Оформление контрольной работы по ГОСТу
Контрольную работу в школе писал каждый. Все, что требовалось от ученика, — хорошо выполнить задания. В вузе все сложнее. Сюрпризы поджидают уже на первом курсе, когда вместо двух-трех листов, вырванных из тетради, от студента требуют полноценную научную работу, оформленную по всем правилам.
При оформлении работы можно руководствоваться методическими пособиями или спросить о технических тонкостях преподавателя. Тут лишь одна проблема: чаще всего контрольные выполняют заочники. Студентам заочной формы методички могут и не достаться, а найти преподавателя порой сложно.
Что же делать? В такой ситуации лучше руководствоваться ГОСТами.
Зачем выполняются контрольные?
При оформлении и написании контрольной важно понимать, для чего она вообще нужна.
В первую очередь, контрольная позволяет преподавателю увидеть уровень знаний студента – то, насколько хорошо он понял пройденный материал. Автору нужно доказать, что он не только владеет материалом в теории, но и может применить его на практике. Этим обусловлена и структура контрольной — работа имеет теоретическую и практическую части.
В теоретической части рассматриваются несколько вопросов. В практической студенту необходимо выполнить ряд заданий.
Кроме того, что студент должен показать уровень своих знаний и глубину понимания материала, ему также требуется:
— продемонстрировать, что он умеет собирать и анализировать информацию;
— показать, что он может обобщать данные и делать выводы.
Работать придется преимущественно с научной литературой, тщательно выбирая источники. При проверке выбор источников тоже будет подвергаться оценке. Преподавателю важно видеть, что ученик умеет подбирать литературу и критически осмысливать написанное.
Основные требования к работе
При выполнении и оформлении контрольной по ГОСТу надо учитывать общие требования, которые предъявляются к работе:
студент должен придерживаться заданной тематики, не отступая от нее ни на шаг и не меняя тему;
запрещено менять тему самостоятельно без обращения к преподавателю;
при оформлении работы нужно учитывать нормы и ГОСТы;
контрольная выполняется на основании не менее семи источников, выбранных автором;
работа должна быть авторской, в ней должны содержаться собственные выводы студента;
текст контрольной должен иметь объем не менее 20 листов.
Оформление по ГОСТу текста контрольной
Когда работа выполнена, ее необходимо привести в соответствующий вид согласно ГОСТам:
контрольную набирают в Word или другом текстовом редакторе с аналогичным функционалом;
при наборе нужно использовать шрифт Times New Roman;
интервал между строк — полуторный;
размер шрифта — 14;
текст выравнивается по ширине;
в тексте делают красные строки с отступом в 12,5 мм;
нижнее и верхнее поля страницы должны иметь отступ в 20 мм;
слева отступ составляет 30 мм, справа — 15 мм;
контрольная всегда нумеруется с первого листа, но на титульном листе номер не ставят;
номер страницы в работе всегда выставляется в верхнем правом углу;
заголовки работы оформляются жирным шрифтом;
в конце заголовков точка не предусмотрена;
заголовки набираются прописными буквами;
все пункты и разделы в работе должны быть пронумерованы арабскими цифрами;
названия разделов размещаются посередине строки, подразделы – с левого края;
работа распечатывается в принтере на листах А4;
текст должен располагаться только на одной стороне листа.
Работа имеет такую структуру:
Титульный лист;
Оглавление и введение;
Основной текст контрольной;
Заключительная часть работы;
Перечень использованной литературы и источников;
Дополнения и приложения.
Если в работе есть приложения, о них надо упоминать в оглавлении.
Ссылки нумеруются арабскими цифрами, при этом учитывают структуру работы (разделы и подразделы).
Оформление по ГОСТу формул, рисунков и таблиц в работе
В контрольной работе могут быть иллюстрации, формулы и различные таблицы. Более того, они даже желательны. Такие элементы также должны соответствовать государственным стандартам. В частности, и иллюстрации, и таблицы должны быть расположены либо сразу после упоминания о них (то есть в самом тексте), либо на отдельной странице, следующей за той, где это упоминание есть.
Вставить в текст таблицу несложно. В верхней части редактора выбираем вкладку «Вставка», переходим в раздел «Таблицы», затем – «Вставка таблицы». Останется выбрать нужное количество строк и столбцов и установить размеры каждого из столбцов.
Воспользовавшись командой «Вставка — Встроенный», можно вставить в текст контрольной работы стандартную формулу. Если выбрать «Формула — Вставить», то можно будет ввести новую формулу со всеми требующимися символами. Знаки при этом появятся на панели управления. Формулы и уравнения размещают по центру страницы.
Иллюстрации, таблицы и схемы сопровождаются пояснениями. Например, «Рисунок 1», «График 12», «Таблица 2».