Тема: введение в спец психологию, причины и закономерности аномального развития.




Памятка по специальной психологии.

Специа́льная психоло́гия — это «область психологии развития, которая изучает проблемы развития людей с физическими и психическими недостатками, определяющими потребность детей в особых условиях обучения и воспитания и потребность взрослых — в особых формах психологического сопровождения.»[

Разделы специальной психологии тифлопсихология — психология слепых; сурдопсихология — психология глухих; тифлосурдопсихология — раздел, занимающийся лицами с нарушениями и зрения, и слуха; олигофренопсихология — психология умственно отсталых; логопсихология — психология лиц с речевыми расстройствами; психология лиц с недостатками эмоционально-волевой сферы (в основном, ранний детский аутизм); психология лиц с недостатками опорно-двигательного аппарата (в основном, детский церебральный паралич); психология лиц с задержкой психического развития; психология лиц со сложным дефектом.

Объект специальной психологии – дети с врожденными или приобретенными нарушениями физического и психического развития.

Предметом специальной психологии являются закономерности развития и проявлений психики различных групп детей с нарушениями в развитии.

Задачи специальной психологии:

1) раскрытие закономерностей развития и проявлений психики, общих для нормально развивающихся детей и детей с нарушениями в развитии;

2) исследование закономерностей развития и проявлений психики,специфичных для детей с нарушениями в развитии;

3) изучение нарушений в развитии и формировании конкретных форм психической деятельности и психических процессов у различных групп аномальных детей;

4) выявление путей, средств и способов компенсации нарушений в развитии у детей.

Категории: Коррекция – форма психолого-педагогической компенсации лежат нейропсихологические механизмы замещения функций одних пораженных зон коры головного мозга другими.

Компенсация – это сложный многообразный процесс перестройки функций организма при нарушениях или утрате каких-либо функций. В основе

Социальная адаптация – по отношению к детям с нарушениями в развитии это приспособление их к условиям жизни и труда в обществе, приведение индивидуального и группового поведения детей в соответствие с системой общественных норм.

Абилитация - это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества.

Реабилитация — комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановлению автономности, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых (реабилитация) или врожденных (абилитация) заболеваний, а также в результате травм.

Типы коррекционных школ: I тип – школа-интернат для глухих, II- слабослышащих и позднооглохших, III незрячих, IV – слабовидящих, V- с тяжелыми нарушения речи, VI с наруш опорно-двигательного аппарата, VII- ЗПР, VIII- для умственно отсталых.

Виды норм: статистическая норма – это такой уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям значительной части популяции того жк возраста, пола, культуры. Функциональная норма – это индивидуальная норма развития, которая является отправной точкой и одновременно целью реабилитационной работы с человеком.

Условия, необходимые для нормального развития ребенка (А.Р. Лурия) 1. Нормальная работа головного мозга и его коры; 2. Нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение; 3. Сохранность органов чувств; 4. Систематичность и последовательность обучения и развития.

Психический дизонтогенез - нарушение развития психики в целом или ее отдельных составляющих, нарушение темпов и сроков развития отдельных сфер психики и их компонентов. Термин «дизонтогения» впервые введен Й. Швальбе (1927)

Типы дизонтогенеза: В. В. Лебединский выделил 6 вариантов Д. п.: 1) недоразвитие (олигофрения); 2) задержанное развитие=ретардация (ЗПР); 3) поврежденное развитие = органическая деменция (интоксикации и инфекции плода, травмы ЦНС); 4) дефицитарное развитие (нарушения слуха, зрения); 5) искаженное развитие (аутизм) и 6) дисгармоничное развитие (психопатии) Г.Е.Сухарева (1959) с позиций патогенеза нарушении развития личности различает три вида психического дизонтогенеза: задержанное, поврежденное и искаженное развитие, Л.Каннер (1955) - недоразвитие и искаженное развитие. По мнению Г.К.Ушакова (1973) и В.В.Ковалева (1979), основными клиническими типами психического, дизонтогенеза являются два: 1) ретардация, т.е. замедление или стойкое психическое недоразвитие, как общее, так и парциальное, и 2) асинхрония как неравномерное, дисгармоническое развитие, включающее признаки ретардации и акселерации.

Причины, факторы отклоняющегося развития. По характеру воздействия на организм: экзогенные и эндогенные.По времени воздействию: пренатальные (до родов), натальные, постанальные(после родов). По происхождению: органические и функциональные.

Уровни нервно-психического реагирования детей и подростков на патогенные воздействия: сомато-вегетативный - от 0 до 3 лет; психомоторный 4-7 лет; аффективный – 7-12 лет; эмоционально-идеаторный - 12-16лет. Самые уязвимые возраста: до 3 лет и подростковый возраст.

Понятие о первичном и вторичном дефектах было введено Л.С. Выготским. Первичные дефекты возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга и др.) вследствие воздействия патогенных факторов. Вторичные — имеют характер психического недоразвития и нарушений социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного дефекта, но обусловленных им (нарушение речи у глухих, нарушения восприятия и пространственной ориентировки у слепых и др.). Чем дальше имеющееся нарушение отстоит от биологической основы, тем успешнее оно поддается психолого-педагогической коррекции.

Общие закономерности отклоняющегося развития: 1 Риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности;2 Более длительные сроки формирования представлений и понятий об окружающей действительности; 3Нарушение приема, переработки, сохранения и использования информации; 4Нарушение речевого опосредования.

Тема: интеллектуальный вариант нарушений психического развития.

Психология умственно отсталого ребенка (по типу ретардации) Ж. Эскироль, Э.Сеген, Ф.Галътон, А. Бине, Э.Крепелин, Дж. Кэттэл, Г.Е.Сухарева, М.С.Певзнер, Д.Н.Исаев, В.В.Ковалев, И.М Соловьев, Л.В. Занков.

Деменция (слабоумие)При деменции нарушения мозга возникают после довольно длительно протекавшего нормального развития ребенка (5 —7 и более лет). Деменция может являться следствием органических заболеваний мозга или травм. Как правило, интеллектуальный дефект при деменции носит необратимый характер. При этом отмечается прогрессирование заболевания.

Степень умственной отсталости: Дебильность (IQ 50-70), имбецильность (IQ 35-49), идиотия (IQ 25-39),глубокая умственная отсталость (IQ до 20).

М.С. Певзнер выделяет 5 форм олигофрении: При неосложненной форме ребенок характеризуется уравновешенностью основных нервных процессов. Отклонения в познавательной деятельности не сопровождаются у него грубыми нарушениями анализаторов. Эмоционально-волевая сфера относительно сохранна. Ребенок способен к целенаправленной деятельности, однако лишь в тех случаях, когда задание ему понятно и доступно. В привычной ситуации его поведение не имеет резких отклонений.

При олигофрении, характеризующейся неустойчивостью эмоционально-волевой сферы по типу возбудимости или заторможенности, присущие ребенку нарушения отчетливо проявляются в изменениях поведения и снижении работоспособности.

У олигофренов с нарушением функций анализаторов диффузное поражение коры сочетается с более глубокими поражениями той или иной мозговой системы. Эти дети дополнительно имеют локальные дефекты речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.

При олигофрении с психопатоподобным поведением у ребенка отмечается резкое нарушение эмоционально-волевой сферы. На первом плане у него оказывается недоразвитие личностных компонентов, снижение критичности относительно себя и окружающих людей, расторможенность влечений. Ребенок склонен к неоправданным аффектам.

При олигофрении с выраженной лобной недостаточностью нарушения познавательной деятельности сочетаются у ребенка с изменениями личности по лобному типу с резкими нарушениями моторики. Эти дети вялы, безынициативны и беспомощны. Их речь многословна, бессодержательна, имеет подражательный характер. Дети не способны к психическому напряжению, целенаправленности, активности, слабо учитывают ситуацию.

Дети с ЗПР ( М.С.Певзнер, Т.А.Власовой) (IQ от 70 до 90)

инфантилизм можно определить как «целостную структуру физических и психических признаков незрелости, несвойственной данному возрасту "детскости"(Сухарева Г Е) Дети двигательно расторможены, непоседливы, движения их порывисты, быстры, недостаточно координировании и четки. В классе такие дети ведут себя наивно, непосредственно, играют в принесенные с собой игрушки.

В 1966 г. М. С. Певзнер была опубликована классификация ЗПР, включающая следующие клинические варианты: психофизический инфантилизм с недоразвитием у детей эмоционально-волевой сферы при сохранном интеллекте (неосложненный гармонический инфантилизм); психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности; психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный нейродинамическими нарушениями; психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный недоразвитием речевой функции.

классификации ЗПР (К.С.Лебединской) отражает не только механизмы нарушения психического развития, но и их причинную обусловленность: к онституционального (гармоническом инфантилизме); соматогенного обусловлен длительной соматической недостаточностью (ослабленностью) различного генеза: хроническими инфекциями и аллергическими состояниями,; психогенного связан с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка; церебрально-органического встречается чаще других вышеописанных типов, нередко обладает большей стойкостью и выраженностью нарушении как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности.

Тема: сенсорный вариант нарушений психического развития.

Психическое развитие при дизонтогенезе дефицитарного типа. Нарушения слуха. ( И. М. Соловьева, А.П. Гозова, Г.Л.Выгодская, Н.Г.Морозова, М.М. Нудельман, В.Г.Петрова, Т.В.Розанова, Л.И.Тигранова, Ж.И. Шиф)Понижение слуха, при котором не воспринимается звук силой 80 дБ и более, означает глухоту. При тугоухости н е воспринимаются звуки в пределах от 15 до 80 дБ (Л.В.Нейман).

Основой классификации являются следующие критерии: степень потери слуха, время потери слуха, уровень развития речи (Р. М. Боскис). В соответствии с этими критериями выделяют следующие группы детей.

Глухие (неслышащие). К ним относят детей со степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею.

Среди них выделяют: рано оглохших. В эту группу входят дети, родившиеся с нарушенным слухом либо потерявшие сл той или иной мере речь, потерявшие слух в том возрасте, когда она уже была сформирована. Главной задачей в работе с ними является закрепление уже имеющихся речевых навыков, предохранение речи от распада и обучение чтению с губ. Слабослышащие (тугоухие). Это дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но с сохранной способностью к самостоятельному накоплению речевого запаса при помощи остаточного слуха.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: