Актуальность темы исследования. Исследование проблем привлечения инвестиционных проектов в реальный сектор региональной экономики на современном этапе экономического развития России приобретает приоритетное значение. В последние годы в российской экономике сформировались структурные диспропорции, требующие качественного обновления основных фондов и технологических процессов, а также выявление точек для эффективного инвестирования. Необходимо разработать соответствующую стратегию долгосрочного инвестирования, в которой должны быть предложены конкретные научно-практические подходы к реальному преодолению несоответствий сложившейся модели развития территорий требованиям новой экономики. Эти преобразования должны обеспечить повышение конкурентоспособности российской экономики и сопряжены со значительными инвестиционными затратами, которые необходимо рационально распределять по регионам и внутри них в рамках единой финансовой и инвестиционной политики государства.
Ключевой задачей инвестиционной политики в ближайшие годы является изменение сырьевой ориентации экономики на промышленно-технологическую, инновационную, которая требует более высокого уровня «человеческого капитала» и широкого использования знаний как основного ресурса развития как страны в целом, так и составляющих ее регионов. В этих условиях разработка региональных стратегий развития в долгосрочной перспективе требует выработки принципиально новых подходов, позволяющих конструктивно использовать накопленный опыт и знания. Реализация на практике данной задачи осуществляется в рамках инвестиционного механизма развития региональной экономики.
|
На основе более глубоких знаний о процессах освоения инвестиций и их отдачи экономике можно определить рациональную структуру инвестиций. Для выбора рациональной стратегии инвестирования региона и определения приоритетных направлений вложения средств необходимо осуществлять диагностику состояния его экономики, что требует разработки нового инструментария для оценки и выявления инвестиционных проблем, учитывающего неполную определенность данных и ограниченность знаний о процессах изменений в региональной экономике. Такой инструментарий в настоящее время отсутствует, что затрудняет решение поставленных задач по модернизации и ускоренному развитию экономики.
Таким образом, исследования в части разработки нового подхода к развитию региональной экономики, основанного на разработке организационно-экономического механизма привлечения инвестиционных проектов в реальный сектор региональной экономики на примере Чеченской Республики, являются в условиях децентрализации управления актуальной научной задачей, имеющей важное практико-прикладное народно-хозяйственное значение.
Степень научной разработанности проблемы. Анализ монографической и периодической литературы по проблематике диссертационного исследования показал, что в целом научных публикаций по вопросам разработки организационно-экономического механизма привлечения инвестиционных проектов в реальный сектор региональной экономики и выработки эффективной инвестиционной политики достаточно для формирования системно-целостного представления о предмете исследования.
|
Имеющиеся в научной литературе публикации в исследуемой области можно условно сгруппировать по тематической направленности следующим образом:
- фундаментальные теоретические и практические аспекты регионального развития, в том числе недостатки в развитии отдельных регионов, неравномерность их развития, основные цели и задачи регионального управления, особенности региональных процессов, вопросы оценки и использования региональных ресурсов, были исследованы и представлены в работах известных зарубежных ученых: Альберта Д., Мескона Р., Мэнкью Г., Оппенлендера К., Рикардо Д., Самуэльсона П., Смита А., Танци В., Хансена Э., Хершенра Э., Хидоури А. и др.;
- современные проблемы регионологии, отражающие специфику регионального развития развитых стран, и особенности региональных стратегий легли в основу формирования российской школы региональной экономики и отражены в трудах известных отечественных ученых, таких как Астафьева Е., Бабков Г., Валентей С., Введенский В., Гранберг А., Долятовский В., Дудов А., Золотарев В., Лексин В., Наливайский В., Новоселов А., Кузнецов Н., Рекитар Я., Толстых Т., Швецов А., Швырков Ю., Шнипер Р., Штульберг Б., в том числе значительный вклад в разработку эффективных подходов, методов и инструментов анализа и прогнозирования основных тенденций регионального развития внесли известные российские ученые: Белоусов А., Бильчак В., Глазьев С., Джаримов А., Захаров В., Иванченко В., Караваев В., Кетова Н., Колесников С., Кувалдин Д., Овчинников В., Тяглов С., Черненко О. и др.;
|
- теоретические основы повышения эффективности инвестиционной политики и государственных инструментов управления инвестиционной деятельностью на различных уровнях социально-экономических систем, включая задачу повышения инвестиционной привлекательности региона и определения приоритетных направлений инвестирования, изложены в трудах известных российских и зарубежных ученых: Бланка И., Водянова А., Дадиной Л., Кулишова В., Куренкова Ю., Маршака В., Мухетдиновой Н., Норткота Д., Орловой В., Попова В., Трофимова А, Шамхалова Ф. и др.;
- вопросы разработки различного рода инвестиционных, финансовых, организационно-экономических и других механизмов управления социально-экономическими системами освещены в трудах известных ученых: Буркова В., Быковского В., Веселовского М., Волосниковой Е., Герасимова Б., Идилова И., Кондратьева В., Кульмана А., Мусаева Р., Нечепуренко М., Санду И., Темирова Д., Умярова Р., Челнокова И., включая задачу управления региональной инвестиционной стратегией, в том числе выработки инвестиционно-финансовых механизмов регионального развития и основ стратегии развития регионов России (работы Бетилгириева М., Жданова В., Загарина А., Самогородской М., Сахтуевой М., Таймасханова Х., Тарасевича В., Шалминой Г. и др.).
Обращая внимание на многообразие фундаментальных подходов и прикладных исследований по изучению отдельных сторон исследуемой в диссертации проблематики, следует отметить, что большинство работ по структурно-инвестиционным процессам носят общий и описательный характер, а теоретико-методические аспекты формирования организационно-экономического механизма привлечения инвестиционных проектов в реальный сектор региональной экономики на основе системного представления проблем регионального развития, определения структурных особенностей и рационального выбора инвестиций с помощью инструментов системного анализа недостаточно разработаны. Данное обстоятельство в сочетании с актуальностью диссертационной проблематики обусловило выбор темы исследования, формулировку ее цели и этапных задач.
Цель и задачи исследования. Цель диссертации состоит в теоретико-методическом обосновании и разработке организационно-экономического механизма привлечения инвестиционных проектов в реальный сектор региональной экономики и в определении инструментов ее практической реализации и управления. Алгоритм достижения поставленной цели предусматривает решение следующих задач.
- исследование теоретических подходов к определению содержания и сущности региональной инвестиционной политики;
- определение места и роли инвестиционной политики в развитии региональных социально-экономических систем;
- анализ основных факторов, тенденций и особенностей инвестиционного роста и развития экономики и социальной сферы Чеченской Республики;
- построение взаимосвязи различных элементов современной региональной экономики, оценка усвоения инвестиций различными сферами и расчет прогноза развития при определенной стратегии инвестирования;
- оценка влияния экстенсивных и интенсивных факторов на развитие экономики Чеченской Республики и субъектов СКФО;
- разработка организационно-экономического механизма привлечения инвестиционных проектов в реальный сектор региональной экономики и определение инструментов ее практической реализации и управления.
Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования являются региональные социально-экономические системы и инвестиционные механизмы управления их развитием.
Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, определяющие структурно-инвестиционную политику развития экономики Чеченской Республики.
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды классиков экономической науки, фундаментальные положения теории региональной экономики в части формирования инвестиционного механизма управления региональной экономикой, включая теоретические разработки по анализу и описанию закономерностей функционирования и прогнозирования параметров развития региональной экономики, инвестиционное проектирование, которые изложены в трудах ведущих ученых и специалистов в данной предметной области. Общей методологической основой разработки поставленных задач выступает системный подход как общий методический принцип исследования экономических систем различного уровня.
Инструментально-методический аппарат. При разработке проблемы использовались различные методические подходы, в том числе: методы системного анализа и синтеза; абстрактно-логические методы; метод мезо- и макроэкономической динамики; табличные и графические приемы визуализации статистических данных и экономико-статистических группировок; эконометрическое и аналитическое моделирование; стохастическая аппроксимация и имитационные эксперименты; структурный анализ и методы диагностики, прогнозирования; фрактальный анализ; аппарат нечеткой логики и нечеткого регрессионного моделирования.
Информационно-эмпирической базой исследования, обеспечивающей репрезентативность исходных данных, достоверность, надежность и точность выводов, рекомендаций и предложений, послужили законодательные акты Правительства Российской Федерации и Чеченской Республики, официальные данные Федеральной службы государственной статистики и ее региональных органов о показателях социально-экономического развития экономики Чеченской Республики и других регионов СКФО за 1995–2010 гг. Достоверность используемых данных оценивалась на основе анализа их последовательных корректировок, в результате чего была создана база данных с откорректированными на индексы инфляции показателями, которая использовалась для корреляционного анализа и построения эконометрических моделей.
Соответствие темы диссертации требованиям Паспорта специальностей ВАК (по экономическим наукам). Диссертационное исследование выполнено по специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика)» в соответствии с п.п. 3.6. Пространственная экономика. Пространственные особенности формирования национальной инновационной системы. Проблемы формирования региональных инновационных подсистем. Региональные инвестиционные проекты: цели, объекты, ресурсы, эффективность; 3.16. Региональная социально-экономическая политика; анализ особенностей и оценка эффективности региональной экономической политики в РФ, федеральных округах, субъектах Федерации и муниципальных образованиях; Паспортов специальностей ВАК Министерства образования РФ.
Логика исследования заключается в последовательном движении от сущностного изучения и анализа теоретико-методологических основ формирования инвестиционного механизма управления развитием региональной экономики для оптимизации использования инвестиционных ресурсов с учетом целей и задач социально-экономического развития региона и апробированию новых базовых моделей принятия решений в области формирования инвестиционной политики на материалах Чеченской Республики.
Научная новизна заключается в разработке на основе системного подхода теоретико-методическом обосновании организационно-экономического механизма привлечения инвестиционных проектов в реальный сектор региональной экономики, основанных на фрактальном прогнозировании процессов, выявлении наиболее перспективных направлений развития и выборе наиболее эффективных инвестиционных решений с точки зрения восстановления и дальнейшего развития экономики Чеченской Республики.
К конкретным результатам исследования, обладающим научной новизной, относятся следующие:
1. Определено контурное представление инвестиционного механизма управления развитием региональной экономикой, содержащее совокупность мероприятий по формированию цели и определению необходимых ресурсов для планирования и непосредственного управления инвестиционными процессами в регионе, а также возможности устранения выявленных отклонений реальных показателей от запланированных, что позволило согласовать все уровни управления при разработке региональных инвестиционных программ и проектов в рамках поставленных стратегических целей и приоритетов развития региона.
2. Обоснован концептуальный подход к повышению эффективности инвестиционного механизма управления развитием региональной экономики, состоящий в необходимости последовательного исследования теоретических аспектов формирования инвестиционной политики, анализа финансовых и инвестиционных процессов в регионе, метода выбора инвестиционных проектов и прогнозирования региональных процессов, что позволило сформировать новую инструментально-методическую базу разработки и реализации региональной экономической политики, опирающуюся на применение математического аппарата при принятии управленческих решений инвестиционного характера.
3. Предложены методические подходы и разработаны принципы формирования и оценки инвестиционной привлекательности базовых отраслей реального сектора экономики Чеченской Республики, выявлены параметры потенциальной инновационной и инвестиционной активности хозяйствующих субъектов реального сектора экономики, сопровождающегося прогнозной оценкой уровня использования производственных и маркетинговых возможностей.
4. Предложена схема рациональной структуры инвестирования различных сфер региональной экономики для достижения наилучшего эффекта от использования инвестиционных ресурсов, основанный на показателях эффективности усвоения инвестиций и взаимовлияний основных составляющих цикла, позволяющий сформировать профиль эффективного инвестирования и обосновать структурную политику региона.
5. Разработана методика оценки потенциальной эффективности реализации инвестиционных проектов, заключающаяся в расчетах распределения результатов применения проекта на фоне имитации различных системных ситуаций, что позволяет повысить надежность прогнозируемых результатов реализации инвестиционной политики в регионе.
6. Предложены оценки управляемости региональной экономики на основе расчета энтропии характеристических переменных, позволивших оценить качество управления функционированием экономики Чеченской Республики и сформировать методику выбора стратегии развития экономики на основе оптимального сочетания количественных и структурных изменений.
Теоретическая и практическая значимость. К теоретическим результатам исследования относится фрактальный подход к анализу временных процессов в регионе, методы прогнозирования изменений, меры управляемости и достижимости целей развития, анализ эффективности инвестиционных проектов, эконометрические модели региональной экономики, сравнительный анализ влияния экстенсивных и интенсивных факторов на результаты функционирования региональной экономики. Вкладом в теорию региональной экономики является разработка эконометрической модели Чеченской Республики и сравнительный анализ влияния экстенсивных и интенсивных факторов на региональное развитие. Диагностика состояния региона и классификация возможных состояний также является новым направлением в теории регионального управления.
Практическая ценность диссертации заключается в новых возможностях повышения эффективности управления регионом на основе выделения и фильтрации знаний и построении эконометрических моделей региональной экономики. Результаты и выводы диссертации могут быть использованы:
- в практической деятельности региональных и федеральных органов власти при развитии инструментально-методической базы формирования стратегий и целевых программ и обоснования структурной и инвестиционной политики, для формализации процесса отбора инвестиционных проектов, имитации результатов инновационных проектов в конкретных условиях;
- в научных исследованиях при разработке методов стратегического планирования, развития и совершенствования методов и технологий регионального управления;
- в практике инвестирования для отбора эффективных инвестиционных проектов;
- в учебном процессе при преподавании курсов «Региональная экономика», «Стратегическое планирование», «Инвестиционное проектирование».
Апробация результатов исследования. Исследования проведены в соответствии с планом научно-исследовательских работ ГОУ ВПО Грозненский государственный нефтяной технический университет им. Академика М.Д. Миллионщикова. Сформулированные в диссертации положения и рекомендации использованы автором в научно-исследовательских работах.
Основные положения диссертации доложены на всероссийских и международных конференциях в Москве, Ростове-на-Дону, Волгограде, Уфе, Грозном, Нальчике, Ставрополе и др.
Публикации. Основные положения диссертации опубликованы автором в 16 научных статьях. Общий объем публикаций автора 3,85 п. л., из них 5 публикации в ведущих рецензируемых журналах, рекомендуемых ВАК РФ.
Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Текст работы изложен на 219 страницах, содержит 14 рисунков и диаграмм, 19 таблиц. Список литературы включает 167 наименований и 10 ссылок на электронные ресурсы. Работа имеет следующую структуру.
Введение
Глава 1. Организационно-экономические и теоретические основы привлечения инвестиций в реальный сектор экономики региона
1.1. Инвестиции как экономическая категория, теоретические и методические основы формирования инвестиционного проекта.
1.2. Механизм и способы привлечения инвестиций в базовые отрасли региональной экономики.
1.3. Источники привлечения инвестиционных ресурсов в реальный сектор региональной экономики.
Глава 2. Современное состояние экономики Чеченской Республики как объективная предпосылка формирования инвестиционной привлекательности.
2.1 Восстановление экономической системы республики и основные направления ее развития в современных условиях хозяйствования.
2.2. Анализ состояния инвестиционной активности в реальный сектор экономики Чеченской республики.
2.3. Экономическая роль государства, банковского капитала, инвестиционных компаний и частного сектора в привлечении инвестиций в экономику Чеченской Республики.
Глава 3. Формирование механизма привлечения инвестиций в базовые отрасли и производственные комплексы региональной экономики.
3.1.Экономическая стратегия и институциональные ориентиры формирования инвестиционной системы региональной экономики.
3.2. Механизм привлечения иностранных инвестиций в региональную экономику.
3.3. Управление процессом инвестиций в реальный сектор региональной экономики.
Заключение.
Список использованной литературы
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Динамика развития инвестиционных процессов в России позволяет сделать вывод об изменении парадигмы инвестиционного развития в регионах. Основными факторами, повлиявшими на структурные изменения, явились: передел собственности и значительное уменьшение количества государственных предприятий; регионализация планирования и финансирования государственных инвестиций, применение программного и индикативного метода управления инвестициями; уменьшение доли инвестиций в ВВП и переход от экстенсивного к интенсивному пути использования экономического потенциала; снижение абсолютного объема инвестиционных ресурсов; изменение структуры инвестиций.
Под инвестициями на макроэкономическом уровне, следует понимать разницу между объемами произведенной продукции и объемами текущего потребления. Это часть валового общественного продукта, не потребленная в текущем периоде, и обеспечивающая в перспективе прирост капитала. Инвестиции на макроэкономическом уровне обеспечивают конкурентоспособность страны, устойчивый экономический рост и повышение на этой основе жизненного уровня населения, приоритетного развития отдельных отраслей и секторов экономики, постоянного обновления производства и освоения инновационного пути развития. В базовых отраслях региональной экономики сущность инвестиций определяется разнообразием направлений их использования (рис. 1).
В качестве цели инвестиций в реальном секторе экономики следует выделить не только получение прибыли, но и достижение иного эффекта, осуществление которого базируется на рыночных принципах и связано с факторами времени, риска и ликвидности. Это обусловливает то, что инвестиционная деятельность выступает одним из основных факторов повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов, стратегической целью которой является развитие производственной деятельности и обеспечение произведенной промышленной и сельскохозяйственной продукции.
Рисунок 1. Экономическая сущность инвестиций в реальном секторе экономики
Несмотря на широкое и универсальное использование понятия «регион» в науках, имеющих дело с социально-территориальной дифференциацией общества, оно до сих пор остается в ряду наименее ясных и определенных. «Регион» - это не строго фиксируемое пространственное представление, охватывающее реальности, необычайно разнообразные по масштабам и содержанию. Под этот концепт подводятся пространственные системы очень разных масштабных порядков и разных предметных систематик (природные, экономические, социально-политические регионы).
С точки зрения настоящего исследования, под регионом мы будем понимать локализованную, административно-территориальную, социально-экономическую систему в границах субъекта Федерации, открытую для прямого свободного инвестирования. Такое определение соответствует обобщенному понятию «регион» - территория, выделяемая по каким-либо признакам. Среди факторов, влияющих на тенденцию структурных изменений в экономике регионов, с точки зрения нашего исследования в первую очередь следует назвать инвестиции в основной капитал по отраслям и территориям региона, а во вторых - региональную политику, определяющую тактику и стратегию развития регионов разного типа, активность действий органов государственной власти по определению кризисных ситуаций и решению острых региональных проблем.
Без прогрессивного развития инвестиций в основной капитал, без увеличения их темпов роста вряд ли следует ожидать каких-либо кардинальных улучшений в механизмах взаимодействия экономики и ее инвестиционных составляющих. На основе изученного материала нами разработана и предложена модель системы планирования и управления инвестиционным проектом применительно к хозяйствующим субъектам реального сектора экономики Чеченской Республики (рис. 2).
Система в данной модели представлена как совокупность взаимосвязанных элементов, позволяющих влиять на процесс реализации инвестиционного проекта с целью повышения его эффективности посредством функций управления. При этом автором обосновано, что наибольшее внимание при организации процесса управления необходимо уделить двум вопросам: структуризации проекта и использованию динамического планирования.
Для принятия решения об инвестировании в региональную экономику целесообразно использование аппарата векторного анализа. Данный анализ позволяет предположить, что на решение об инвестировании влияет абсолютная величина, или мотиватор, интегрального вектора, представляющего собой суперпозицию разнообразного спектра названных факторов с соответствующими (“взвешенными”) коэффициентами (величиной от 0 до 1), которые являются наибольшими, что очевидно, для последующего фактора. Причем основная совокупность факторов не изменяется во времени, т.е., является перманентной. В каждый конкретный промежуток времени могут доминировать одни факторы над другими (рецессивными); может, также, расширяться их спектр в соответствии с новыми формами иностранного инвестирования.
Различия инвестиционных возможностей регионов России не позволяют применять универсальные для всех регионов инструменты управления инвестиционным процессом, что актуализирует вышеуказанную проблему на уровне региона. Утечка финансовых ресурсов из регионов и процесс концентрации большей части отечественных и зарубежных инвестиций в небольшом числе территорий усиливает жестко ассиметричный характер регионального развития.
Так, на долю шести регионов (г. Москва, г. Санкт-Петербург. Московская область, Краснодарский край, Тюменская область и др.), в которых проживает 22% населения России, в 2010 г. и 1 полугодии 2011 г. приходилось более 36,5% всех капитальных вложений в стране и 78,2% привлеченных из-за рубежа инвестиций. При всем при этом в Северо-Кавказском федеральном округе на долю капитальных вложений приходится 9,1% всех капитальных вложений и 4,2% иностранных инвестиций (1259177 тыс. дол.). В такие республики как Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Республика Северная Осетия-Алания, Чеченская республика, Ингушетия, Дагестан, инвестиционные вливания носят эпизодический, «точечный» характер.
Дифференциация инвестиционной привлекательности регионов и их различия по инвестиционному климату повлекли неравномерное распределение инвестиций на территории России. Наиболее важным моментом является оценка инвестиционного климата. Изучение научных публикаций показывает, что методы оценки инвестиционного климата регионов являются, пожалуй, наиболее популярными методами анализа инвестиционного процесса с акцентом на его региональные особенности.
Рис. 2. Модель системы планирования и управления инвестиционным проектом
Таким образом, существующие в регионе механизмы привлечения инвестиционных ресурсов в реальный сектор экономики не обеспечивают необходимый для устойчивого экономического развития темпов роста. Для обеспечения их повышения необходимо увеличить объем инвестиционных ресурсов в реальный сектор экономики Чеченской Республики. Для этого необходимо выявить дополнительные источники инвестиций и решить проблемы связанные с неудовлетворительным состоянием основных механизмов перераспределения инвестиций в регионе.
Среди регионов Юга России в десятку лидеров страны по показателю притока инвестиций в основной капитал в 2009 г., заняв четвертое место, вошел лишь Краснодарский край (321725 млн. руб.). Аутсайдером на фоне всех других регионов ЮФО за последние семь лет, по-прежнему остается Адыгея (11200 млн. руб.), опережая только Ингушетию (5428 млн. руб.). Несмотря на близость к портовым комплексам и курортам черноморского побережья, ощутимого роста инвестиций в республике не произошло, она проигрывает конкуренцию за приток капитальных вложений не только своим соседям (почти в пять раз), но и подавляющему большинству регионов РФ.
Таблица 1
Структура источников финансирования инвестиций в ЧР в (%)
Собственные средства | 11,6 | 11,5 | 19,9 | 16,7 | 16,7 |
прибыль, остающаяся в распоряжении организаций | 20,7 | 33,1 | 18,4 | 25,8 | 25,7 |
амортизация | 32,7 | 41,2 | 38,0 | 31,8 | 36,4 |
Привлеченные средства | 37,9 | 24,3 | 42,2 | 41,7 | 36,2 |
кредиты банков | 0,7 | 0,8 | 2,2 | 8,0 | 1,4 |
заемные средства других организаций | 1,7 | 1,1 | 1,4 | 0,2 | 0,6 |
бюджетные средства | 62,1 | 75,7 | 57,8 | 58,3 | 63,8 |
средства внебюджетных фондов | 0,4 | 0,8 | 1,1 | 0,3 | 1,1 |
прочие | 6,2 | 11,7 | 17,5 | 16,4 | 16,4 |
средства вышестоящих организаций | 4,5 | 6,8 | 10,8 | 8,1 | 9,7 |
средства, полученные от долевого участия в строительстве | 0,4 | 0,7 | 0,5 | 0,2 | 0,4 |
средства от выпуска корпоративных облигаций | 0,6 | - | |||
средства от эмиссии акций | 0,0 | 0,1 | 0,4 | ||
ВСЕГО | |||||
инвестиции из-за рубежа | 1,3 | 1,3 | 1,7 | 1,3 | 2,7 |
*Таблица составлена автором по данным ТО ФСГС по ЧР
Основным показателем экономического потенциала является показатель народного богатства, представляющего собой совокупную стоимость всех экономических активов (нефинансовых и финансовых) в рыночных ценах, находящихся на ту или иную дату в собственности резидентов данной территории, за вычетом их финансовых обязательств как резидентам, так и нерезидентам. Так стоимость основных фондов СКФО на конец 2010 года по полной учетной стоимости составила 1854,8 млрд. рублей, а стоимость основных фондов ЮФО составила 4526,2 млрд. рублей.
Еще одним очень важным показателем является валовой региональный продукт (ВРП) - обобщающий показатель экономической деятельности региона, характеризующий процесс производства товаров и услуг для конечного использования. ВРП представляет собой валовую добавленную стоимость товаров и услуг, созданную резидентами региона, и определяется как разница между выпуском и промежуточным потреблением. Этот показатель для субъектов, вошедших в СКФО, составил 581,7 млрд. рублей, а для субъектов ЮФО - 1593,1 млрд. рублей.
Таблица 2
Объемы и темпы роста инвестиций в основной капитал в ЮФО и СКФО
Объем инвестиций в основной капитал, млн. руб. | Место субъекта в 2009 г. | Темп роста в сопоставимых ценах, % | |||
2008 г. | 2009 г. | 2008 г. к 2007 г. | 2009 г. к 2008 г. | ||
РА | в 2,3 раза | 107,0 | |||
РД | 128,7 | 148,1 | |||
РИ | 166,3 | 94,0 | |||
КБР | 173,0 | 109,0 | |||
РК | 147,9 | 128,8 | |||
КЧР | 102,6 | 120,9 | |||
РСО | 162,5 | 129,6 | |||
ЧР | в 3,9 раза | 119,2 | |||
КК | 125,8 | 143,1 | |||
СК | 114,4 | 126,6 | |||
АО | 134,7 | 143,1 | |||
ВО | 134,5 | 134,6 | |||
РО | 114,3 | 139,7 |
*Таблица составлена автором по данным Росстата
Как видно из табл. 3 самую большую часть в структуре ВРП занимают АПК и оптовая и розничная торговля, что говорит о малой производственной мощности региона. А вот процент государственное управление и обеспечение военной безопасности следовало бы уменьшить, тем более, что политическая и военная обстановка на территории региона значительно улучшилась, не считая локальных террористических актов.
Считаем, что в регионе нужно делать упор на следующие виды экономической деятельности: это в первую очередь сельское хозяйство и обрабатывающее производство, во-вторых, это гостиничный бизнес и общественное питание, и в-третьих, розничная и оптовая торговля.
Отраслевая структура инвестиций в основной капитал в целом по СКФО в 2010 г. явилась не только отражением приоритетных направлений в использовании инвестиционных ресурсов, но и отражением финансового состояния и инвестиционных возможностей предприятий, их кредитоспособности и привлекательности для инвесторов. Исходя из этого, как и годом, ранее, в отраслевом разрезе свыше четверти совокупных инвестиций приходилось на транспортный комплекс и связь -23%, 14% на обрабатывающие производства и 8% в сельское хозяйство.
В социально-экономическом развитии Чеченской Республики в последние годы наблюдается положительная тенденция практически по всем макроэкономическим показателям. По предварительным данным положительная динамика сохранилась и в 2010 году. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами в 2010 году составил 43937,3 млн. руб., или 119,9% по сравнению с уровнем 2009 года.
Таблица 3
Отраслевая структура валовой добавленной стоимости в 2009 году в субъектах, вошедших в состав СКФО
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | Добыча полезных ископаемых | Обрабатывающие производства | Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | Строительство | Оптовая и розничная торговля; ремонт | Транспорт и связь | Операции с недвижимым имуществом, | Государственное управление и обеспечение | Образование | Здравоохранение | Предоставление прочих Коммунальных | |
СКФО | 16,6 | 20,3 | 9,1 | 2,8 | 11,7 | 6,9 | 6,9 | 3,7 | 4,5 | 0,9 | 0,3 | 1,2 |
Дагестан | 17,6 | 1,0 | 4,3 | 1,5 | 17,4 | 3,9 | 2,4 | 2,9 | 5,0 | 1,1 | 0,6 | 1,7 |
Ингушетия | 10,3 | 3,2 | 3,2 | 0,9 | 11,7 | 0,8 | 2,9 | 1,0 | 1,6 | 1,0 | 0,7 | 0,9 |
Кабардино-Балкария | 23,6 | 0,2 | 2,3 | 2,7 | 8,3 | 9,5 | 7,3 | 3,5 | 3,0 | 0,7 | 0,9 | 1,0 |
Карачаево-Черкессия | 23,3 | 1,9 | 3,5 | 5,1 | 8,1 | 3,9 | 8,8 | 6,0 | 0,8 | 0,9 | 0,3 | 1,3 |
Северная Осетия - Алания | 15,5 | 0,3 | 5,7 | 3,2 | 9,6 | 9,4 | 6,7 | 4,3 | 2,4 | 1,2 | 1,0 | 1,2 |
Чеченская Республика | 99,0 | 8,4 | 0,9 | 1,0 | 19,9 | 1,8 | 8,4 | 2,2 | 6,0 | 2,0 | 0,5 | 0,8 |
Ставропольский край | 16,8 | 1,0 | 4,3 | 5,0 | 7,2 | 9,1 | 0,6 | 5,8 | 7,9 | 3,2 | 0,4 | 1,1 |
*Таблица составлена автором по данным Росстата
В республике добыто полезных ископаемых на общую сумму 3857,0 млн. рублей, что составляет 95,2% по сравнению с уровнем прошлого года. Добыча нефти составила 1011,9 тыс. тонн, или 64,6% к уровню предыдущего года, что вызвано опережающим падением базовой добычи нефти, в связи с ростом обводненности и истощением запасов на завершающей стадии разработки месторождений (Старогрозненское, Горячеисточненское, Северо-Брагунское, Октябрьское, Минеральное). Вместе с тем, незначительное снижение темпов роста по данному виду экономической деятельности связано с резким ростом добычи полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических (песок, гравий), которая составила 120,9 млн.руб. или 125,4% к уровню 2009 года.