Объемные требования к
2009-2010 уч/год
1. Адаптация организма к условиям среды. Адаптация организма к мышечной работе. Физиолого-биохимические механизмы срочной и долговременной адаптации. Тренировочный эффект.
2. Актуальные проблемы массового спорта в России (гуманитарные, биологические, психологические, педагогические, экономические, организационные и др.).
3. Актуальные проблемы олимпийского спорта (гуманитарные, биологические, психологические, педагогические, экономические, организационные и др.).
4. Актуальные проблемы профессионального спорта (гуманитарные, биологические, психологические, педагогические, экономические, организационные и др.).
5. Актуальные проблемы спорта высших достижений (гуманитарные, биологические, психологические, педагогические, экономические, организационные и др.).
6. Актуальные проблемы спорта инвалидов (гуманитарные, биологические, психологические, педагогические, экономические, организационные и др.).
7. Актуальные проблемы физической культуры на современном этапе развития общества (гуманитарные, биологические, психологические, педагогические, экономические, организационные и др.).
8. Алгоритм и организация проведения массовых спортивных мероприятий.
9. Анатомо-физиологическая характеристика дыхательной системы. Дыхательные объемы и показатели внешнего дыхания (ЧД, МОД, МПК, кислородный долг). Участие эритроцитов в транспорте кислорода и углекислого газа. Влияние занятий физической культурой и спортом на дыхательную систему.
10. Анатомо-физиологическая характеристика нервно-гормональной регуляции. Механизм действия гормонов. Особенности нервно-гормональной регуляции мышечной работы.
11. Физиологическая характеристика процесса переваривания и всасывания основных энергетических компонентов пищи.
12. Анатомо-физиологическая характеристика сердечно-сосудистой системы. Показатели деятельности сердца (ЧСС, УОК, МОК). Кровяное давление. Влияние занятий физической культурой и спортом на сердечно-сосудистую систему.
13. Анатомо-физиологическая характеристика центральной нервной системы. Рефлекторная дуга. Проявление статических и статокинетических рефлексов в различных физических упражнениях.
14. Биологическое значение питания. Калорийность пищевого рациона и соответствие ее энерготратам организма. Сбалансированность пищевого рациона по белкам, жирам и углеводам. Особенности питания спортсменов.
15. Биохимические и физиологические особенности стареющего организма: снижение интенсивности метаболизма, уменьшение возможностей энергетического обеспечения и восстановительных процессов. Особенности проведения занятий оздоровительной физкультурой с людьми пожилого возраста.
16. Биохимические и функциональные сдвиги в организме при выполнении мышечной работы. Показатели функционирования дыхательной и сердечно-сосудистой систем у спортсменов различной квалификации и специализации.
17. Биоэнергетические, структурно-функциональные, технические и психологические факторы, обусловливающие выносливость. Методика развития выносливости в избранном виде ФСД.
18. Биоэнергетическое обеспечение мышечной деятельности. Соотношение между путями ресинтеза АТФ при выполнении физических нагрузок различного характера. Зоны относительной мощности работы.
19. Бюджетное и внебюджетное финансирование физкультурно-спортив- ной деятельности.
20. Валеологическое воспитание в процессе занятий физической культурой. Здоровье сберегающие технологии.
21. Варианты построения годового тренировочного цикла в избранном виде ФСД. Условия, определяющие продолжительность периодов и этапов в пределах годового цикла.
22. Варианты проведения общешкольного спортивного праздника, направленного на решение задач олимпийского образования.
23. Ведущие компоненты профессиограммы специалиста в современных условиях в связи со структурными изменениями рынка труда в сфере физической культуры. Самопрезентация (резюме) молодого специалиста.
24. Влияние на организм человека условий современной жизни (стресс, вредные привычки, гиподинамия, гипокинезия).
25. Влияние средств массовой информации и массовой культуры на отношение населения к физической культуре, спорту и спортсменам.
26. Воздействие на организм неблагоприятных факторов внешней среды. Роль физической культуры и спорта в повышении функционального состояния и неспецифической устойчивости организма к действию неблагоприятных внешних факторов.
27. Воспитание гражданских, патриотических и нравственных чувств у занимающихся физической культурой и спортом.
28. Воспитание волевых качеств, трудолюбия, ответственности и дисциплинированности.
29. Высшая нервная деятельность. Условия образования и биологическое значение условных рефлексов. Типы высшей нервной деятельности и их учет при проведении занятий физической культурой и спортом.
30. Гипокинезия и гиподинамия — "болезнь" цивилизованного мира. Влияние недостатка двигательной активности на организм человека.
31. Диагностический аппарат изучения социальных стимулов занятий физической культурой и спортом.
32. Задачи и формы контроля и учета подготовки в избранном виде ФСД. Требования к показателям, используемым в процессе контроля и учета,
33. Изменение функционального состояния при адаптации организма к различным двигательным режимам.
34. Инновации в специальном и неспециальном физкультурном образовании.
35. Интегральные показатели техники и энергообеспечения, обусловливающие спортивные результаты в циклических видах спорта, связанных с проявлением аэробной выносливости.
36. Компоненты физической нагрузки и их дозирование при занятиях в группах оздоровительной направленности.
37. Критерии и способы оценки техники выполнения двигательных действий в избранном виде ФСД (педагогические, биомеханические, физиологические, эстетические и др.).
38. Критерии, методы и организация спортивного отбора в избранном виде ФСД.
39. Медико-биологическая характеристика процесса формирования тренированности. Тестирование уровня тренированности в покое, при выполнении стандартных и предельных нагрузок.
40. Медико-биологические основы спортивного отбора и прогнозирования спортивных результатов в избранном виде спорта. Учет генетических факторов при проведении спортивного отбора.
41. Медико-биологические основы тренируемости. Варианты тренируемости. Учет критических периодов онтогенеза, биологического возраста, типа высшей нервной деятельности при построении учебно-тренировочного процесса.
42. Место и роль избранного вида ФСД в различных звеньях физкультурного движения.
43. Методика обучения технике движения и формирования двигательного навыка в избранном виде ФСД. Стадии формирования двигательного навыка.
44. Методики психодиагностики, используемые занимающимися самостоятельно или под руководством психолога.
45. Методы и приемы обеспечения выполнения педагогических требований, не вызывающих энтузиазма у занимающихся.
46. Методы оценки энергетического обмена организма. Основной обмен, его зависимость от возраста и пола. Энерготраты при различных видах трудовой и спортивной деятельности.
47. Методы самоконтроля и меры предупреждения травматизма при использовании бега и других упражнений в оздоровительных целях.
48. Многолетняя подготовка спортсмена в избранном виде ФСД, характеристика ее этапов.
49. Морфологическое и физиологическое обоснование нормирования физических нагрузок. Взаимосвязь влияния уровня физической активности, особенностей строения и развития на состояние здоровья и адаптацию к физическим нагрузкам.
50. Неблагоприятные предстартовые состояния и способы их предотвращения.
51. Обоснование подбора специальных упражнений в избранном виде ФСД с учетом анатомических, физиологических и биомеханических факторов.
52. Общая характеристика выделительных процессов. Анатомо-физиологическая характеристика почек. Механизм и регуляция мочеобразования.
53. Общая характеристика и биологические функции крови. Буферные системы крови и их роль в поддержании постоянства рН при выполнении физической работы.
54. Общая характеристика средств подготовки в избранном виде ФСД.
55. Общий план организации и функции сенсорных систем (анализаторов). Роль сенсорных систем (двигательных анализаторов) в физкультурно-спортивной деятельности.
56. Определение и виды выносливости. Биохимические и физиологические основы выносливости. Резервы выносливости.
57. Организация массовых физкультурно-пропагандистских мероприятий (показательных выступлений, спортивных парадов, фестивалей, конкурсов, встреч с известными спортсменами и тренерами и т.п.).
58. Основные финансовые документы учета и отчетности в сфере физической культуры и спорта.
59. Основные формы оздоровительной физической культуры. Физиологическое обоснование оптимальных двигательных режимов для различных групп населения.
60. Основные формы лечебной физической культуры. Классификацияи характеристика упражнений, используемых с лечебной целью. Двигательные режимы.
61. Основы обучения физическим упражнениям в избранном виде ФСД.
62. Особенности психологической подготовки в избранном виде ФСД.
63. Особенности тактической подготовки в избранном виде ФСД.
64. Особенности технической подготовки в избранном виде ФСД.
65. Особенности физической подготовки в избранном виде ФСД.
66. Острые патологические состояния при занятиях спортом (обмороки, травматизм, острая сердечная недостаточность). Первая помощь, профилактика.
67. Педагогические, психологические и технические аспекты формирования спортивной команды.
68. Переходный период тренировки в избранном виде ФСД: направленность, типичные задачи, средства и методы. Факторы, регламентирующие продолжительность и содержание периода.
69. Периодизация роста и развития человека. Биохимические и физиологические особенности растущего организма: интенсивность и направленность метаболизма, особенности энергообеспечения и нервно-гормональной регуляции.
70. Планирование и организация самообразования специалиста по физи- ческой культуре и спорту.
71. Планирование, организация и проведение соревнований в избранном виде ФСД.
72. Повышение и снижение функционального состояния организма в связи с адаптацией организма к различным двигательным режимам.
73. Подготовительный период тренировки в избранном виде ФСД: направленность, варианты структуры, типичные задачи, средства и методы.
74. Показатели и критерии эффективности спортивно-педагогической деятельности.
75. Показатели определения стиля руководства в работе тренера и оценка его педагогической эффективности.
76. Понятие о здоровье и болезни. Здоровый образ жизни. Факторы внешней среды, обеспечивающие высокий уровень здоровья.
77. Понятие об иммунитете и его видах. Влияние занятий физической культурой и спортом на иммунитет. Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД).
78. Построение тренировочных микро-, мезо- и макроциклов в избранном виде ФСД.
79. Построение этапа непосредственной подготовки к главным соревнованиям в избранном виде ФСД.
80. Причины возникновения ошибок при обучении двигательным действиям в избранном виде ФСД. Современные информационные технологии для выявления и устранения двигательных ошибок.
81. Причины и механизмы дизадаптации и реадаптации. Закономерности проявления. Понятие о перетренированности и растренированности.
82. Причины, признаки и профилактика хронических заболеваний у спортсменов (заболевания опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения, сердечно-сосудистой системы, хронические инфекции).
83. Проблемы ранней специализации в различных видах спорта.
84. Профессионально-педагогические умения и их влияние на эффективность профессиональной деятельности выпускников вузов физической культуры.
85. Психофизиологические особенности нестандартной (ситуационной) соревновательной деятельности (спортивные игры, единоборства и т.п.). Физиологические процессы восприятия информации, принятия решения и программирования ответных действий. Значение тактического мышления при спортивной деятельности.
86. Пути решения в современных условиях социально-экономических вопросов развития массового детского спорта.
87. Работа с лидерами спортивной команды и секции.
88. Работа, нагрузка, восстановление - составляющие тренировочного процесса (характеристика, взаимосвязь).
89. Развитие навыков самоуправления, самоорганизации и самосовершенствования в спортивном коллективе.
90. Реализация воспитывающего обучения в процессе проведения тренировочных занятий.
91. Реализация основных дидактических принципов при обучении в избранном виде ФСД.
92. Систематизация физических упражнений в избранном виде ФСД.
93. Содержание и основные разделы перспективного планирования тренировки в избранном виде ФСД. Технология разработки планов многолетней подготовки.
94. Содержание и особенности соревнований в отдельных видах ФСД. Показатели, определяющие эффективность соревновательной деятельности.
95. Соревновательный период тренировки в избранном виде ФСД: направленность, варианты структуры, типичные задачи, средства и методы.
96. Специфика проведения соревнований по отдельным видам спорта (командным, игровым, единоборствам, индивидуальным).
97. Спонсорство в сфере физической культуры и спорта (правовые, психологические, экономические, организационные аспекты).
98. Спортивная литература (книги, журналы), средства массовой информации о нововведениях и творчестве специалистов сферы физической культуры и спорта.
99. Спортивная работоспособность в условиях измененного барометрического давления. Физиолого-гигиеническая характеристика факторов, действующих на организм в горной местности. Динамика спортивной работоспособности в горах, акклиматизация и реакклиматизация.
100. Средства восстановления и стимуляции работоспособности в избранном виде ФСД.
101. Средства и методы формирования устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом.
102. Стиль руководства педагогическим и спортивным коллективом с учетом уровня его сформированности.
103. Строение и химический состав скелетных мышц. Двигательные единицы мышц. Механизмы мышечного сокращения и расслабления.
104. Сферы нововведений в физической культуре и спорте. Обоснование инноваций в избранном виде ФСД.
105. Тенденции появления и развития новых видов спорта и перспективы успешного освоения их представителями традиционных видов.
106.Техника выполнения двигательных действий в избранном виде ФСД. Основные группы мышц, обеспечивающие выполнение двигательного действия. Современные информационные технологии, используемые для контроля и совершенствования техники двигательных действий.
107. Условия достижения оздоровительного эффекта физкультурно-оздоровительных занятий.
108. Факторы, обусловливающие подбор средств в оздоровительной физической культуре.
109. Факторы, определяющие выбор стратегии и тактики при проведении соревнований в избранном виде ФСД.
110. Факторы, определяющие координационные способности. Методика развития координационных способностей в избранном виде ФСД.
111. Факторы, определяющие эффективность соревновательной деятельности в избранном виде ФСД.
112. Физиологическая классификация физических упражнений. Характеристика стандартных циклических и ациклических движений.
113. Физиологические механизмы, стадии и закономерности формирования двигательного навыка. Двигательный динамический стереотип. Особенности формирования двигательного навыка в избранном виде ФСД.
114. Физиолого-биохимическая характеристика восстановления после мышечной работы. Периоды восстановления. Классификация и краткая характеристика средств, используемых в спортивной практике для ускорения восстановительных процессов.
115. Физиолого-биохимическая характеристика изменений в организме при выполнении динамической работы различной мощности. Характеристика сердечно-сосудистой, дыхательной системы, двигательного аппарата, системы крови. Энерготраты.
116. Физиолого-биохимическая характеристика утомления. Особенности развития утомления при выполнении работы разного характера.
117. Физиолого-биохимические механизмы проявления быстроты. Определение, формы. Резервы быстроты и их особенности проявления в различных видах спорта. Возрастные изменения, сенситивные периоды, тренируемость.
118. Физиолого-биохимические механизмы формирования и проявления силы. Определение, классификация. Факторы, определяющие максимальную мышечную силу (основные и дополнительные). Физиологические основы тренировки и резервы мышечной силы. Тренируемость, сенситивные периоды, возрастные изменения.
119. Физиолого-биохимические основы скоростно-силовых способностей. Факторы, определяющие скорость и силу в процессе двигательной деятельности. Особенности проявления скоростно-силовых качеств в различных видах спорта.
120. Физическая работоспособность. Понятие и показатели. Принципы и методы тестирования (PWC170, степ-тест).
121. Формирование межличностной адаптации в спортивном коллективе.
122. Формы педагогического и медико-биологического контроля качества учебно-тренировочного процесса.
123. Характеристика игрового метода проведения занятий в избранном виде ФСД.
124. Характеристика принципов спортивной тренировки в избранном виде ФСД: цикличность тренировочного процесса, единство и взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности.
125. Характеристика принципов спортивной тренировки в избранном виде ФСД: направленность на высшие достижения, углубленная специализация и индивидуализация, единство общей и специальной подготовки.
126. Характеристика принципов спортивной тренировки в избранном виде ФСД: постепенность в увеличении и тенденция к максимальным тренировочным нагрузкам, волнообразность и вариативность нагрузок, непрерывность тренировочного процесса.
127. Характеристика функциональных состояний спортсмена: предстартовое, врабатывание, истинное и ложное устойчивое состояние.
128. Цели и задачи физкультурного образования. Конкретизация задач на примере дошкольных, школьных, вузовских и др. учреждений.
129. Частный бизнес в сфере физической культуры и спорта.