Введение
Культура поведения педагога не только зависит от общественных устоев, но и оказывает на них воздействие. Школьный учитель формируют культуру поведения у своих воспитанников, а также воздействует на культуру поведения родителей воспитанников. Преподаватель колледжа или вуза совершенствует культуру поведения будущих педагогов. Такое опосредованное воздействие педагога на общество представляется нам достаточно значимым. В рамках огромной социальной группы – воспитателей, учителей, преподавателей учебных заведений — также вырабатываются правила поведения, объединенные в педагогический этикет.
При характеристике коммуникативного поведения педагога очень важны такие свойства, как тон речи, манера обращаться к ученикам, отвечать им, оправданность использования оценочных суждений, характер мимики, движений, жестов, сопутствующих сказанному. В книге В.В. Соколовой «Культура речи и культура общения» приводятся слова А.С. Макаренко о том, что очень важно, каким тоном говорит педагог; что одну и ту же фразу можно произнести пятьюдесятью способами.
Однако применение теоретических сведений о речевом этикете и правилах культуры педагогического общения на практике вызывает определенные трудности. Различные мелкие недоразумения и ссоры, ежедневные конфликты, внезапные кризисные ситуации требуют со стороны преподавателя верной и действенной реакции. Иногда педагоги срываются на повышенный тон или даже на крик, объясняя это тем, что учитель – «тоже человек». «Тоже человек» – не оправдание; такого рода поведение – признак его профнепригодности.
Поведение в учебном заведении. Всегда помните, что вокруг вас не только дети, но и подростки, взрослые люди. Не стоит быстро ходить по коридору, излишне бояться представителей администрации. Будьте собраны, вежливы и учтивы.
|
Этикет профессионально-педагогического общения
Этикет – совокупность правил поведения, регулирующих внешнее проявление человеческих взаимоотношений. Деловой этикет регламентирует поведение людей, связанное с выполнением ими служебных обязанностей. Светский – упорядочивает общение в сфере досуга.
Кроме правил этикета для всех существует профессиональный этикет. В жизни есть отношения, которые обеспечивают наивысшую эффективность в выполнении профессиональной функции. В том или ином коллективе, группе работников складываются определенные традиции, которые с течением времени приобретают силу моральных принципов и составляют этикет данной группы. В практике деловых отношений всегда есть какие-то стандартные ситуации, которые невозможно избежать.
Для этих ситуаций и вырабатывают формы и правила поведения. Этот набор правил составляет этикет делового общения. Деловой этикет включает точное соблюдение правил культуры поведения, которая предполагает в первую очередь глубокое уважение человеческой индивидуальности. Социальная роль, которую играет тот или иной человек, не должна быть самодовлеющей. Культурный человек должен всем показывать искреннее уважение.
Культура поведения в деловом общении немыслима без соблюдения правил вербального этикета, связанного с формами и манерами речи, словарным запасом, то есть всем стилем речи, принятым в общении данного круга деловых людей. Правила общения людей связаны с образом и стилем жизни, национальными обычаями и традициями. Деловой этикет требует особого поведения в общении. Важно также соблюдать определенные правили в отношении одежды и внешнего вида.
|
Существенным признаком культуры поведения любого человека является следование речевому этикету, т. е. использование системы национально − специфических стереотипов, устойчивых формул общения, предназначенных для установления и поддержания контактов и избранной тональности.
Нравственную основу речевого поведения преподавателя составляет гуманизм, вежливое, уважительное, терпимое отношение к личности обучаемого независимо от его возраста, успеваемости и поведения.
Типичными коммуникативными ситуациями, обслуживающимися этикетными выражениями, являются: обращение, приветствие, знакомство, извинение, благодарность, поздравление, приглашение, просьба, совет, предостережение, одобрение, комплимент, прощание.
Общие правила делового этикета учителя начальных классов
Существует несколько общих правил делового этикета педагога:
1. Пунктуальность. Нужно уметь рассчитывать время, необходимое для того, чтобы вовремя приезжать (приходить) на работу. Учителю, как правило, желательно это делать не позже чем за 15-20 минут до начала урока.
2. Собранность и аккуратность. Ритм педагогического труда требует от учителя особой сосредоточенности, порядка на рабочем столе, в деловом портфеле (сумке).
3. Не говорите лишнего. В любой организации есть свои секреты, а в педагогической аудитории принято вести себя учтиво, но без лишних разговоров (обсуждений, возмущений и т. д.).
|
4. Хороший язык общения. Помните, что именно учителя характеризует чистая и грамотная речь.
5. Умение общаться. Это искусство, а в учебном заведении со своими коллегами, обучающимися и их родителями — искусство вдвойне!
6. Внешний вид учителя. Помните, на вас ежеминутно смотрят десятки глаз людей самого разного возраста: уважайте «в себе самого себя», но и не забывайте, что вы просто женщина или мужчина (стройность, походка, внешний вид, умение себя преподнести и т. д.). В любой ситуации вы должны выглядеть должным образом. И все же, педагогическая этика подразумевает особые требования к одежде учителя (но не уподобляйтесь «человеку в футляре»).
Немало важный аспект — это авторитет учителя, положение его в глазах учеников данной возрастной категории, родителей обучающихся. Немаловажную роль также при этом играют высокий уровень профессиональной компетенции педагога, глубокая интеллигентность, личная гражданская позиция.