В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории:
Визуалы – люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
Аудиалы – те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
Кинестетики – люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
Дигиталы (Дискреты) – у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен.
Обычно человек более ориентирован на один из каналов – он проводит в нем больше времени, лучше соображает, и этот способ восприятия для него как бы более важен, чем остальные. Это совершенно не означает, что визуал ничего не слышит и не чувствует. Это означает только, что зрение для него более важно.
Паттерны | Визуал | Кинестетик | Аудиал | Дигитал |
ПРЕДИКАТЫ | кажется взгляд яркий перспектива фокус красочный | чувствую схватывать касание прочный теплый спокойно | тон громкий отзвук послышалось звучит как... ритмичный | предикатов нет |
ПОЗА | Прямая, расправленная, голова и плечи приподняты | Расслабленная, голова и плечи опущены. Сидит с наклоном вперед. | Голова набок, "телефонная поза", посадка прямая | Скрещенные руки, прямая осанка, поднятая голова. |
ТИП ТЕЛА | Как "тощий" так и "тучный" | Пухлый, округлый, мягкий. | Четкой зависимости нет | Мягкое, полное |
ДВИЖЕНИЯ | Скованные, судорожные, на уровне верхней части туловища. | Свободные, плавные, обычно на уровне нижней части туловища. | То зажатые, то свободные, на уровне средней части туловища. | Движения не гибкие, обычно застывшая поза. |
ФОРМА ГУБ | Тонкие, узкие | Пухлые, мягкие. | Различная. | Узкие, стянутые. |
ДЫХАНИЕ | Высокое, грудное. | Низкое, брюшное. | В полном объеме. В полном объеме. | Ограниченное. |
ГОЛОС | Высокий, чистый, быстрый, громкий. | Низкий, медленный, хриплый. | Мелодичный, ритмичный, меняющийся. | Монотонный. прерывистый, густой. |
НАПРАВЛЕНИЕ ВЗГЛЯДА | Над окружающими | Под окружающими | Глаза опущены. | Смотрит над толпой. |
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ | "Посмотри, чтобы услышать". | Скорее прикоснется, нежели посмотрит. | "Чтобы услышать, не смотри". | Никакого зрительного контакта. |
ДИСТАНЦИЯ | Большая, чтобы видеть. Прикосновений не любят. | Очень близкая, чтобы коснутся | Небольшая, но предохраняются от прикосновений. | Отдаленная. |
ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА | Не хотят быть ниже собеседника. | Из стресса выходят, беря вину на себя. | Очень многословны, нет риторических вопросов. | При стрессе становятся сверхрациональны. |
ГЛАВНОЕ СЛОВО | КРАСИВО | УДОБНО | ТИХО | ФУНКЦИОНАЛЬНО |
ВИЗУАЛ
|
- «Мне кажется»,
- «Посмотри, какая фантастическая машина/девушка/кактус»,
- «Там видно будет».
Очень часто Визуалы могут быть достаточно худощавы и поджары. Часто у них бывают тонкие губы (не путайте с Дигиталами, у которых губы достаточно плотные, но поджатые – разница, надеюсь, вам понятна). Привычная гримаса – слегка приподнятые брови как знак внимания. Голос, чаще всего, высокий. Визуалы сидят обычно прямо, да и стоят тоже. Если сутулятся, голову все равно задирают вверх. Дистанция такая, чтобы лучше разглядеть собеседника. Поэтому обычно садятся в некотором отдалении, чтобы увеличить поле зрения. Для Визуалов важно, чтобы было КРАСИВО. И вы вряд ли увидите его в грязной, измятой одежде – не из соображений приличия, а по требованию эстетики. Визуалы – хорошие рассказчики, они могут представить себе картину и описать ее. И планируют они хорошо. Вообще, визуальная система весьма удачна для придумываний и мечтаний. Если Визуалу что-то объясняешь, желательно одновременно показывать графики, таблицы, рисунки, картинки, фотографии. Они и сами, когда жестикулируют, руками показывают, где расположены картинки, на каком расстоянии, и в каком направлении.
|
КИНЕСТЕТИК
Прикосновения! Он как бы случайно касается вашей руки во время разговора, убирает волосы с лица. Это люди, ценящие удобство, комфорт и внимательно относящиеся к собственному телу. Оно у них бывает достаточно плотное, губы – широкие, полнокровные. Кинестетики обычно сидят с наклоном вперед, часто сутулятся. Говорят они медленно, голос часто глухой и низкий. Любят быть близко к собеседнику, чтобы потрогать. И если ваш партнер постоянно пытается потеребить какую-нибудь часть вашего туалета, крутит пуговицу, дотрагивается и т.п. – это скорее всего Кинестетик. Кинестетики – это люди действия. Им необходимо двигаться, бегать, раскручивать, трогать, пробовать и нюхать. Это их способ восприятия мира, они по-другому просто ничего не понимают. Кстати, все глаголы действия обычно относятся к кинестетике: бегать, ходить, дергать, жать, катить, пилить, строгать, бить, размахивать. Это, правда, не означает, что Кинестетики очень подвижные люди. Просто их главный инструмент восприятия – тело, а способ – движение, действие.
|
Кинестетики обычно весьма слабо планируют – в этой системе нет возможности что-то придумывать. Поэтому они предпочитают сначала ввязаться в драку, а разбираться уже позже.
АУДИАЛ
- На ваш смайл в аське он отвечает: «Рад тебя слышать!».
- «Звучит заманчиво», подмигивает, соглашаясь на встречу.
Поза Аудиала – нечто среднее между позами Визуала и Кинестетика – они сидят прямо, но с легким наклоном вперед. Насчет тела сказать что-либо сложно, особо характерных признаков как бы нет. Зато говорить они любят. Это для них все, они живут в разговоре, в звуках, в мелодиях и ритмах. Они только ищут повод поговорить – для них нет риторических вопросов. Если вы спросите, как жизнь, они вам честно начнут рассказывать, как жизнь. Причем содержание особой роли не играет, главное – голоса, которые звучат внутри и рвутся выйти наружу. Кстати, голоса у Аудиалов обычно очень выразительные, глубокие, мелодичные, часто хороший музыкальный слух.
ДИГИТАЛ (ДИСКРЕТ)
К английскому лорду, сидящему у камина, подходит жена:
– Плохая новость, сэр. То, что мы принимали за беременность, оказалось не беременностью.
– Значит, наследника не будет?
– К сожалению нет, сэр...
– О Боже, опять эти бессмысленные телодвижения!
У Дигиталов поза зажатая и прямая. Они практически не жестикулируют, так как это не несет для них никакой информации; говорят достаточно монотонно – интонации не нужны, и они их воспринимают с трудом. Дистанция отдаленная, смотрят либо в лоб собеседнику, либо «поверх толпы». Прикосновений не любят. Дигиталы – это весьма своеобразный тип людей. Они более ориентированы на смысл, содержание, важность и функциональность. Они как бы оторваны от реального опыта – более думают самими словами, а не тем, что за словами стоит. Для Дигиталов написанное или проговоренное как бы и является самой реальностью. А вот телом, кстати, Дигиталы бывают похожи на Кинестетиков – плотное тело, широкие (хотя обычно и поджатые) губы... Проблема дигитальной системы в том, что она сама по себе, без обращения к другим каналам, не способна менять информацию. Слова переходят только в слова, и все возвращается к исходной точке. Дигитальный канал отвечает за контроль речи.
В одном английском колледже среди учащихся был объявлен конкурс на самый короткий рассказ. Тема любая, но есть четыре обязательных условия:
1. В сочинении должна присутствовать королева.
2. Должен быть упомянут Бог.
3. Немного эротики.
4. Чтобы была тайна.
Первую премию получил студент, который уместил рассказ в одну фразу:
– О Боже! – воскликнула королева. – Я беременна, и не знаю, от кого.
Явно сочинил Дигитал.
Отличия всех этих четырех категорий коммуникативных типов будут касаться, например, организации мышления, памяти, способов обучения. Но при этом надо помнить, что, вообще говоря, деление по типам весьма условно, и хотя действительно существуют люди, пользующиеся практически одним каналом, но их достаточно мало. Большинство же достаточно эффективно пользуются несколькими, просто один они предпочитают больше.
Заключение
Еще Антуан де Сент-Экзюпери отмечал, что величайшая роскошь на Земле – это роскошь человеческого общения. Люди постоянно обмениваются какой-то информацией, но настоящее душевное общение так и остается роскошью – высоко ценимой и подчас труднодоступной. Жизненный опыт нас убеждает, что очень редко можно рассчитывать на глубокое понимание со стороны других людей. Часто и нам бывает трудно понять другого человека. Есть люди, как говорится, с нами «одной крови», общение с которыми приятно и, несмотря на отсутствие полного взаимопонимания, доставляет удовольствие. С другими же общение тяжело, непонимание раздражает, поток информации, идущий от них, напоминает жужжание навязчивой мухи. Третьи нам вовсе безразличны, общение не задевает и не трогает, нет взаимопонимания и нет интереса.
Вот почему в процессе общения так важно принимать во внимание коммуникативный тип личности.
Следует отметить, что сих пор ещё не сложилось одной единственной достаточно обоснованной общепринятой классификации коммуникативных типов. Количество таких классификаций личности велико, и они продолжают множиться. И это хорошо. Ведь личность нельзя рассматривать лишь с одной точки зрения. Она весьма многогранна. И чем глубже и разностороннее она характеризуется, тем многограннее общение и возможность глубокого взаимопонимания и взаимодействия.