дети рассказывают
о том, кто где был, показывая на те иллюстрации, которые
выставил воспитатель.)
— Вы правильно сказали, что наш город очень красивый, но
наш город еще и очень древний. Что значит древний? (Предпо
ложения детей.)
— Древний — это значит, что он возник очень, очень давно. Вот здесь, наверное, были все. {Воспитатель выставляет иллюстрацию Кремля.) Это центр нашего города.
Когда-то давным-давно русские люди поставили здесь свои первые дома. Сейчас трудно представить, что когда-то там, где мы живем, не было домов и улиц, а шумели дремучие леса, не было площадей, а были лесные поляны.
И вот сюда пришли люди, посмотрели, места им понравились, и они здесь поселились.
А как вы думаете, что могло привлечь сюда людей? Почему именно здесь они поставили свои первые дома? {Предположения детей.) Люди селились там, где была вода, которая нужна для питья, приготовления пищи. А где можно было найти воду? {Предположения детей.)
Да, вода—это реки. Москва-река рядом, в реке много рыбы.
Люди селились там, где можно было найти еду, — это леса. В лесу много дичи, ягод, грибов. Около Москвы-реки шумели дремучие леса.
И земля здесь тоже была хорошей: можно было выращивать пшеницу.
Вот поэтому люди и выбрали это место. Да еще это место было холмистым. Если поставить дома на вершине холма, можно обороняться от врагов.
Вот какое удобное место выбрали люди для Москвы.
Но места около реки были болотистыми, и, чтобы добираться до воды, людям приходилось строить маленькие мостики, или мостки. И поэтому реку они назвали Мостквой, а потом покороче —- Москвой.
В те времена главными на Руси были князья. Князь — это главный, старейшина. {Если есть иллюстрации с изображением русских князей, показать их детям.)
Все слушают князя, он руководит войском, когда приходится воевать.
И вот однажды остановился в селении около реки Москвы князь Юрий Долгорукий. Долгорукий — это не фамилия, а прозвище князя. Как вы думаете, почему его так прозвали? {Предположения детей.) Долгорукий — это долгая, или по-другому, длинная рука. А дали князю такое прозвище за то, что он старался к своим землям, где он был главным, присоединить другие земли, те, которые находились от него далеко. {Воспитатель предлагает детям повторить хором имя основателя Москвы.)
Вот какой древний наш город Москва. Это очень красивый город. Все, кто в нем жил, любили его. Поэты писали о нем стихи, художники запечатлевали его на картинах. (Если есть репродукции картин с изображением Москвы, показать детям.)
Сейчас я вам прочитаю стихотворение А.Л. Барто о Москве, написанное специально для детей.
Я ЖИВУ В МОСКВЕ
Деревья в три обхвата, Дремучие леса. Среди лесов когда-то Город поднялся. Здесь шли тропинки узкие, Овраги и поля, Но все дороги русские Сходились у Кремля. |
Река светилась пламенем ■ Пожар здесь бушевал, Но город белокаменный Из пламени вставал.
Стоял велик и чуден Московский древний град. Он дорог русским людям, Он славою богат.
Родная страна
В уголке книги воспитатель рассматривает иллюстрации с изображением природы России: леса, моря, реки, горы, степи. Рассуждает с детьми о том, на какой территории может все это располагаться и подводит их к выводу, что Россия — страна очень большая. Обращает внимание детей на красоту, стремится вызвать чувство восхищения красотой природы своей страны.
Прочитать стихотворение Н. Забилы.
НАША РОДИНА
Как велика моя земля, Как широки просторы! Озера, реки и поля, Леса, и степь, и горы. |
Когда глухая ночь у нас Чернеет за оконцем, Дальневосточный край в тот час Уже разбужен солнцем.
Раскинулась моя страна И поезд по стране моей
От севера до юга: К границе от границы
Когда в одном краю весна, Не меньше чем за десять дней —
В другом — снега и вьюга. И то едва домчится...
11. Труд взрослых
Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие профессии людей они знают. Показывает картинки с изображениями слесаря, часовщика, сапожника. Предлагает им рассказать, что эти люди делают. Проводит дидактическое упражнение «Кто что делает»:
— Кто готовит еду?
— Кто ремонтирует кран?
— Кто учит детей?
— Кто ремонтирует часы?
— Кто строит дома?
— Кто ремонтирует обувь?
12. Предметный мир
Воспитатель предлагает детям картинки с изображением различных предметов. Дать задание разложить эти предметы на 2— 3 группы по общим признакам:
— по назначению (мебель, посуда, транспорт);
— по цвету;
— по форме.
ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ
13. Семья
Воспитатель беседует с детьми о том, как взрослые члены семьи заботятся о детях, что они делают. (Покупают детям игрушки, книги; заботятся о том, чтобы дети были одеты, обуты, накормлены. Взрослые работают, чтобы у детей было все необходимое.) А могут ли дети заботиться о взрослых? Как?
Прочитать рассказ В. Осеевой.
ПЕЧЕНЬЕ
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками, Вова и Миша уселись за стол.
•— Дели по одному, — строго сказал Миша.
Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.
— Ровно? — спросил Вова.
Миша смерил глазами кучки.
— Ровно. Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку хлеба...
После чтения воспитатель проводит с детьми небол 1.111ую беседу: 18
— Удивило ли вас что-ниоудь в отношении мальчиков к маме
и бабушке? Что именно?
— Почему молчали мама и бабушка?
— Что бы вы сказали о поступке мальчиков, как бы назвали
их? (Равнодушными, черствыми, неблагодарными.)
— Да, мальчики оказались неблагодарными за заботу взрос
лых о них.
— А как бы поступили вы? Были ли у вас похожие ситуации
и как вы поступали?
14. Детский сад
Воспитатель беседует с детьми о работе няни (помощника воспитателя): что она делает, как дети могут ей помочь.
Напоминает, что большой помощью няне является работа дежурных, вспоминает с детьми, что должны делать дежурные. Спрашивает, зачем кроме помощи няне нужна работа дежурных. Подводит детей к пониманию того, что дежурные заботятся обо всех детях: ведь детский сад похож на семью, а в семье все заботятся друг о друге. Поэтому, когда дети выходят из-за стола и говорят «спасибо», они благодарят не только няню, поваров, но и дежурных за их заботу.
15. Родной город
Беседа с детьми об округе (районе), где они живут.
— Ребята, в каком городе мы живем, как он называется?
— Наш город очень большой, и, чтобы было удобнее в нем
работать и жить, он разделен на несколько округов (районов).
Округ— это часть города. (Если есть карта города, показать
детям округ, в котором они живут, выделить его — закрасить
или заштриховать.)
— Наш округ называется Северо-Восточным, потому что он
расположен в северо-восточной части города. (Показывает на
карте.) И многие названия улиц связаны с севером нашей стра
ны. Послушайте—улица Снежная, Северный бульвар, Полярная
улица. Многие из вас живут на Олонецкой улице. А вы знаете,
почему она так называется? (Ответы детей.)
— На севере России есть город Олонец, и вот в честь этого
города названа одна из улиц нашего округа.
— Место, где мы живем, называется Отрадное. Интересное какое
название! Что оно означает, откуда оно? (Предположения детей.)
— Когда-то здесь была деревня, в которой было много кра
сивых садов, протекала речка, рос красивый лес. Сюда приез-
— Кто из вас был на ВВЦ, расскажите. (Рассказы детей.)
— А совсем недалеко от нашего детского сада есть киноте
атр и даже настоящий театр, где можно посмотреть интересные
спектакли. Попросите своих родителей, и они вас туда сводят.
— Итак, ребята, сегодня мы поговорили с вами об округе, в
котором живем. Взрослые люди делают все для того, чтобы наш
округ был красивым. Вот и мы с вами тоже попробуем это де
лать. Мы посадим красивые цветы на участке, будем следить за
тем, чтобы везде было чисто. А когда вы станете взрослыми,
может быть построите красивые новые дома, украсите улицы.
Во время прогулки можно пройти к школе. Понаблюдать с детьми за уроками физкультуры, рассмотреть физкультурную площадку и территорию возле школы, здание школы. Спросить, почему так много окон, почему окна такие большие. Напомнить, что многие дети осенью пойдут в эту школу.
16. Родная страна
Воспитатель расставляет на столе различные предметы народно-прикладного искусства, предлагает детям назвать их (дымковские игрушки, матрешки, хохломские изделия), затем остав-
ляет только предметы хохломской росписи, добавляет еще несколько предметов посуды, рассматривает подробнее элементы хохломской росписи и предлагает детям послушать рассказ о том, как возник этот промысел. Рассказ воспитателя:
— В прошлом году я вам немного уже рассказывала о хох-ломе. Что вы помните? (Ответы детей.)
Наша страна очень большая. В ней много городов, сел и рек. Одна из самых больших рек — Волга. Если мы с вами сядем на пароход, то через три дня приплывем в село, которое называется Хохлома. В этом селе и делают эти красивые изделия. Много-много лет тому назад крестьяне этого села стачи делать их. Они знали, что у богатых людей есть золотая и серебряная посуда. Им тоже хотелось иметь красивую посуду. Но где же взять простому бедному человеку золото? И тогда придумали крестьяне очень интересный способ изготовления такой золотой посуды из дерева. Сначала они вырезали из дерева тарелки, солонки, стаканы, ложки и многое другое. Эти готовые деревянные изделия несколько дней сушили, а затем покрывали очень тонким слоем жидкой глины, смешанной с мелом. Потом снова сушили, полировали, наконец, покрывали «серебряным» порошком и расписывали. Расписанную посуду покрывали лаком и ставили в горячую духовку. От жары лак становился золотистым, а серебро под лаковой пленкой начинало гореть как золото.
Вокруг села была очень красивая природа. Мастера после работы выходили на лужайки, поляны, на берег реки, в лес. Отдыхая, видели красивые цветы, кусты, ягоды и потом всю эту красоту переносили на свои изделия. Вы заметили, что во всех узорах много разных растений, но это только те растения, которые растут в России.
Свои изделия крестьяне возили на ярмарку в село Хохлома и там продавали. По названию этого села и посуду стали называть хохломской.
Сначала на хохломских изделиях были только узоры из растительных элементов. Но в наше время эти изделия делают уже на большой фабрике, и современные мастера стали изображать не только растения, но и сказочных птиц.
Такую роспись могут делать только в нашей стране — России и больше нигде. Вот какие прекрасные мастера жили и живут в нашей стране. Когда вы станете взрослыми, может быть кто-то из вас захочет стать мастером хохломской росписи и вашими изделиями будут любоваться все люди, как мы сейчас с вами любуемся вот этими красивыми изделиями. И вы будете
прославлять Россию так же, как прослаипими ее мистера хох-ломской росписи.
17. Труд взрослых
Занятие 2 «Каквыращивают хлеб?»
Цель. Закрепить знания детей о различиях юрода и села: (дома, транспорт, труд людей), о том, что хлеб что один из самых главных продуктов питания в России, его очень трудно вырастить. Познакомить детей с трудом хлеборобов осенью. Воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и к хлебу.
Наглядный материал (демонстрационныйматериал):
— картинки с изображением города (многоэтажные дома, за
воды, фабрики, здания музеев, театров, широкие проспекты, ули
цы с разнообразным транспортом) и деревни (поля, уборка ово
щей, одноэтажные домики с садами, лес, ферма, табун лошадей
и т.д.);
— колоски пшеницы и ржи (можно картинки);
— демонстрационные картины с изображением различных ра
бот в поле;
— черный и белый хлеб, печенье, сушки.
Раздаточный материал. На подносах зерна ржи и пшеницы.
Ход занятия. Воспитатель выставляет перед детьми несколько картинок с изображением города и деревни и предлагает детям внимательно их рассмотреть.
— Вы видите много разных картинок. Внимательно их рас
смотрите и попробуйте все картинки разделить на две группы по
какому-то одному общему признаку. (Предположения детей.
Если дети затрудняются это сделать, воспитатель отстав
ляет одну картинку с изображением, например, поля и пред
лагает подумать, что можно еще поставить к этой картин
ке, постепенно подводя их к выводу о том, что все картинки
молено разделить на две группы — те, что относятся к горо
ду, и те, что относятся к селу, деревне.)
— Вспомните, чем отличается город от деревни? (Разные
дома, транспорт, труд людей.)
— Чем занимаются люди в деревне? (Предположения детей.
Если дети совсем ничего не могут ответить, то «оспитателъ,
показывая на соответствующие картинки, помогает им назвать труд людей в деревне — выращивают хлеб, разводят домашних животных, выращивают овощи.)
— Сегодня мы с вами поговорим об основной работе кресть
ян — так называют тех, кто живет и трудится в деревне. Повто
рите это слово — крестьяне. (Дети повторяют новое для них
слово хором и индивидуально.)
Воспитатель убирает все картинки со стенда и выставляет на подносе черный и белый хлеб, сушки, печенье.
— Все мы каждый день едим белый и черный хлеб, многие
любят сушки, печенье, различные пирожные. А кто знает, из чего
все это делают? (Из муки.). А что такое мука, из чего ее получа
ют? (Предположения детей.)
— Муку получают вот из таких зерен, которые лежат у вас на
подносах на столах. Рассмотрите их внимательно. (Дети рас
сматривают зерна, трогают их руками.) Посмотрите, все ли
зерна одинаковые? (Ответы детей.) На одном подносе лежат зер
на пшеницы, а на другом—зерна ржи. Зерна пшеницы круглые,
а ржи—длинные. Рожь и пшеница—хлебные растения, они ра
стут в поле, из их зерен делают муку, а из муки выпекают хлеб.
— А как выглядят эти растения? Кто-нибудь видел? (Ответы
детей.) Я вам принесла эти растения. (Воспитатель показыва
ет колоски ржи и пшеницы.) Это колоски пшеницы и ржи. Да
вайте их рассмотрим, они, как и зерна, тоже разные.
— Что вы можете сказать вот об этом колоске? (Показывает
колосок ржи.) Он длинный, тонкий, у него не очень длинные
усики. Это колосок ржи. Зерна у ржи длинные и колосок длин
ный. Запомнили?
— А что вы можете рассказать о колоске пшеницы, какой он?
(Короче и толще, а усики у него длиннее и зернышки круглее.)
— Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень мно
го труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать уро
жай. Этим и занимаются хлеборобы. Послушайте, какое инте
ресное слово: в нем соединились два слова — «хлеб» и «рабо
та». Что же это за работа? Как выращивают хлебные растения?
— Что нужно, чтобы растение выросло? (Зерно нужно по
садить в землю.)
— А какая должна быть земля? (Ответы детей.)
— Каждому растению, чтобы хорошо расти, нужна мягкая, рых
лая земля, из которой корешкам удобно добывать пищу, нужны
вода, солнечный свет и воздух. Вот люди вскапывают и разрыхля
ют землю для растений, поливают их, когда долго нет дождя. Но
байне? {Комбайнер. Если дети не знают этого слово, его надо повторить хором и индивидуально, чтобы запомнить.) Что же делает комбайн? (Предположения детей.) Он срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву (бункеру) высыпаются в грузовые машины. Потом зерна везут на мельницу. Там их растирают — мелют. Получается мука.
— Куда же потом везут муку? (На хлебозаводы.)
— Мука бывает пшеничная и ржаная. Что выпекают из пше
ничной муки? (Белый хлеб, булки, печенье, баранки.) А еще из
пшеницы делают манную крупу. Смелют зерна пшеницы не очень
мелко, а крупинками, вот и готова манная крупа — можно ман
ную кашу варить. А вот из ржаной муки пекут черный хлеб.
— Но не все зерна отвезли на мельницу и смололи. Часть
зерен — самые лучшие, самые крупные — оставили, чтобы по
сеять и в следующем году снова собрать урожай.
— Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы
получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относился
к хлебу. Много существует пословиц о хлебе. Вы знаете какие-
нибудь? (Ответы детей.)
— Хлеб всему голова.
— Без хлеба — нет обеда.
— Не шуба греет, а хлеб. Хлеб — батюшка, вода — матушка.
, Теперь вы знаете, откуда приходит хлеб на наш стол, и, я ду
маю, тоже будете с уважением относиться к хлебу:
— его нужно обязательно доедать; старые люди говорят, что,
оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь свое здоровье;
— хлеб нельзя бросать на землю, на пол; раньше, если хлеб
случайно роняли на пол, его поднимали и просили прощения за это.
Хлеб — главное богатство нашей страны и его нужно беречь, А сейчас угощайтесь, берите сушки и печенье и поблагодарите тех, кто их сделал.
18. Предметный мир
Воспитатель предлагает детям вспомнить, о каких предметах народно-прикладного искусства они недавно говорили (о хохло-ме), предлагает им поиграть.
— Сейчас, ребята, мы с вами поиграем и я посмотрю, как
сможете вы найти предметы с хохломской росписью. У меня на
столе много разных предметов. Как вы думаете, что общего у
всех этих предметов, чем они похожи? (Если дети затрудня
ются ответить, воспитатель тихо подсказывает: «Из чего
ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ
19. Семья
Воспитатель беседует с детьми о бабушках:
— Как звать бабушку?
— Чья она мама?
— Как звать другую бабушку? Чья она мама?
— Сколько одной и другой бабушке лет?
— Работают ли бабушки? Кем работают или работали?
Предложить детям проблемную ситуацию:
— Ты с бабушкой дома. Бабушке стало плохо. Что ты будешь
делать?
Воспитатель корректирует ответы детей.
Дети: Дам лекарство.
Воспитатель: Ты можешь дать не то лекарство, ты же не доктор.
Д: Вызову «скорую помощь».
В: Давайте попробуем с вами это разыграть. По какому телефону вы будете звонить? (Если дети не знают, воспитатель им подсказывает.) Далее воспитатель предлагает одному из детей: «Набирай номер 03. Я тебе отвечу» и разыгрывается диалог между ребенком и воспитателем. Воспитатель обращает внимание детей на то, что очень важно знать домашний адрес.
В: А если на «Скорой помощи» вам не поверят и подумают, что вы просто балуетесь, что вы сделаете? (Воспитатель подводит детей к тому, что в данной ситуации можно обратиться к соседям, можно позвонить на работу маме или папе, но нужно знать телефон.)
В конце беседы воспитатель предлагает детям принести в детский сад небольшие семейные альбомы, монтируя уго тем, что
ему очень хочется посмотреть, как выглядят члены семьи детей, которых он не видел.
20. Детский сад
Знакомство с работой заведующей детским садом. Воспитатель продолжает знакомить детей с работой сотрудников детского сада.
— Ребята, сегодня я пригласила к нам в гости Аллу Михай
ловну. Вы знаете, кто это? Да, Алла Михайловна — заведующая
нашим детским садом. Заведующая — значит она самая главная
в детском саду. А что она делает? (Предположения детей!) Вы
не все рассказали о работе заведующей, поэтому я пригласила
Аллу Михайловну, чтобы она вам о своей работе рассказала сама.
Рассказ заведующей.
— Ребята, сейчас вы каждый день приходите в детский сад,
здесь о вас заботятся очень многие взрослые, сотрудники детс
кого сада: повара вам готовят еду, работники прачечной стирают
белье и заботятся о том, чтобы у вас все время были чистые
полотенца, воспитатели с вами занимаются, играют, няни убира
ют группу. А ведь несколько лет назад, когда я в первый раз
пришла в детский сад, здесь было пусто — ни мебели, ни игру
шек, ни детей, ни сотрудников. Строители построили детский сад,
а потом мне предложили его открыть. Но я же не смогу работать
одна. Поэтому я сначала пригласила взрослых, которые смогли
бы о вас заботиться. Первой ко мне пришла наша заведующая
хозяйством Екатерина Сергеевна. Вы ее знаете? (Если дети ее не
знают, то заведующая предлагает им пригласить ее, чтобы
она рассказала им о своей работе.) Она помогала мне покупать
мебель, посуду и все, что нужно, чтобы детям в детском саду
было хорошо.
Потом я пригласила воспитателей, нянь, поваров и других сотрудников детского сада. Скажите, смогли бы вы находиться в детском саду, если бы у нас не было, например, повара? Воспитателя?