Авторы | Виды деформаций и их характеристика | Причины |
А.К. Маркова | 1. Общепедагогические деформации, характеризующие сходные изменения личности у всех лиц, занимающихся педагогической деятельностью. | Эти инвариантные особенности обусловлены спецификой пространства, в котором существует личность учителя-профессионала, — здесь происходит сближение субъекта деятельности со средствами этой деятельности. |
2. Типологические деформации вызваны слиянием личностных особенностей с соответствующими структурами функционального строения педагогической деятельности в целостные поведенческие комплексы. В педагогической профессии выделяют четыре таких типологических комплекса: коммуникатор, организатор, интеллигент (просветитель) и предметник | Особенности каждого из них могут со временем проявиться в структуре личности, которая претерпевает изменения, аналогичные происходящим при акцентуациях. | |
3. Индивидуальные деформации определяются изменениями, которые происходят со структурами личности и внешне не связаны с процессом педагогической деятельности. | Этот феномен объясняется тем, что личностное развитие осуществляется не только под влиянием действий, которые выполняет учитель, прежде всего обусловленных влиянием тех действий, приемов, операций, но и его личностной направленностью. | |
Э. Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк | Авторитарность,которая проявляется в централизации всего учебно-воспитательного процесса, использовании авторитарного стиля педагогического общения | Жесткая централизация процесса управления. Преимущественное использование распоряжений, указаний, наказаний. Нетерпимость к критике, переоценка собственных возможностей, потребность командовать другими, черты деспотизма. |
Демонстративность,стремление педагога быть все время на виду, даже в ущерб взаимодействию с учеником | Чрезмерная эмоциональность, самопрезентация. Управленческая деятельность - средство самоутверждения на фоне профессионального коллектива. Демонстрация своего превосходства. | |
Педагогический догматизм. Стремление к упрощению профессиональных задач и ситуаций, игнорирование социально-психологических знаний. Склонность к мыслительным и речевым штампам. Преувеличенная ориентация на свой опыт. | Возникает вследствие частого повтора одних и тех же ситуаций, типовых профессионально-педагогических задач | |
Дидактичность — это проявление педагогических издержек объяснительно-иллюстративных методов обучения. | Она выражается в стремлении учителя все объяснить самому, а в воспитательной работе — в нравоучении и назидании. Дидактичность педагога проявляется также за пределами учебного заведения: в семье, неформальном общении, часто приобретает характер профессионального занудства. Наиболее часто дидактичность обнаруживают эмоционально сдержанные преподаватели естественно-математических и технических дисциплин, имеющие стаж работы более 15 лет. | |
Педагогическая индифферентность,характеризующуюся эмоциональной сухостью и равнодушием к учащимся | Проявление равнодушия, эмоциональной сухости и жесткости. Игнорирование индивидуальных особенностей коллег и учащихся. Негативное восприятие этических норм и правил поведения | |
Педагогический консерватизм. Предубеждение против инноваций. Приверженность устоявшимся профессиональным технологиям. | Способствует то обстоятельство, что педагог регулярно репродуцирует один и тот же учебный материал, применяет определенные формы и методы обучения и воспитания. Стереотипные приемы педагогического воздействия постепенно превращаются в штампы, экономят интеллектуальные силы педагога, не вызывают дополнительных эмоциональных переживаний. Обращенность в прошлое при недостаточно критичном к нему отношении формирует у педагогов предубеждение против инноваций. | |
Профессиональная агрессия. Проявляется в централизации всего учебно-воспитательного процесса, использовании авторитарного стиля педагогического общения | Пристрастное отношение к инициативным, творческим и независимым работникам. Выраженная склонность к оскорбительным замечаниям, занижению оценок, насмешкам и иронии. | |
Ролевой экспансионизм. Фиксация на собственных личностных и профессиональных проблемах и трудностях. Преобладание обвинительных и назидательных суждений. Преувеличение значения своей роли. | Проявляется в тотальной погруженности в профессию, фиксации на собственных педагогических проблемах и трудностях, в неспособности и нежелании понять другого человека, в преобладании обвинительных и назидательных высказываний, безапелляционных суждений. Эта деформация обнаруживается в жестком ролевом поведении за пределами учебного заведения, в преувеличении роли преподаваемого предмета. | |
Социальное лицемерие. Склонность к морализированию. Вера в свою нравственную непогрешимость. Вербальная нетерпимость к ненормативным формам поведения. Неискренность чувств и отношений. | Обусловлено необходимостью оправдывать высокие нравственные ожидания учащихся и взрослых, пропагандировать моральные принципы и нормы поведения. Социальная желательность с годами превращается в привычку морализирования, неискренность чувств и отношений. | |
Поведенческий трансфер. Эмоциональные реакции и поведение, свойственные вышестоящим руководителям и подчиненным. | Ненормативное поведение учащихся (агрессивность, враждебность, грубость, эмоциональная неустойчивость) переносится, проецируется на профессиональное поведение педагога, и он присваивает отдельные проявления отклоняющегося поведения. | |
Неадекватная самооценкапроявляется в основном в завышенной самооценке, связанной с ролью всезнающего учителя. | В состоянии дистресса на фоне эмоционального выгорания самооценка занижена, характерны самообвинения, самобичевания. | |
Информационная пассивностьпедагога проявляется в нежелании совершенствования навыков работы с информацией и повышения своей информационной компетентности (информационной культуры) | Прекращение своего профессионального самообразования и самовоспитания после накопления определенного количества информации и методической базы для преподавания своего предмета. | |
Монологизм. | Этот процесс сопровождается угасанием способности к диалогу — не как к обмену «дежурными репликами», а как к взаимообмену и взаимообогащению личностными смыслами, как к проникновению во внутренний мир другого и отражению в нем своего внутреннего мира. | |
Формализм — формальное отношение к работе, отсутствие творчества, фантазии, выполнение работы по принципу «лишь бы отстали». | Стрессовые ситуации, чрезмерная требовательность со стороны руководства. Неудачный прошлый опыт. Отсутствие мотивации. | |
Доминантность. Доминантность как профессиональная деформация присуща почти всем педагогам со стажем работы более 10 лет. | обусловлена выполнением педагогом властных функций. Ему даны большие права: требовать, наказывать, оценивать, контролировать. | |
Выученная беспомощность- снижение уровня профессиональной активности, отсутствие инициативы, избегание ситуаций, сопряженных с возможной неудачей. | С увеличением стажа работы педагоги все чаще используют пассивные и асоциальные стратегии преодоления. С повышением мотивации избегания неудач возрастает профессиональная дезадаптация, для преодоления которой используются в основном пассивные стратегии преодоления, а именно - осторожные действия. |