Светский праздник в России второй половины XVIII века




В течение семи веков (ХI-ХVII) монополия на формирование праздничного календаря и устройство праздничных церемоний принадлежала Церкви. Утрачена ею она была лишь в первой четверти ХVIII века, когда в ходе петровских преобразований Русская православная церковь с заменой патриаршества Синодом была включена в систему государства.

В эпоху Петра I, для которой была характерна крутая ломка традиционного быта, резко активизировались начавшиеся еще в ХVII веке процессы европеизации и модернизации русской праздничной культуры.

Если в древней и средневековой Руси праздничная культура господ и простонародья, города и села развивалась в одном русле, и различия между ними не имели принципиального характера, то с переходом от сословно-представительной монархии к абсолютизму они все более отдалялись и отличались друг от друга.

Так, в декабре 1699 года указом Петра I были изменены дата начала нового года и порядок летоисчисления, которое теперь стали вести не от сотворения мира, а от Рождества Христова (как в европейских странах), и церемониал праздника, в значительной мере заимствованный у голландцев и немцев. Первый январский Новый год праздновался целую неделю с широким размахом, присущим петровской эпохе. По указу царя встречу Нового года следовало всюду начинать в полночь не только торжественным молебствием с колокольным звоном, но и пушечною и ружейною пальбою.

В годы правления Петра I стали устраиваться с невиданной прежде пышностью и участием огромного количества людей празднества (нередко многодневные) по случаю военных побед России. Обязательным компонентом «военных» праздников ХVIII века стал торжественный марш войск по красочно убранным улицам Москвы, а потом и Петербурга, совершавших церемониальные прохождения через несколько специально сооружаемых к празднику «разукрашенных» триумфальных ворот (арок).

Значительно скромнее чем сами победы отмечались их годовщины. Так, ежегодно праздновавшийся в Петербурге день победы под Полтавой начинался торжественным богослужением на большой площади перед Троицкой церковью в специально поставленной для этой цели большой палатке. За ней следовал парад гвардейских полков. А вечером в Летнем саду устраивались пир и праздничный фейерверк.

С именем Петра I связано и рождение в России морских праздников, которыми отмечались и победы на море, и спуск на воду новых кораблей. В годы правления Петра I утвердилась и заимствованная, по всей вероятности, от проживавших в Москве иностранцев приуроченная к I мая встреча весны (лета), так называемая маевка.

Процесс создания гражданских праздников и новых праздничных ритуалов и традиций, столь бурно протекавший в петровскую эпоху, в последующие десятилетия XVIII в. развивался эволюционным путем, без революционных преобразований праздничного быта.

Индустрия так называемых ярмарочных или развлечений для народа сложилась в России в основном к концу XVIII в. городская и сельская ярмарочная площадь предлагала своим посетителям широкий выбор увеселений. Корни многих из них уходили в средневековую Русь, в искусство скоморохов. Неизменной популярностью пользовались в народе выступления кукольников.

Обязательной принадлежностью народных гуляний была широкая торговля сластями, фруктами, мороженым, разного рода напитками, продававшимися и в специально сооружаемых к празднику (ярмарке) палатках и «шалашах», и вразнос. Подобные увеселения и развлечения (в разном ассортименте) сопровождали городские народные гулянья во время различных праздников, а также сельские и городские ярмарки на всей территории расселения русских.

Особую известность приобрели наиболее старые и самые многолюдные первомайские гулянья - московские и петербургские, введенные Петром І. В Москве с 1730-х годов они устраивались преимущественно в Сокольниках.

Маевка стала неотъемлемой частью праздничного быта сначала жителей обеих столиц, а затем многих губернских и уездных городов, а также ряда промышленных сел и заводских поселков Европейской части России и промышленного Урала. Будучи местным праздником, 1 Мая официально, по календарю, было рабочим днем. Там, где его праздновали, этот день считался полупраздником, и большинство горожан работало только до обеда.

Повсюду, в том числе и в обеих столицах, основную массу маевщиков, как называли участников первомайских гуляний, составляли простолюдины.

Таким образом, можно с уверенностью заключить, что светские праздники, введенные Петром, и в начале XVIII века еще принимавшиеся в штыки, как все новое, во второй его половине были приняты людьми и стали отмечаться наравне с уже привычными им церковными праздниками.

 

 

Скоморошничество

Скоморохи – те, без кого трудно представить какой-либо праздник на Руси. Своими песнями, танцами, шутками, играми и потехами они развлекали весь народ. На самом деле скоморох ­ не просто ярмарочный дурачок который кривлялся за монетку.

Возникновение явления скоморошничества напрямую связанно с появлением ярмарок. Так как на ярмарочной площадке собирался нарож отовсюду, то во время этого мероприятия мог происходить не только товарно-денежный обмен но и дискуссии на различные тема, одной из которых становилась политика.

Скоморохами, как правило, становились высокообразованные люди, которых не устраивал, существующий в стране, политический или экономический строй. Однако монархическая власть не приемлет критика, поэтому любой, кто осмеливался высказать свое мнение против, подвергался аресту с последующей казнью В связи с этим скоморохи были вынуждены либо прекратить свою деятельность, либо придумать способ продолжить ее.

Самым простым выходом из этой ситуации стала маскировка под умственно отсталых людей. Для этого было использовано утверждение: «Что с дурака взять?» Это позволило скоморохам продолжать деятельность без угрозы быть разоблаченным.

Начиная с XIIв., скоморохи подверглись гонению. Власть наконец-то раскусила обман и поняла, что ее осмеивают. С этого времени скоморохи вынуждены были свернуть свою деятельность и затаиться. Но, не смотря на гонения и угрозу казни, скоморошничество не прекратило свое существование. Большинство из представителей данной группы зарабатывало себе на жизнь, работая ведущими на свадьбах, торжествах и других мероприятиях.

Во время правления Ивана IV произошла своеобразная «оттепель» для скоморохов: некоторые из них были приняты на государственную службу. Это означало, что те, кто оказался близко к царскому двору, смогли бы в шутливой форме представлять власти свои идеи переустройства государства, которые могли бы быть представлены правителю.

Начиная со своего возникновения, скоморохи были одиночками. Но в их рядах также была дифференциация. У одних лучше получались танцы, у других ­ песни. К XIVв. Скоморохи начали объединяться в группы. Эти группы получили название «Ватаги». Отсюда и родилась поговорка «Шумная ватага». Со временем число участников в ватаге увеличивалось, это привело к тому, что скоморохи перешли на оседлый образ жизни. В деревнях, где оседали скоморохи, открывались своеобразные школы, где шла передача навыков новому поколению.

До нашего времени Скоморох дошел только как ярмарочный увеселитель, но не стоит забывать о том, что эти люди рискуя жизнью, несли свет в массы и из вклад в процесс переустройства России огромен.

Заключение

Основы любого из ныне существующих явлений лежат в древности. Во второй половине XVIII века в России существовало множество разных по происхождению, назначению праздников - городских и слободских, волостных, сельских, деревенских и даже уличных.

Вторая половина XVIII века представляет собой интересный период русской культуры в плане формирования новых праздничных традиций и изменения уже существующих. Истоки многих праздников, появившихся и утвердившихся в России в ХVIII-ХIХ веках, восходят к петровскому времени. Именно тогда была заложена, например, традиция встречи гражданского Нового года в ночь с 31 декабря на 1 января.

Петром I были сформированы основные традиции светского праздника в России. Например, стали устраиваться многодневные увеселительные празднества по поводу военных побед России. Гражданские праздники второй половины XVIII века по содержанию и тональности отличались от церковных Праздники петровского времени, родились как политические и идеологические. В силу этого их создание также было преимущественно организованным, целенаправленным процессом.

Период средневековья предоставил такие формы, которые используются и до наших дней, благодаря этому не прерывается историческая память и всегда находится материал для воплощения праздника в народной стилистике.


Список литературы

1. Белкин А.А. Русские скоморохи. // М., 1975;

2. Власова И.В. Русские: народная культура (история и современность). Т. 4. Общественный быт. Праздничная культура. Отв. ред. М., 2000;

3. Жигульский К. Праздник и культура. Праздники старые и навые размышления социолога. – М. 1985;

4. Лавриков И.Н. Краткий экскурс в теорию праздника // Вестник;

5. Лазарева Л.Н. Историяи теория праздников // Челябинск, 2010 251с.;

6. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец ХVШ - начало ХХ в.//Л., 1988;

7. Петрухин В. «Праздник» в средневековой Руси //Одиссей: Человек в истории – М.: Наука, 2005, с. 81-88.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: