Учебно-методическое обеспечение курса




Примерный перечень вопросов к зачету:

1. Особенности доверия как психологического феномена.

2. Доверие как экономическая категория.

3. Особенности исследования доверия в социологии.

4. Ретроспективный обзор походов к исследованию доверия.

5. Теория доверия П.Штомпки.

6. Доверие в исследования Э.Гидденса.

7. Современные теории доверия.

8. Функции доверия.

9. Источники доверия.

10. Виды доверия

11. Объекты доверия и критерии их надежности.

12. Социальный институт как объект доверия и критерии его надежности.

13. СМИ как объект доверия и критерии его надежности.

14. Подходы к исследованию процесса формирования доверия.

15. Этапы жизненного цикла доверия.

16. Вынужденное и добровольное доверие как основные предпосылки формирования доверия.

17. Факторы развития и трансформации доверия.

18. Доверие, недоверие и отсутствие доверия: основные характеристики

19. Доверие транзакционные издержки.

20. Виды транзакционных издержек.

21. Транзакционные издержки на этапах жизненного цикла доверия.

22. Транзакционные издержки как фактор трансформации доверия.

23. Особенности инструментария при эмпирического исследовании доверия.

24. Роль доверия в социальных, экономических и политических процессах.

Задания для самостоятельной работы

1. Описать семью, школу, руководителя, журналиста, политического лидера как объект доверия, а так же выделить и описать критерии их надежности.

Определить издержки взаимодействия с этими объектами.

2. Собрать данные и построить график динамики доверия к политическим лидерам и институтам. Интерпретировать полученные данные.

3. Вторичный анализ результатов эмпирических исследований доверия А.Б.Купрейченко. Применение ее методик в самостоятельных исследованиях студента.

4. Самостоятельное студенческое эмпирическое исследование межличностного доверия.

 

Глоссарий

Абстрактные системы - это символические знаки (например, деньги как инструмент обмена, средства политической легитимации) и экспертные системы — системы технического исполнения или профессиональной экспертизы, организующие наше материальное и социальное окружение.

Вынужденное доверие - ожидание, обусловленное и детерминированное давлением внешних сил, обязательств, со стороны других людей и по отношению к другим, гарантирующих определенность, невредность и выгодность от взаимодействия с навязываемым данному предпринимателю контрагентом.

Добровольное доверие по необходимости - внутренне обусловленное и детерминированное потребностями предпринимателя ожидание предсказуемости, определенности, невредности и выгодности от действий контрагента.

Доверие - это ожидание относительно действий других людей. Ожидание того, что, во-первых, они не причинят нам вред, во-вторых, предсказуемости поступков и их определенности, в-третьих, реакции партнеров будут выгодными для доверяющего.

Издержки ведения переговоров. Требуются значительные средства на проведение переговоров об условиях обмена, на заключение и оформление контрактов. Основной инструмент экономии такого рода затрат - стандартные (типовые) договоры.

Издержки измерения - затраты на соответствующую измерительную технику, на проведение собственно измерения, на осуществление мер, имеющих целью обезопасить стороны от ошибок измерения и, наконец, потери от этих ошибок. Издержки этого типа растут с повышением требований к точности.

Издержки поиска информации складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством приобретаемой информации.

Издержки спецификации и защиты прав собственности - расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты. Некоторые авторы добавляют сюда же затраты на поддержание в обществе консенсусной идеологии, поскольку воспитание членов общества в духе соблюдения общепринятых неписаных правил и этических норм является гораздо более экономным способом защиты прав собственности, чем формализованный юридический контроль.

Оппортунистическое поведение - уклонение от условий контракта. Сюда можно отнести различные случаи лжи, обмана, бездельничанья на работе и т. д. Различают две основных формы оппортунистического поведения: «Моральные риски», которые возникают, когда в договоре одна сторона полагается на другую, а получение действительной информации о ее поведении требует больших издержек или вообще невозможно. Наиболее распространенной разновидностью оппортунистического поведения такого рода можно считать «отлынивание», когда предприниматель работает с меньшей отдачей, чем от него требуется по договору. Вторая форма оппортунистического поведения­ «вымогательство». Возможности для него появляются, когда несколько производственных факторов длительное время работают в тесной кооперации и настолько «притираются» друг к другу, что каждый становится незаменимым, «уникальным» для остальных членов «команды».

Персонифицированное доверие - сотрудничество, взаимная ответственность и уверенность в честности другого, «служит главным источником чувства честности и аутентичности себя самого».

Список рекомендуемой литературы

1. Агабекян Р.Л., Баярдурян Г.Л. Институциональная экономика: бизнес и занятость. М.: Магистр. 2008. с.144

2. Аглиетта. М. Деньги между насилием и доверием/ Мишель Аглиетта, Андре Орлеан; пер. с фр. И.А. Егорова; под науч. Ред. Н.А. Макашевой. М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2006. 365, [3] с.

3. Алексеева А. Уверенность, обобщенное доверие и межличностное доверие: критерии различения//Социальная реальность, 2008.- №7, С. 85-98

4. Анализ рынков в современной экономической социологии: пер. с англ./Гос. Ун-т – Высшая школа экономики; отв. ред. В.В. Радаев, М.С. Добрякова; сост., науч. ред и авт. Предисл. В.В.Радаев. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. 423, [1] с.

5. Антоненко И. В. Современные социально-психологические исследования доверия// Вестник балтийской педагогической академии, Вып.53. 2004, С.27-35

6. Ауэр-Риции В. Доверие//Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11, Социология: РЖ / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. социологии и социал. психологии. М.:.С.64-70

7. Барсукова С.Ю. Неформальная экономика: экономико-социологический анализ. ГУ-ВШЭ. М.: 2004, С. 132-148

8. Белоусенко М.В. Теория трансакционных издержек и проблема возникновения фирмы: «формула Демсеца»//Научные труды донецкого национального технического университета. Сер.: Экономическая. Вып. 70. Донецк: ДонНТУ. 2004. С.23-29

9. Белоусенко М.В. Транзакции и технологии: проблема объединения//Экономический вестник государственного ростовского университета. 2005. Т.3. №2. С.58-71

10. Булеев И.П., Шепеленко О.В. Сущность трансакционных издержек в рыночной экономике//Научные труды ДонТУ. Серия: Экономическая. Выпуск 70. С.101-106

11. Бурков А.Л. Транзакционные издержки как критерий эффективности реформирования отношений собственности. – препринт.Екатеринбург. 1999. 40с.

12. Вереникин А.О. Трансакционные издержки в рыночной экономике// Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. 1997. № 3

13. Веселов Ю.В. Экономика и социология доверия/СПб.: Социол. об-во им.Ковалевского М.М. 2004. - 192c.

14. Геец В.М.. О Межличностном и институциональном как составляющей социального капитала и экономического развития страны доверии как составляющих социального капитала и экономического развития страны//. Экономическое возрождение России.№ 4(26). 2010 г. С. 7-22.

15. Гельфанова С.В., Кутуева О.А., Орлова Т.С. Доверие как фактор совершенствования качества жизни// Вестник СамГУ. 2007. №1(51). С. 206-212

16. Гидденс Э. Судьба, риск и безопасность/Thesis. 1994. №5.С. 107-134

17. Гурова И., Корчагина Н. Понятие доверия в экономических отношениях// Власть. № 5. 2011 С. 48-50

18. Дворянов А. А. Социальные функции доверия//Регион: экономика и социология. 2006. № 4. С. 130-141.

19. Дементьев В.Е. Доверие – фактор функционирования и развития рыночной экономики// Российский экономический журнал, 2004, №8, с. 46-65 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.cemi.rssi.ru/publication/e-publishing/dementiev/REJ8-2004.pdf (10.08.10)

20. Дементьев В.Е. Отношения собственности: теоретические основы и стратегия совершенствования. М.: ГУУ. 2002. С.141-165

21. Джонсон Дж., Мельников А. Экзистенциальные аспекты доверия /Социология: теория, методы, маркетинг. 2009. №1. С. 78-93

22. Доверие в современной России: (компаративистский подход к "социальным добродетелям")//Вопросы экономики. 2010. № 2. С. 83-102.

23. Жежерун В.Т. Взаимосвязь «доверия» и «социального капитала» (социально-методологический аспект). Харьков. 2007.[Электронный ресурс]. – URL: https://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/VMSU/2007-01/07zvtsma.htm

24. Желтоносов В.М. Экономическое доверие в системе рынка финансовых услуг//Финансы и кредит.2007. № 34. С. 45–52.

25. Жилина И.Ю. Доверие в экономике//Экон. и соц. проблемы России. 2008. № 1. С. 84–120

26. Жученко Ю.Н. Деловая репутация: опыт исследования//Экономические науки. 2010. №7 (68).С. 126-129.

27. Заруднева А.Ю. Транзакционные издержки как барьер развития фирмы. Юг России в перекрестье напряжений: Материалы Всероссийской научной конференции, Туапсе, 28 сентября - 1 октября 2003г.: В 2 Ч./Ч.2.-Волгоград: Волгоградское научное издательство.2004

28. Звоновский В.Повседневное безличное доверие как фактор хозяйственной деятельности //Социальная реальность. 2008. №7. С. 99-109

29. Кертман Г.Л. Межличностное доверие в России // Социальная реальность. 2006. №4.

30. Корнаи Я. Честность и доверие в переходной экономике//Вопросы экономики. 2003. №9. C.8.

31. Коуз Р. Фирма, рынок и право/пер. с англ. Б. Пинскера. М.: Дело ЛТД, 1993. 192 с

32. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3.

33. Кузина О.Е. Формирование доверия в массовом инвестиционном поведении// “Социологический журнал” 1999/1-2.

34. Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия. М.: Изд‑во «Институт психологии РАН». 2008. 571 с.

35. Купрейченко А.Б. Табхарова С.П. отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения в зависимости от вектора доверия и недоверия руководителей и рядовых сотрудников// Психология в экономике и управлении. 2009.№2.С.56-63.

36. Курбатова М.В., Апарина Н.Ф. Социальный капитал предпринимателя: формы его проявления и особенности в современной российской экономике // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2008. Т.6. №4. С.45-61

37. Лукин, В.Н. Модель культуры доверия П.Штомпка: профили рисков Текст. / В.Н.Лукин, Т.В.Мусиенко//Сгес1о new. Теоретический журнал. 2008. - № 2.

38. Лукичев М.Ю. Трансакции и трансакционные издержки// Вестник Хмельницкого национального университета. 2009. № 6. Т.2..С.209-213

39. Лысенко Г.В. Коммуникативные аспекты взаимодействия власти и общества: проблема доверия// Социология власти. Вестник Социологического центра РАГС: Социальные проблемы и поиски их решений. 2005. № 4.

40. Ляско А. К. Доверие и транзакционные издержки// Вопросы экономики, 2003. №1. С. 42-58

41. Ляско А. К. Межфирменное доверие и шумпетерианские инновации // Вопр. экономики. 2003. № 11. С. 27–40.

42. Магомедов, М.Г. Социальное доверие как результат рационального выбора Текст. / М.Г.Магомедов// Актуальные проблемы современных социально-гуманитарных наук. 2006.

43. Малахов С. Трансакционные издержки в российской экономике // Вопросы экономики. 1997. № 7, С 25

44. Малахов С. Трансакционные издержки и макроэкономическое равновесие // Вопросы экономики. 1998. №11, С. 67.

45. Мандиашвилли В.Н. Транзакционные издержки: к уточнению понятия//Проблемы современной экономики. №1 (17).

46. Мартинец В.В. Роль трансакционных издержек в формировании экономического потенциала предприятия// Вестник Сумского державного университета. 2004.№ 9. С. 123-130

47. Мильнер Б. Фактор доверия при проведении экономических реформ // Вопр. экономики. 1998. № 4. С. 27–38.

48. Мильнер Б.З. Принципы установления доверия [Электронный ресурс]// Элитариум: центр дистанционного образования: [сайт]. СПб., 21.06.06. – URL: https://www.elitarium.ru/2006/06/21/principy_ustanovlenija_doverija.html

49. Мильнер Б.З. Фактор доверия при проведении экономических реформ // Вопросы экономики. 1997. №11.

50. Скрипкина Т.П. Психология доверия. М.: Академия, 2000. 254 с.

51. Скрипкина Т.П. Философская категория веры и психология доверия //Известия ТРТУ

52. Столяр, В.Ю. Доверие как феномен социально-экономической реальности Текст. /В.Ю.Столяр: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Тверь, 2008.

53. Фреик Н. Петр Штомпка Доверие: социологическая теория// Социологическое обозрение Том 2. № 3. 2002.

54. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию: Пер. с англ.-М.: ООО «Издательство АСТ», 2004.- 730с.

55. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества: Пер.с пол. С.М. Червонной. М.: Логос, 2005. 664с

Учебное издание

 

 

А.К.Ларина

 

Социология доверия

 

Учебно-методические рекомендации

для студентов специальности «Социология»

 

Печатается в авторской редакции

 

Зав. Отделом Г.А.Углева

Подготовка оригинал-макета А.К. Лариной.

 

 

Подписано в печать 16.04.2012 Формат 60х84/16

Гарнитура Times New Roman. Усл.печ. л. 1.0. Уч.-изд. л. 1.1

Тираж 100 экз. Заказ № 345

___________________________________________________________

Отпечатано с оригинал-макета в Лаборатории оперативной полиграфии

Ульяновского государственного университета

432000, г. Ульяновск, ул.Л.Толстого, 42



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: