НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА (НОВАЯ РЕДАКЦИЯ)




ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА (НОВАЯ РЕДАКЦИЯ)

 

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года определяют цели и приоритеты политики Правительства Российской Федерации в области социального и экономического развития в среднесрочной перспективе, разработаны в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации", направлены на реализацию положений указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 - 606, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и уточнены с учетом сложившихся экономических условий.

 

I. Условия и цели экономической политики

 

1. Вызовы социально-экономического развития

в перспективном периоде

 

Предшествующий шестилетний период характеризовался глобальным финансово-экономическим кризисом 2008 - 2009 годов и последующим восстановлением. Российская экономика вследствие высокой зависимости от энергосырьевого сектора, накопленных дисбалансов и диспропорций в большей степени, чем экономики других стран, оказалась подвержена воздействию кризисных факторов. В то же время благодаря сформированным резервам, проводимой экономической и бюджетной политике кризисный период удалось пройти с минимизацией негативного эффекта, сохранив уровень реальных доходов населения и без существенного роста безработицы. Однако значительная часть структурных ограничений, накопленных за последнее десятилетие, так и не была преодолена. Это привело к серьезному замедлению темпов экономического роста к началу 2014 года.

Последовавшие затем события, включая резкое снижение цен на ключевые товары российского экспорта, усиление геополитической напряженности и введение санкционных ограничений со стороны ЕС и США, привели к дестабилизации финансовых рынков и общей разбалансировке макроэкономической ситуации. Наметилась тенденция снижения ВВП в реальном выражении, резко ускорились инфляционная динамика и рост бюджетного дефицита.

Существенно изменились внешние условия функционирования российской экономики: ограничен доступ к внешнему финансированию и новым зарубежным технологическим решениям, среднесрочные уровни цен на нефть и другие сырьевые товары прогнозируются на уровне ниже, чем ожидалось ранее.

Для нормализации макроэкономической ситуации и выхода на траекторию устойчивого экономического роста Правительству Российской Федерации необходимо реализовать комплекс мероприятий, способствующих росту предпринимательской инициативы и позволяющих существенно нарастить объем частных инвестиций.

В настоящее время сформировались три вызова, которые необходимо принимать во внимание при определении Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации.

Первый вызов - снижение глобального спроса на традиционные сырьевые товары.

Несмотря на глобальный кризис 2008 - 2009 годов, средний темп роста мировой экономики в первое десятилетие 21 века достиг 3,9% в год, в основном за счет опережающего роста развивающихся экономик (в среднем на 6,2%) на фоне устойчивого роста развитых экономик (в среднем на 1,8%). В последние годы прослеживается тенденция замедления темпов роста в развивающихся странах, связанная в том числе с общим повышением уровня их экономического развития. Эта тенденция сохранится и в дальнейшем.

На фоне замедления мирового роста серьезно снизилась эластичность спроса на сырьевые товары к экономическому росту, в том числе за счет того, что некоторые страны осуществили переход от модели экономического роста, основанного на увеличении объемов промышленного производства и экспорта к модели, основанной на росте внутреннего спроса и расширении сектора услуг.

Комбинация этих факторов привела к серьезному снижению уровня цен. Так, цены на промышленные металлы начали активное снижение уже в 2011 - 2012 годах, цены на природный газ - в 2012 - 2013 годах, а цены на нефть - во второй половине 2014 года. Произошедшие изменения на рынке сырьевых товаров носят долгосрочный характер и означают выход цен на новый, более низкий уровень, что ведет к качественно иному состоянию российского платежного баланса и доходов бюджетной системы.

Второй вызов - геополитическое обострение, которое привело к повышению экономической и политической неопределенности, фактическому закрытию для большинства российских компаний доступа к заемному финансированию на зарубежных рынках, ограничениям на привлечение современных технологий из-за рубежа.

За прошедшее десятилетие зарубежные финансовые рынки стали ключевым источником долгосрочного долгового и акционерного финансирования отечественных компаний. В настоящее время доступ к данному источнику оказался ограничен, что ведет к серьезному сокращению доступного для отечественных компаний финансового ресурса. Внутренние сбережения становятся не только источниками финансирования имеющихся инвестиционных потребностей российского бизнеса, но и используются для погашения накопленного внешнего долга. Ограничения на доступ к технологиям и сокращение прямых иностранных инвестиций ведут к замедлению темпов роста производительности и требуют от российских компаний новых подходов в рамках реализации инвестиционного процесса.

Третий вызов - снижение численности населения в трудоспособном возрасте на фоне общей стабилизации демографической ситуации.

Динамика численности населения в трудоспособном возрасте в ближайшие годы не будет позитивной вследствие сокращения рождаемости в 90-х годах прошлого века. В последующие несколько лет ожидается ежегодное снижение численности населения данной возрастной группы примерно на 1 млн. человек, что, с одной стороны, серьезно ограничит потенциальные темпы роста экономики, с другой - увеличит нагрузку на пенсионную систему. Кроме того, следует ожидать расширения запросов на расходы в сфере здравоохранения и социальной поддержки населения.

Критичными для обеспечения устойчивых темпов развития российской экономики становятся повышение гибкости рынка труда, снижение уровня занятости в бюджетном секторе и компаниях с государственным участием, эффективное привлечение иностранной рабочей силы, продление активной трудовой деятельности населения, относящегося к старшему поколению.

Помимо перечисленных вызовов, стоящих перед страной в перспективный период, реализация политики в области социально-экономического развития должна учитывать накопленные в экономике структурные проблемы.

Первая проблема - накопленные структурные дисбалансы экономического развития.

Можно выделить три ключевых дисбаланса экономического развития, значимость которых за последние годы усилилась, - это снижение доли инвестиций в структуре ВВП, рост зависимости экономики от "нестабильных" нефтегазовых доходов, ухудшение качественных и количественных показателей расходов бюджетной системы.

Рост доли текущих расходов бюджетной системы, опережающий рост заработных плат относительно производительности труда при активном развитии потребительского кредитования и снижении нормы сбережения домохозяйств, закрытие внешних рынков, а также снижение доверия экономических агентов к финансовой системе привели к образованию структурного дефицита денежных ресурсов.

Вторая проблема - высокая доля присутствия государства в экономике при низкой эффективности его участия в ней.

Для сегмента компаний с государственным участием в последние годы характерны рост операционных издержек темпами, превышающими аналогичный показатель в частном секторе, поддержание избыточного уровня занятости и реализация ряда инвестиционных проектов с отрицательным денежным потоком. Это приводит к низкой результативности распределения труда и капитала в экономике (их использование стягивается в ряде случаев к неэффективным проектам), росту издержек частного бизнеса и ухудшению сбалансированности бюджетной системы. Потенциал роста российской экономики в таких условиях снижается.

Все более заметным становится тенденция участия государства в сегментах экономики, где оно не только не является необходимым, но приводит к снижению конкуренции при значительных бюджетных расходах.

Третья проблема - необходимость повышения эффективности государственных расходов. Изменения в этой сфере должны повысить ее эффективность с точки зрения удовлетворения запросов граждан и доступности предоставляемых услуг.

Четвертая проблема - отставание от мировых темпов технологического развития.

В развитых странах мира активно формируется новая технологическая база долгосрочного роста. Многие страны наращивают расходы в таких областях, как новые материалы, нанотехнологии, информационные технологии, фармацевтика и биотехнологии, микроэлектроника, системотехника, нанофотоника. Высокими темпами обновляются технологии в образовании и здравоохранении.

Для России ускоренное технологическое развитие в приоритетных областях должно стать одним из ключевых условий решения задачи устойчивого долгосрочного развития, создать "окно возможностей" для использования имеющихся научных и технологических заделов.

 

2. Целевое состояние

 

К 2018 году необходимо сформировать условия для реализации основных элементов новой модели экономического развития, отечественная экономика должна выйти на уровень темпов роста не ниже среднемировых, базирующегося на ускоренном росте частных инвестиций с использованием современных технологических решений. Способствовать этому будут увеличение объемов и диверсификация экспорта, снижение доли потребительских товаров и услуг в общем объеме импорта. Будет обеспечен достойный уровень социальной поддержки незащищенным слоям населения.

Для достижения этого состояния необходимо активизировать ранее не задействованные в полной мере факторы роста российской экономики. Девальвационный эффект кризиса 2014 - 2015 годов привел к повышению конкурентоспособности предприятий по сравнению с иностранными компаниями. Это дает возможность активизировать замещение импортных товаров, повысить уровень конкурентоспособности при экспорте. Основным драйвером этого процесса могут стать малые и средние компании, способные в кратчайшие сроки перестроиться на выпуск соответствующей продукции.

Необходима реализация как долгосрочных структурных мер по реформированию экономики и социальной сферы, так и краткосрочных мер, обеспечивающих для бизнеса возможности "быстрого старта" - использования полученных конкурентных преимуществ еще до качественного улучшения бизнес-среды и завершения структурной перестройки экономики.

Совокупность сложившихся вызовов и условий экономического развития определяет в качестве основной цели повышение конкурентоспособности российской экономики на основе повышения производительности труда и роста эффективности использования других ресурсов, массового создания новых и интенсивного роста действующих малых и средних предприятий, осуществляющих замещение импорта и расширение несырьевого экспорта, изменения структуры занятости за счет снижения доли расширенного государственного сектора. Необходимы развитие конкуренции на внутренних рынках, повышение инвестиционной и деловой привлекательности российской экономики, резкое усиление инновационной составляющей экономического развития, укрепление международных позиций России, расширение использования преимуществ международной интеграции.

Формирование новой модели роста основывается также на необходимости расшивки "узких мест" и развитии транспортной и энергетической инфраструктуры, в том числе с использованием пенсионных накоплений и других внебюджетных источников долгосрочных инвестиционных ресурсов, создании условий для привлечения частных инвестиций в проекты развития транспортных сетей и энергетики, жилищной и инженерной инфраструктуры.

Результатом реализации структурных преобразований станет выход на траекторию устойчивого роста российской экономики и достижение к 2020 году следующих целевых показателей:

повышение доли общего объема инвестиций в ВВП (нормы накопления основного капитала) до 22 - 24% (в 2015 году ожидается 17,8%);

снижение доли расходов консолидированного бюджета до 35% ВВП, в первую очередь за счет приведения обязательств федерального бюджета в соответствие с экономической ситуацией;

увеличение доли несырьевого экспорта в общем объеме экспорта до 45% (2014 год - 30,2%);

увеличение доли инвестиционного импорта в объеме импорта до 32 - 35% (2014 год - 25,2%);

снижение доли импорта в товарных ресурсах розничной торговли до 38% (2014 год - 44%);

повышение позиций Российской Федерации в рейтингах глобальной конкурентоспособности;

вхождение не менее 3 российских университетов в 100 и не менее 10 университетов в 200 лидирующих мировых университетов к 2018 году;

приватизация большинства нестратегических активов, находящихся в собственности Российской Федерации к 2018 году;

увеличение ожидаемой продолжительности жизни в Российской Федерации до 74 лет к 2018 году.

Целевыми ориентирами являются также задачи, определенные Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" в части увеличения производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года и создания к 2020 году не менее 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест.

Запуск новой модели роста сможет стать эффективным при реализации двух ключевых условий.

Первое условие - макроэкономическая стабильность.

Ориентиром макроэкономической политики станет достижение целевого показателя инфляции на уровне 4% и бездефицитности федерального бюджета начиная с 2017 года при отсутствии увеличения уровня налоговой нагрузки.

Для достижения этих целей необходима подготовка и реализация комплекса мер, направленного на сохранение бюджетной устойчивости в долгосрочной перспективе, повышающих эффективность социальных расходов, расходов инвестиционного характера (с учетом их влияния на будущие темпы экономического роста), оптимизирующих расходы на государственный аппарат, национальную оборону и безопасность.

Ориентиром для динамики расходов федерального бюджета должно стать их снижение до 5% в реальном выражении каждый год в 2016 и в 2017 годах. Такая динамика наряду с другими мерами позволит создать условия для снижения уровня инфляции до целевых значений, что даст большую гибкость Банку России при принятии решений по денежно-кредитной политике и обеспечит рост доступности кредитных ресурсов в рамках инвестиционного процесса.

Второе условие - повышение качества государственного управления.

Сложность стоящих перед страной вызовов задает высочайшие требования к работе государственного аппарата, координации работы между всеми ветвями власти, совместной работе ведомств, отвечающих за выработку политики в отраслях экономики и социальной сферы, за контроль, надзор и правоприменения, за реализацию правоохранительных функций. Для эффективной реализации этих задач необходимы модернизация сложившейся в настоящее время системы государственного управления, ее оптимизация, повышение квалификации управленческого аппарата и переход к использованию современных информационных и управленческих технологий. Одним из основных направлений ее совершенствования станет внедрение современных общепризнанных методов проектного управления.

 

II. Поддержка бизнеса и улучшение условий

предпринимательской деятельности

 

1. Благоприятные условия для инвестиций

 

Улучшение инвестиционного климата

 

К 2016 году будут реализованы определенные в 2012 - 2014 годах мероприятия национальной предпринимательской инициативы, которые позволят существенно улучшить деловой климат. В результате реализации мер, направленных на выполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса Россия должна войти в число 20 лучших стран.

В 2016 - 2018 годах основное внимание будет уделено реализации новых инициатив предпринимательского сообщества, практике правоприменения и доведения информации о результатах реализации "дорожных карт" до представителей бизнеса. Учитывая, что значительная часть вопросов по совершенствованию условий ведения бизнеса находится в ведении региональных органов власти, субъектами Российской Федерации должны быть разработаны региональные "дорожные карты" по улучшению инвестиционного климата, результаты реализации которых будут оцениваться в рамках Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах России.

Одним из приоритетов Правительства Российской Федерации станет реализация решения Президента Российской Федерации по сохранению стабильности налоговых условий до 2018 года, введен мораторий на принятие актов, вводящих новые или усложняющих действующие требования к ведению предпринимательской деятельности.

Снизится налоговая нагрузка на вновь создаваемые предприятия промышленности, будут действовать налоговые льготы для территорий опережающего развития, снижен НДС на внутренние авиационные перевозки и пригородное железнодорожное сообщение, упрощены предоставление инвестиционного налогового кредита по НДС и механизм переноса срока оплаты импортной пошлины при ввозе на инвестиционные цели не производимых в России оборудования, комплектующих и материалов.

В 2015 году будут реализованы меры по добровольному декларированию физическими лицами имущества (вкладов) в банках. В целях сохранения потенциально платежеспособных участников хозяйственного оборота в законодательство Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) будут внесены изменения, направленные на совершенствование механизмов их финансового оздоровления, результатом принятия которых будут сокращение сроков и издержек на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, повышение их эффективности и увеличение размера погашения требований кредиторов. В целях привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов в экономику будет сформировано законодательство о государственно-частном партнерстве, сохранена накопительная составляющая системы обязательного пенсионного страхования с одновременным совершенствованием механизмов инвестирования средств пенсионных накоплений.

Для снижения административной нагрузки будут приостановлены, отменены или скорректированы наиболее обременительные и наименее эффективные требования к ведению предпринимательской деятельности. На снижение числа проверок будет направлен новый закон о контрольно-надзорной деятельности, вводящий риск-ориентированный подход и направленный на защиту прав бизнеса при проведении контрольных мероприятий. Заработает единый реестр проверок, по отдельным видам контрольно-надзорных функций полномочия по их осуществлению будут переданы субъектам Российской Федерации.

С 1 января 2016 г. будут введены трехлетние "надзорные каникулы" для предприятий, в течение трех лет не имевших серьезных нарушений установленных требований к ведению деятельности. Все требования к конкретным видам деятельности будут упорядочены, систематизированы и размещены в открытом доступе. Это позволит перейти к исчерпывающему набору требований, который будет предоставляться предпринимателю при начале наиболее распространенных видов деятельности.

Новый закон о саморегулировании усилит ответственность саморегулируемых организаций, повысит эффективность контроля государства за их деятельностью. На этой основе расширится практика саморегулирования, в том числе в секторах, где в настоящее время используются более жесткие административные формы регулирования (лицензирование, регистрация и т.д.).

В целях снижения возможности давления на бизнес со стороны правоохранительных органов будут расширены основания для применения наказаний, не связанных с лишением свободы, за преступления в сфере предпринимательства.

 

Развитие конкуренции

 

Ключевым условием формирования равных "правил игры" для бизнеса станет минимизация участия государства в деятельности коммерческих компаний на конкурентных рынках. Продолжатся приватизация компаний, занимающих лидирующее положение в соответствующих отраслях экономики, вовлечение в эффективный хозяйственный оборот избыточного имущества федеральных организаций и государственной казны, в том числе с целью развития предпринимательской инициативы у граждан.

Полномочия Федеральной антимонопольной службы уточнятся как путем выведения из-под антимонопольного контроля отдельных действий хозяйствующих субъектов, не причиняющих существенного вреда конкурентной среде (субъектов малого предпринимательства), так и путем передачи отдельных полномочий другим органам власти или местного самоуправления.

 

Инновационное развитие, поддержка науки

 

Основой технологического и инновационного развития станет усиление координации деятельности Правительства Российской Федерации, инновационных институтов развития, научных и образовательных организаций, бизнеса в части формирования направлений приоритетных научных исследований и разработок, создания образцов конкурентоспособной инновационной продукции, коммерциализации разработок, технологического перевооружения предприятий, формирования спроса на инновационную продукцию, а также повышение эффективности механизма финансирования, направленного на стимулирование реализации наукоемких исследований, разработок и их внедрения в реальный сектор экономики, и контроля за расходованием средств на научные исследования с привлечением общественности и бизнеса.

Такая координация будет осуществляться в том числе в рамках национальной технологической инициативы, обеспечивающей ускоренную разработку и внедрение перспективных промышленных технологий. В рамках реализации национальной технологической инициативы предусматриваются:

формирование системы приоритетных межотраслевых научно-технологических проектов, реализуемых консорциумами организаций научного, образовательного и производственного профиля, направленных на решение важнейших социально-экономических задач развития страны;

создание и совершенствование институтов и механизмов, создающих условия для функционирования и эффективного развития экосистем инновационного технологического предпринимательства, с концентрацией государственного и частного производственного, финансового и интеллектуального капитала.

Будут реализованы "дорожные карты" развития приоритетных межотраслевых технологий (композиционные материалы, технологии нанофотоники, биотехнологии, ИТ и т.д.), продолжится формирование системы национальных проектов с высокой инновационной составляющей, направленных на формирование межотраслевого взаимодействия и системную модернизацию ключевых отраслей. Важную роль в этом будут играть созданные технологические платформы.

Предусматривается осуществлять содействие внедрению на предприятиях современных наилучших доступных технологий, передовых систем управления качеством, формированию на принципах частно-государственного партнерства венчурных фондов посевной, ранней и pre-IPO стадий. Намечаются осуществление поддержки встраивания российских высокотехнологических товаров и услуг в глобальные цепочки создания стоимости и формирование условий для трансфера критических технологий в российскую юрисдикцию.

Инновационные территориальные кластеры, а также проекты Сколково и Иннополис обеспечат формирование центров глобальной компетенции в обрабатывающей промышленности, сфере интеллектуальных услуг и других секторах экономики.

Будет сформирована эффективная система управления правами на результаты интеллектуальной деятельности, созданными предприятиями, образовательными организациями высшего образования и научными организациями, включая учет и государственную регистрацию. Применение мер экономического, в том числе налогового, стимулирования позволит увеличить нематериальные активы и объемы сделок с ними.

Механизмы стимулирования спроса на инновационную продукцию предполагается формировать в рамках системы закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд, а также закупок компаний с государственным участием. На систематической основе осуществлять мероприятия по популяризации инновационного предпринимательства и научно-технической деятельности.

Сформированные институты и инструменты поддержки инновационного и технологического развития обеспечат развитие высокотехнологичных секторов экономики, включая основные отрасли оборонно-промышленного комплекса (ракетно-космическая промышленность, авиационная промышленность, судостроение, радиоэлектроника), атомный энергопромышленный комплекс, информационные технологии, фармацевтическую промышленность, а также будут способствовать инновационному развитию традиционных секторов экономики.

Предусматривается создание условий для осуществления космических проектов, включая создание первой очереди космодрома "Восточный", новой пилотируемой космической транспортной системы, нового поколения космических аппаратов системы ГЛОНАСС и дистанционного зондирования Земли.

Будет продолжено развитие навигационной отрасли в части гражданского применения технологий ГЛОНАСС, обеспечено использование инфраструктуры системы "ЭРА-ГЛОНАСС" для формирования единой навигационной технологической среды на транспортном комплексе, что приведет к росту эффективности различных отраслей экономики, повышению безопасности и качества жизни, развитию рынка навигационно-информационных услуг.

В сфере топливно-энергетического комплекса предполагается решение задачи освоения технологий разработки шельфовых месторождений и трудноизвлекаемых запасов углеводородного сырья. Особое внимание будет уделено развитию прорывных передовых исследований и разработок, фундаментальной науки и реализации прикладных исследовательских программ в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства, в том числе в рамках деятельности Фонда перспективных исследований.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 603 "О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса" Правительство Российской Федерации обеспечит оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов современными образцами вооружения, военной и специальной техники с доведением их доли к 2020 году до 70 процентов.

Задачи инновационного развития предъявляют высокие требования к эффективности функционирования науки. Для достижения мирового уровня научных исследований усилится роль ведущих университетов как центров, ориентированных на высокие международные академические стандарты в обучении, научной и инновационной деятельности.

При координирующей роли Российской академии наук предусматривается формирование эффективной системы управления научными исследованиями во всех научных организациях, включая организации вузовского научного сектора. Предполагается также проведение мониторинга и оценки результативности деятельности научных организаций, развитие и формирование современных научных центров по ключевым направлениям фундаментальной науки, расширение использования программной и грантовой форм финансирования исследований, усиление кадрового потенциала (в том числе через формирование новой системы замещения должностей и механизма проведения аттестации научных работников).

Продолжится развитие системы центров коллективного пользования современным научным экспериментальным и высокотехнологичным оборудованием, развитие исследовательской деятельности на базе международных исследовательских проектов класса "мега-сайенс".

 

Поддержка малого и среднего предпринимательства

 

На базе Агентства кредитных гарантий и МСП Банка планируется создание единого института (в форме акционерного общества) развития малого и среднего бизнеса в целях формирования национальной гарантийной системы, развития финансовой, инфраструктурной, имущественной, юридической, методологической и иной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, введения единых стандартов такой поддержки, осуществления мониторинга исполнения крупными компаниями с государственным участием требований по размещению заказов у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Будут применены дополнительные налоговые стимулы для развития малого предпринимательства. Так, для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей будет расширен перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых субъекты Российской Федерации вправе предоставлять налоговые каникулы по упрощенной и патентной системам налогообложения. Субъектам Российской Федерации будет предоставлено право снижать налоговую ставку по упрощенной системе налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов с 6 до 1 процента для отдельных видов предпринимательской деятельности и категорий налогоплательщиков с предоставлением субъектам Российской Федерации необходимых средств для компенсации выпадающих доходов бюджетов.

Система имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства расширится в том числе за счет продления предоставления предпринимателям преимущественного права на приобретение имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; уточнены требования трудового законодательства к микропредприятиям, исходя из особенностей их деятельности. Будут разработаны и реализованы меры поддержки быстрорастущих малых и средних компаний, созданы дополнительные механизмы поддержки встраивания малых и средних предприятий в цепочки поставщиков, формируемые крупным бизнесом.

 

2. Обеспечение ресурсами и снижение издержек

 

Развитие рынка труда

 

Реализация программ импортозамещения и модернизация экономики потребуют перераспределения занятости между видами экономической деятельности, секторами экономики и территориями.

В целях развития эффективного и гибкого рынка квалифицированного труда продолжится работа по развитию профессиональных квалификаций, в том числе путем обновления требований к компетенциям и квалификациям работников, а также формирование системы независимой оценки их профессионального уровня.

Создание условий для повышения внутренней трудовой мобильности предполагается путем:

формирования и поддержания общероссийской базы вакансий с информацией о социальной инфраструктуре нового места работы и проживания, транспортной доступности необходимых объектов, возможностях обучения, досуга и т.д. на базе портала "Работа в России";

принятия и реализации региональных программ повышения трудовой мобильности, предполагающих привлечение работников на вакантные рабочие места из других субъектов Российской Федерации.

В целях улучшения обеспечения российской экономики высококвалифицированными специалистами стимулирование миграции лиц, имеющих особо востребованные на российском рынке труда профессии и специальности, высокую квалификацию, в том числе молодежи, будет реализовано за счет:

модернизации институтов разрешения на временное проживание и вида на жительство, создания балльной системы отбора мигрантов;

содействия миграции в Российскую Федерацию с целью получения образования и академической мобильности;

реализации программ целевого привлечения иностранных граждан, в том числе предпринимателей, инвесторов, высококвалифицированных специалистов, а также выпускников российских профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования на основе предоставления вида на жительство.

Приоритетами развития системы охраны труда станет внедрение риск-ориентированного подхода, совершенствование механизмов стимулирования работодателя к улучшению условий труда и актуализации стандартов безопасности и типовых норм обеспечения работников средствами индивидуальной защиты.

Со сторонами социального партнерства будет обсужден вопрос о совершенствовании трудового законодательства в части повышения гибкости системы регулирования трудовых отношений.

 

Расширение доступности кредитных и инвестиционных ресурсов

 

В целях повышения доступности кредитных ресурсов для организаций, осуществляющих деятельность в приоритетных отраслях экономики, продолжится поддержка банковской системы Российской Федерации.

Расширятся возможности привлечения фондирования российскими банками путем повышения их капитализации за счет передачи Агентством по страхованию вкладов облигаций федерального займа в субординированные обязательства российских банков. Данный механизм предусматривает предоставление ресурсов при условии увеличения кредитования в приоритетных отраслях.

Для стимулирования первичного рынка жилья и жилищного (ипотечного) кредитования осуществляется реализация программы государственной поддержки в форме субсидирования процентной ставки по выданным жилищным (ипотечным) кредитам (займам).

Ключевой задачей для российской экономики является формирование долгосрочных инвестиционных источников финансирования, в качестве которых выступят средства накопительной составляющей обязательного пенсионного страхования, негосударственного пенсионного обеспечения и накопительного страхования жизни.

Продолжится работа по совершенствованию инфраструктуры финансового рынка, формированию высокого уровня корпоративного управления и повышению защиты прав инвесторов и потребителей финансовых услуг.

Для развития системы универсальных и объективных критериев оценки кредитных рисков будет оказано содействие в создании национального института экспертизы в области кредитных рейтингов.

В целях формирования благоприятной среды для ведения страхового бизнеса, являющегося значимым источником инвестиций на финансовом рынке, а также развития культуры страхования будут совершенствоваться институциональные основы страховой деятельности, условия и порядок осуществления видов страхования в обязательной форме, развиваться добровольное страхование жилых помещений граждан, страхование граждан, выезжающих за рубеж, добровольное медицинское страхование. Данные инициативы позволят увеличить инвестиционный потенциал страховых компаний.

Для решения задач финансовой устойчивости негосударственных пенсионных фондов до 1 января 2016 г. завершится акционирование негосударственных пенсионных фондов, занимающихся обязательным пенсионным страхованием, а до 1 января 2019 г. - акционирование негосударственных пенсионных фондов, занимающихся негосударственным пенсионным обеспечением. Продолжится развитие системы гарантирования прав застрахованных лиц в рамках обязательного пенсионного страхования, а также планируется подготовка предложений по формированию системы гарантирования прав участников в рамках негосударственного пенсионного обеспечения.

 

Тарифное регулирование естественных монополий



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: