Мои педагогические находки по формированию духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи




Есть ли у меня мои педагогические находки по формированию духовно-нравственных качеств у подрастающего поколения? Да, скажу я, они есть, да и как им не быть, ведь я дочь свей мамы, а моя мама – Учитель с большой буквы, всю жизнь свою мама отдала этой профессии, и я полюбила и вошла в этот педагогический мир, благодаря моей маме. В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы. Известный отечественный педагог В. А. Сухомлинский в работе «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности» пишет о том, что «каждый человек уже в годы детства должен постичь счастье полноты своей духовной жизни» [4,с.373]. И основная цель педагогики заключалась в воспитании ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей. На этих постулатах мама воспитала не одно поколение своих учеников и своих родных детей. И всегда у мамы дети были окружены вниманием и заботой, поэтому я и выбрала профессию учитель и работаю в ней как и моя мама, с самого начала трудовой деятельности и по сей день, а мама всегда рядом со мной и всегда поддержит профессиональным и просто человеческим советом, хотя сейчас уже не работает и тяжело болеет. Через всю мою педагогическую деятельность проходят заложенные моей мамой нравственно-патриотические чувства, связывающие разные поколения; и я возвращаюсь к этой проблеме вновь и вновь. Как-то раз, будучи старшим воспитателем и, совмещая работу учителем-логопедом, мне нужно было определиться с направлением развития нашего дошкольного образовательного учреждения и написать Программу Развития. На помощь мне пришла, конечно, моя мама, она посоветовала пробуждать у детей духовно-нравственные качества. А уже далее мы решали все организационные вопросы в детском саду. Наш коллектив выбрал направление развития. Им стало нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, и началась работа. Рабочая группа, которую возглавила я, выработала три линии реализации программы, первое из которых я назвала «Наши истоки». В настоящее время в дошкольной педагогике актуализировалась проблема необходимости воспитания в наших детях духовности на основе традиций русского народа.

Работа в этом направлении осуществляется в тесном взаимодействии со всеми участниками педагогического процесса. К большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили наши бабушки и дедушки, как жили русские люди, как отдыхали и как работали? Какие праздники отмечали? Что передавали своим детям, внукам, правнукам? Мы должны восстановить связь времен, вернуть утраченные человеческие ценности. Великий российский учёный Михаил Ломоносов в своем научном труде об истории славян сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»[3,с.7]. Бездуховность никогда не была присуща русскому человеку и народу в целом, русской истории и культуре. В народе всегда сильна была власть добра, справедливости, праведности, нравственности.

Но в наши дни проблема нравственно-патриотического воспитания встала наиболее остро. Западные традиции разрушают сформированные за долгие времена отношения в русской семье. С древних времен жители Российского государства были известны своим гостеприимством, радушием, дружелюбием, душевностью, богатством нравственных качеств. Неужели все это можно безответственно заменить чужой культурой? Необходимо всеми силами оберегать и укреплять нашу нравственность, и это смогут сделать только педагоги, которые сами выросли на этих ценностях. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Мы смело высказываем убеждения, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями»[4. с.109].

Дошкольный возраст благоприятный период жизни ребенка для закладки нравственного поведения, поэтому решение данной проблемы необходимо начинать в семье и в образовательных учреждениях всеми эффективными способами[5. с.3]. Одним из таких способ является применение «жемчужных народных мыслей», с использованием народных сказок, игр, традиций, праздников. Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.

Проработав в детском саду, я пришла к убеждению, что воспитание без духовно-нравственной основы неполноценно. Я изучила отношение родителей своей логопедической группы к данной проблеме, проведя анкетирование. Результаты показали, что родителям хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с традициями, и выросли с четкими представлениями о нормах морали и нравственности, однако у большинства родителей отсутствуют знания о народных и православных традициях. Таким образом, отторжение от русской культуры, от связи поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени.

Работу по данному направлению наш коллектив только начал, я также осваиваю эту тему с детьми первый год. Главным ориентиром для меня в практической деятельности с дошкольниками стала парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под редакцией Ольги Львовны Князевой и Марии Давыдовны Маханёвой. В связи с этим была поставлена основная цель: приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности

Для реализации данной программы был составлен перспективный план совместной деятельности с детьми, выбраны эффективные методы, приёмы и формы работы по ознакомлению детей с народным творчеством.

Эти методы и приемы я использую на логопедических фронтальных занятиях.

Работа по Программе Развития только началась в нашем детском саду, у меня зародилась идея сформировать у детей привычку готовиться и отмечать вместе с родителями народные, православные календарные праздники. Мой опыт в этом направлении показал, что знакомство детей дошкольного возраста с культурой своего народа в игровой форме способствует пробуждению их познавательной, речевой и творческой активности, самостоятельности, яркой индивидуальности каждого ребёнка. Усвоение же детьми совокупности культурных ценностей - развитию их духовности. В календарно-тематическом планировании, начиная работу по лексической теме: времена года, я знакомлю детей с нашими истоками–народными праздниками, обычаями встречи осени, зимы, весны.

Первые наработки в этом направлении я начала с темы «Весна», к встрече весны на Руси готовились, ее зазывали, закликали. И встречали весну несколько раз. Я знакомлю детей с Первой встречей Весны–Масленицей, используя Триз-технологию, работаем по картине, применяю прием «Вхождение в картину» и подключаем волшебников – органы чувств, которые помогают детям наиболее точно описать предметы, изображенные на картине, дети описывают музыкантов, женщину с блинами и делают вывод,что художник изобразил на картине первый праздник встречи весны–Масленицу, дети на занятии сами помогают солнышку растопить снег, выполняют пальчиковую гимнастику «Солнышко-ведрышко». А домой дети получают задание – поучаствовать в праздновании Масленицы, испечь блины. Со вторым праздником Встречи Весны мы знакомимся в конце марта при изучении лексической темы «Перелетные птицы». Этот праздник отмечали на Руси 22 марта. Назывался он «Сороки» или «Жаворонки». Дети отгадывают загадки про птиц и знакомятся с новым жанром – заклички. С ребятами придумываем закличку для птиц. Каждое занятие мы начинаем с тематических артикуляционной и дыхательной гимнастик. К знакомству с этой темой привлекаем и народные музыкальные инструменты. Свистульками в виде птиц зазывали весну на Руси. У меня есть еще музыкальное образование, я пою, играю на фортепиано, это образование я получила тоже благодаря маме. И на протяжении педагогической деятельности музыка наполняет истинной жизнью мои занятия с детьми.

А чтобы птицы быстрее прилетели, пекли во всех домах фигурки птиц с распахнутыми крылышками, глазками-изюминками, обсыпанные сахаром. Выпечка эта назвалась «жаворонками». Именно жаворонки, по народному представлению, должны были принести на своих крыльях долгожданную весну. На дом дети вместе с родителями получают задание испечь жаворонков. Приносят в группу печеных жаворонков, а я их фотографирую и потом создаю презентацию, эту презентацию мы используем, когда встречам Весну в третий раз. Этот праздник русский народ отмечал 7 апреля и назывался он Благовещение. Благая весть, значит добрая, весенняя, солнечная. Весть о том, что весна победила зиму, природу оживила. Это весна, это радость, ожидание ярких цветов, пения птиц, звонких ручейков. Старики говорят, что у Бога это самый большой праздник. Тяжким грехом считалось заниматься каким-либо делом на Благовещении. В народе говорили: «Птица гнездо не вьёт, девица косу не плетёт». Поскольку работать по хозяйству в праздник было нельзя, то люди играли в русские народные игры, и мы на занятии играем в игру обрядовую «Ручеек» Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Мы с детьми играем и поем закличку: «Ой, течет ручьем вода нету снега, нету льда…» Важное значение в работе я придаю обучению детей народным подвижным и хороводным играм. Постепенно, побуждая интерес детей к совместному и самостоятельному проведению игр, я знакомлю их с обрядовыми, досуговыми играми.

Великая русская литература не оставляла незамеченным народные праздники, поэтому это событие описано во многих стихах русских поэтов, и я знакомлю детей со стихотворением А.С.Пушкина «Птичка». «В чужбине свято наблюдаю Родной обычай старины: На волю птичку выпускаю. При светлом празднике весны». Мы ведем беседу по содержанию стихотворения. Символ этого праздника – вылетающая из клетки птичка. В заключении мы делаем вывод, что на Руси весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить приход её могут птицы. Ребята участвуют в этой традиции, мы делаем птиц из бумаги, а после выпускаем на волю, на обрядовое дерево, которое я заготовила и сделала дома вместе со своей семьей, этим самым я продолжаю воспитывать и своих детей на лучших народных традициях, как делала моя мама в моем детстве. На занятие дети встают в хоровод вокруг обрядового дерева, я сажусь за фортепиано и мы поем веснянку «Стало ясно солнышко пригревать…» Слова дети учат в группе с воспитателями по заданию логопеда и поэтому мы все поем и наслаждаемся красотой мелодии и русских слов.

Я всегда охотно делюсь своими знаниями и опытом с воспитателями дошкольного образовательного учреждения. По итогам работы первого года своим достижением считаю создание в группе атмосферы доброжелательности, сочувствия и взаимопонимания. Дети знакомятся с ярким и выразительным народным языком. Они принимали участие в конкурсах, праздниках. Многие хорошо танцуют, поют, выразительно читают стихи. Я считаю, что мои труды не прошли даром. И все мои педагогические находки приходят ко мне благодаря моей маме, это безусловно так, ведь иначе и быть на может, так как в российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы.

 

Используемые источники:

1.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры.: Программа, учебно-методическое пособие /О.Л. Князева, М.Д.Маханева. – СПб.: Детство – Пресс, 2000.

2. Ломоносов М.В. Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава первого или до 1054 года.

3. Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности. М.: 2 изд.,1975.

4. Ушинский К. Д.О нравственном элементе в русском воспитании. М.,1860.

5.Интернет-источник:https://infourok.ru/statya-na-temu-nravstvennie-orientiri-vospitaniya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-290410.html



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: