Семинар №1
Тема: Система маркетинговых исследований и маркетинговой информации
Цель семинарского занятия: закрепить знание относительно системы маркетинговых исследований и маркетинговой информации, научиться разрабатывать схему маркетинговых исследований для определенной продукции пищевых производств.
Вопросы семинарского занятия:
1. Концепция системы маркетинговой информации.
2. Системы внутренней отчетности и сбора внешней текущей маркетинговой информации.
4. Система маркетинговых исследований.
5. Система анализа маркетинговой информации.
Методические рекомендации
При подготовке тщательным образом изучите теоретические сведения. Определите свою точку зрения по вопросам семинарского занятия. Сжато зафиксируйте свою точку зрения (600 знаков) по каждому вопросу в тетради для практических работ.
Изучите теоретический материал и правила проведения SWOT-анализа, проведите SWOT-анализ организации, (в соответствии с вариантом), используя предложенные правила (по 4-5 пунктов). Заполните таблицу 1.1 SWOT-анализа
Оцените сильные и слабые стороны организации, опасности и возможности. Определите две наиболее мощные продвигающие силы и две противодействующие силы. Выпишите их ниже таблицы отдельно
Теоретические сведения
SWOT-анализ – это наиболее простой и доступный метод, позволяющий проинтегрировать различные аспекты внешней и внутренней среды и способный действительно оказать помощь в выборе оптимальной маркетинговой стратегии.
Чтобы избежать ошибок и извлечь максимум пользы из SWOT- анализа, следуйте следующим несложным правилам:
Правило 1. Тщательно определите сферу каждого SWOT-анализа. Компании часто проводят общий анализ, охватывающий весь их бизнес. Скорее всего, он будет слишком обобщенным и бесполезным для менеджеров, которых интересуют возможности па конкретных рынках или сегментах. Фокусирование SWOT-анализа, например, на конкретном сегменте, обеспечивает выявление наиболее важных для него сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.
|
Правило 2. Поймите различия между элементами SWOT: силами, слабостями, возможностями и угрозами. Сильные и слабые стороны – это внутренние черты компании, следовательно, ей подконтрольные. Возможности и угрозы связаны с характеристиками рыночной среды и неподвластны влиянию организации.
Правило 3. Сильные и слабые стороны могут считаться таковыми лишь в том случае, если так их воспринимают покупатели. Нужно включать в анализ только наиболее относящиеся к делу преимущества и слабости. Помните, что они должны определяться в свете предложений конкурентов. Сильная сторона будет сильной только тогда, когда таковой ее видит рынок. Например, качество продукта будет силой, только если он работает лучше, чем продукты конкурентов. И наконец, таких сильных и слабых сторон может набраться очень много, так что и не поймешь, какие из них главные. Во избежание этого преимущества и слабости должны быть проранжированы в соответствии с их важностью в глазах покупателей.
Правило 4. Будьте объективны и используйте разностороннюю входную информацию. Конечно, не всегда удается проводить анализ по результатам обширных маркетинговых исследований, но, с другой стороны, нельзя поручать его одному человеку, поскольку он не будет столь точен и глубок, как анализ, проведенный в виде групповой дискуссии и обмена идеями. Важно понимать, что SWOT-анализ – это не просто перечисление подозрений менеджеров. Он должен в как можно большей степени основываться на объективных фактах и данных исследований.
|
Правило 5. Избегайте пространных и двусмысленных заявлений. Слишком часто SWOT-анализ ослабляется именно из-за того, что в него включают подобные утверждения, которые, скорее всего, ничего не значат для большинства покупателей. Чем точнее формулировки, тем полезнее будет анализ.
Ключевые факторы анализа:
- менеджмент. оценивается потенциал сотрудников компании высшего и среднего уровня, их квалификация, мотивация, лояльность.
- маркетинг, включая анализ коммуникационной программы (реклама, личные продажи, PR), сравнение рекламной активности с конкурентами, эффективность собственных маркетинговых усилий;
- персонал, особенно работа торгового персонала, уровень квалификации и заинтересованности, соответствие мотивационных программ целям и задачам организации, а также анализ контактов, новых потребителей, стоимости содержания торгового персонала;
- анализ системы сбыта компании, потребностей и запросов торговых партнеров, распределения объемов продаж по членам сети дистрибьюторов, типам посредников (опт, розница), аудит дистрибьюторов, выделение приоритетных дилеров и т.д;
- анализ продуктового портфеля. оцениваются текущие и ожидаемые объемы продаж, доля рынка, прибыльность по каждому из продуктов или продуктовой группе, качество, имидж марки;
|
- анализируются приоритетные конкуренты, их доля рынка, возможные преимущества по издержкам, цене, имидж их товаров, их конкурентное поведение текущее и возможное, их основные слабости;
- наличие устойчивого конкурентного преимущества, например, ресурсной базы, недоступной ближайшим конкурентам или патентованных технологий;
- анализ ценовой политики, ценовая эластичность спроса, возможные максимально приемлемые цены для товаров компании, сравнение с ценами конкурентов, политика скидок и других программ стимулирования сбыта.
Таблица 1.1 – Матрица SWOТ-анализа фирмы ________________
(наименование)
Возможности | Угрозы | |
Сильные стороны | ||
Слабые стороны | ||
Варианты заданий для индивидуальной самостоятельной работы по теме.
Номер варианта соответствует номеру в списке учебной группы.
1. ОАО «Коровай», г. Луганск.
2. ОАО «Луганский хладокомбинат», ДчП «Луганскхолод».
3. Бюро нестандартных тортов Bisqit room, г. Луганск.
4. Кондитерская фабрика «Лаконд», г. Луганск.
5. ООО МФ «Милам», г. Луганск.
6. ПАО Луганский мясокомбинат, г. Луганск.
7. ЧАО «Перевальский мясоперерабатывающий завод», г. Перевальск.
8. Ресторан «Корона», г. Луганск.
9. Шашлычная «Шашлык HOUSE», г. Луганск.
10. Ресторан «Плакучая Ива», г. Луганск.
11. Кафе «Панорама», г. Луганск.
12. Кафе «Меланж», г. Луганск.
13. Гриль-бар «Мелроуз», г. Луганск.
14. Ян кондитер-продукт (МЧП «Торгпродсервис») г. Луганск.
15. ЧАО Производственная компания «Геркулес», г. Донецк.
16. Столовая СШ №17, г. Луганск.
17. Донецкий пивоваренный завод «САРМАТ».
Рекомендованные источники
1. ОАО «Коровай»: Каталог ведущих предприятий Донбасса [Электронный ресурс]: Режим доступа – https://www.gold.dn.ua/catalog/18/16560/
2. Луганский хладокомбинат, ДЧП ОАО «Луганскхолод: Каталог ведущих предприятий Донбасса [Электронный ресурс]: Режим доступа – https://www.gold.dn.ua/catalog/18/16977/
3. Перевальский мясоперерабатывающий завод: Каталог ведущих предприятий Донбасса [Электронный ресурс]: Режим доступа – https://www.gold.dn.ua/catalog/18/16900/
4. ПАО Луганский мясокомбинат: Каталог ведущих предприятий Донбасса [Электронный ресурс]: Режим доступа – https://www.gold.dn.ua/catalog/18/16437/
5. Донецкий пивоваренный завод «САРМАТ»: Каталог ведущих предприятий Донбасса [Электронный ресурс]: Режим доступа – https://www.gold.dn.ua/catalog/18/16321/
6. ЧАО Производственная компания «Геркулес»: Каталог ведущих предприятий Донбасса [Электронный ресурс]: Режим доступа – https://www.gold.dn.ua/catalog/18/15085/
7. ООО МФ «Милам», г. Луганск: официальный сайт [Электронный ресурс]: Режим доступа – https://milam.lg.ua/
8. Бюро нестандартных тортов Bisqit room: официальная страница [Электронный ресурс]: Режим доступа – https://vk.com/club106353910
9. Кондитерская фабрика «Лаконд»: официальный сайт Электронный ресурс]: Режим доступа – https://lakond.ru/
10. Ресторан «Корона»: официальный сайт Электронный ресурс]: Режим доступа – https://vk.com/coronalugansk
11. Шашлычная «Шашлык HOUSE»: официальный сайт Электронный ресурс]: Режим доступа – https://vk.com/shashlikhouse_lg
Гриль-бар «Мелроуз»: Рестораны. Com [Электронный ресурс]: Режим доступа – https://xn--80ajzcicfi9f.com.ua/restaurants/571
Уважаемые студенты!
Выполненную практическую работу необходимо выслать до 05.12.2020 на электронный адрес vierinen@ya.ru или в социальной сети Вконтакте.