Проблемное задание или решение задачи




ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2017 -2018 гг.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10-11 КЛАССЫ.

Время выполнения олимпиадных заданий – 80 минут. Максимальный балл за работу – 100.

Первый блок

1. По какому признаку образованы ряды? Назовите понятие, общее для данного ряда или объединяющее данный ряд:

(За каждый правильный ответ – 1 балл; максимальный балл – 10)

1. Формулировка законов, выведение следствий из имеющихся предпосылок, систематизация полученных закономерностей

2. Экспорт, импорт, расчет торгового баланса

3. Институт права, отрасли права, подотрасли права

4. Субъект, объект, мотив, цель, средства

5. Кооперация, конфликт, конкуренция

6. Социальные контакты, социальные действия, социальные взаимодействия

7. Указы президента РФ, Постановления Правительства РФ, ведомственные акты

8. Формально-определенный характер, систематичность, общеобязательный характер, гарантированность силой государства

9. Репродуктивная функция, рекреационная функция, хозяйственно-экономическая функция, функция первичного социального контроля

10. Армия, церковь, брак, образование

Найдите и укажите лишнее понятие в перечне. Дайте краткое пояснение.

(За каждый правильный ответ – 1 балл. За каждое правильное пояснение, откуда то или иное лишнее понятие в перечне – 1 балл. За каждое правильное пояснение, по какому критерию образован перечень – 1 балл; максимальный балл за полное правильное выполнение одного из заданий – 3 балла, максимальный балл за задание в целом – 15 баллов)

1. Труд, земля, монополия, капитал

2. Логика, гипотеза, эксперимент, систематизация

3. Федеративное государство, демократическое государство, конфедеративное государство, унитарное государство

4. А. Монкретьен, У. Стаффорд, Петр I, Д. Рикардо

5. Государственная Дума РФ, Правительство РФ, Совет Федерации, Законодательная Дума Томской области

3. Распределите ниже перечисленные черты в столбцы (или в группы) и объясните, по каким критериям Вы это сделали (т.е. как обозначается или к чему относится каждая группа или столбец):

(За каждый правильно распределенный признак – 1 балл. За каждый правильно указанный критерий - 2 балла; максимальный балл при полном правильном выполнении задания - 25).

Недопущение сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (1); Право на жизнь (2); Право на неприкосновенность жилища (3); Право на отдых (4); Право иметь имущество в собственности, владеть пользоваться и распоряжаться им (5); Право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (6); Право на свободу и личную неприкосновенность (7); Право на неприкосновенность частной жизни (8); Право на благоприятную окружающую среду (9); Право на равный доступ к государственной службе (10); Право свободно распоряжаться своими способностями к труду (11); Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (12); Право на свободу вероисповедания (13); Право участвовать в отправлении правосудия (14); Право на жилище (15); Право на пользование родным языком (16).

4. В данных определениях обществоведческих терминов допущены ошибки. Укажите ошибки, и сформулируйте предложения так, чтобы они не содержали ошибок:

(За каждую указанную ошибку – 1 балл. За правильную формулировку предложения - 3 балла; максимальный балл - 15).

Гуманизм – представление и убеждение в том, что к любому человеку (вне зависимости от его происхождения, уровня развития, этнической принадлежности) следует относиться как к средству, а не как к цели.

Патернализм – взаимоотношения между руководителем и подчиненными, основанные на партнерстве и равноправии.

Правовое государство - государство, в котором устанавливаются и исполняются законы.

Труд – вид человеческой деятельности, направленный на преобразование окружающего мира, с целью удовлетворения познавательных потребностей.

Свобода совести – принцип отношения к религии, предполагающий право свободного выбора религиозных убеждений.

Второй блок

Проблемное задание или решение задачи

(За каждый полный правильный ответ - 5 баллов).

1. Американский промышленник Генри Форд использовал на своих заводах идеи американского инженера Фредерика Тейлора о том, чтобы разбить производственный процесс на простейшие операции, время исполнения которых можно было бы точно просчитать и, следовательно, определить количество времени, необходимое на изготовление продукта. В 1913 г. Форд основал свой первый завод, который выпускал одно изделие – модель «Форд-Т». Одним из его наиболее важных нововведений было изобретение конвейера – движущейся сборочной линии. До 1929 г. на этом заводе было создано 15 мл автомобилей – 80% от всех автомобилей, выпускаемых в мире. Затраты на подготовку рабочего были минимальными – всего 38 долларов. Однако скоро текучесть кадров на заводах Форда составила 50 000 человек в год, а общая сумма затрата на подготовку новых кадров приблизилась к 2 мл долларов. Почему так получилось? Каким научно-философским термином можно назвать общую причину текучести кадров и то состояние, которое испытывали работники?

2. В столице Мексики г. Мехико с развитием страны катастрофический характер приобрела транспортная проблема, в первую очередь, связанная с увеличением количества автомобилей. Для ее решения были предложены два альтернативных варианта. Первый – предполагал рост объема транспортных услуг, а именно расширение дорог, строительство площадок для стоянок автомобилей, создание сервисных центров по их обслуживанию и т.д. Второй – предлагал перевести многие государственные учреждения из столицы в другие города и сократить у работающих горожан время обеденной сиесты (т.е. перерыва) с трех часов до одного. Как вы думаете, какой вариант был бы более верным, а какой, по вашему мнению, нет? Приведите аргументы «за» выбранный вами вариант и «против» варианта, отвергнутого Вами.

Третий блок

...





Читайте также:
Русский классицизм в XIX веке: Художественная культура XIX в. развивалась под воздействием ...
Своеобразие романтизма К. Н. Батюшкова: Его творчество очень противоречиво и сложно. До сих пор...
Основные этапы развития астрономии. Гипотеза Лапласа: С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно...
Зачем изучать экономику?: Большинство людей работают, чтобы заработать себе на жизнь...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.011 с.