Песня слова: «Жил отважный капитан, он объехал много стран, и не раз он бороздил океан.»




Музыка вступления 1.

 

Ветер дул со скоростью четырнадцати туазов в секунду, бешено свистел в снастях. Металические тросы звенели, словно струны, по которым ударил чей-то гигантский смычок. Паруса оглушительно хлопали, как пушечные выстрелы. Волна с яростью обрушилась на карму яхты,

Та описала дугу, и, казалось, взлетала над волнами.

Музыка вступления 2

 

Фильм режиссёра Владимира Вайнштока «Дети капитана Гранта» по одноимённому роману Жюля Верна с музыкой Исаака Дунаевского по сей день считается одной из лучших экранизаций произведений детской литературы.

Когда фильм вышел на экраны, дети со всей страны режиссеру слали письма: «Хотим совершать такие же подвиги, как в вашем фильме!» Конкурс в мореходные училища достигал 100 человек на место!

В советском Союзе детское кино становится средством коммунистического воспитания. В нем остро ставятся вопросы морали, поднимаются темы верности дружбы, показываются примеры героизма и отваги, пренебрежение личными интересами ради общего великого дела.

Кино дает примеры для подражания и воодушевляет на большие свершения.

Примером тому может стать кино-судьба обычного 12-ти летнего мальчика, Яши Сегеля, сыгравшего роль Роберта Гранта.

Горячее желание сниматься в этом фильме вынудило его держать в секрете, что он не умеет скакать на лошади, к тому же его предшественник в этой роли, испугался именно верховой езды и отказался сниматься.

Тайна камнем висело на душе. Доверился он лишь красноармейцу 1-й Конной армии Буденного - оператору фильма Александру Птушко.

«- Попробую тебя немного научить, чтобы ты и вправду мог скакать на коне. Только правдой можно исправить неправду».

На другой день я проскакал перед киноаппаратом, режиссер прокричал мне вслед:

- Чудесно! Великолепно! Молодец!»

Второе преодоление себя под властью образа было связано с риском для жизни.

«До этого я сказал режиссеру, что умею плавать, а на самом деле не умел. Но мне было стыдно признаться, в обмане и тогда я решил, что поплыву во что бы то ни стало!

… До начала съемок, мне каждую ночь снилось, что я плыву в бушующем море и пою: «Кто привык за победу бороться, с нами песню пускай запоет».

Музыка Песни Роберта «Кто привык за победу бороться, с нами песню пускай запоет».

 

Съемки проходили в горах Кавказа, и Яша учился плавать прямо на траве.

А в душе все время звучала песня: «Кто весел, тот смеется, кто хочет. тот добьется, кто ищет, тот всегда найдет!»

Музыка Песни Роберта «Кто весел, тот смеется, кто хочет. тот добьется, кто ищет, тот всегда найдет!»

 

«А когда мы приехали к морю, мне стало страшно. Не успел я опомниться, как меня уже посадили в лодку и повезли на глубокое место.

– Скорее, скорее! – кричали с берега, потому что надо было успеть все снять, пока солнце не ушло за тучи.

И я прыгнул… прыгнул потому, что началась съемка. Я прыгнул потому, что Роберт был храбрый мальчик.

Я прыгнул потому, что не хотел, чтобы меня считали обманщиком… И я понял, что… плыву!!!»

Музыка пп.

 

В романе Жюль Верн приходит к удивительным наблюдениям:

«… испытания, опасности, усталость и лишения превращают обычно людей, даже с очень хорошим характером, в придирчивых и раздражительных, но наши путешественники остались по-прежнему преданы друг другу и каждый был готов пожертвовать жизнью ради другого»

Дальнейшая судьба Якова Сегеля отличное подтверждение этому.

Во время Великой Отечественной войны он был десантником, командиром взвода. Вернувшись с фронта, остался предан делу киноискусства - снял знаменитые фильмы «Дом, в котором я живу»,«Прощайте, голуби!»

и «Риск – благородное дело».

 

Песня слова: «Жил отважный капитан, он объехал много стран, и не раз он бороздил океан.»

 

- Господин Паганель! - Как нам отблагодарить вас за то, что вы так самоотверженно подвергаете себя стольким опасностям!

- Опасности! - А разве существуют опасности? Здесь речь идёт всего лишь о путешествии в триста пятьдесят лье… в идеальных климатических условиях

- … Ведь это просто прогулка!

«Раз пятнадцать он тонул, погибал среди акул, но ни разу, даже глазом не моргнул»

 

Николай Черкасов считал эту роль одной из главных своих удач. Песню про отважного капитана актер в фильме пел сам – ведь он начинал артистическую карьеру в мюзик-холле.

Актер сам очень любил эту песню.

Исполнял он ее и на сцене, и возвращаясь с рыбалки, и просто на улице родного Ленинграда, вместе с толпой мальчишек.

«Он мрачнел, он бледнел и никто ему по дружески не спел»

 

В годы войны в в эвакуации в Алма-Ате, чтобы поднять дух детей-сирот режиссер Наталия Сац пригласила Черкасова выступить перед детьми.

«А сейчас, ребята, сам Паганель споет вам свою песенку», – объявила она.

Черкасов бодро вышел на эстраду.

Из зала на него глядели десятки детских глаз - юных жертв войны. В них он увидел все перенесенные страдания. Ему стало неловко за свои комические куплеты. Он машинально спел 2 строчки и от смущения забыл текст.

На выручку пришла мужественная Наталия Сац: «Дети, вы же понимаете, что актер Черкасов шутит. Просто он хочет, чтобы вы ему подпевали».

Тогда запели все до единого, - выступление прошло на ура!

Оно стало той спасительной дозой оптимизма, что поддерживает веру в победу, в возвращение к нормальной мирной жизни - к любимым книгам, фильмам, песням.

 

- Как марш «Капитан-капитан, подтянитесь! Только смелым покоряются моря»

 

Секрет уникальной популярности и сильнейшего воздействия этого фильма скрывается в первую очередь в музыке гениального композитора, автора 13 оперетт, 4 балетов, музыки 32 фильмов, основоположника советской массовой песни - Исаака Дунаевского.

«Его песни - брызги солнца!» - говорил режиссер Александров.

Иван Пырьев считал: "Пройдут годы, наши кинофильмы износятся, состарятся. Но песни Дунаевского будут жить и жить. Мелодии их станут народными".

Дунаевский создал свой музыкальный стиль — жизнерадостный, бодрый, упругий, радующий энергией ритмов, щедростью красок и подлинной художественной доступностью. Стиль окрыляющий оптимизмом, и верой в светлое будущее. Его песни сформировали неповторимую интонацию эпохи, а в фильме именно песни создали любимые образы, и не просто, как обаятельных героев, а как истинных образцов для подражания.

Но в музыкальной драматургии фильма особое место занимает увертюра.

Дмитрий Шостакович писал: «Эта увертюра — симфоническое произведение большого накала и темперамента…Действительно, в музыке так взволнованно передана вечная тема романтики подвига, опасности и преданности людей благородному делу, что она не может не увлечь слушателей».

Закончить, хотелось бы вновь, строками из романа Ж. Верна.:

«Если человек наделен необычайной нравственной силой, она превосходит даже его силы физические. Это всегда способствует свершению великих подвигов.»

А нравственная сила черпается из великих источников, среди которых - литература, кинематограф и музыка.

Реприза увертюры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: