Медитация Випассана, как её преподаёт С.Н.Гоенка




Уильям Харт

Искусство жизни

Медитация Випассана, как её преподаёт С.Н.Гоенка

 

Оглавление

Вступление. 2

Предисловие. 2

Введение. 5

«Плавология». 7

Глава 1. Искания. 8

Вопросы и ответы: 12

«Идти по пути». 13

Глава 2. Начальный пункт. 14

Вопросы и ответы: 17

«Будда и естествоиспытатель». 19

Глава 3. Непосредственная причина. 19

Вопросы и ответы: 22

«Семя и плод». 23

Глава 4. Корень проблемы.. 24

Вопросы и ответы: 29

«Камешки и гхи». 30

Глава 5. Воспитание нравственного поведения. 31

Вопросы и ответы: 35

«Рецепт врача». 38

Глава 6. Воспитание сосредоточения. 39

Вопросы и ответы: 44

«Кривой молочный пудинг». 46

Глава 7. Воспитание мудрости. 47

Вопросы и ответы: 55

«Два колечка». 56

Глава 8. Осознавание и невозмутимость. 57

Вопросы и ответы: 61

«Видение и только!». 63

Глава 9. Цель. 65

Вопросы и ответы: 70

«Полбутылки масла». 72

Глава 10. Искусство жить. 72

Вопросы и ответы: 76

«Час пробил». 77

Приложение I. Важность веданы в учении Будды.. 80

Приложение II. Отрывки из сутт с упоминаниями веданы.. 84

Глоссарий палийских терминов. 86

 

Вступление

 

Я на­все­гда ос­та­нусь бла­го­да­рен той пе­ре­ме­не, ко­то­рую про­из­ве­ла в мо­ей жиз­ни ме­ди­та­ция ви­пас­са­ны. Ко­гда я впер­вые оз­на­ко­мил­ся с этим уче­ни­ем, я по­чув­ст­во­вал, что пре­ж­де блу­ж­дал в по­тём­ках сре­ди пу­та­ни­цы ту­пи­ко­вых тро­пи­нок, а теперь, наконец, вы­шел на боль­шую до­ро­гу. В по­сле­дую­щие го­ды я про­дол­жал дви­же­ние по это­му пу­ти, и с ка­ж­дым ша­гом цель ста­но­ви­лась всё яс­нее. Эта цель — ос­во­бо­ж­де­ние от всех стра­да­ний, пол­ное про­свет­ле­ние. Не пре­тен­дую на то, что я дос­тиг уже глав­ной це­ли, но не со­мне­ва­юсь в том, что этот путь ве­дёт пря­мо к ней.

Я все­гда бу­ду в дол­гу пе­ред сха­я­гьи У Ба Кхи­ном и пре­ем­ст­вен­но­стью учи­те­лей, со­хра­нив­ших жи­вой ме­тод на про­тя­же­нии ты­ся­че­ле­тий со вре­мён Буд­ды. От ли­ца их всех я при­зы­ваю дру­гих пой­ти по это­му пу­ти, так что­бы им то­же мож­но бы­ло най­ти вы­ход из стра­да­ния.

Хо­тя этой тех­ни­ке уже нау­чи­лись мно­гие ты­ся­чи лю­дей из стран За­па­да, до сих пор не бы­ло из­да­но ни од­ной кни­ги, где бы в точ­но­сти и с дос­та­точ­ны­ми под­роб­но­стя­ми опи­сы­ва­лась эта фор­ма ви­пас­са­ны. Я рад, что на­ко­нец за де­ло взял­ся, что­бы за­пол­нить су­ще­ст­вую­щий про­бел, серь­ёз­ный прак­тик ме­ди­та­ции.

Да уг­лу­бит эта кни­га по­ни­ма­ние у тех, кто лич­но за­ни­ма­ет­ся ме­ди­та­ци­ей ви­пас­са­ны, да по­ощ­рит она дру­гих к то­му, что­бы они по­про­бо­ва­ли ос­во­ить эту тех­ни­ку, да­бы и для них так­же ста­ло воз­мож­ным пе­ре­жи­вать сча­стье ос­во­бо­ж­де­ния. Пусть ка­ж­дый чи­та­тель нау­чит­ся ис­кус­ст­ву жиз­ни, что­бы сыс­кать внут­рен­ний мир и лад и по­ро­ж­дать мир и лад для дру­гих.

Пусть всем су­ще­ст­вам бу­дет хо­ро­шо!

С.Н. Го­ен­ка, Бом­бей, ап­рель 1986 г.

 

Пре­ди­сло­вие

 

Сре­ди су­ще­ст­вую­щих в ны­неш­нем ми­ре раз­лич­ных ти­пов ме­ди­та­ции ме­тод ви­пас­са­ны, ко­то­ро­му учит С.Н.Го­ен­ка, яв­ля­ет­ся един­ст­вен­ным в сво­ём ро­де. Эта тех­ни­ка — про­стой и ло­гич­ный путь к об­ре­те­нию под­лин­ной уми­ро­тво­рён­но­сти, к то­му, что­бы за­жить сча­ст­ли­во, ос­мыс­лен­но. Ви­пас­са­на, хо­тя су­ще­ст­во­ва­ла в те­че­ние дли­тель­но­го вре­ме­ни лишь сре­ди буд­дий­ской об­щи­ны Бир­мы, не со­дер­жит в се­бе ни­че­го сек­тант­ско­го; к ней мо­гут при­бег­нуть, ею мо­гут за­ни­мать­ся лю­ди лю­бо­го ми­ро­воз­зре­ния.

С.Н.Го­ен­ка — уда­лив­ший­ся от дел про­мыш­лен­ник и быв­ший гла­ва ин­дий­ской об­щи­ны в Бир­ме, ро­дом из кон­сер­ва­тив­ной ин­дуи­ст­ской се­мьи. Он смо­ло­ду был под­вер­жен жес­то­кой миг­ре­ни. В по­ис­ках ис­це­ле­ния в 1955 го­ду по­зна­ко­мил­ся со сха­я­гьи У Ба Кхи­ном, со­еди­няв­шим в се­бе в об­ще­ст­вен­ной жиз­ни роль вы­со­ко­по­став­лен­но­го го­су­дар­ст­вен­но­го слу­жа­ще­го и в ча­ст­ной ро­ли учи­те­ля ме­ди­та­ции. Обу­ча­ясь ме­ди­та­ции у У Ба Кхи­на, г-н Го­ен­ка столк­нул­ся с ме­то­дой, да­вав­шей ку­да боль­ше, чем про­стое об­лег­че­ние сим­пто­мов фи­зи­че­ской бо­лез­ни и не­ог­ра­ни­чен­ной куль­тур­ны­ми и ре­ли­ги­оз­ны­ми барь­е­ра­ми. По­сле­до­вав­шие го­ды уче­ния и за­ня­тий ви­пас­са­ной по­сте­пен­но пре­об­ра­зи­ли его жизнь.

В 1969 го­ду г-н Го­ен­ка пе­ре­ехал в Ин­дию, по­лу­чив пе­ред тем от У Ба Кхи­на пол­но­мо­чия учить ви­пас­са­не; что он и стал де­лать, воз­вра­щая эту ме­то­ду в стра­ну, где она за­ро­ди­лась. Ин­дия по-преж­не­му рез­ко по­де­ле­на на кас­ты и ре­ли­гии,— и всё же кур­сы г-на Го­ен­ки при­влек­ли ты­ся­чи лю­дей са­мых раз­ных ми­ро­воз­зре­ний и под­го­тов­ки; сре­ди уче­ни­ков бы­ли ты­ся­чи ев­ро­пей­цев. Их при­влек­ла прак­тич­ность это­го ме­то­да.

Ка­че­ст­ва ви­пас­са­ны об­раз­цо­во во­пло­ще­ны в са­мом г-не Го­ен­ке. Это че­ло­век праг­ма­тич­ный, не чу­ж­дый по­все­днев­но­сти, от­лич­но в ней ори­ен­ти­рую­щий­ся; но при этом он в ка­ж­дой си­туа­ции со­хра­ня­ет не­обы­чай­ное спо­кой­ст­вие ду­ха. Это спо­кой­ст­вие со­че­та­ет­ся в нём с глу­бо­ким со­стра­да­ни­ем к дру­гим лю­дям и спо­соб­но­стью к со­пе­ре­жи­ва­нию к ним. В нём, впро­чем, нет и сле­да тор­же­ст­вен­но­сти. Его, в том чис­ле и на уро­ках ви­пас­са­ны, не ос­тав­ля­ет за­ра­зи­тель­ное чув­ст­во юмо­ра. Уча­ст­ни­ки кур­сов на­дол­го со­хра­ня­ют в па­мя­ти его улыб­ку, смех и час­то по­вто­ряе­мый де­виз: «Будь­те сча­ст­ли­вы!» Оче­вид­но, что ви­пас­са­на сде­ла­ла его сча­ст­ли­вым, и он по­лон же­ла­ния по­де­лить­ся сво­им сча­сть­ем, по­ка­зать дру­гим ме­то­ду, ко­то­рая ока­за­лась столь дей­ст­вен­ной для не­го са­мо­го.

Не­смот­ря на весь свой лич­ный маг­не­тизм, г-н Го­ен­ка во­все не же­ла­ет быть та­ким гу­ру, ко­то­рый об­ра­ща­ет уче­ни­ков в по­до­бие ав­то­ма­тов. На­про­тив, он учит их лич­ной от­вет­ст­вен­но­сти. Под­лин­ная про­вер­ка ви­пас­са­ны, как го­во­рит он, — это её при­ме­не­ние к жиз­ни. Он по­ощ­ря­ет ме­ди­ти­рую­щих, что­бы они не си­де­ли у его ног, а шли в мир и жи­ли в нём сча­ст­ли­во. Он ук­ло­ня­ет­ся от при­ятия вся­ких вы­ра­же­ний пре­дан­но­сти ему лич­но, и на­обо­рот, по­бу­ж­да­ет сво­их уче­ни­ков быть пре­дан­ны­ми ме­то­ду, той ис­ти­не, ко­то­рую они об­ре­та­ют внут­ри се­бя.

По тра­ди­ции обу­че­ние ме­ди­та­ции в Бир­ме все­гда бы­ло пре­ро­га­ти­вой буд­дий­ских мо­на­хов. Г-н Го­ен­ка, од­на­ко, как и его учи­тель — ми­ря­нин, гла­ва боль­шой се­мьи. Тем не менее, он учит так яс­но, а ме­тод столь дей­ст­вен, что за­слу­жил одоб­ре­ние стар­ших мо­на­хов в Бир­ме, Ин­дии и на Шри-Лан­ке, а иные из них да­же про­шли кур­сы под его на­ча­лом. Как под­чёр­ки­ва­ет г-н Го­ен­ка, ме­ди­та­ция для со­хра­не­ния сво­ей чис­то­ты ни­ко­гда не долж­на де­лать­ся пред­ме­том на­жи­вы. Все кур­сы и цен­тры, дей­ст­вую­щие под его ру­ко­во­дством, это по­сле­до­ва­тель­но не­ком­мер­че­ские пред­при­ятия. Сам он не бе­рёт за свой труд ни­ка­ко­го воз­на­гра­ж­де­ния, ни пря­мо­го, ни кос­вен­но­го; ни­че­го не по­лу­ча­ют и его по­мощ­ни­ки — учи­те­ля, ко­то­рых он упол­но­мо­чил вес­ти кур­сы ви­пас­са­ны от сво­его име­ни. Он де­лит­ся с людь­ми ме­то­дом ви­пас­са­ны, ви­дя в этом ис­клю­чи­тель­но слу­же­ние че­ло­ве­че­ст­ву и по­мощь ну­ж­даю­щим­ся в ней.

С.Н.Го­ен­ка — один из не­мно­гих ин­дий­ских ду­хов­ных на­став­ни­ков, ко­то­рые поль­зу­ют­ся рав­но вы­со­ким ува­же­ни­ем в Ин­дии и на За­па­де. Од­на­ко он ни­ко­гда не го­нял­ся за из­вест­но­стью, пред­по­чи­тая рас­про­стра­нять ин­те­рес к ви­пас­са­не лишь изу­ст­но и все­гда под­чёр­ки­вал важ­ность са­мих прак­ти­че­ских за­ня­тий, но не её пись­мен­но­го из­ло­же­ния. По­то­му-то он и из­вес­тен мень­ше, чем то­го за­слу­жи­ва­ет. На­стоя­щая кни­га пред­став­ля­ет со­бой пер­вое об­стоя­тель­ное рас­смот­ре­ние его уче­ния, под­го­тов­лен­ное с его ве­до­ма и одоб­ре­ния.

Глав­ный ис­точ­ник ма­те­риа­ла ка­шей ра­бо­ты — это бе­се­ды г-на Го­ен­ки со слу­ша­те­ля­ми в хо­де де­ся­ти­днев­но­го кур­са ви­пас­са­ны; от­час­ти так­же и его ста­тьи, на­пи­сан­ные по-анг­лий­ски. Эти­ми ма­те­риа­ла­ми я поль­зо­вал­ся сво­бод­но, чер­пая из них не толь­ко хо­ды ар­гу­мен­та­ции и уст­рое­ния осо­бо важ­ных мо­мен­тов, но и при­во­див­шие­ся при­ме­ры; час­то я ци­ти­рую его до­слов­но. Те, кто про­хо­ди­ли кур­сы ви­пас­са­ны у не­го лич­но, без­ус­лов­но встре­тят в этой кни­ге мно­го зна­ко­мо­го или да­же смо­гут при­пом­нить, что за бе­се­да или ста­тья ис­поль­зо­ва­на в дан­ном тек­сте.

В хо­де учеб­ных кур­сов объ­яс­не­ния учи­те­ля шаг за ша­гом со­про­во­ж­да­ют­ся лич­ным опы­том за­ни­маю­щих­ся ме­ди­та­ци­ей. Здесь же ма­те­ри­ал по­дан ина­че, учи­ты­вая чи­та­тель­скую ау­ди­то­рию, т.е. тех лиц, ко­то­рые про­сто чи­та­ют о ме­ди­та­ции, не не­пре­мен­но за­ни­ма­ясь ею лич­но. Мы по­пы­та­лись из­ло­жить для этих чи­та­те­лей уче­ние так, как зна­ко­мят­ся с ним на лич­ном опы­те; ло­ги­че­ская по­сле­до­ва­тель­ность не пре­ры­ва­ет­ся с пер­вой сту­пе­ни и до ко­неч­ной це­ли. Эта ор­га­ни­че­ская це­ло­ст­ность бу­дет все­го оче­вид­нее для ме­ди­ти­рую­ще­го; но на­ша кни­га рас­счи­та­на на то, что­бы дать и тем, кто сам не за­ни­ма­ет­ся, бег­лый взгляд на уче­ние в том ви­де, как оно рас­кры­ва­ет­ся на прак­ти­ке.

В не­ко­то­рых раз­де­лах на­ме­рен­но со­хра­не­на ин­то­на­ция уст­ной ре­чи, что­бы дать бо­лее жи­вое пред­став­ле­ние о том, как же учит г-н Го­ен­ка: это ис­то­рии, вкра­п­лен­ные ме­ж­ду гла­ва­ми, а так­же во­про­сы и от­ве­ты в за­клю­че­ние ка­ж­дой гла­вы, диа­ло­ги, взя­тые из под­лин­ных бе­сед с уче­ни­ка­ми в хо­де учеб­ных кур­сов или ча­ст­ных со­бе­се­до­ва­ний. Кое-что по­за­им­ст­во­ва­но из био­гра­фии Буд­ды, иное — из бо­га­то­го на­сле­дия ин­дий­ско­го фольк­ло­ра, ещё что-то — взя­то из лич­но­го опы­та г-на Го­ен­ки. Всё из­ло­же­но его соб­ст­вен­ны­ми сло­ва­ми — не для то­го, что­бы улуч­шить пе­ре­ска­зы­вае­мые им под­лин­ни­ки, а про­сто, что­бы эти ис­то­рии про­зву­ча­ли све­жо, что­бы под­черк­нуть их зна­чи­мость для прак­ти­ки ме­ди­та­ции. Ис­то­рии раз­ря­жа­ют слиш­ком серь­ёз­ную ат­мо­сфе­ру кур­са ви­пас­са­ны и вдох­нов­ля­ют прак­ти­кую­щих, бла­го­да­ря че­му уз­ло­вые пунк­ты уче­ния хо­ро­шо ло­жат­ся на па­мять. Из мно­же­ст­ва та­ких ис­то­рий, рас­ска­зы­вае­мых в хо­де де­ся­ти­днев­но­го учеб­но­го кур­са, мы вклю­чи­ли лишь не­боль­шую их вы­бор­ку.

При­во­ди­мые ци­та­ты взя­ты из древ­ней­ше­го и наи­бо­лее при­знан­но­го сво­да ре­чей, из «Кор­зи­ны про­по­ве­дей» Буд­ды («Сут­та-пи­та­ка»), со­хра­нив­ших­ся на древ­нем язы­ке па­ли в стра­нах тхе­ра­ва­дин­ско­го буд­диз­ма. Для со­блю­де­ния един­ст­ва сти­ля во всей кни­ге я по­пы­тал­ся пе­ре­вес­ти все ци­ти­руе­мые здесь вы­держ­ки на­но­во, со­об­ра­зу­ясь при этом с тру­да­ми ве­ду­щих со­вре­мен­ных пе­ре­во­дчи­ков. Од­на­ко, по­сколь­ку эта кни­га — не учё­ный труд, я не стре­мил­ся при пе­ре­во­дах с па­ли к до­слов­но­сти. За­то я ста­рал­ся пе­ре­дать яс­но и дос­туп­но смысл ка­ж­до­го от­рыв­ка так, как он пред­стаёт для за­ни­маю­ще­го­ся ви­пас­са­ной в све­те его лич­но­го опы­та. Воз­мож­но, что пе­ре­вод иных слов или от­рыв­ков по­ка­жет­ся не­ор­то­док­саль­ным; но во всём су­ще­ст­вен­ном, как я на­де­юсь, анг­лий­ский пе­ре­вод со­от­вет­ст­ву­ет са­мо­му пря­мо­му смыс­лу под­лин­ни­ка.

Ци­ти­руе­мые в кни­ге буд­дий­ские тер­ми­ны да­ны, для еди­но­об­ра­зия и точ­но­сти, в их ста­лин­ском ва­ри­ан­те, да­же ес­ли иной раз сан­ск­рит­ская фор­ма по­ка­жет­ся за­пад­но­му чи­та­те­лю при­выч­нее. К при­ме­ру, вме­сто сан­ск­рит­ской «дхар­мы» упот­реб­ля­ет­ся па­лий­ская «дхам­ма», так же не «кар­ма», а «кам­ма», «ниб­ба­на», а не «нир­ва­на», «санк­ха­ра», но не «сан­ска­ра». В це­лом же, во из­бе­жа­ние из­лиш­ней ус­лож­нён­но­сти, в тек­сте кни­ги ос­тав­лен лишь ми­ни­мум па­лий­ских слов. Од­на­ко за­час­тую они пред­став­ля­ют со­бой удоб­ное, в си­лу крат­ко­сти, вы­ра­же­ние не­ко­то­рых по­ня­тий, ма­ло­зна­ко­мых для за­пад­ной мыс­ли и ко­то­рые не­лег­ко бы­ло бы пе­ре­дать од­ним сло­вом. По­это­му мне кое-где ка­за­лось пред­поч­ти­тель­ным поль­зо­вать­ся па­лий­ским тер­ми­ном, а не опи­са­тель­ным вы­ра­же­ни­ем род­но­го язы­ка. Все па­лий­ские сло­ва, на­бран­ные жир­ным шриф­том, разъ­яс­ня­ют­ся в глос­са­рии в кон­це кни­ги.

Ме­тод ви­пас­са­ны при­но­сит рав­ную поль­зу всем уп­раж­няю­щим­ся — ра­са, класс или пол ро­ли не иг­ра­ют. В со­гла­сии с этой об­ще­при­ме­ни­мо­стью я ста­рал­ся из­бе­гать в тек­сте слов, ука­зы­ваю­щих на раз­ли­чие по­лов. Ис­поль­зуе­мое в не­ко­то­рых слу­ча­ях ме­сто­име­ние «он» оз­на­ча­ет то­го, кто ме­ди­ти­ру­ет — муж­чи­ну или жен­щи­ну, что без­раз­лич­но; имен­но так это и сле­ду­ет по­ни­мать. У ме­ня и в мыс­лях не бы­ло ущем­лять жен­щин и чрез­мер­но вы­дви­гать муж­чин, по­доб­ная при­стра­ст­ность шла бы враз­рез с ос­но­ва­ми уче­ния и са­мим ду­хом ви­пас­са­ны.

Вы­ра­жаю бла­го­дар­ность мно­гим, ока­зав­шим мне по­мощь в осу­ще­ст­в­ле­нии мое­го пла­на. В осо­бен­но­сти же хо­тел бы вы­ка­зать свою глу­бо­кую при­зна­тель­ность С.Н.Го­ен­ке за то, что он при сво­ей за­гру­жен­но­сти вы­краи­вал вре­мя, а и то­го бо­лее — за то, что он ру­ко­во­дил мои­ми пер­вы­ми ша­га­ми на опи­сан­ном здесь пу­ти.

В бо­лее глу­бо­ком смыс­ле С.Н.Го­ен­ка и есть на­стоя­щий ав­тор этой кни­ги, по­сколь­ку моя цель сво­дит­ся к то­му, что­бы пред­ста­вить здесь то, как он пе­ре­да­ёт уче­ния Буд­ды. Все дос­то­ин­ст­ва кни­ги — его, а все её изъ­я­ны — на мо­ей со­вес­ти.

 

Вве­де­ние

 

Пред­ставь­те се­бе, что у Вас поя­ви­лась воз­мож­ность на де­сять дней от­ло­жить в сто­ро­ну все мир­ские обя­за­тель­ст­ва и про­жить это вре­мя в уе­ди­нён­ном, спо­кой­ном мес­те, где вас за­ве­до­мо не по­тре­во­жат, глав­ные те­лес­ные ну­ж­ды — в жи­лье и пи­та­нии — бу­дут удов­ле­тво­ре­ны; при нас бу­дут по­мощ­ни­ки, что­бы ва­ша жизнь бы­ла в ра­зум­ных пре­де­лах удоб­ной. В от­вет от вас ожи­да­ют лишь, что вы бу­де­те из­бе­гать об­ще­ния, и, по­ми­мо са­мо­го не­об­хо­ди­мо­го для жиз­ни, ста­не­те про­во­дить все ча­сы бодр­ст­во­ва­ния с за­кры­ты­ми гла­за­ми, удер­жи­вая при этом ум на из­бран­ном объ­ек­те вни­ма­ния. Со­гла­си­лись бы вы?

До­пус­тим, вы про­сто ус­лы­ша­ли, что та­кая воз­мож­ность су­ще­ст­ву­ет, а лю­ди, вро­де вас, не то что со­глас­ны, а дея­тель­но стре­мят­ся про­во­дить своё сво­бод­ное вре­мя имен­но так, до­би­ва­ют­ся это­го. Как бы вы опи­са­ли их за­ня­тие? Мо­жет быть, гля­день­ем на пу­пок или со­зер­ца­ни­ем, эс­ка­пиз­мом или ду­хов­ны­ми сбо­ра­ми, са­мо­опь­я­не­ни­ем или са­мо­изу­че­ни­ем, ин­тро­вер­си­ей или ин­трос­пек­ци­ей. Но не­за­ви­си­мо от то­го, бу­дет ли в обо­зна­че­нии по­ло­жи­тель­ная или от­ри­ца­тель­ная оцен­ка, обык­но­вен­но впе­чат­ле­ние от ме­ди­та­ции та­ко­во, что это есть уда­ле­ние от ми­ра. Есть, ко­неч­но, ме­то­ды, имен­но так и ра­бо­таю­щие. Но ме­ди­та­ция не есть не­пре­мен­но бег­ст­во от ми­ра; она мо­жет так­же быть и сред­ст­вом встре­тить мир ли­цом к ли­цу, что­бы по­нять его и са­мо­го се­бя.

Вся­кий че­ло­век обу­чен счи­тать ре­аль­но­стью внеш­ний мир; а жить че­ло­ве­че­ской жиз­нью зна­чит для не­го со­при­ка­сать­ся со внеш­ней ре­аль­но­стью и ис­кать при­то­ка фи­зи­че­ских и пси­хи­че­ских дан­ных из­вне. Боль­шин­ст­ву из нас ни­ко­гда не при­хо­ди­ло на ум пре­рвать внеш­ние кон­так­ты и по­смот­реть, что же про­ис­хо­дит внут­ри; са­ма за­тея, по всей ве­ро­ят­но­сти, по­ка­за­лась бы срод­ни ре­ше­нию про­во­дить це­лые ча­сы в раз­гля­ды­ва­нии те­ле­эк­ра­на с ре­гу­ли­ро­воч­ной таб­ли­цей. Мы уж луч­ше за­ня­лись бы ис­сле­до­ва­ни­ем скры­той сто­ро­ны Лу­ны или оке­ан­ско­го дна, а не скры­тых глу­бин внут­ри са­мих се­бя.

Но на де­ле-то Все­лен­ная су­ще­ст­ву­ет для ка­ж­до­го из нас, лишь по­сколь­ку мы пе­ре­жи­ва­ем её сво­им умом и те­лом. Ни­ко­гда не бы­ва­ет, что она где-то там, в дру­гом мес­те,— она все­гда здесь и те­перь. Ис­сле­дуя своё со­стоя­ние здесь и те­перь, мы мо­жем ис­сле­до­вать внут­рен­ний мир. Не ис­сле­до­вав внут­рен­не­го ми­ра, мы ни­ко­гда не бу­дем знать ре­аль­ность — мы бу­дем знать толь­ко свои ве­ро­ва­ния или по­ня­тия ра­зу­ма о ней. На­блю­дая же са­мих се­бя, мы смо­жем прий­ти к не­по­сред­ст­вен­но­му по­зна­нию ре­аль­но­сти, смо­жем нау­чить­ся по­ло­жи­тель­но­му, твор­че­ско­му под­хо­ду к ней.

Один из ме­то­дов ис­сле­до­ва­ния внут­рен­не­го ми­ра — это ме­ди­та­ция ви­пас­са­ны, как её пре­по­даёт С.Н.Го­ен­ка; это прак­ти­че­ский ме­тод изу­че­ния ре­аль­но­сти соб­ст­вен­ных те­ла и ума, рас­кры­тия и раз­ре­ше­ния ка­ж­дой из со­кры­тых в них про­блем, спо­соб раз­ви­тия не­вос­тре­бо­ван­ных воз­мож­но­стей и управ­ле­ния ими во бла­го своё и дру­гих лю­дей.

Сло­во «ви­пас­са­на » оз­на­ча­ет в древ­нем ин­дий­ском язы­ке па­ли «про­зре­ние », «ус­мот­ре­ние ». Это — суть уче­ния Буд­ды, на­лич­ное пе­ре­жи­ва­ние ис­тин, о ко­то­рых он го­во­рил. Сам Буд­да дос­тиг та­ко­го пе­ре­жи­ва­ния при по­мо­щи ме­ди­та­ции, а по­то­му ме­ди­та­ция и есть то, че­му он, пре­ж­де всего, учил. Его сло­ва — это сви­де­тель­ст­ва его лич­но­го опы­та в ме­ди­та­ции, а так­же под­роб­ные ука­за­ния, как ею за­ни­мать­ся для осу­ще­ст­в­ле­ния це­ли, ко­то­рой он сам дос­тиг, т.е. для пе­ре­жи­ва­ния ис­ти­ны.

Всё вы­ше ска­зан­ное вряд ли вы­зо­вет воз­ра­же­ния, но труд­ность ос­та­ёт­ся — а как по­нять на­став­ле­ния, дан­ные Буд­дой, как им сле­до­вать? Ес­ли сло­ва его со­хран­ны, они в при­знан­но под­лин­ных тек­стах, то ин­тер­пре­та­ция на­став­ле­ний Буд­ды ка­са­тель­но ме­ди­та­ции вне кон­тек­ста жи­вой прак­ти­ки ока­зы­ва­ет­ся труд­ным де­лом.

Но ес­ли су­ще­ст­ву­ет та­кой ме­тод, со­хра­нив­ший­ся в те­че­ние мно­гих по­ко­ле­ний, и он обе­ща­ет те са­мые ре­зуль­та­ты, что бы­ли опи­са­ны Буд­дой, и ес­ли он в точ­но­сти со­от­вет­ст­ву­ет его на­став­ле­ни­ям и про­яс­ня­ет в них те сто­ро­ны, ко­то­рые дав­но ка­за­лись тём­ны­ми,— то этот ме­тод, не­со­мнен­но, дос­то­ин ис­сле­до­ва­ния. Ви­пас­са­на как раз и есть та­кой ме­тод. Он не­обы­ча­ен и по про­сто­те сво­ей, и по пол­ной не­дог­ма­тич­но­сти, и, пре­ж­де все­го, по тем ре­зуль­та­там, ко­то­рые обе­ща­ет.

Ме­ди­та­ция ви­пас­са­на пре­по­да­ёт­ся на де­ся­ти­днев­ных учеб­ных кур­сах, дос­туп­ных для лю­бо­го же­лаю­ще­го, ис­крен­не стре­мя­ще­го­ся нау­чить­ся этой тех­ни­ке, а так­же ум­ст­вен­но и фи­зи­че­ски спо­соб­но­го к это­му. Де­сять дней уча­ст­ни­ки долж­ны ос­та­вать­ся в пре­де­лах от­ве­дён­но­го для обу­че­ния мес­та и не всту­пать в со­при­кос­но­ве­ние с внеш­ним ми­ром. Они воз­дер­жи­ва­ют­ся от чте­ния и пись­ма, от­кла­ды­ва­ют на вре­мя ре­ли­ги­оз­ную или иную прак­ти­ку и ра­бо­та­ют в точ­ном со­от­вет­ст­вии с да­вае­мы­ми им ука­за­ния­ми. В те­че­ние все­го пе­рио­да под­го­тов­ки на кур­се они со­блю­да­ют ос­нов­ной ко­декс нрав­ст­вен­но­сти, ко­то­рый вклю­ча­ет в се­бя по­ло­вое воз­дер­жа­ние и от­каз от упот­реб­ле­ния всех ви­дов опь­я­няю­щих ве­ществ, они так­же не го­во­рят ме­ж­ду со­бой в те­че­ние пер­вых де­вя­ти дней кур­са, хо­тя име­ют пол­ную воз­мож­ность об­су­ж­дать про­бле­мы ме­ди­та­ции с учи­те­лем и ма­те­ри­аль­ные про­бле­мы — с ад­ми­ни­ст­ра­ци­ей.

В пер­вые три с по­ло­ви­ной дня уча­ст­ни­ки за­ни­ма­ют­ся уп­раж­не­ния­ми в со­сре­до­то­че­нии ума. Это ещё по­ка под­го­тов­ка к прак­ти­ке соб­ст­вен­но ви­пас­са­ны, ко­то­рая вво­дит­ся на чет­вёр­тый день кур­са. Даль­ней­шие сту­пе­ни прак­ти­ки вво­дят­ся еже­днев­но, так что к кон­цу кур­са ока­зы­ва­ет­ся пред­став­лен­ной в об­щем ви­де вся тех­ни­ка в её це­ло­ст­но­сти. На де­ся­тый день мол­ча­нию при­хо­дит ко­нец, и ме­ди­ти­рую­щие воз­вра­ща­ют­ся к бо­лее экс­т­ра­верт­но­му об­ра­зу жиз­ни. Курс за­вер­ша­ет­ся ут­ром один­на­дца­то­го дня.

Пе­ре­жи­ва­ния ме­ди­ти­рую­ще­го в те­че­ние этих де­ся­ти дней, ве­ро­ят­но, при­не­сут ему мно­же­ст­во не­ожи­дан­но­стей. И пер­вой из них ока­зы­ва­ет­ся тот факт, что ме­ди­та­ция — это тя­жё­лый труд! Хо­дя­чее пред­став­ле­ние о том, что ме­ди­та­ция пред­став­ля­ет со­бой осо­бо­го ро­да без­дей­ст­вие или рас­слаб­ле­ние, бы­ст­ро ока­зы­ва­ет­ся не­со­стоя­тель­ным. Для то­го, что­бы соз­на­тель­но на­прав­лять ум­ст­вен­ные про­цес­сы по оп­ре­де­лён­но­му пу­ти, по­треб­но по­сто­ян­ное при­ле­жа­ние. Ин­ст­рук­ции пред­пи­сы­ва­ют прак­ти­кую­щим ра­бо­тать с пол­ной от­да­чей, но без на­ту­ги; од­на­ко по­ку­да мы нау­чим­ся то­му, как это де­лать, уп­раж­не­ния мо­гут ка­зать­ся нам про­тив­ны­ми или да­же из­ма­ты­ваю­щи­ми.

Ещё од­на не­ожи­дан­ность со­сто­ит в том, что про­зре­ние, при­об­ре­тён­ное че­рез са­мо­на­блю­де­ние в на­ча­ле, во­все не обя­за­тель­но це­ли­ком при­ят­но и бла­жен­но. У нас в нор­ме весь­ма из­би­ра­тель­ное пред­став­ле­ние о са­мих се­бе. Ко­гда мы смот­рим­ся в зер­ка­ло, то ста­ра­ем­ся при­нять вы­иг­рыш­ную по­зу и вы­ра­зить ли­цом при­ят­ность. Точ­но так же у ка­ж­до­го из нас есть внут­рен­ний об­раз са­мо­го се­бя, и в этом об­ра­зе под­чёрк­ну­ты чер­ты, вы­зы­ваю­щие вос­хи­ще­ние, не­дос­тат­ки за­ни­же­ны, а не­ко­то­рых черт ха­рак­те­ра и во­все нет. Мы ви­дим та­кой об­раз, ка­кой хо­тим ви­деть, но не то, что есть. А ме­ди­та­ция ви­пас­са­ны яв­ля­ет со­бой тех­ни­ку на­блю­де­ния за ре­аль­но­стью под лю­бым уг­лом. Вме­сто тща­тель­но ре­ту­ши­ро­ван­но­го об­раза са­мо­го се­бя ме­ди­ти­рую­щий пред­ста­ёт пе­ред ис­ти­ной, не про­шед­шей со­вер­шен­но ни­ка­кой цен­зу­ры. Не­ко­то­рые её ас­пек­ты по­не­во­ле бу­дут труд­но при­ем­ле­мы.

Вре­ме­на­ми прак­ти­кую­ще­му мо­жет ка­зать­ся, что не внут­рен­ний мир он на­шёл в ме­ди­та­ции, а од­ни тре­вол­не­ния. Всё что угод­но, свя­зан­ное с учеб­ным кур­сом, мо­жет вос­при­ни­мать­ся как не­вы­пол­ни­мое и не­при­ем­ле­мое: жё­ст­кое рас­пи­са­ние, быт, дис­ци­п­ли­на, на­став­ле­ния и со­ве­ты учи­те­ля; на­ко­нец, са­ма тех­ни­ка.

Од­на­ко прак­ти­кую­ще­го под­жи­да­ет ещё од­на не­ожи­дан­ность — эти труд­но­сти ис­че­за­ют. Ра­но или позд­но ме­ди­ти­рую­щий нау­ча­ет­ся со­вер­шать уси­лия без уси­лий, со­хра­нять бди­тель­ность без на­пря­же­ния, во­вле­чён­ность без при­вя­зан­но­сти. Он пе­ре­ста­ёт бо­роть­ся, и прак­ти­ка по­гло­ща­ет его. То­гда внеш­ние не­удоб­ст­ва ста­но­вят­ся не­важ­ны, дис­ци­п­ли­на пре­вра­ща­ет­ся в под­спо­рье и под­держ­ку, а ча­сы про­ле­та­ют бы­ст­ро и не­за­мет­но. Ум ус­по­каи­ва­ет­ся по­доб­но гор­но­му озе­ру на рас­све­те и с со­вер­шен­ной точ­но­стью от­ра­жа­ет всё, что его ок­ру­жа­ет, и в то же вре­мя от­кры­ва­ет свои глу­би­ны то­му, кто вгля­ды­ва­ет­ся в не­го бо­лее при­сталь­но. Ко­гда при­хо­дит эта яс­ность, ка­ж­дое мгно­ве­нье пол­но ут­вер­жде­ния, кра­со­ты и ми­ра.

Так ме­ди­ти­рую­щий от­кры­ва­ет для се­бя, что ме­тод-то на са­мом де­ле ра­бо­та­ет! В свою оче­редь ка­ж­дый шаг в этой по­сле­до­ва­тель­но­сти мо­жет по­ка­зать­ся ги­гант­ским прыж­ком — и всё же мы ока­зы­ва­ем­ся спо­соб­ны его со­вер­шить. К кон­цу де­ся­ти дней ста­но­вит­ся яс­но, ка­кой да­лё­кий путь был прой­ден с на­ча­ла кур­са до его кон­ца. Ме­ди­ти­рую­щий под­верг­ся осо­бо­му про­цес­су, вро­де хи­рур­ги­че­ско­го вме­ша­тель­ст­ва, вскры­тия гной­ной ра­ны. Рас­се­че­ние гной­ни­ка и на­дав­ли­ва­ние на не­го, что­бы уда­лить гной, бы­ли бо­лез­нен­ны; но без это­го ра­на ни­ко­гда бы не за­жи­ла. А ко­гда гной уда­лён, мы ос­во­бо­ди­лись от не­го и от вы­зы­вав­ше­го­ся им стра­да­ния и мо­жем вновь об­рес­ти пол­ное здо­ро­вье. По­доб­ным же об­ра­зом, прой­дя де­ся­ти­днев­ный курс, ме­ди­ти­рую­щий ос­во­бо­ж­да­ет свой ум от не­ко­то­рых, быв­ших ему при­су­щи­ми, на­пря­же­ний и при­об­ре­та­ет боль­шее ду­шев­ное здо­ро­вье. Про­цесс ви­пас­са­ны про­из­во­дит глу­бо­кие внут­рен­ние пе­ре­ме­ны, ко­то­рые не ис­че­за­ют и по­сле окон­ча­ния кур­са. Ме­ди­ти­рую­щий ви­дит, что всё то, че­му он нау­чил­ся, всю при­об­ре­тён­ную им во вре­мя кур­са ду­шев­ную си­лу, он спо­со­бен при­ме­нить в по­все­днев­ной жиз­ни для соб­ст­вен­ной поль­зы и для бла­га дру­гих. Его жизнь ста­но­вит­ся гар­мо­нич­нее, пло­до­твор­нее и сча­ст­ли­вее.

Ме­тод, ко­то­ро­му учит С.Н.Го­ен­ка, это то, че­му он сам нау­чил­ся у сво­его учи­те­ля, по­кой­но­го сха­я­гьи У Ба Кхи­на; этот бир­ман­ский учи­тель пе­ре­нял ви­пас­са­ну от Схая У Тхе­та, хо­ро­шо из­вест­но­го бир­ман­ско­го на­став­ни­ка ме­ди­та­ции пер­вой по­ло­ви­ны ны­неш­не­го сто­ле­тия. В свою оче­редь Схая У Тхет был уче­ни­ком Ле­ди-схая­до, зна­ме­ни­то­го бир­ман­ско­го учё­но­го мо­на­ха ру­бе­жа де­вят­на­дца­то­го и два­дца­то­го ве­ков. Даль­ней­ших све­де­ний об име­нах бо­лее ран­них учи­те­лей этой прак­ти­ки не со­хра­ни­лось, но её по­сле­до­ва­те­ли по­ла­га­ют, что Ле­ди-схая­до нау­чил­ся ме­ди­та­ции ви­пас­са­ны у тра­ди­ци­он­ных учи­те­лей, со­хра­няв­ших её на про­тя­же­нии це­лых по­ко­ле­ний с глу­бо­кой древ­но­сти, ко­гда уче­ние Буд­ды впер­вые при­шло в Бир­му.

Эта тех­ни­ка, без­ус­лов­но, со­гла­су­ет­ся с на­став­ле­ния­ми Буд­ды ка­са­тель­но ме­ди­та­ции, с са­мым про­стым и бу­к­валь­ным смыс­лом его слов. И, что важ­нее все­го, она при­но­сит по­лез­ные, лич­ные, ощу­ти­мые и не­мед­лен­ные ре­зуль­та­ты. Пред­ла­гае­мая кни­га не яв­ля­ет­ся са­мо­учи­те­лем по прак­ти­ке ме­ди­та­ции ви­пас­са­ны. Ес­ли кто-то ста­нет поль­зо­вать­ся сим об­ра­зом, он бу­дет дей­ст­во­вать ис­клю­чи­тель­но на свой страх и риск. Ме­то­ду сле­ду­ет учить­ся толь­ко на кур­се, где на­ли­цо со­от­вет­ст­вую­щее ок­ру­же­ние, ко­то­рое слу­жит под­держ­кой ме­ди­ти­рую­ще­му, где при­сут­ст­ву­ет над­ле­жа­щим об­ра­зом под­го­тов­лен­ный ру­ко­во­ди­тель. Ме­ди­та­ция — де­ло не­шу­точ­ное, осо­бен­но тех­ни­ка ви­пас­са­ны, ко­то­рая за­ни­ма­ет­ся глу­би­на­ми ума. Ни­ко­гда нель­зя брать­ся за не­ё по лег­ко­мыс­лию или слу­чай­но. Но ес­ли чте­ние этой кни­ги вдох­но­вит вас на по­пыт­ку ос­во­ить ви­пас­са­ну, то вы смо­же­те за­вя­зать кон­так­ты по при­во­ди­мым в кон­це её ад­ре­сам и вы­яс­нить, ко­гда и где дей­ст­ву­ют со­от­вет­ст­вую­щие кур­сы. Цель кни­ги — дать толь­ко аб­рис ме­то­да ви­пас­са­ны в том ви­де, как ему учит С.Н.Го­ен­ка. Ав­тор на­де­ет­ся, что она рас­ши­рит по­ни­ма­ние уче­ния Буд­ды и тех­ни­ки ме­ди­та­ции, ко­то­рая яв­ля­ет со­бой его сущ­ность.

 

 

«Пла­во­ло­гия»

Од­на­ж­ды мо­ло­дой про­фес­сор плыл на ко­раб­ле по мо­рю. Это был вы­со­ко­об­ра­зо­ван­ный че­ло­век с це­лым хво­стом из ти­ту­лов по­сле сво­его име­ни, но у не­го бы­ло ма­ло­ва­то жиз­нен­но­го опы­та. А в ко­ман­де ко­раб­ля был ста­рый не­гра­мот­ный мат­рос. Что ни ве­чер, мат­рос за­хо­дил в каю­ту мо­ло­до­го про­фес­со­ра по­слу­шать, как тот рас­су­ж­да­ет о вся­ких раз­ных ве­щах. Учёность мо­ло­до­го че­ло­ве­ка не­из­мен­но по­ра­жа­ла ста­ри­ка. Как-то ве­че­ром,— ко­гда мо­ряк со­би­рал­ся бы­ло ухо­дить к се­бе по­сле не­сколь­ких ча­сов бе­се­ды,— учёный спро­сил его: «Ста­рик, а ты изу­чал гео­ло­гию?»

— Что это та­кое, ба­рин?

— Нау­ка о зем­ле.

— Нет, ба­рин, я и в шко­лу-то не хо­дил и ни­ко­гда ни­че­го не изу­чал.

— Ста­рик, ты по­те­рял впус­тую чет­верть жиз­ни.

— Ста­рый мо­ряк ушёл с вы­тя­ну­тым ли­цом. «Ес­ли уж это ска­зал та­кой боль­шой учёный,— по­ду­мал он,— то так долж­но быть и есть. Я по­те­рял впус­тую чет­верть жиз­ни!»

— На сле­дую­щий ве­чер, ко­гда мо­ряк сно­ва со­би­рал­ся ухо­дить, учёный спро­сил его: Ста­рик, а ты изу­чал океа­но­гра­фию?

— Что это та­кое, ба­рин?

— Нау­ка о мо­ре.

— Нет, ба­рин, я ни­ко­гда ни­че­му не учил­ся.

— Зна­ешь, ста­ри­на, ты по­те­рял впус­тую по­ло­ви­ну жиз­ни.

— Мат­рос скис. «По­те­рял пол­жиз­ни! Ведь так ска­зал этот учёный!»

— На тре­тий ве­чер мо­ло­дой про­фес­сор опять спра­ши­ва­ет ста­ри­ка:

— Ста­рик, а ты изу­чал ме­тео­ро­ло­гию?

— Что это та­кое, ба­рин? Я ни­ко­гда да­же не слы­хи­вал о та­кой шту­ке.

— Ну, это нау­ка о вет­ре, о до­ж­де, о по­го­де.

— Нет, ба­рин. Я же ска­зал вам, что в шко­лу не хо­дил и ни­ко­гда ни­че­го не изу­чал.

— Ты не изу­чал нау­ку о зем­ле, на ко­то­рой живёшь, ни нау­ку о мо­ре, ко­то­рым за­ра­ба­ты­ва­ешь се­бе на жизнь, ни нау­ку о по­го­де, с ко­то­рой еже­днев­но стал­ки­ва­ешь­ся. Эх, ста­рик, ты по­те­рял впус­тую три чет­вер­ти жиз­ни.

Ста­рый мо­ряк со­всем рас­стро­ил­ся. «Этот учёный го­во­рит, что я по­те­рял по­на­прас­ну три чет­вер­ти сво­ей жиз­ни. Зна­чит, так оно и есть!»

Но на сле­дую­щий день при­шла оче­редь мо­ря­ка за­да­вать во­про­сы. Он бе­гом во­рвал­ся в каю­ту мо­ло­до­го че­ло­ве­ка и за­кри­чал:

— Гос­по­дин про­фес­сор, а вы изу­ча­ли пла­во­ло­гию?

— Пла­во­ло­гию? Что ты име­ешь в ви­ду?

— Пла­вать-то, ба­рин, умее­те?

— Нет, не умею.

— Эх, гос­по­дин ба­рин, вы по­те­ря­ли впус­тую всю свою жизнь! Ко­рабль на­ткнул­ся на ска­лу и идёт ко дну. Тот, кто уме­ет пла­вать, до­бе­рёт­ся до бе­ре­га — он ведь не­да­ле­ко. А кто нет — те уто­нут. Жаль мне вас, учёный ба­рин: по­те­ря­ли вы свою жизнь, как пить дать!

Так и вы мо­же­те изу­чить лю­бые «ло­гии» в ми­ре; но ес­ли вы не изу­чи­те «пла­во­ло­гию», все ва­ши зна­ния бес­по­лез­ны. Вы бу­де­те чи­тать и пи­сать кни­ги о пла­ва­нье, смо­же­те спо­рить о его тео­ре­ти­че­ских ас­пек­тах, но чем это вам по­мо­жет, ес­ли вы са­ми от­ка­зы­вае­тесь вой­ти в во­ду? Вам на­до нау­чить­ся пла­вать са­мим.

 

Гла­ва 1. Ис­ка­ния

 

Все мы стре­мим­ся к ми­ру и ла­ду, по­то­му что это­го-то нам в жиз­ни и не хва­та­ет. Всем нам хо­чет­ся быть сча­ст­ли­вы­ми, все мы счи­та­ем се­бя впра­ве на сча­стье. Од­на­ко сча­стье это та­кая цель, что к ней ча­ще стре­мишь­ся, чем её дос­ти­га­ешь. Вре­ме­на­ми все мы пе­ре­жи­ва­ем не­удов­ле­тво­рён­ность жиз­нью — воз­бу­ж­де­ние, раз­дра­же­ние, раз­лад, стра­да­ния. Пусть да­же имен­но сей­час мы из­бав­ле­ны от та­кой не­удов­ле­тво­рён­но­сти,— ка­ж­дый мо­жет вспом­нить мо­мент, ко­гда она по­дав­ля­ла нас, и мо­жет пред­ви­деть так­же её воз­врат. А ра­но или позд­но всем нам при­дёт­ся встре­тить­ся ли­цом к ли­цу со стра­да­ни­ем смер­ти.

К то­му же на­ша лич­ная не­удов­ле­тво­рён­ность не ос­та­ёт­ся при нас; на­про­тив: мы по­сто­ян­но де­лим­ся свои­ми стра­да­ния­ми с дру­ги­ми людь­ми. Ат­мо­сфе­ра во­круг ка­ж­до­го не­сча­ст­но­го че­ло­ве­ка са­ма де­ла­ет­ся на­сы­щен­ной тя­жёлым бес­по­кой­ст­вом, и в ней лю­бой по­чув­ст­ву­ет се­бя взвин­чен­ным и не­до­воль­ным. Так лич­ные тя­го­ты скла­ды­ва­ют­ся и по­ро­ж­да­ют на­пря­жён­ность во всём об­ще­ст­ве.

Это и есть ос­нов­ная про­бле­ма жиз­ни: её не­удов­ле­тво­ри­тель­ность. С на­ми слу­ча­ет­ся то, че­го нам не хо­чет­ся; и не слу­ча­ет­ся то­го, че­го нам хо­чет­ся. И мы не зна­ем, как или по­че­му это ра­бо­та­ет, как не зна­ет ка­ж­дый из нас ни сво­его на­ча­ла, ни сво­его кон­ца.

Был два­дцать пять сто­ле­тий то­му на­зад в се­вер­ной Ин­дии че­ло­век, ко­то­рый ре­шил ис­сле­до­вать это как про­бле­му — т.е. про­бле­му че­ло­ве­че­ско­го стра­да­ния. По­сле дол­гих лет ис­ка­ний и оп­ро­бо­ва­ния раз­лич­ных ме­то­дов он от­крыл путь к то­му, что­бы дос­тичь про­зре­ния в ре­аль­ность на­шей соб­ст­вен­ной при­ро­ды и пе­ре­жить ис­тин­ную сво­бо­ду от стра­да­ния. Дос­тиг­нув вы­со­чай­шей це­ли, ос­во­бо­ж­де­ния, из­бав­ле­ния от убо­же­ст­ва и раз­ла­да, он по­свя­тил ос­та­ток сво­ей жиз­ни то­му, что­бы по­мо­гать дру­гим: пусть и они нау­чат­ся то­му же, что сде­лал он; он, ины­ми сло­ва­ми, по­ка­зал им путь к их соб­ст­вен­но­му ос­во­бо­ж­де­нию.

Это был Сидд­хатт­ха Го­та­ма, про­сла­вив­ший­ся как Буд­да, т.е. «Про­свет­лён­ный». Он ни­ко­гда не при­тя­зал на то, что­бы быть сверх­че­ло­ве­ком. Как и все про­чие ве­ли­кие учи­те­ля, он сде­лал­ся ле­ген­дар­ной лич­но­стью. Впро­чем, хо­тя о его про­шлом опы­те или не­обыч­ных си­лах рас­ска­зы­ва­ли чу­дес­ные ис­то­рии, все сви­де­тель­ст­ва, тем не ме­нее, со­глас­ны в том, что он ни­ко­гда не объ­яв­лял о сво­ей бо­же­ст­вен­но­сти, об об­ре­тён­ном бо­же­ст­вен­ном вдох­но­ве­нии. Все осо­бые ка­че­ст­ва, ко­то­ры­ми он об­ла­дал, бы­ли, пре­ж­де все­го, че­ло­ве­че­ски­ми ка­че­ст­ва­ми, до­ве­дён­ны­ми им до со­вер­шен­ст­ва. По­это­му всё, че­го он дос­тиг, на­хо­дит­ся в пре­де­лах дос­ти­жи­мо­го для лю­бо­го че­ло­ве­ка, ко­то­рый ста­нет ра­бо­тать, как и он.

Буд­да не учил ка­кой-то ре­ли­гии, или фи­ло­со­фии, или сис­те­ме ве­ро­ва­ний. Он на­зы­вал своё уче­ние «Дхам­мой», т.е. «за­ко­ном», — за­ко­ном при­ро­ды. Его не ин­те­ре­со­ва­ли ка­кие-ли­бо дог­мы или до­су­жие умо­зре­ния. Вме­сто это­го он пред­ло­жил прак­ти­че­ское и об­ще­при­ем­ле­мое ре­ше­ние все­об­щей про­бле­мы; «сей­час, как и рань­ше, — го­во­рил он, — я учу о стра­да­нии и об ис­ко­ре­не­нии стра­да­ния». Он от­ка­зы­вал­ся да­же об­су­ж­дать то, что не ве­дёт к ос­во­бо­ж­де­нию от убо­же­ст­ва.

Как он не раз под­чёр­ки­вал, его уче­ние не яв­ля­ет­ся его лич­ной вы­дум­кой и не бы­ло да­но ему в бо­же­ст­вен­ном от­кро­ве­нии. Это про­сто ис­ти­на, ре­аль­ность, ко­то­рую ему уда­лось от­крыть соб­ст­вен­ны­ми уси­лия­ми, как это сде­ла­ли мно­гие до не­го и как мо­гут сде­лать мно­гие по­сле не­го. Он не пре­тен­до­вал на мо­но­по­лию в ис­ти­не.

Он так­же не тре­бо­вал для сво­его уче­ния осо­бой ав­то­ри­тет­но­сти,— ни на ос­но­ве лич­ной ве­ры лю­дей в не­го, ни бла­го­да­ря яв­ной ло­гич­но­сти то­го, че­му он учил. На­обо­рот, он по­ло­жил за пра­ви­ло, что со­мне­вать­ся и лич­но про­ве­рять всё, что на­хо­дит­ся вне пре­де­лов лич­но­го опы­та, весь­ма ра­зум­но:

«Не на­до про­сто ве­рить все­му, что вам го­во­рят, или то­му, что дос­та­лось от про­шлых по­ко­ле­ний, или об­ще­при­ня­то­му, или все­му то­му, о чём ­го­­в­о­рят пи­са­ния. Не при­ни­май­те ни­че­го за ис­ти­ну на ос­но­ва­нии од­них лишь вы­во­дов и умо­зак­лю­че­ний, или по­ла­га­ясь на внеш­нюю ви­ди­мость, или из при­стра­ст­но­сти к ка­ко­му-то взгля­ду, или опи­ра­ясь на прав­до­по­до­бие, или по­то­му, что так вам ска­зал учи­тель. А вот еже­ли вы са­ми не­по­сред­ст­вен­но уз­на­ли, что ка­кие-то по­ло­же­ния не­здра­вы, пре­до­су­ди­тель­ны, не одоб­ря­ют­ся муд­ры­ми людь­ми, а ес­ли их при­нять и им по­сле­до­вать, то они на­вре­дят и при­чи­нят стра­да­ния, то вы их от­брось­те. Или еже­ли вы са­ми не­по­сред­ст­вен­но уз­на­ли, что ка­кие-то по­ло­же­ния здра­вы, не­пре­до­су­ди­тель­ны, одоб­ря­ют­ся муд­ры­ми людь­ми, а ес­ли их при­нять и им по­сле­до­вать, то они при­не­сут поль­зу и сча­стье,— то вы дер­жи­тесь их, во­пло­щай­те их». (2)

Так что вы­со­чай­ший ав­то­ри­тет — это на­ше соб­ст­вен­ное пе­ре­жи­ва­ние ис­ти­ны. Нель­зя ни­че­го при­ни­мать толь­ко на



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: