Программа исследования темперамента




 

Темперамент является таким индивидуальным параметром, от которого зависит множество свойств личности. С темпераментом тесно связан индивидуальный стиль деятельности, представляющий собой операциональную составляющую активности человека. Но в большей степени эта зависимость обнаруживается в эмоциональной сфере. Например в стрессовых ситуациях степень рационального контроля за поведением зависит от индивидуального порога реагирования, который обусловлен свойствами нервной системы. В ситуациях стресса, кроме того, действуют механизмы психологической защиты личности, предположительно зависящие от типа темперамента [16].

Практическая часть данной работы базируется на концепции темперамента отечественного психофизиолога Русалова. Этот выбор был продиктован тем, что методика Русалова является наиболее дифференцированным инструментом исследования параметров обусловливающих темперамент. Кроме того, данный опросник позволяет вычислить ряд дополнительных индексов (индексы активности, общей эмоциональности, общей адаптивности), а также узнать общий тип темперамента [19].

Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М. Русалова используется для диагностики свойств "предметно-деятельностного" (психомоторная и интеллектуальная сферы) и "коммуникативного" аспектов темперамента. Он позволяет выделить 9 наиболее типичных вариантов (типов) формально-динамических свойств.

Испытуемому предлагается ответить на 150 вопросов, направленных на выяснение обычного способа поведения. Каждый вопрос оценивается им по четырём параметрам: 1 - не характерно, 2 - мало характерно, 3 - довольно характерно, 4 - характерно. Для подсчета баллов по той или иной шкале используются ключи. После подсчёта необходимо перекодировать некоторые ответы, указанные в ключе для данной шкалы. Подсчет баллов производится путем суммирования всех баллов по данной шкале [5, 9].

Исследование будет направлено на выявление зависимости между особенностями темперамента и преобладанием тех или иных психологических защит личности. Актуальность данного исследования продиктована тем, что комплексный анализ особенностей темперамента в их связи с механизмами психологической защиты (МПЗ), даст возможность для разработки более глубокой системы психологического консультирования лиц, испытывающих затруднения в адаптации. Кроме того, данное исследование позволит разработать общую программу коррекции поведения, учитывающую связь нейродинамики с особенностями личности.

Цель психологической защиты - снижение эмоциональной напряженности и предотвращение дезорганизации поведения, сознания и психики в целом. Для диагностики механизмов психологической защиты личности будет использована методика ИЖС "Индекс жизненного стиля". Данная методика будет использована именно потому, что она является наиболее удачным диагностическим средством, позволяющим диагностировать всю систему МПЗ, выявить как ведущие, основные механизмы, так и оценить степень напряженности каждого механизма ПЗ.

Опросник ИЖС (LSI) представляет собой текст инструкции и девяносто семь утверждений. Испытуемый должен отметить те высказывания, которые соответствуют его поведению или состоянию. Испытуемому даются следующие инструкции: "Прочитайте приведенные ниже высказывания. Выберите из них только те, которые соответствуют вашему поведению и состоянию, и отметьте их в бланке для ответов. Помните, здесь нет ни плохих, ни хороших ответов".

Бланк для регистрации ответов представляет собой решетку, у которой вертикалям соответствуют номера утверждений, а горизонталям шкалы, соответствующие 8 измеряемым защитным механизмам: А - отрицание, В - вытеснение, С - регрессия, D - компенсация, Е - проекция, F - замещение, G - интеллектуализация, Н - реактивное образование [3].

Таким образом результатом исследования МПЗ должно стать 8 вариантов диспозиций (проявлений личностных черт), обусловливающих те или иные типы МПЗ.

Предполагается обнаружение корреляционной зависимости между вариантами диспозиций и свойствами темперамента. Для подсчета корреляции будет использован метод ранговой корреляции Спирмена. Вначале будут проранжированы два признака (диспозиция и один из девяти формально-динамических признаков). Затем будут выделены две индивидуальные иерархии признаков (диспозиции и фирмально-динамические свойства). После этого будет осуществлен подсчет по формуле и произведён анализ превышения критических значений коэффициентов корреляции [23].

Тестирование будет произведено на группе испытуемых (студентов 3 курса химического факультета ЮУрГУ) в количестве 30 человек. Выбор данного количества испытуемых продиктован минимально допустимыми нормами, касательно надёжности полученных результатов.

Предполагается получение значимых результатов связи особенностей темперамента и МПЗ.

 


Выводы

1) В данной работе была исследована проблема темперамента, выделен наиболее глубокий метод его изучения

) Было предложено и теоретически обосновано исследование зависимости свойств темперамента и МПЗ.


Заключение

 

Вопросы, связанные с психодиагностикой темперамента, являются наиболее разработанными в отечественной психологии. Несмотря на многообразие различных подходов и методов исследования, общим остается признание зависимости темперамента от эмоциональной сферы личности.

Предполагается, что схема исследования, предложенная в данной работе, позволит разработать систему консультирования лиц испытывающих проблемы в адаптации, а также более глубоко изучить структуру личности.

Был произведён теоретический анализ проблемы темперамента, подобраны и описаны наиболее адекватные методы изучения темперамента и МПЗ.

 


Библиографический список

 

1. Батаршев А.В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика / А.В. Батаршев. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 336 с.

2. Богуславский В.М. Психология: учебное пособие / В.М. Богуславский. - СПб.: Речь, 2000. - 370 с.

. Вассерман Л.И. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля / Л.И. Вассерман, О.Ф. Ерышев, Е.Б. Клубова и др. - СПб.: Изд-во ФГБУ СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2005. - 51 с.

. Гиппенрейтер Ю.Б. Психология индивидуальных различий / Ю.Б Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, МПСИ, 2006. - 776 с.

. Голев С.В. Психодиагностика темперамента: учебное пособие / С.В. Голев, О.С. Голева. - Херсон: ВМУРоЛ "Украина" ХФ, 2010. - 108 с.

. Грей А. Нейропсихология темперамента / А. Грей. - Спб.: Речь, 2009. - 305 с.

. Гуревич К.М. Психологическая диагностика: учебное пособие / К.М. Гуревич, Е.М. Борисова. - М.: Изд-во УРАО, 1997. - 304 с.

. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология: учебное пособие / Е.П. Ильин. - СПб.: Изд-во "Питер", 2001. - 464 с.

. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий: учебное пособие / Е.П. Ильин. - СПб.: Изд-во "Питер", 2004. - 701 с.

. Кураев Г.А. Психология человека / Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская. - Ростов-на-Дону: "Феникс", 2002. - 232 с.

. Малых С.Б. Природа индивидуальных особенностей темперамента в подростковом возрасте // Психологический журнал. 2004. № 6.

. Мерлин В.С. Собрание сочинений. Том 3: Очерк теории темперамента / В.С. Мерлин. - Пермь: ПСИ, 2003. - 276 с.

. Моисеева О.Ю. Психодиагностика индивидуальных особенностей личности. Часть 1. Психодиагностика темперамента: учебное пособие / О.Ю. Моисеева. - Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2002. - 52 с.

. Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии // Психология индивидуальных различий. Тексты. - М., 1982. - 198 с.

. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий / В.Д. Небылицын. - М.: Изд-во "Наука", 1976. - 336 с.

. Немов Р.С. Психология: учебное пособие / Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 688 с.

. Петровский А.В. Общая психология: учебное пособие / А.В. Петровский. - М.: Просвещение, 1976. - 479 с.

. Петухов В.В. Общая психология. Том 2. Книга 1. Субъект деятельности / В.В. Петухов. - М.: Изд-во МГУ, 2002. - 672 с.

. Ракович Н.К. Практикум по психодиагностике личности / Н.К. Ракович. - Минск: БГПУ, 2002. - 248 с.

. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед. образования / Е.И. Рогов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 448 с.

. Рубинштеин С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие / С.Л. Рубинштеин. - СПб: Изд-во "Питер", 2000. - 712 с.

. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. 1985. №11.

. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии: учебное пособие / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Изд-во "Речь", 2003. - 350 с.

. Симонов, П.В. Темперамент. Характер. Личность: учебное пособие / П.В. Симонов, П.М. Ершов. - М.: Изд-во "Наука", 1984. - 148 с.

. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие / Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: "Феникс", 2000. - 672 с.

. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии: учебное пособие / Я Стреляу. - М.: Изд-во "Прогресс", 1982. - 231 с.

. Фурманов И.А. Общая психология / И.А. Фурманов, Л.А. Вайнштейн, В.А. Поликарпов. - Минск: Изд-во БЕСПРИНТ, 2007. - 304 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: